Задание для самостоятельной работы
Техника выразительного поведения преподавателя на учебном занятии Задание: подготовиться к проведению ролевой игры. Цель: формирование умения конструировать стратегию поведения преподавателя на учебном занятии, исходя из его целевого назначения и особенностей аудитории. Игровой материал: – конспекты учебных занятий; – видеосредство для съемки фрагментов учебного занятия; – экспертные листы для оценки деятельности преподавателя; – подборка вопросов для анализа учебного занятия. Учебное время: 45 мин. Предварительная работа: – знакомство с конспектом занятия (лекции); – определение, роль какого преподавателя будет выполнять участник; – работа над выстраиванием стратегии выразительного поведения в соответствии с принятой ролью. Содержание игры: Вводный этап. Проведем ролевую игру. В ней такие игровые группы: 1. Группа преподавателей, показывающих свое мастерство, причем в свою очередь она делится на преподавателей-новаторов, старающихся использовать в своей работе современные подходы к организации учебного занятия, и преподавателей-представителей традиционной педагогики. 2. Группа экспертов аттестационной комиссии, оценивающих работу педагога на занятии. 3. Группа журналистов. 4. Группа студентов. Первый этап. Всем преподавателям дается конспект занятия (лекции) по одной и той же теме. Преподаватель выбирает фрагмент для обыгрывания. Алгоритм обыгрывания следующий: приветствие – монолог преподавателя – дискуссия со студентами – прощание. Критерии оценки работы преподавателя: модель установления контакта со студентами, стиль общения, выражение определенной педагогической позиции в отношениях со студентами. При этом учитывается экспрессия поведения педагога: мимика, жесты, интонационная выразительность, поза и дистанция в ситуации общения преподавателя с аудиторией.
Второй этап. Разыгрывание ситуации: «Преподаватель пришел на учебное занятие в класс (например, 5, 7, 10. 11-й, новый класс – с ним педагог еще не работал). Преподаватель начинает занятие...» Занятие снимают на видеокамеру, на нем присутствуют журналисты, эксперты аттестационной комиссии. Третий этап. Пресс-конференция. 1. Преподаватели анализируют свою работу. 2. Журналисты задают вопросы преподавателям. 3. Выступают представители экспертной группы. 4. Называется самый лучший преподаватель, справившийся с ролью. Заключительный этап. Интервью перед телекамерой. Каждый участник заканчивает предложение: «Для меня выразительное поведение преподавателя – это...» Литература для подготовки самостоятельного задания Основная Вотинова, Е. Г. Основы педагогического мастерства: учебное пособие / Е. В. Вотинова, Е. В. Журавлева. Н. А. Ложникова; ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»; Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2008. – 92 с. Губанова. М. И. Педагогическое взаимодействие: учебное пособие / М.И. Губанова; ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». – Кемерово, 2010. – 96 с. Дополнительная Ершова, А. П. Режиссура урока, общения и поведения учителя / А. П. Ершова, В. М. Букатов. – М., 1998. Ильев, В. А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока / В. А. Ильев. – М.,1993. Культура современного урока / Под ред. Н. Е. Щурковой. – М., 1997. Морева, Н. А. Основы педагогического мастерства: учебное пособие для вузов / Н. А. Морева. – М.: Просвещение, 2006. – 320 с.
Примерные темы рефератов, эссе 1. Педагогические технологии: характеристики, виды, практика применения.
2. Педагогические способности в структуре педагогической деятельности. 3. Деформация личности преподавателя в процессе педагогической деятельности. 4. Имидж преподавателя. 5. Фасилитаторская позиция педагога. 6. Культура профессионального самовоспитания и самообразования педагога. 7. Поведенческие стереотипы, личностная тревожность как условия проявления профессиональной деформации личности преподавателя. 8. Постоянство стрессовых ситуаций и эффект «профессионального выгорания» в педагогической деятельности преподавателя. 9. Проблема проявления педагогических страхов и меры по их устранению. 10. Психологическая защита как механизм профессиональной деформации.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Кемеровский государственный университет Межвузовская кафедра общей и вузовской педагогики
УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебно-организационной работе КемГУ Т. Н. Семенкова ________________________ «_____» ____________ 2012г.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО КУРСУ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО» Направление подготовки Педагогическое образование Профиль подготовки Социально-экономическое образование Квалификация выпускника Бакалавр Форма обучения Очная
Кемерово 2012
Составитель: к. пед. н., доцент Жукова Т. А.
Словарь терминов по курсу «Педагогическое мастерство».Для направления подготовки 050100 «Педагогическое образование», профиль подготовки «Социально-педагогическое образование», экономический факультет / ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»; Сост. Т. А. Жукова. – Кемерово, 2012.
Словарь терминов по курсу «Педагогическое мастерство» составлены с целью помощи студентам в качественном изучении материала дисциплины.
А Аксиология – философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т.е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Активность – многозначный термин, используемый в разных науках; физиологии (электрофизиологическая активность мозга), социологии (социальная активность личности), психологии (надситуанионная активность) и философии в специфических конкретных значениях. Активность субъекта является главным условием его саморазвития и самосовершенствования. Принцип активности субъекта является в акмеологии основополагающим.
Антиципация (от лат.anticipation – предвосхищение) – предвосхищение, предугадывание возможного хода событий; новое понятие в педагогике, социальной педагогике – способность предвидеть и представить конечный результат учебной и воспитательной деятельности, а также готовность к реакции на какое-то событие до его наступления. Б Бодалев Алексей Александрович (р. 1923), д-р псих. н., профессор, академик РАО, действительный член АПСН. В трудах по психологии общения раскрывает общие, возрастные и индивидуальные, профессиональные и другие особенности межличностного восприятия и познания, рассматривает роль общения в воспитании, разрабатывает комплексный подход к воспитанию личности. В настоящее время особое внимание уделяет проблемам общей, социальной и педагогической психологии, акмеологии. Основные научные труды: «Восприятие и понимание человека человеком» (1987); «Как становятся великими или выдающимися?» (1990); «О феномене «акме» и некоторых закономерностях его формирования и развития» (1995); «Вершина в развитии взрослого человека: характеристики, условия достижения» (1998); «Актуальные проблемы изучения взрослых» (1999); «Развитие социально-перцептивной компетентности личности» (1998). В Возрастной подход в воспитании – учет и использование закономерностей развития личности (физических, психических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом. Воспитание – социально, педагогически и личностно обусловленный процесс овладения личностью жизненным опытом, ценностями, смыслами и нравственными способами поведения, осуществляемый на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и самоопределения в культуре и социуме.
Воспитание (как общественное явление) – сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации и культуры, церковью, семьей, образовательными учреждениями разного уровня и направленности. Воспитание обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений. Воспитание (как педагогическое явление) – 1) целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей; 2) целостный, сознательно организованный педагогический, процесс формирования и образования личности в учебно-воспитательных учреждениях специально подготовленными специалистами; 3) целенаправленная, управляемая и открытая система воспитательного взаимодействия детей и взрослых, в которой воспитанник является паритетным участником и есть возможность вносить в нее (систему) изменения, способствующие оптимальному развитию детей (в этом определении ребенок является и объектом, и субъектом); 4) предоставление воспитаннику альтернативных способов поведения в различных ситуациях, оставляя за ним право выбора и поиска своего пути; 5) процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе (в этой позиции ребенок – объект педагогического воздействия); 6) целенаправленное создание условий для освоения человеком культуры, перевода ее в личный опыт через организованное длительное воздействие на развитие индивида со стороны окружающих воспитательных институтов, социальной и природной среды, с учетом его потенциальных возможностей с целью стимулирования его саморазвития и самостоятельности; 7) (в самом узком, конкретном значении) составные части целостного воспитательного процесса: умственное, направленное и т. д. воспитание. Воспитание духовное – формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека. Это воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и др. качеств, способных придать высший смысл делам и мыслям человека. Воспитуемость – подготовленность человека к сравнительно быстрому формированию новых для него познавательных, эмоциональных или поведенческих умений и навыков.
Г Готовность профессиональная — готовность школьников к выбору своего трудового, профессионального пути, осознанию собственных интересов, индивидуальных психологических особенностей своей личности. Гуманизация воспитания и обучения – реализация в процессе построения отношений между педагогом и воспитанником принципов мировоззрения, в основе которого лежит уважение к людям, забота о них; постановка в центр педагогического внимания интересов и проблем ребенка; формирование у детей отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире. Играет роль социальной защиты ребенка и детства Гуманизация образования - распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения; обеспечение образовательным процессом свободного и всестороннего развития личности, ее деятельного участия в жизни общества. Гуманизм – принцип мировоззрения, в основе которого лежит признание безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, прав личности на свободное проявление своих способностей, убеждений, утверждение блага человека как критерия оценки уровня общественных отношений. В настоящее время становится одним из основных принципов педагогики. Гуманистическая педагогическая культура – часть общечеловеческой культуры, интегрирующая историко-культурный педагогический опыт и регулирующая сферу педагогического взаимодействия. Гуманитаризация образования – установление гармонического равновесия между естественно-математическими и гуманитарными циклами в обучении с целью развития в каждом обучаемом духовно богатой личности, умеющей противостоять технократизму и бесчеловечности. Гуманитарное образование – приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования, направленное на формирование личностной зрелости обучаемых. Гуманная педагогическая позиция – ценностно-смысловое отношение педагога к детям, которое проявляется в любви, защите их прав и интересов, заботе об их здоровье и самочувствии, диалогичном общении, теплом принятии каждого ребенка таким, какой он есть. Д Деятельность высокопродуктивная – характеризуется высокими показателями качества по основным параметрам, допускающим квантификацию (производительности, оптимальной интенсивности и напряженности, высокой точности и надежности, организованности, стабильности и опосредованности); преследует положительные личностные и социально-значимые цели, сохраняет здоровье субъекта труда и развивает как профессионала и личность. К Компетентность профессиональная – в акмеологическом понимании – это главный когнитивный компонент подсистем профессионализма личности и деятельности, сфера профессионального ведения, круг решаемых вопросов, постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющие выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью. Структура и содержание профессиональной компетентности во многом определяется спецификой профессиональной деятельности, ее принадлежности к определенным видам. Концепция – система взглядов, принципов в какой-либо области; общий замысел, основная идея труда, произведения. Концепция воспитания – система взглядов отдельного ученого или группы исследователей на воспитательный процесс – его сущность, цель, принципы, содержание и способы организации, критерии и показатели его эффективности. Концепция (теория) обучения – совокупность обобщенных положений или система взглядов на понимание сущности, содержания, методики и организации учебного процесса, а также особенностей деятельности обучающих и обучаемых в ходе его осуществления. В практике активно применяются ассоциативно-рефлекторная концепция обучения, поэтапного формирования умственных действий, теория проблемного обучения, концепция проблемно-деятельностного обучения и концепция программированного обучения. Л Личность – феномен общественного развития, конкретный человек, обладающий сознанием и самосознанием. М Маркова Аэлита Капитоновна – д-р псих. н., профессор. Специалист в области психологии развития, педагогической психологии профессионализма. Автор психологической концепции профессионализма, которая может быть использована в ходе профессионального самововершенствования специалиста, при определении психологических основ профессиональной аттестации кадров, при построении программы практической помощи психологам и акмеологам. Круг научных интересов – психология учения и его мотивации; психология обучения взрослых; закономерности возрастного развития, психология профессионализма. Основные научные труды: «Психология усвоения языка как средства общения» (1974); переведенной и изданной в США в 1979 г. «Формирование мотивации учения в школьном возрасте» (1983); «Психология труда учителя» (1993); «Психология профессионализма» (1996). Мастерство – категория, принадлежащая психологии труда и акмеологии, характеризующая свойство личности, приобретенное с опытом, как высший уровень профессиональных умений в определенной области, достигнутый на основе гибких навыков и творческого подхода (К. К. Платонов). Методологические принципы – основные положения, на которых базируется исследовательское и практическое преобразование педагогических систем; принципы всегда должны быть научно обоснованными, носить обобщенный характер и быть обязательными для исполнения. Методология – учение о наиболее общих принципах, структуре, логической организации, методах и средствах познания и преобразования окружающего мира. Миссия личности – смысловая стратегическая цель личности, реализуемая через жизненный и профессиональный путь. Н Направленность личности – психическое свойство личности – система потребностей-доминант, ценностей, устремлений, преобладающая система смыслообразующих мотивов, выражающаяся в жизненных целях человека, его установках, перспективах, намерениях, стремлениях и активной деятельности по их достижению. В направленности личности обычно выделяют мировоззренческую (общественно-политическую), профессиональную, бытовую направленность. О Онтогенез – путь развития отдельного индивида от зарождения его жизненных сил, их проявления до высшего расцвета (акме) и угасания). Онтология – учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. П Потенциал личностный – в акмеологическом понимании включает в себя не только потенциальное личности (способности, природно-обусловленные профессионально важные качества, позитивные наследственные факторы и пр.), но и систему постоянно возобновляемых и умножаемых ресурсов – интеллектуальных, психологических, волевых и пр., что способствует прогрессивному личностному и профессиональному развитию. Праксиология – теория применения новшевств; учение об эффективной внедренческой деятельности. Принцип – основное исходное теоретическое положение, руководящая идея. Профессионал – это субъект профессиональной деятельности, обладающий высокими показателями профессионализма личности и деятельности, самоэффективности, имеющий высокий профессиональный и социальный статус, динамически развивающуюся систему личностной и деятельностной нормативной регуляции, постоянно нацеленный на саморазвитие и самосовершенствование, на личностные и профессиональные достижения, имеющие социально-позитивное значение. Профессионализм деятельности – качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, в том числе основанных на творческих решениях, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой и стабильной продуктивностью; характеристика, подлежащая дальнейшему развитию. Профессионализм личности – качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень профессионально важных или личностно-деловых качеств, акмеологических инвариантов профессионализма, креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленная на прогрессивное развитие. Р Развитие личностно-профессиональное – это процесс развития личности (в широко понимании), преимущественно ориентированной на высокий уровень профессионализма и профессиональные достижения, осуществляемый с помощью обучения и саморазвития, профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействий. Рефлексия –процесс самопознания субьектом внутренних психических актов и состояний на основе жизненного опыта. С Самоэффективность – свойство личности, концептуально описанное А. Бандурой, подразумевающее убежденность человека в том, что он самостоятельно может управлять своим поведением и развитием так, чтобы они были продуктивными. Синергетика – наука, исследующая процессы перехода сложных систем из неупорядоченного состояния в упорядоченное и вскрывающая такие связи между элементами этой системы, при которых суммарное действие в рамках системы превышает по своему эффекту простое сложение эффектов действия каждого из элементов в отдельности. В педагогике выступает как один из методологических принципов. Синергия, синергизм – совместное действие; взаимодействие различных потенций или видов энергий в целостном действии. В социологии – совместный труд во всех областях человеческой жизни как основа общности; в педагогике – взаимодействие в процессе воспитательной деятельности воспитателя и воспитуемого, самосовершенствование личности и влияние на нее инфраструктуры общества в целях обеспечения полноценного самосовершенствования. Т Теория – описание, объяснение и предсказание, система основных идей вкакой-либо области познания, объединенных общим принципом научных положений, целостное представление закономерностей и существенных свойств, возникающая на базе широко подтверждаемых гипотез. Технология воспитывающей деятельности – совокупность методологических и организационно-методических установок, определяющих подбор, компановку и порядок задействования воспитательного инструментария. Она определяет стратегию, тактику и технику организации воспитания. Ф Факторы акмеологические – основные причины, носящие характер движущих сил, главные детерминанты прогрессивного развития зрелой личности и профессионализма. Феномен – явление, в котором обнаруживается сущность чего-нибудь. Х Холизм – исходное положение о том, что поведение и развитие личности можно правильно объяснить только путем рассмотрения их как целостных систем. Является следствием реализации системного подхода в психологии и акмеологии. Э Экзистенциальный анализ – анализ биографии человека с целью определения смысла и целей его жизни, внутренних возможностей личности производить переоценку своих нравственных ценностей, идеалов. Эстетика – учение о прекрасном, об искусстве и о художественном творчестве. Этика – система норм нравственного поведения человека профессиональной группы. Я «Я-концепция» – относительно устойчивая, достаточно осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о себе как субъекте своей жизни и труда, на основе которой он строит взаимодействия с другими, относится к себе, осуществляет свою деятельность и поведение.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Кемеровский государственный университет Межвузовская кафедра общей и вузовской педагогики
УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебно-организационной работе КемГУ Т. Н. Семенкова ________________________ «_____» ____________ 2012г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|