Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Итог, оценка деятельности детей




 

 

Занятие 11

 

Тема: АВТОМАТИЗАЦИЯ [Щ] В ТРЕХСЛОЖНЫХ СЛОВАХ ВЕЗ СТЕЧЕНИЯ СОГЛАСНЫХ

Задач и: упражнять в правильном произнесении звука [щ] в трехсложных словах без стечения согласных; обогащать и ак­тивизировать словарь, учить называть предметы обобщающим словом, развивать слуховое внимание и фонематический слух; формировать навыки звукового анализа и словообразования, развивать память, воображение; воспитывать активность и са­мостоятельность на занятии.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Игра «Третий лишний»,

- Послушай слова. Назови лишнее слово, объясни, почему оно лишнее?

Щука, ёрш, лещ. (Ёрш - лишнее слово, в этом слове нет зву­ка[щ].)

Каша, борщ, щи. (Каша.)

Плющ, шалфей, щавель. (Шалфей.)

Гонщик, банщик, плотник. (Плотник.)

2. Игра «Говори правильно».

- Повторяй слова: овощи, обещать, угощать, помещать, дощатый, помещу, защита, видящий, идущий, кипящий, гудя­щий, дымящий, жилище.

- Назови слова, которые обозначают названия предметов.

- Назови слова - действия предметов.

- Подбери слова: идущий - человек, трамвай кипящий - чайник, кофейник гудящий - сигнал, гудок дымящий - костер видящий - глаз

3. «Что я сделаю?»

Угошать - угощу; помещать - помещу; защищать — защищу.

4. Игра «Измени слово».

- Измени слово так, чтобы оно обозначало огромный пред­мет:

чудо - чудище жук - жучище рак - рачище сук - сучище бык - бычище рука - ручища нога – ножища

 

5. Физкультминутка с мячом.

- Ударяя по мячу, проговаривай чистоговорки:

Аши-аши-аши - щёки красные у Даши,

Щей-щей-щей - ели много овощей,

Щей-щей-щей - не жалей гостю щей,

Щу-щу-щу - щуку я не дотащу.

 

6. Игра «Составь предложение со словами».

- Составь предложения со словами «угощать», «щетина», «ово­щи».

- Обозначай длинной полоской предложение, короткой по­лоской -- слова; «маленькие слова» (предлоги) обозначай специ­альной фишкой.

 

7. Игра «Сколько?»

Мама купила 1 овощ, 3 овоща, 10 овощей.

Вова поймал 1 (лещ...), 3 (лещ...), 10 (лещ...).

С грядки сорвали I (овощ), 3 (овощ...), 10 (овощ...).

8. Заучивание стихотворения.

- Рученька-ручища,

- Что в земле ты ищешь?

- Ничего я не ищу,

- Землю рою и тащу.

(Экскаватор.)

9. Итог, оценка деятельности детей.

Занятие 12

Тема: АВТОМАТИЗАЦИЯ [Щ] В ТРЕХСЛОЖНЫХ СЛОВАХ СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ

Задачи: упражнять в правильном произнесении звука [щ] в трехсложных словах со стечением согласных; обогащать и ак­тивизировать словарь, учить называть предметы обобщающим словом, развивать слуховое внимание и фонематический слух, навыки языкового анализа и словоизменения, память; воспиты­вать активность и самостоятельность на занятии.

Ход занятия

Организационный момент.

- Рассмотри и назови картинки: нора, тигр, волк, щетка, берлога, картофель, редис, ящик.

- Найди пары картинок, между которыми можно установить связь.

- Назови эти картинки попарно: нора, берлога - жилища, тигр, волк - хищники, картофель, редис - овощи, щётка, ящик - вещи.

- Повтори обобщающие слова. Что общего в этих сло­вах? (Звук [щ].)

 

2. Игра «Повтори три раза».

Трещотка, защёлка, сгущёнка, ищейка. площадка, мещанка, трещина, хищница, гонщица, сварщица, банщица, помощник, волчище, часовщик, выдумщик, ныряльщик, точильщик, носиль­щик. каменщик.

 

3. Игра «Кто это?»

Чинит часы -...

Ныряет в воду

Выдумывает небылицы -...

Помогает -...

Точит ножи, ножницы -...

Носит вещи -...

 

4. Игра «Один - много».

Ребенок называет заданные логопедом слова со словами «один» и «много».

Трещотка - одна трещотка, много трещоток.

Ищейка -...

Площадка -...

Трещина -...

Хищник -...

Защёлка

Мещанка -...

 

5. Игра «Изменяй-ка!».

Я гуляю с ищейкой на площадке. Я гуляю по площади с товарищем.

6. Физкультминутка с мячом.

- Ударяя по мячу, произноси слова по частям (слогам): трещо­тка, ищейка, защёлка, хищница, трещина, площадка.

 

7. Игра «Назови слова с предлогами».

С: с ищейкой, с трещоткой, с защелкой, с гонщгщей, с бан­щицей, с помощником.

Без: без ищейки, без трещотки, без защелки, без помощни­ка. без трещины.

 

8. Развитие навыков языкового анализа.

- Послушай предложение:

Летом строители построили красивую спортивную пло­щадку для детей.

- Сколько слов в этом предложении? (8.)

- Сократи до 7 слов. (Строители построили красивую спор­тивную площадку для детей.)

- Сократи до 6 слов. (Строители построили спортивную пло­щадку для детей.)

- Сократи до 5 слов. (Строители построили площадку для детей.)

- Сократи до 3 слов. (Строители построили площадку.)

- Сократи до 2 слов. (Строители построили.)

 

9. Заучивание загадки.

- Послушай загадку, нарисуй предметы.

Нина раз считала вещи:

Ящик, щетка, плащ и клещи

Плюс трещотка, два ножа,

Щит и два карандаша.

Сколько было б здесь вещей,

Если б не было клещей?

- Сосчитай! (Девять.)

10. Итог, оценка деятельности детей.

Занятие 13

Тема: АВТОМАТИЗАЦИЯ [Щ] В ЧЕТЫРЕХСЛОЖНЫХ СЛОВАХ

Задачи: упражнять в правильном произнесении звука [щ] в сложных словах; обогащать и активизировать словарь, разви­вать слуховое внимание и фонематический слух, навыки языко­вого анализа и словоизменения, память; воспитывать активность и самостоятельность на занятии.

Ход занятия

Организационный момент.

Игра «Собери слово».

-По первым звукам названий предметов составь новое слово: щенок, ищейка, трещина - щит.

- По вторым звукам названий предметов составь новое слово: прыщ, борщ, ущелье, щавель - роща.

 

2. Игра «Повторяй за мной».

- Повторяй слова: вращение, прощение, чудовище, сокровище. удилище, училище, зимовище, хранилище, полотнище, голо­сище, ящерица.

- Назови слова, обозначающие огромные предметы; назо­ви слова, обозначающие помещения; назови слова, обозначаю­щие живые предметы.

 

3. Игра «Слова-родственники».

- Назови слова-родственники: вращение - вращать, вра­щаться. вращающийся; прощение - прощать, прощённый; зи­мовище - зима, зимний, зимующий.

 

4. Игра «Измени предложения».

У Мити удилище - это Митино удилище.

У Кати сокровище - это Катино сокровище.

У Ани полотнище - это Анино полотнище.

У Вовы ящерица - это Вовина ящерица

У папы удилище - это папино удилтце

 

6. Игра «Закончи предложение».

Петя танцовщик, и Таня танцовщица.

Петя закройщик, и Таня...

Петя наборщик, и Таня...

Петя сигнальщик, и Таня...

Петя кладовщик, и Таня...

Петя упаковщик, и Таня...

 

7. Составление предложений.

- Составь предложения со словами «закройщица», «танцовщица», «упаковщица».

- Посчитай, сколько слов в предложении. Обозначай длин ной полоской предложения, короткой - слова.

Физкультминутка.

9. Игра с мячом «Эхо».

Журчать - вода... какая? (журчащая).

Шипеть - змея... (шипящая).

Блестеть - звезда... (блестящая).

Кричать - чайка... (кричащая).

Кипеть - вода... (кипящая).

Идти - девочка... (идущая).

Бурлить - река... (бурлящая).

- О чем или о ком можно сказать «идущая»? «блестящая»?

 

10. Заучивание считалки.

- Послушай считалку:

Щуку тощую с реки притащили рыбаки.

Щука хищная страшней, чем страшилище Кощей.

Мы ей дали овощей и погуще жирных щей.

Щука шлепнула хвостом, словно щёлкнула хлыстом!

И таким ударом крепким расщепила стол на щепки!

- Назови слова со звуком [щ]. Назови слова со звуком [щ] в начале слова.

- Подбери слова к схемам:

ЗКСК 3 К С 3 К 3 К С С К

щука щепки щепка

 

11. Итог, оценка деятельности детей.

ЗВУК [Ч]

Шипящий звук [Ч] является согласным звуком сложного об­разования. [Ч] состоит из двух компонентов: взрывного, или смычного, и фрикативного (щелевого). Это значит, что при про­изнесении звука кончик языка сначала смыкается с корнями верхних резцов - взрывной компонент, затем - после кратко­временного «взрыва» - отходит к альвеолам и образует щель. Таким образом, по способу образования звук [Ч] относится к смычно-щелевым звукам, или к аффрикатам.

Правильная артикуляция звука [Ч] состоит в следующем: гу­бы округлены, зубы сомкнуты; передний край языка сначала прикасается к альвеолам, производя звук [ТЬ], затем, отрываясь от них, переходит к последующему произнесению щелевого [Щ]. В результате быстрого соединения этих двух звуков, мяг­кость которых обусловлена сильным подъемом спинки языка, слышится [Ч]. Мягкое нёбо во время произнесения [Ч] поднято и закрывает проход в нос; голосовые связки раскрыты, так что звук произносится без голоса; выдыхаемая струя воздуха теплая.

Для овладения правильной артикуляцией [Ч] надо сначала предложить произнести звук на слух или прибегнуть к показу положения кончика языка и губ, дать возможность ощутить теп­ло выдыхаемого воздуха. Вызывая звук [Ч], можно предложить ребенку показать, как стрекочет кузнечик, подобрав картинку с изображением насекомого, или предложить «пофотографиро­вать» воображаемым фотоаппаратом -«ч-ч-ч».

В случае необходимости постановки звука следует начать с общего для всех шипящих укрепления кончика языка и выра­ботки умения удерживать передний край языка за верхними зу­бами. В качестве помощника используется звук [ТЬ]: подняв кончик языка кверху, надо произнести отдельный звук (ТЬ - ТЬ - ТЬ...) или слоги ТИ или АТЬ; в это время с помощью шпателя или зонда передний край языка отодвигается вглубь рта, и за звуком [ТЬ] произносится [ШЬ]. В результате получается звук [Ч]. Иногда бывает достаточно во время произнесения [ТЬ] слег­ка нажать пальцами на уголки рта и вытянуть губы вперед - «рупором»: кончик языка отодвигается назад, производя [Ч].

Занятие 1

Тема: ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ч]

Задачи: учить правильной артикуляции и правильному произнесению звука [ч] изолированно и в слогах; развивать фо­нематический слух, артикуляционную и мелкую моторику, па­мять, внимание, мышление; воспитывать слуховое внимание и ак­тивность на занятии

 

Ход занятия

1. Организационный момент.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...