Итог, оценка деятельности детей
Занятие 11
Тема: АВТОМАТИЗАЦИЯ [Щ] В ТРЕХСЛОЖНЫХ СЛОВАХ ВЕЗ СТЕЧЕНИЯ СОГЛАСНЫХ Задач и: упражнять в правильном произнесении звука [щ] в трехсложных словах без стечения согласных; обогащать и активизировать словарь, учить называть предметы обобщающим словом, развивать слуховое внимание и фонематический слух; формировать навыки звукового анализа и словообразования, развивать память, воображение; воспитывать активность и самостоятельность на занятии. Ход занятия 1. Организационный момент. Игра «Третий лишний», - Послушай слова. Назови лишнее слово, объясни, почему оно лишнее? Щука, ёрш, лещ. (Ёрш - лишнее слово, в этом слове нет звука[щ].) Каша, борщ, щи. (Каша.) Плющ, шалфей, щавель. (Шалфей.) Гонщик, банщик, плотник. (Плотник.) 2. Игра «Говори правильно». - Повторяй слова: овощи, обещать, угощать, помещать, дощатый, помещу, защита, видящий, идущий, кипящий, гудящий, дымящий, жилище. - Назови слова, которые обозначают названия предметов. - Назови слова - действия предметов. - Подбери слова: идущий - человек, трамвай кипящий - чайник, кофейник гудящий - сигнал, гудок дымящий - костер видящий - глаз 3. «Что я сделаю?» Угошать - угощу; помещать - помещу; защищать — защищу. 4. Игра «Измени слово». - Измени слово так, чтобы оно обозначало огромный предмет: чудо - чудище жук - жучище рак - рачище сук - сучище бык - бычище рука - ручища нога – ножища
5. Физкультминутка с мячом. - Ударяя по мячу, проговаривай чистоговорки: Аши-аши-аши - щёки красные у Даши, Щей-щей-щей - ели много овощей, Щей-щей-щей - не жалей гостю щей, Щу-щу-щу - щуку я не дотащу.
6. Игра «Составь предложение со словами». - Составь предложения со словами «угощать», «щетина», «овощи».
- Обозначай длинной полоской предложение, короткой полоской -- слова; «маленькие слова» (предлоги) обозначай специальной фишкой.
7. Игра «Сколько?» Мама купила 1 овощ, 3 овоща, 10 овощей. Вова поймал 1 (лещ...), 3 (лещ...), 10 (лещ...). С грядки сорвали I (овощ), 3 (овощ...), 10 (овощ...). 8. Заучивание стихотворения. - Рученька-ручища, - Что в земле ты ищешь? - Ничего я не ищу, - Землю рою и тащу. (Экскаватор.) 9. Итог, оценка деятельности детей. Занятие 12 Тема: АВТОМАТИЗАЦИЯ [Щ] В ТРЕХСЛОЖНЫХ СЛОВАХ СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ Задачи: упражнять в правильном произнесении звука [щ] в трехсложных словах со стечением согласных; обогащать и активизировать словарь, учить называть предметы обобщающим словом, развивать слуховое внимание и фонематический слух, навыки языкового анализа и словоизменения, память; воспитывать активность и самостоятельность на занятии. Ход занятия Организационный момент. - Рассмотри и назови картинки: нора, тигр, волк, щетка, берлога, картофель, редис, ящик. - Найди пары картинок, между которыми можно установить связь. - Назови эти картинки попарно: нора, берлога - жилища, тигр, волк - хищники, картофель, редис - овощи, щётка, ящик - вещи. - Повтори обобщающие слова. Что общего в этих словах? (Звук [щ].)
2. Игра «Повтори три раза». Трещотка, защёлка, сгущёнка, ищейка. площадка, мещанка, трещина, хищница, гонщица, сварщица, банщица, помощник, волчище, часовщик, выдумщик, ныряльщик, точильщик, носильщик. каменщик.
3. Игра «Кто это?» Чинит часы -... Ныряет в воду Выдумывает небылицы -... Помогает -... Точит ножи, ножницы -... Носит вещи -...
4. Игра «Один - много». Ребенок называет заданные логопедом слова со словами «один» и «много». Трещотка - одна трещотка, много трещоток. Ищейка -... Площадка -... Трещина -... Хищник -... Защёлка Мещанка -...
5. Игра «Изменяй-ка!». Я гуляю с ищейкой на площадке. Я гуляю по площади с товарищем. 6. Физкультминутка с мячом. - Ударяя по мячу, произноси слова по частям (слогам): трещотка, ищейка, защёлка, хищница, трещина, площадка.
7. Игра «Назови слова с предлогами». С: с ищейкой, с трещоткой, с защелкой, с гонщгщей, с банщицей, с помощником. Без: без ищейки, без трещотки, без защелки, без помощника. без трещины.
8. Развитие навыков языкового анализа. - Послушай предложение: Летом строители построили красивую спортивную площадку для детей. - Сколько слов в этом предложении? (8.) - Сократи до 7 слов. (Строители построили красивую спортивную площадку для детей.) - Сократи до 6 слов. (Строители построили спортивную площадку для детей.) - Сократи до 5 слов. (Строители построили площадку для детей.) - Сократи до 3 слов. (Строители построили площадку.) - Сократи до 2 слов. (Строители построили.)
9. Заучивание загадки. - Послушай загадку, нарисуй предметы. Нина раз считала вещи: Ящик, щетка, плащ и клещи Плюс трещотка, два ножа, Щит и два карандаша. Сколько было б здесь вещей, Если б не было клещей? - Сосчитай! (Девять.) 10. Итог, оценка деятельности детей. Занятие 13 Тема: АВТОМАТИЗАЦИЯ [Щ] В ЧЕТЫРЕХСЛОЖНЫХ СЛОВАХ Задачи: упражнять в правильном произнесении звука [щ] в сложных словах; обогащать и активизировать словарь, развивать слуховое внимание и фонематический слух, навыки языкового анализа и словоизменения, память; воспитывать активность и самостоятельность на занятии. Ход занятия Организационный момент. Игра «Собери слово». -По первым звукам названий предметов составь новое слово: щенок, ищейка, трещина - щит. - По вторым звукам названий предметов составь новое слово: прыщ, борщ, ущелье, щавель - роща.
2. Игра «Повторяй за мной». - Повторяй слова: вращение, прощение, чудовище, сокровище. удилище, училище, зимовище, хранилище, полотнище, голосище, ящерица. - Назови слова, обозначающие огромные предметы; назови слова, обозначающие помещения; назови слова, обозначающие живые предметы.
3. Игра «Слова-родственники». - Назови слова-родственники: вращение - вращать, вращаться. вращающийся; прощение - прощать, прощённый; зимовище - зима, зимний, зимующий.
4. Игра «Измени предложения». У Мити удилище - это Митино удилище. У Кати сокровище - это Катино сокровище. У Ани полотнище - это Анино полотнище. У Вовы ящерица - это Вовина ящерица У папы удилище - это папино удилтце
6. Игра «Закончи предложение». Петя танцовщик, и Таня танцовщица. Петя закройщик, и Таня... Петя наборщик, и Таня... Петя сигнальщик, и Таня... Петя кладовщик, и Таня... Петя упаковщик, и Таня...
7. Составление предложений. - Составь предложения со словами «закройщица», «танцовщица», «упаковщица». - Посчитай, сколько слов в предложении. Обозначай длин ной полоской предложения, короткой - слова. Физкультминутка. 9. Игра с мячом «Эхо». Журчать - вода... какая? (журчащая). Шипеть - змея... (шипящая). Блестеть - звезда... (блестящая). Кричать - чайка... (кричащая). Кипеть - вода... (кипящая). Идти - девочка... (идущая). Бурлить - река... (бурлящая). - О чем или о ком можно сказать «идущая»? «блестящая»?
10. Заучивание считалки. - Послушай считалку: Щуку тощую с реки притащили рыбаки. Щука хищная страшней, чем страшилище Кощей. Мы ей дали овощей и погуще жирных щей. Щука шлепнула хвостом, словно щёлкнула хлыстом! И таким ударом крепким расщепила стол на щепки! - Назови слова со звуком [щ]. Назови слова со звуком [щ] в начале слова. - Подбери слова к схемам: ЗКСК 3 К С 3 К 3 К С С К щука щепки щепка
11. Итог, оценка деятельности детей. ЗВУК [Ч] Шипящий звук [Ч] является согласным звуком сложного образования. [Ч] состоит из двух компонентов: взрывного, или смычного, и фрикативного (щелевого). Это значит, что при произнесении звука кончик языка сначала смыкается с корнями верхних резцов - взрывной компонент, затем - после кратковременного «взрыва» - отходит к альвеолам и образует щель. Таким образом, по способу образования звук [Ч] относится к смычно-щелевым звукам, или к аффрикатам. Правильная артикуляция звука [Ч] состоит в следующем: губы округлены, зубы сомкнуты; передний край языка сначала прикасается к альвеолам, производя звук [ТЬ], затем, отрываясь от них, переходит к последующему произнесению щелевого [Щ]. В результате быстрого соединения этих двух звуков, мягкость которых обусловлена сильным подъемом спинки языка, слышится [Ч]. Мягкое нёбо во время произнесения [Ч] поднято и закрывает проход в нос; голосовые связки раскрыты, так что звук произносится без голоса; выдыхаемая струя воздуха теплая.
Для овладения правильной артикуляцией [Ч] надо сначала предложить произнести звук на слух или прибегнуть к показу положения кончика языка и губ, дать возможность ощутить тепло выдыхаемого воздуха. Вызывая звук [Ч], можно предложить ребенку показать, как стрекочет кузнечик, подобрав картинку с изображением насекомого, или предложить «пофотографировать» воображаемым фотоаппаратом -«ч-ч-ч». В случае необходимости постановки звука следует начать с общего для всех шипящих укрепления кончика языка и выработки умения удерживать передний край языка за верхними зубами. В качестве помощника используется звук [ТЬ]: подняв кончик языка кверху, надо произнести отдельный звук (ТЬ - ТЬ - ТЬ...) или слоги ТИ или АТЬ; в это время с помощью шпателя или зонда передний край языка отодвигается вглубь рта, и за звуком [ТЬ] произносится [ШЬ]. В результате получается звук [Ч]. Иногда бывает достаточно во время произнесения [ТЬ] слегка нажать пальцами на уголки рта и вытянуть губы вперед - «рупором»: кончик языка отодвигается назад, производя [Ч]. Занятие 1 Тема: ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ч] Задачи: учить правильной артикуляции и правильному произнесению звука [ч] изолированно и в слогах; развивать фонематический слух, артикуляционную и мелкую моторику, память, внимание, мышление; воспитывать слуховое внимание и активность на занятии
Ход занятия 1. Организационный момент.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|