Игра с мячом «Исправь предложение».
• Бабочка ловит Верочку. • Окно вылетело в синичку. • Девочка прилетела к птичке. • Удочке купили Ванечку. • Яичко снесло курочку, • Мяч уронил девочку. 6. Игра «Шифровальщики». - Замени последний звук в слове, которое я произнесу, на звук [ч]. враг-... грамм... усат... мять-... ткань-... кулик -... мел-... сыт... план... смерть-... бить-... клюв-... 7. Заучивание чистоговорок. - Повтори: громко, потом тихо; медленно, затем быстро. • Течет речка, печет печка. Печет печка, течет речка. • Караси в речке, овечки у печки. Овечки у печки, караси в речке.
8. Игра «Составь схему слова». Упражнение на звуко-слоговый анализ слов: удочка, овечка, паучки. 9. Итог, оценка деятельности детей. Занятие 8 Тема: АВТОМАТИЗАЦИЯ [Ч] В СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ Задачи: упражнять в правильном произнесении звука [ч] в словах, фразах; упражнять в составлении предложений, согласовании слов в предложениях; тренировать умение образовывать новые слова, упражнять в изменении глаголов по временам; развивать слуховое внимание и фонематический слух, мыслительные операции, память; воспитывать активность на занятии.
Ход занятия 1. Организационный момент. - Прослушайте и скажите, какой звук слышится чаще. Четыре черненьких Чумазеньких чертенка Чертили черными Чернилами чертеж. - Дайте характеристику звуку [ч]. 2. Игра «Вопрос - ответ». - Скажите, кто нас лечит? (Врач.) - Чем ловим рыбу? (Удочкой.) - На чем ехал в сказке Емеля? (На печке.) - Где выдают посылки и отправляют письма? (На почте.) - -Чем питается верблюд? (Колючками.) - С кем сразился комар в сказке? (С паучком.) - Чем покрывается ветка весной? (Почками.) 3. Игра «Лишнее слово». - Повтори слова, назови лишнее слово.
• почта, почтальон, почтение, почтовый • колючки, колючий, коля, укол • паучок, паук, паутина, утиный • печка, печень, печной, печник • удочка, удод, удить, удилище 4. Игра «Эхо» (словообразование отчеств мужского рода). Николай - Николаевич Степан -... Роман -... Петр -... Игорь -... 5. Составление предложений по вопросам и опорной картинке. - Назови предметные картинки: уточка, ручка, грач, врач, бабочка, мяч, белочка, булочка Ответь на в о п рос ы, составь предложение: - Кто плавает в бочке? - Чем пишет Ванечка в школе? - Что уронила девочка? - Кто сидит на кочке? - Кто пришел к больной девочке? - Кого ловит Верочка? - Кто прыгнул на елочку? - Что ест Танечка? - Составь схему предложения Танечка ест булочку; обозначай предложение длинной полоской, а слова - короткими полосками. - Составь схему предложения Грач сидит на кочке; обозначай предложение длинной полоской, а слова - короткими полосками; «маленькое слово» на обозначь схемой этого слова (квадрат, а на квадрате - маленький кружок). 6. Физкультминутка. Речь с движением. Влево-вправо целый день Прыгать белочке не лень. С одной ветки прыгнув влево, На сучке она присела. Вправо прыгнула потом, Покружилась над дуплом... Влево-вправо целый день Прыгать белочке не лень. И. Лопухина - Назови слова со звуком [ч]. 7. Игра «Измени». • Девочка надевает очки, - Девочка надела очки. • Девочка выпускает птичку. - Девочка выпустила птичку. • Девочка выливает воду в бочку. - Девочка вылила воду в бочку. • Девочка ловит мяч. - Девочка поймала мяч. • Девочка выпивает молочко. - Девочка выпила молочко. 8. Заучивание загадки. - Отгадай загадку, нарисуй отгадку. Что это у Галочки? Ниточка на палочке. Палочка в руке, Ниточка - в реке. (Удочка.) 9. Итог, оценка деятельности детей. Занятие 9 Тема: АВТОМАТИЗАЦИЯ [Ч] В ОТКРЫТЫХ СЛОГАХ Задачи: упражнять в правильном произнесении звука [ч] в слогах; обогащать и активизировать словарь, тренировать навыки словоизменения, развивать слуховое внимание и фонематический слух, умение выполнять звуковой и слоговый анализ; развивать память, воспитывать активность и самостоятельность на занятии.
Ход занятия 1. Организационный момент. - Послушай четверостишие: Подогрела чайка чайник, Пригласила восемь чаек: «Приходите все на чай!» Сколько чаек, отвечай!
- Скажи, какой звук слышится чаще других? - Звук [ч] какой? (Характеристика звука/ч/.) 2. Игра «Повтори за мной». ча-чо-чу чи-чё-чу чо-чу-че чё-чи-чу чу-чи-че ча-чё-чи чи-чо-чу чо-чу-чё ча - ча чу - чу чи-чи че-че чё-чё ча - ча - ча чу - чу - чу чи-чи-чи че-че-че чё-чё-чё
ча - ача че - аче чи-ачи чё-ачё чу-ачу
3. Игра «Выдели ударный слог». чам - чам - чам чук-чук-чук чин-чин-чин чек-чек-чек чам - чам - чам чук-чук-чук чин-чин-чин чек-чек-чек чам - чам - чам чук-чук-чук чин-чин-чин чек-чек-чек
4. Игра «Повтори по три раза». у-ча-ап-ча у-че-ап-че у-чу-ап-чу у-чи-ап-чи у-чё-ап-чё
5. Физкультминутка с мячом. 6. Игра «Повтори громко, а затем - тихо». ча-у-ча ча-та-ча чё-у-чё чё-то-чё че-у-че че-тэ-че чи-у-чи чи-ты-чи 7. Игра «Шифровальщики». Упражнение на звуковой анализ слогов. Игра «Поймай правильно». Упражнение на синтез слогов: ч и а - ча, ч и и - чи и т. д.
8. Игра «Помоги сказать». • Педагог начинает чистоговорку, ребенок договаривает последний слог: Чу-чу-чу - я сейчас зажгу све..чу. Ча-ча-ча - не горит ярко све...ча. Чи-чи-чн - сели мы вокруг све.чи. Чё-чё-че - ах, горит как горя...чо! • Ребенок произносит слоги, взрослый заканчивает фразу: • Чу-чу-чу - я сейчас зажгу свечу. Ча-ча-ча - не горит ярко свеча. Чи-чи-чи - сели мы вокруг свечи. Чё-чё-че - ах, горит как горячо! 9. Итог, оценка деятельности детей. Занятие 10 Тема: АВТОМАТИЗАЦИЯ [Ч] В ОТКРЫТЫХ И ЗАКРЫТЫХ СЛОГАХ И СЛОВАХ Задачи: упражнять в правильном произнесении звука [ч] в слогах и словах; обогащать и активизировать словарь, тренировать навыки словоизменения, развивать слуховое внимание и фонематический слух, умение выполнять звуковой и слоговый анализ; развивать память, воспитывать активность и самостоятельность на занятии.
Ход занятия 1. Организационный момент. • Упражнение па развитие словаря. - Послушай стихотворение: Жарким летом каждый месяц Ягодой своей отмечен... Под сосной во мху, гляди-ка, - Распрекрасная брусника. На поляне меж березок Земляники очень много. Вдоль дороги ежевика – Так похожа на ежа! Хоть она колючка-злючка, Но на вкус так хороша... Е. А. Алябьева Ответь на вопросы: - Какие ягоды собирают в лесу? - Как можно назвать ягоды, которые растут в лесу? (Лесные.) - Назови ласково ягоды, о которых говорится в стихотворении. (Брусничка, ежевичка, земляничка.) - Почему ягоды собирают долго? - Что можно приготовить из ягод? - Ягоды - это какие плоды? (Сочные.) 2. Игра «Повтори правильно». чик-чик-чик чик-чек-чак очек-очек-ачек чек-чек-чек чек-чак-чик учек-учек-ичек чак-чак-чак чак-чик-чек очек-ачек-очек чок-чок-чок чок-чик-чек учек-ичек-учек 3. Игра «Закончи предложение». - Слушай внимательно и доскажи словечко. Вот пришел из сада мальчик, Поднимает кверху паль... чик, Манит дедушку: «Дедуль... чик, Принеси мне быстро стуль... чик. Расстегни-ка мне замо... чек. Опусти воротничо... чек. Ой! Запутался шнуро... чек, Развяжи-каузело... чек...» Бабушка спешит: «Ах, вну.. чек. Хочешь есть? Покушай суп... чик, Съешь бульон... чик. вот батон... чнк, Вкусный блин... чик, пышный пон... чик...» «Я наелся! Ну, бабуль... чик. Отодвинь-ка быстро стуль... чик! Я возьму еще банан... чик И улягусь на диван... чик». «Эй, дедуля, - крикнул маль... чик, - Принеси-ка мне журналь... чнк, И не шаркай так, дедуль... чнк, Воду выключи, бабуль... чик. Не шумите и молчок!» Отдыхает наш внучок! • Назови одним словом: - блинчик, пончик, бананчик, батончик - еда; - стульчик, диванчик - мебель: - замочек, шнурочек, воротничочек - детали одежды. 4. Игра «Загадки». Мой хвост не отличишь от головы, Меня всегда в земле найдете вы. (Червяк.) Голова огнем пылает, Тело тает и сгорает, Я полезной быть хочу, Лампы нет - я посвечу. (Свеча.) На плите стоит, пыхтит, А из носа пар валит. (Чайник.) Не птица, а с крыльями, Над цветком летает,
Медок собирает. (Пчела.) 70 Летит орлица по синему небу: Крылья распластала, Солнышко застлала. (Туча.) Между гор, между дол Бежит белый конь. (Ручей.) Пять мальчиков, Пять чуланчиков. Разошлись мальчики По своим чуланчикам, Каждый мальчик В свой чуланчик. (Перчатки.) - Вспомни и назови слова-отгадки, выделяя голосом звук [ч]. - Назови слова, обозначающие живые предметы. - Назови слова, обозначающие неживые предметы. - Назови предметы ласково. - Подбери к схемам слова: сзкск зкззкс пчела чайник Игра «Измени». Я хочу чаю. Мы... хотим чаю. Ты... хочешь чаю. Вы... хотите чаю. Он... хочет чаю. Они... хотят чаю. 6. Физкультминутка. (имитация движений по тексту) Мы ручки поднимаем, Мы ручки опускаем, Хлопаем в ладоши: Хлоп-хлоп-хлоп! Ножками топочем: Топ-топ-топ! Ач-ач-ач – Попрыгай, как мяч! Чи-чи-чи – Как зайка, поскачи! Чок-чок-чок – Сожми руки в кулачок! Чок-чок-чок – А теперь - на бочок! Чай-чай-чай – Головой покачай! А теперь улыбнись И на место садись!
7. Игра «Скажи ласково». бак - бачок палец бык-.,. сарай-... мяч —... чулан-... чуб-... ключ-... крюк-... сын-... кочан -... 8. Игра «Один — много». Причал — причалы; бахча - бахчи. мочалка-... кочан-.., пчёлка-... плечо-... дочурка -... драчун калач-... чиж-...
9. Заучивание скороговорок. • В горячей печи пекарь пек калачи. • Черепаха не скучая час сидит за чашкой чая. • У печи, печи, печи испечем мы калачи. • На печи калачи, как огонь, горячи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|