Игра «Отгадай загадку, покажи отгадку».
- Отгадай, кто это: От цветка к цветку порхает , Утомится - отдыхает. (Бабочка.) Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда хожу. Если ж в воздухе кружусь, Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук.) Целый день купается, все не разувается. День и ночь на ножках красные сапожки. (Гусь.) - Скажи, кто здесь лишний и почему. Скажи, чем различаются и чем похожи жук и гусь. - Угадай, кто прилетел к нам на занятие - покажи изображение, в названии которого слышится звук [ч]. 2. Сообщение цели занятия. - Сегодня будем учиться произносить звук [ч]. Артикуляционная гимнастика.
Сказка про бабочку - Жила-была бабочка, и была у нее волшебная книжка. Долго бабочка разглядывала эту книжку, а потом стала делать упражнения, написанные в ней. У нее сначала ничего не получалось, но она вытащила язычок и пошлепала его... «Непослушный язычок» Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и. пошлепывая его губами, произносить «пя-пя-пя». ... И язычок стал у бабочки ровным, как лопаточка... «Лопаточки» Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. ...Вскоре набежала тучка, но бабочка не растерялась: сложила свой язычок чашечкой... «Чашечки» Рот широко открыть, передний и боковые края широкого языка поднять, не касаясь зубов. ...и набрала дождевой водички для чая. Попила бабочка чайку с бубликом и вкусным вареньем... «Бублик» Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны. «Вкусное варенье» Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. ... Потом она покачалась на качелях... «Качели» Высунуть узкий язык, тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать.
... и отправилась спать.
4. Постановка звука [ч]. Губы округлены и слегка выдвинуты вперед. Зубы не смыкаются. Кончик языка вместе со спинкой образует смычку с верхними зубами или с альвеолами. Эта смычка незаметно переходит в и(ель между ними. Выдыхаемая короткая воздушная струя ощущается ладонью, поднесенной ко рту, как толчок воздуха.
5. Игры на звукоподражание. Поезд. Ребенок делает движения согнутыми руками, произнося «ч-ч-ч-ч-ч». Кузнечики. «Мы на даче побывали, там кузнечика видали...» (произносить «ч-ч-ч-ч-ч»). Пароход. Дети изображают кистями рук фигурку «Пароход» - обе ладони поставлены на ребро, все пальцы прижаты «ковшиком», а большие пальцы подняты вверх. «Пароход плывет по речке и пыхтит он, словно печка: «ч-ч- ч-ч». (В. В. Цвынтариый.)
6. Уточнение артикуляции. - Я начну, а ты продолжишь: кончик языка... (смыкается с корнями верхних резцов) и после взрыва отходит назад к.. (альвеолам - бугоркам на нёбе): язык... (напряжен, приближен к нёбу); губы... (слегка выдвинуты вперед); зубы... (не смыкаются): воздушная струя... (теплая и короткая); звук [ч]... (глухой и мягкий).
7. Физкультминутка. Фонопедическое упражнение па стихотворение М. Ю. Карту шиной «Листочек». Подул на листочек ветерок, Дети делают продолжительный выдох, произнося на выдохе длительно «чччччч»: поднятые вверх руки медленно опускают вниз. Задрожал листочек Произносят «ч-ч-ч-ч», потряхивая кистями рук. Оторвался от веточки и полетел Поднятые вверх руки плавно опускать вниз и произносить «ч...ч... ч». Закружился в воздухе Руки поднять вверх, покружиться и произносить при этом «чччч». И упал листочек в лужицу. Резко опустить руки вниз - [ч].
8. Развитие фонематического слуха. • Игра «Будь внимательным». ча, та, ща, шо, що, чо, чи... ащ, ач, ощ, ош, ищ, ить, ощ, ач...
• Игра «Услышишь /ч/- подними букву». грач, шапка, калач, шарф, мяч, прыщ, обруч, щука, шуба, чай, чайка
• Игра «Собери группу». Отбери картинки, в названии которых есть звук [ч]. Объедини предметы и назови группу (птицы, спортивные вещи, продукты). • Игра «Какой по счету /ч/?» чай, чек, ночь, дочка
9. Произнесение слогов. - Произноси слоги громко, тихо, со сменным ударением: ач-оч-уч-ыч ач-яч-ач яч-ёч-юч-ич оч-ёч-оч ач-яч-уч-юч уч-юч-уч оч-ёч-ыч-ич ыч-ич-ыч
10. Итог, оценка деятельности детей. Занятие 2 Тема: АВТОМАТИЗАЦИЯ [Ч| В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ И СЛОВАХ Задачи: упражнять в правильном произнесении звука [ч] изолированно, в слогах и словах; развивать слуховое внимание и фонематический слух, мыслительные операции; воспитывать активность на занятии. Ход занятия Организационный момент. - Отгадай загадку: Разошлись все мальчики в темные чуланчики. Каждый мальчик - в свой чуланчик. (Перчатки.) - Покажи на картинке отгадку. Покажи, какая часть перчатки названа чуланчиком. Что в загадке названо «мальчиками»? Сегодня мы будем тренироваться произносить звук [ч].
2. Игры на звукоподражание. • «Пальчики здороваются» Большой палец левой руки соприкасается с большим пальцем правой руки; указательный палец левой руки соприкасается с указательным пальцем правой руки и т. д.; при этом произносить «ч-ч-ч-ч». • «Игра па пианино» Подушечками пальцев поочередно нажимать на поверхность стола и произносить «ч-ч-ч-ч». • «Игра с мячом» Учитель-логопед показывает карточку с цифрой. Ребенок, ударяя мячом об пол столько раз, сколько указано, столько же раз произносит звук [ч]. 3. Игра «Повтори».
- Произнеси столько раз слог -ач, сколько услышишь хлопков. - Произнеси столько раз слог -уч, сколько фишек на столе. - 4. Игра «Выдели ударный слог». • Говори, как я. ач-ач-ач оч-оч-оч уч-уч-уч ач-ач-ач оч-оч-оч уч-уч-уч ач-ач-ач оч-оч-оч уч-уч-уч • Выдели ударный слог -ач. оч-ач-уч-нч ач-уч-ич-оч ич-уч-ач-оч уч-оч-ич-ач • Говори громко, а затем тихо. ач-оч-уч-эч яч-еч-юч-ич ач-яч-оч-еч
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|