Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Игра «Отгадай загадку, покажи отгадку».




- Отгадай, кто это:

От цветка к цветку порхает

, Утомится - отдыхает.

(Бабочка.)

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу.

Если ж в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь.

(Жук.)

Целый день купается, все не разувается.

День и ночь на ножках красные сапожки.

(Гусь.)

- Скажи, кто здесь лишний и почему. Скажи, чем различа­ются и чем похожи жук и гусь.

- Угадай, кто прилетел к нам на занятие - покажи изображе­ние, в названии которого слышится звук [ч].

2. Сообщение цели занятия.

- Сегодня будем учиться произносить звук [ч].

Артикуляционная гимнастика.

 

Сказка про бабочку

- Жила-была бабочка, и была у нее волшебная книжка. Дол­го бабочка разглядывала эту книжку, а потом стала делать уп­ражнения, написанные в ней. У нее сначала ничего не получа­лось, но она вытащила язычок и пошлепала его...

«Непослушный язычок»

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и. по­шлепывая его губами, произносить «пя-пя-пя».

... И язычок стал у бабочки ровным, как лопаточка...

«Лопаточки»

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на ниж­ней губе.

...Вскоре набежала тучка, но бабочка не растерялась: сло­жила свой язычок чашечкой...

«Чашечки»

Рот широко открыть, передний и боковые края широкого языка поднять, не касаясь зубов.

...и набрала дождевой водички для чая. Попила бабочка чай­ку с бубликом и вкусным вареньем...

«Бублик»

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

«Вкусное варенье»

Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

... Потом она покачалась на качелях...

«Качели»

Высунуть узкий язык, тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать.

... и отправилась спать.

 

4. Постановка звука [ч].

Губы округлены и слегка выдвинуты вперед. Зубы не смыка­ются. Кончик языка вместе со спинкой образует смычку с верх­ними зубами или с альвеолами. Эта смычка незаметно перехо­дит в и(ель между ними. Выдыхаемая короткая воздушная струя ощущается ладонью, поднесенной ко рту, как толчок воздуха.

 

5. Игры на звукоподражание.

Поезд. Ребенок делает движения согнутыми руками, произ­нося «ч-ч-ч-ч-ч».

Кузнечики. «Мы на даче побывали, там кузнечика вида­ли...» (произносить «ч-ч-ч-ч-ч»).

Пароход. Дети изображают кистями рук фигурку «Паро­ход» - обе ладони поставлены на ребро, все пальцы прижаты «ковшиком», а большие пальцы подняты вверх.

«Пароход плывет по речке и пыхтит он, словно печка: «ч-ч- ч-ч». (В. В. Цвынтариый.)

 

6. Уточнение артикуляции.

- Я начну, а ты продолжишь: кончик языка... (смыкается с корнями верхних резцов) и после взрыва отходит назад к.. (альвеолам - бугоркам на нёбе): язык... (напряжен, прибли­жен к нёбу); губы... (слегка выдвинуты вперед); зубы... (не смыкаются): воздушная струя... (теплая и короткая); звук [ч]... (глухой и мягкий).

 

7. Физкультминутка.

Фонопедическое упражнение па стихотворение М. Ю. Кар­ту шиной «Листочек».

Подул на листочек ветерок, Дети делают продолжительный выдох,

произнося на выдохе дли­тельно «чччччч»:

поднятые вверх руки медленно опускают вниз.

Задрожал листочек Произносят «ч-ч-ч-ч», потряхивая кистями рук.

Оторвался от веточки и полетел Поднятые вверх руки плавно опус­кать вниз и произносить «ч...ч... ч».

Закружился в воздухе Руки поднять вверх, покружиться и произносить при этом «чччч».

И упал листочек в лужицу. Резко опустить руки вниз - [ч].

 

8. Развитие фонематического слуха.

• Игра «Будь внимательным».

ча, та, ща, шо, що, чо, чи...

ащ, ач, ощ, ош, ищ, ить, ощ, ач...

 

Игра «Услышишь /ч/- подними букву».

грач, шапка, калач, шарф, мяч, прыщ, обруч, щука, шуба, чай, чайка

 

Игра «Собери группу».

Отбери картинки, в названии которых есть звук [ч]. Объе­дини предметы и назови группу (птицы, спортивные вещи, продукты).

Игра «Какой по счету /ч/?» чай, чек, ночь, дочка

 

9. Произнесение слогов.

- Произноси слоги громко, тихо, со сменным ударением:

ач-оч-уч-ыч

ач-яч-ач

яч-ёч-юч-ич

оч-ёч-оч

ач-яч-уч-юч

уч-юч-уч

оч-ёч-ыч-ич

ыч-ич-ыч

 

10. Итог, оценка деятельности детей.

Занятие 2

Тема: АВТОМАТИЗАЦИЯ [Ч| В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

И СЛОВАХ

Задачи: упражнять в правильном произнесении звука [ч] изолированно, в слогах и словах; развивать слуховое внима­ние и фонематический слух, мыслительные операции; воспи­тывать активность на занятии.

Ход занятия

Организационный момент.

- Отгадай загадку:

Разошлись все мальчики в темные чуланчики.

Каждый мальчик - в свой чуланчик.

(Перчатки.)

- Покажи на картинке отгадку. Покажи, какая часть перчат­ки названа чуланчиком. Что в загадке названо «мальчиками»? Сегодня мы будем тренироваться произносить звук [ч].

 

2. Игры на звукоподражание.

«Пальчики здороваются»

Большой палец левой руки соприкасается с большим пальцем правой руки; указательный палец левой руки соприкасается с указательным пальцем правой руки и т. д.; при этом произно­сить «ч-ч-ч-ч».

«Игра па пианино»

Подушечками пальцев поочередно нажимать на поверх­ность стола и произносить «ч-ч-ч-ч».

«Игра с мячом»

Учитель-логопед показывает карточку с цифрой. Ребе­нок, ударяя мячом об пол столько раз, сколько указано, столько же раз произносит звук [ч].

3. Игра «Повтори».

а-ч ач-я яч-я ач-яч
о-ч ач-е яч-е оч-ёч
у-Ч ач-ю яч-ю уч-юч
и-ч ач-и яч-и ыч-ич
е-ч ач-ё яч-ё эч-еч
э-ч ач-э яч-э яч-е
ю-ч ач-ю яч-у яч-ю

 

- Произнеси столько раз слог -ач, сколько услышишь хлопков.

- Произнеси столько раз слог -уч, сколько фишек на столе.

- 4. Игра «Выдели ударный слог».

• Говори, как я.

ач-ач-ач

оч-оч-оч

уч-уч-уч


ач-ач-ач

оч-оч-оч

уч-уч-уч

ач-ач-ач

оч-оч-оч

уч-уч-уч

• Выдели ударный слог -ач. оч-ач-уч-нч ач-уч-ич-оч ич-уч-ач-оч уч-оч-ич-ач

Говори громко, а затем тихо. ач-оч-уч-эч

яч-еч-юч-ич ач-яч-оч-еч

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...