Социальное предпринимательство
Стр 1 из 43Следующая ⇒
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО Учебник для бакалавриата и специалитета
под редакцией профессора Белого Е. М.
МОСКВА 2019 Оглавление Предисловие Глава 1. Теоретические основы социального предпринимательства 1. 1. Определение социального предпринимательства. 1. 2. Признаки и уникальные особенности социального предпринимательства. 1. 3. Моделирование социального предпринимательства 1. 4. Тенденции активизации развития социального предпринимательства Контрольные вопросы Список литературы
Глава 2. Нормативно – правовое обеспечение социального предпринимательства 2. 1. Основные правовые акты в сфере социального предпринимательства 2. 2. Организационно – правовые формы социальных предприятий 2. 3. Особенности налогообложения социальных предприятий Контрольные вопросы Список литературы Глава 3. Поиск бизнес-идей и бизнес-модели социального предпринимательства 3. 1. Поиск бизнес-идей и анализ бизнес-возможностей 3. 2. Социальные инновации 3. 3. Бизнес – модели в социальном предпринимательстве Контрольные вопросы Список литературы Глава 4. Бизнес-планирование в социальном предпринимательстве 4. 1. Необходимость планирования в социальном предпринимательстве 4. 2 Типы бизнес-планов и процесс их разработки 4. 3. Упрощенная версия бизнес-плана 4. 4. Развернутая версия бизнес-плана Контрольные вопросы Список литературы Глава 5. Финансирование социальных предприятий 5. 1. Фандрайзинг в социальном предпринимательстве 5. 2. Источники финансирования социальных предприятий 5. 2. 1. Гранты 5. 2. 2. Благотворительность и спонсорство
5. 2. 3. Государственные субсидии 5. 2. 4. Займы 5. 2. 5. Венчурное финансирование 5. 2. 6. Краудфандинг Контрольные вопросы Список литературы Глава 6. Управление персоналом на социальных предприятиях 6. 1. Особенности и задачи управления персоналом на социальных предприятиях 6. 2. Формирование и развитие команды стартапа 6. 3. Подбор персонала социального предприятия 6. 4. Адаптация и обучение персонала 6. 5. Мотивация персонала социального предприятия 6. 6. Волонтеры как кадровый ресурс социального предпринимательства Контрольные вопросы Список литературы Глава 7. Управление продажами в социальном предпринимательстве 7. 1. Аналитическая база в управлении продажами в социальном предпринимательстве 7. 2. Анализ конкуренции и формирование конкурентных преимуществ в социальном предпринимательстве 7. 3. Маркетинг в социальном предпринимательстве Контрольные вопросы Список литературы
Глава 8. Развитие социального проекта 8. 1. Расширение социального бизнеса: основные сведения 8. 2. Масштабирование социального бизнеса 8. 3. Тиражирование социального бизнеса Контрольные вопросы Список литературы
Глава 9. Эффективность социальных проектов 9. 1. Основные понятия и определения 9. 2. Измерение социального результата проекта 9. 3. Оценка социально – экономической эффективности социального проекта Контрольные вопросы Список литературы
ПРЕДИСЛОВИЕ В последние годы в России достаточно бурными темпами стало развиваться социальное предпринимательство, сочетающее элементы традиционной коммерческой деятельности и благотворительности. Появляется большое число проектов с социальной миссией, проводятся тематические форумы и научные конференции. В стране функционирует ряд фондов, оказывающих финансовую поддержку социальным предпринимателям. В регионах формируется специализированная инфраструктура социального предпринимательства, в частности, создаются центры инноваций социальной сферы, в задачи которых входят обучение и консультационная поддержка социальных предпринимателей.
В связи с этим представляется, что профессиональными компетенциями в сфере социального предпринимательства должны владеть не только менеджеры и экономисты, выпускаемые в настоящее время вузами страны, но также выпускники и других направлений и специальностей, связанных, в частности, с экологией, социальной работой, медициной, физкультурой и спортом, сервисом и туризмом. В настоящем учебнике сделано попытка комплексно и одновременно кратко осветить вопросы, связанные с организацией социального предпринимательства и реализацией социальных проектов. По нашему мнению, учебник может оказаться интересным преподавателям и студентам высших учебных заведений, а также специалистам – практикам по ряду причин. Во-первых, как нам представляется, в стране в настоящее время отсутствует учебник по данной тематике, охватывающий всё многообразие аспектов деятельности социальных предприятий. Во-вторых, основы социального предпринимательства в настоящее время зачастую изучаются студентами неэкономических направлений и специальностей, учебные планы которых не предусматривают изучение маркетинга, бизнес - планирования, правовых основ предпринимательской деятельности, и данный учебник поможет им в освоении перечисленных тем. Наконец, учебник может оказаться полезным для системы обучения и повышения квалификации начинающих социальных предпринимателей, где также наблюдается дефицит учебной литературы. В структуре учебника выделено 9 глав, логически связанных между собой последовательным рассмотрением отдельных аспектов социального предпринимательства. Глава 1 «Теоретические основы социального предпринимательства» содержит основные понятия, термины и определения, связанные с исследуемой областью». В ней систематизированы отличительные признаки и уникальные особенности социального предпринимательства. Проанализированы современные тенденции развития этого сегмента предпринимательской деятельности.
В главе 2 «Нормативно – правовое обеспечение социального предпринимательства» проанализированы правовые акты в данной сфере и основные организационно – правовые формы, в которых, как правило, функционируют социальные предприятия. Существенное внимание в этой главе уделено также особенностям налогообложения социальных предприятий. Глава 3«Поиск бизнес – идей и бизнес – модели социального предпринимательства» посвящена анализу источников бизнес – идей о оценке возможностей их реализации. Рассматриваются социальные инновации как своеобразная «соединительная ткань» между бизнес – идеями и бизнес – возможностями. На основе отечественных публикаций выполнена систематизация современных бизнес – моделей социального предпринимательства. В главе 4 «Бизнес – планирование в социальном предпринимательстве» излагаются основные вопросы разработки бизнес – планов социальных проектов с учетом специфических особенностей данного вида предпринимательской деятельности. В главе 5 «Финансирование социальных предприятий» рассматриваются основные источники финансирования социальных проектов, особенности фандрайзинга в социальном предпринимательстве. Проанализирован широкий спектр источников поступления средств на социальные проекты: гранты, благотворительность, спонсорские средства, краудфандинг и др. Глава 6 «Управление персоналом на социальных предприятиях » освещает вопросы формирования команды для реализации социального проекта, подбора, обучения и мотивации персонала социального предприятия. Отдельное внимание уделено волонтерскому движению как специфическому ресурсу социального предпринимательства. Глава 7 «Управление продажами в социальном предпринимательстве» сосредоточена на особенностях маркетингового инструментария социального предпринимательства, а также на вопросах формирования и развития конкурентных преимуществ социальных предприятий. Глава 8 «Развитие социального проекта» охватывает вопросы, связанные с расширением социального бизнеса». Поэтому основное внимание уделено масштабированию и тиражированию социальных проектов.
Глава 9 «Эффективность социальных проектов» отражает современное состояние проблемы анализа и оценки социальных результатов и социально – экономической эффективности проектов в сфере социального предпринимательства. В связи с этим достаточно подробно проанализированы существующие в этой сфере методики. Во всех главах учебника после изложения теоретического материала следуют контрольные вопросы и библиографический список. Настоящий учебник является результатом совместного труда коллектива научно – педагогических работников Института экономики и бизнеса Ульяновского государственного университета. В состав авторского коллектива входят: Научный редактор Белый Евгений Михайлович, доктор технических наук, профессор, директор Института экономики и бизнеса, заведующий кафедрой экономии и предпринимательства – главы 2 (п. 2. 1., п. 2. 2. ), 3, 5, 6, 9; Бакальская Елена Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и предпринимательства – глава 7; Зимина Лариса Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и предпринимательства – глава 4;, Рожкова Екатерина Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления – глава 1; Романова Ирина Борисовна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономической безопасности, учета и аудита – главы 2 (п. 2. 3. ), 8.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|