Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

9.2. Измерение социального результата проекта




Для измерения социального результата проекта должны быть разработаны соответствующие показатели. Следует понимать, что показатель как таковой не является результатом.

Результат – это поддающееся измерению происходящее благодаря проекту изменение.

Показатель – это доступная для измерения характеристика результата, которая может быть выражена в числовой форме и позволяет оценить степень достижения запланированного результата.

К показателям обычно предъявляют ряд требований:

· информативность – показатель должен максимально отражать существо полученного результата;

· адекватность – показатель несет важную информацию для оценки измеряемого результата;

· надежность – при повторном измерении оценки должны максимально воспроизводиться;

· валидность – полученная в результате измерения информация соответствует задачам исследования;

· рациональность – возможность получения необходимой информации при использовании имеющихся в распоряжении ресурсов.

Для показателей социального результата необходимо сделать два существенных замечания. Во - первых, для измерения социальных результатов, как правило, можно сформулировать несколько показателей; иногда эти показатели используются в совокупности, иногда выбирается какой-то один, в наибольшей степени соответствующий вышеперечисленным требованиям.

Во – вторых, не все важные результаты можно измерить количественно, поэтому всегда необходимо предусматривать ситуацию, что социальные результаты проекта придется представлять в описательной форме.

Для разработки системы показателей социальных результатов проекта воспользуемся категорией «бизнес – модель». Это понятие, с одной стороны, помогает установить, каким образом, с помощью каких способов предприятие создает социальную ценность для своих клиентов и других стейкхолдеров, а с другой стороны, объясняет процедуру получения предприятием прибыли от своей деятельности.

Как указывалось в главе 3, Ю. Н. Арай на основе анализа 77 бизнес-планов организаций /проектов, относящихся к социальному предпринимательству, выделила 5 базовых типов бизнес – моделей, применяемых в социальном предпринимательстве[125]. Ниже рассматривается каждая из базовых бизнес – моделей и предлагаются показатели для оценки социального результата проекта, реализуемого в рамках данной модели[126].

1. Бизнес - модель «Платформа». Данный тип бизнес – модели предполагает, что социальный предприниматель выполняет функции посредника между благополучателем и потребителем и обеспечивает доступ благополучателя к рынку. Такой тип модели может быть реализован социальными предприятиями, оказывающими информационные или посреднические услуги.

Социальный результат для этого типа бизнес-модели может быть охарактеризован следующими показателями:

· число благополучателей, которые использовали данную площадку за отчетный период;

· количество торговых операций, осуществленных на данной площадке за отчетный период;

· общий объем торговых операций, осуществленных на данной площадке за отчетный период.

2. Бизнес – модель «Доступ к рынку». Этот тип модели предполагает, что социальный предприниматель не просто оказывает информационные услуги, а приобретает продукцию у благополучателя. В дальнейшем закупленная продукция социального назначения может использоваться двояко: либо для обычной перепродажи, либо в качестве сырья для дальнейшего производства.

Предлагаемые показатели социального результата для данной бизнес – модели:

·  число поставщиков продукции социальному предпринимателю за отчетный период;

· общий объем приобретенной продукции социального назначения за отчетный период.

3. Бизнес – модель «Занятость». Этот тип бизнес – модели направлен на реализацию одной из ключевых идей социального предпринимательства – создания условий для трудовой деятельности отдельных групп населения (инвалидов, выпускников детских домов, лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, одиноких и многодетных родителей, беженцев и вынужденных переселенцев и др. ).

В этой бизнес – модели показателями социального результата могут выступать:

· количество лиц из вышеперечисленных категорий, трудоустроенных за отчетный период;

· доля лиц, относящихся к вышеперечисленным категориям граждан, в среднесписочной численности работников хозяйствующего субъекта социального предпринимательства.

4. Бизнес – модель «Доступ к товару / услуге». Данный тип бизнес – модели решает задачу ликвидации социального дефицита, вызванного либо отсутствием, либо невозможностью получить доступ к какому-то товару / услуге для отдельных групп населения (лиц с ограниченными возможностями, пожилых людей и др. ).

Сформируем группу показателей социального результата для данной бизнес – модели:

· выручка от реализации товаров и услуг социального назначения за отчетный период;

· количество филиалов и точек удаленных продаж, созданных социальным предприятием;

· количество франшиз, представленных социальным предприятием.

5. Бизнес – модель «Благотворительность». Этот тип бизнес – модели предполагает, что благополучатель получает услугу или товар совершенно бесплатно. В этом случае благополучатель как источник дохода не рассматривается совсем, а таковым выступает третья сторона. С этой целью социальное предприятие использует различные финансовые инструменты фандрайзинга.

Для оценки социального результата можно воспользоваться следующими показателями:

· интегральный объем товаров и услуг (в денежном выражении), переданных благополучателям за отчетный период;

· количество благополучателей, охваченных данным социальным проектом, за отчетный период.

· объем средств, привлеченных социальным предприятием в рамках фандрайзинга, за отчетный период.

Не следует считать, что приведенный в этом параграфе комплекс показателей является обязательным и исчерпывающим; для каждого конкретного социального проекта могут быть предложены собственные показатели, в наибольшей степени соответствующие его содержанию и социальному назначению.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...