Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ББК 83/3 (2 POC). Учебное  издание. Компьютерный набор: М.В. Артемова. Изготовление оригинала-макета: О.В. Ситникова




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»

 

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА ХХ ВЕКА

 

 

А. Б. Удодов

 

 

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1920-х ГОДОВ

 

Материалы к лекционному курсу

Учебно-методическое пособие для студентов
бакалавриата, обучающихся по направлению 44. 03. 05
«Педагогическое образование (с двумя профилями
подготовки)»

 

ВОРОНЕЖ

Воронежский государственный педагогический университет,

2019

УДК 8P1 (07) ББК 83. 3 (2 POC)     У31                   Издано по решению учебно-                                          методического совета ВГПУ.                                           Протокол №7 от 14. 03. 2019 г.

Издание подготовлено в Научно-практической лаборатории
по изучению литературного процесса
ХХ века (ВГПУ)

Рецензенты:

кандидат филологических наук, доцент О. Ю. Алейников,

кандидат филологических наук, доцент Е. Е. Рогова

  У31 Удодов А. Б. Русская литература 1920-х годов. Материалы к лекционному курсу: учебно-методическое пособие для студентов бакалавриата, обучающихся по на­правлению 44. 03. 05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» / А. Б. Удодов. – Воронеж: Воронежский государственный педагоги­чес­кий университет, 2019. – 44 с.

 

Материалы пособия ориентированы на учебно-методическое обеспечение соответствующих разделов лекционного курса по учебной дисциплине «История русской литературы ХХ века».

Предназначено для студентов бакалавриата, обучающихся по на­правлению 44. 03. 05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)».  

УДК 8P1 (07)

ББК 83/3 (2 POC)

****************************************************************************

Учебное  издание

 

УДОДОВ Александр Борисович

 

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 1920-х ГОДОВ

Материалы к лекционному курсу

Учебно-методическое пособие для студентов бакалавриата, обучающихся
по направлению 44. 03. 05 «Педагогическое образование
(с двумя профилями подготовки)»

 

В авторской редакции

Компьютерный набор: М. В. Артемова

Изготовление оригинала-макета: О. В. Ситникова

Подписано в печать 2. 04. 2019. Формат 60х84 1/16.

Бумага офсетная. Печать трафаретная. Гарнитура «Таймс». Усл. печ. л. 2, 75. Уч. - изд. л. 2, 55. Заказ 50.

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Воронежский государственный педагогический университет».

Отпечатано в типографии университета.

394043, г. Воронеж, ул. Ленина, 86. Тел. (473) 255-58-32, 255-61-83

© Удодов А. Б., 2019

© Воронежский государственный педагогический университет,

редакционно-издательская обработка, 2019

 

О  ЗАДАЧАХ  И  СТРУКТУРЕ  ПОСОБИЯ


В истории русской литературы ХХ века период 1920-х годов предстаёт особым этапом – в уникальной сложности, противоречивости и эстетическом многообразии литературного процесса – как эпохи величайших достижений и трагедий отечественной культуры, необычайно широкого творческого многообразия литературы и её мучительного раскола. Огромное количество объективно существующих историко-литературных реалий – писательских персоналий, произведений, литературных течений, направлений, объединений, группировок, – образует чрезвычайно насыщенную содержательную картину, в которой далеко не просто уловить магистральные векторы и тенденции литературного развития.

При этом факты как частицы объективной информации способны говорить и как бы «сами за себя», подводя вдумчивого читателя к их творческому осмыслению: эпоха может заговорить с ним, читателем, и «прямой речью» – страницами литературных манифестов, официальных документов, критических оценок и мнений современников, писательских дневников и многих других источников. Эти «голоса эпохи», воссоздающие её живую, неповторимую ауру, могут вызвать из небытия её живой образ, – не менее адекватный реальности, чем обрисованный традиционными повествовательно-дидактическими средствами.

В качестве своеобразного «камертона», настраивающего на восприятие атмосферы эпохи 1920-х годов, звучат в её начале голоса виднейших представителей отечественной литературы:

«Поэзия и проза, как в древней России, так и в новой образовывала единый поток… В новейшее время этот поток обнаруживает склонность разбиваться на отдельные ручейки…» (А. Блок, 1921);

«Пришло царство хаоса. Невероятный раскол и сногсшибательные объединения. Образовалось бесчисленное количество групп и течений…» (С. Есенин, 1923).

1920-е годы достаточно традиционно определяются при изучении истории русской литературы как «эпоха литературной борьбы». Данная дефиниция ныне представляется по-своему упрощённой, требующей понятийно-терминологической дифференциации, – в общем контексте процессов, обозначаемых широким понятием дискурса.

В соответствии с такой задачей выстроена структура данного пособия. В первом разделе очерчивается сравнительная типология различных слагаемых литературного процесса, воплотившихся в контексте тех или иных организационных форм на общем «пространстве» литературной жизни. Во втором разделе акцентируется процессуально-временной аспект взаимодействия «литературных сил» в формах соревновательной борьбы, конфронтации, интеграции, унификации, – с выделением знаковых хронологических этапов.

События, факты, имена, сводимые воедино течением времени, способны сложиться в самые неожиданные комбинации: и в типологические ряды, и в парадоксальные контрасты, и многозначительные диалоги, одинаково важные для формирования контекстового видения литературной эпохи. Своего же рода сверхзадачей является формирование представления об особом историческом значении этого периода, определившего пути развития отечественного искусства на многие десятилетия вперёд. Именно рубеж 1920-х годов явился первоначальной точкой отсчёта для существования русской литературы в трагической разобщённости одних и «закрепощённости» других её слагаемых, воплотившихся, несмотря на это, в величайшие культурные достижения человечества. Их истинный масштаб и значение как частей единого целого только через столетие выявляется в полном объёме.

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...