Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

«Серапионовы братья». «Перевал»




«Серапионовы братья»

В 1921 г. в Петрограде образовано литературное объединение «Серапионовы братья», куда вошли прозаики Вс. Иванов, М. Зощенко, В. Каверин, К. Федин, М. Слонимский, Л. Лунц, Н. Никитин, поэты Н. Тихонов, Н. Радищев, Е. Полонская, критики И. Груздев, В. Шкловский.

Название «Серапионовы братья» – от одноимённой книги немецкого романтика Э. Т. А. Гофмана. Группа творческой молодёжи, делавшей первые шаги на поприще искусства, была вначале чисто личностно-творческим объединением без каких-либо чётких и единых идейно-художественных позиций (К. Федин: «Каждый из нас пришёл со своим вкусом, более или менее выраженным… Мы были разные. Наша работа была непрерывной борьбой в условиях дружбы»).

Вместе с тем в качестве основополагающего был выдвинут лозунг: «учиться у классики», чтобы в своём творчестве овладеть художественной культурой. Тем самым при естественном видении инновационных задач (овладение новым жизненным материалом и обновленными формами его художественного воплощения) творческая программа «серапионов» была сориентирована на традиционные ценности отечественной и мировой литературы.

Не имея чёткой организационной платформы («мы не школа, не направление»), «серапионы» объединились в утверждении свободы искусства от политики («чтобы голос не был фальшив»), приоритета художественного критерия над идеологическим в оценке литературы («Нам всё равно, с кем был Блок – поэт, автор «Двенадцати», Бунин – писатель, автор «Господина из Сан-Франциско»). Следует так же отметить при этом общее для группы активное неприятие примитивизма и плакатности в литературе: наряду с некоторыми тенденциями формализма прослеживался устойчивый интерес к реалистическим формам творчества. Существенное влияние на эстетические взгляды «серапионов» оказал Е. Замятин, признаваемый ими своим «литературным учителем»; М. Горький был редактором и автором предисловия в первом альманахе «Серапионовых братьев», вышедшим в 1922 г., и заботливо опекал «юность талантов» («Ваша дружба – это, действительно, явление оригинальное и ценное и литературе» с «общим для вас серьёзным и любовным отношением к священному делу искусства»).

 

· В ряду писателей – представителей «серапионов» были те, которым в последующие десятилетия суждено было сыграть заметную роль в истории отечественной литературы ХХ века (М. Зощенко, В. Каверин, К. Федин, Н. Тихонов). Вместе с тем объединение, просуществовавшее до середины 1920-х гг., постоянно подвергалось со стороны представителей пролетарской литературы острой критике за «надклассовый» подход к искусству; впоследствии стало для официальной советской литературы и литературной критики одним из наиболее показательных отрицательных примеров «безыдейности» и «аполитичности» в искусстве.

«Перевал»

В 1923 г. в Москве при редакции журнала «Красная новь» организована литературная группа «Перевал» во главе с А. Воронским. Вышел альманах «Перевал» №1 под его редакцией.

В группу на протяжении 1923-1930 гг. в разное время входили М. Светлов, А. Весёлый, А. Малышкин, М. Пришвин, Э. Багрицкий, А. Платонов, И. Соколов-Микитов, Л. Павленко, Н. Казин, М. Голодный, И. Катаев, И. Лежнев и др.

В 1927 г. в «Декларации» объединения, которую подписали более 60 писателей, отмечалось, что «Перевал» «не присваивает себе право на гегемонию» в создании современных форм искусства и решении насущных творческих задач, «не претендует на какое-либо преимущественное положение по качеству своей продукции, он стоит на точке зрения свободного творческого соревнования».

«Перевал» был задуман и создан как организационная и творческая альтернатива классово-ангажированной «пролетарской» литературе. В основу эстетической платформы были во многом положены взгляды руководителя группы (и главного редактора журнала «Красная новь») А. Воронского – прежде всего о приоритете «истинного художества» (т. е., художественной стороны творчества) в «подлинном искусстве». «Перевал» отрицал возможность создания особой пролетарской культуры, вёл борьбу против грубости и безапелляционности социологизированной литературной критики.

 

· Официально поддерживая лозунги революционного переустройства общества и обновления искусства, «Перевал» вместе с тем отстаивал принцип преемственности по отношению к классической литературной традиции, апеллировал к общегуманистическим ценностям в искусстве. При этом были выдвинуты творческие лозунги «искренности» (свобода и «развязанность души» писателя), «моцартианства» (реализация творческого потенциала автора «по всей своей цельности»), «эстетической культуры», «гуманизма» (изображение личности как приоритет художественного творчества).

Последовательно отстаивая принципы реалистического изображения мира и человека, представители «Перевала» являли в своей творческой практике определённую альтернативу и модернистскому вектору развития литературного процесса 1920-х годов. Тем самым место «Перевала» в данном процессе может быть определено ближе к «традиционалистскому» полюсу ценностных ориентиров.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...