Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конструктивисты. («литературный центр конструктивистов»). Традиционализм (реализм). Всероссийский союз писателей




Конструктивисты

(«Литературный центр конструктивистов»)

В 1922 г. в Москве определилась группа поэтов-конструктивистов (К. Зелинский, И. Сельвинский, Э. Багрицкий, В. Луговской, В. Инбер и др. ). Опубликован манифест: «Знаем. «Клятвенная конституция (Декларация) конструктивистов-поэтов». Из манифеста: «Конструктивизм есть центростремительное иерархическое распределение материала, акцентированного (сведённого вы фокус) в предустановленном месте конструкции (…)

Конструктивизм, как абсолютно творческая (мастерская) школа, утверждает универсальность поэтической техники; если современные школы, порознь, вопят: звук, ритм, образ, заумь и т. д., мы, акцентируя И, говорим: И – звук, И – ритм, И – образ, И – заумь. И всякий новый возможный приём, в котором встретится действительная необходимость при установке конструкции».

В 1923 г. поэтами-конструктивистами образован «Литературный центр конструктивистов», выступивший с творческой декларацией (подписали К. Зелинский, И. Сельвинский, Б. Агапов, Е. Габрилович, В. Инбер, Д. Туманный).

Из декларации: «Характер современной производственной техники, убыстренной, экономичной и ёмкой – влияет и на способы идеологических представлений, подчиняя все культурные процессы этим внутренним формально-организационным требованиям. Выражением этого повышенного внимания к техникоорганизационным вопросам и является конструктивизм (…)

Конструктивисты считают необходимым в своём поэтическом творчестве отражать революционную современность, как тематически, так и в её технических требованиях».

Опубликован сборник Литературного центра конструктивистов – «Госплан литературы» (М. ; Л. ), включавший одноимённый манифест, где вопросы «технологий искусства» связывались с «экономическим и идеологическим стилем» эпохи индустриализации.

Из манифеста: «Перекройщику мира – пролетариату – предстоят гигантские задачи преодоления инерции старой культуры.., характер современной производственной техники… – влияет и на способы идеологических представлений…».

Другие сборники: «Мена всех» (1924), «Бизнес» (1927). Литературный центр конструктивистов как творческое объединение просуществовал до 1930 года.

· Конструктивизм как стиль и эстетическое направление оказался тесно связан с ростом индустриальной культуры начала ХХ столетия и выражал её интеллектуальный техногенный пафос, нёс идеи рационалистической целесообразности, экономичности,

Сложившийся в культурном поле европейского Запада, конструктивизм при переносе на русскую почву обретал по-своему специфические черты. Заявлявший о себе в период возникновения как одно из направлений «нового искусства», призванного обновить прежде всего эстетическую сферу культуры, конструктивизм во второй половине 1920-х гг. начинает всё теснее увязывать свои творческие декларации с идеологическими нормами в социальной жизни общества (пафос построения, «конструирования» нового социалистического социума).

ТРАДИЦИОНАЛИЗМ (РЕАЛИЗМ)

Всероссийский Союз писателей

Содружество профессиональной творческой интеллигенции, сложившееся ещё в начале 1918 года в Москве, было организационно оформлено в 1919 г. как Всероссийский Союз писателей с отделением в Москве и Петрограде. Среди учредителей ВСП Б. Зайцев, Н. Бердяев, В. Вересаев, Е. Замятин, М. Осоргин, Ю. Айхенвальд и др. «Дороживший своей независимостью от партийных влияний» (М. Осоргин), Союз был подчёркнуто аполитичен. В уставе ВСП было записано, что функционеры Российской коммунистической партии (большевиков) не могут быть его членами.

В разное время (союз существовал до 1929 г. ) его членами становились Б. Пильняк, В. Шкловский, С. Есенин, А. Воронский, Б. Пастенак, М. Булгаков, А. Платонов и др. Помещение в Москве («Дом Герцена») ВСП делил с Всероссийским Союзом поэтов (СОПО), созданным на сходных принципах (профессионализм, свобода искусства от политики), и объединявшим литераторов различных направлений и школ. С 1918 по 1929 гг., председателями Союза становились А. Блок, Н. Гумилёв (Петроградское отделение), В. Брюсов, В. Шершеневич (Московское отделение) и др. Оба союза расценивались советской властью как, по сути, единое и политически оппозиционное писательское объединение.

 

· Вместе с тем, как видно уже даже «по именам», в первой половине 1920-х гг. ВСП явился организацией, объединившей лучшие литературные силы, оставшиеся в России, и по своему творческому потенциалу превосходящей все остальные объединения, организации группы и пр.

При этом Союз представал в Советской России 1920-х годов, по сути, главным хранителем и продолжателем традиций русской классической литературы – той магистральной линии литературного развития, которая, невзирая на жёсткое давление социокультурного контекста новой исторической эпохи, не оказалось в одночасье заглушённой или «заменённой», но по-своему выживала и обнаруживала способность к дальнейшему развитию – в опоре на ценностный потенциал национальной культуры, укоренённый в большом историческом времени.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...