Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пролетарская литература. Пролеткульт. Всероссийская (всесоюзная) ассоциация. Пролетарских писателей (ВАПП). «кузница»




ПРОЛЕТАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Пролеткульт

Пролеткульт – сокращённое обозначение «Пролетарских культурно-просветительских организаций», создание которых началось в 1917 году (Первая конференция Всероссийского Пролеткульта). Цели Пролеткульта: «Дать рабочему классу целостное воспитание (…), выработку самостоятельной духовной культуры». Области деятельности – наука и искусство (литература, живопись, музыка, театр). Формы – рабочие клубы, студии, дома культуры, кружки по борьбе с неграмотностью, «избы-читальни». К началу 1920-х годов Пролеткульт имел, помимо Москвы и Петрограда, более 100 провинциальных отделений-организаций. Деятели Пролеткульта (А. Богданов, А. Лу­начарский, В. Полонский и др. ) рассматривали культурное движение пролетариата как обособленную от прочих социальных слоёв общества сферу – при нигилистическом отрицании культуры прошлого. Организации Пролеткульта, первоначально подчинённые Народному Комиссариату просвещения, стали к началу 1920-х годов претендовать на самостоятельность и гегемонию в области культурного строительства.

В конце 1920 г., когда открылся I Всероссийский съезд Пролеткультов в Москве, стремление пролеткультовского руководства к самостоятельности и независимости от государственных структур вызвало резкую негативную реакцию партийно-государственных властей. Из ленинской революции: «…съезд вменяет в безусловную обязанность всех организаций Пролеткульта рассматривать себя как подсобные органы… и осуществлять под общим руководством Советской власти… и Российской коммунистической партии свои задачи, как часть пролетарской диктатуры».

С декабря 1920 г., когда было опубликовано директивное письмо ЦК РКП (б) «О пролеткультах», где окончательно закреплялась их подсобная роль в «осуществлении пролетарской диктатуры в области культуры», пролеткультовские организации постепенно свёртывают свою работу.

 

· Пролеткульт, выдвинувший лозунг и наметивший контуры особого «пролетарского искусства», утвердивший его статус в первые годы Советской власти, далее, в новых социальных условиях, оказывался ей ненужным, ибо уже сыграл свою историческую роль; для властных структур необходимы были более эффективные методы для укрепления коммунистической идеологии в общественном сознании и культурном строительстве.

 


Всероссийская (Всесоюзная) ассоциация

пролетарских писателей (ВАПП)

В конце 1920 г. в московском Доме печати состоялся первый Всероссийский съезд пролетарских писателей. На съезде было принято решение об образовании Всероссийской ассоциации пролетарских писателей (ВАПП). В состав правления вошли В. Кириллов (председатель), М. Герасимов, В. Александровский и др. Из резолюции съезда: «Признавая, что пролетарская литература… не успела ещё выявить своих вполне оригинальных форм, съезд считает, что объединение пролетарских писателей должно вестись по линии классово-идеологической…».

ВАПП организационно оформилась в сентябре 1921 г., насчитывая более двух тысяч членов и провозгласив своей задачей «собрать воедино все силы и ресурсы пролетарского искусства».

 

· Массовость членов ассоциации должна была служить показателем её творческих достижений, качественный критерий в оценке которых, по сути, подменялся количественным.

ВАПП, собиравшая «пролетарские» литературные силы, была создана как явная альтернатива Всероссийскому Союзу писателей, представлявшему «старую» литературную традицию. ВАПП явилась первой в России собственно литературной организацией, претендующей на профессионализм (в отличие от полуремесленнического Пролеткульта), и созданной при этом на классовой основе.

 

На протяжении десятилетия (до начала 1930-х годов) ВАПП продолжала оставаться «базовой» организационной структурой пролетарской литературы, порождавшей вместе с тем и внутри своих рядов различные группы и объединения (например, РАПП; см. далее), которые претендовали на лидерства, но действовали в рамках первичного организационного поля.

«Кузница»

В марте 1921 г. в Москве опубликована «Декларация московских пролетарских поэтов и писателей группы «Кузница» (подписана В. Александровским, М. Герасимовым, В. Кирилловым, А. Новиковым-Прибоем и др. ).

Из декларации: «Новейшую русскую литературу с её декадансом и логически вытекающими из неё направлениями: символизмом, футуризмом и проч., мы рассматриваем как показатель разложения буржуазного общества (…). Признавая, что пролетарская литература, как наиболее молодая, далеко небезупречна в области формы, мы все же утверждаем, что это единственная и подлинная литература зачинающейся коммунистической эры…».

Лидеры «Кузницы» ещё до выделения е     ё из Пролеткульта пытались разрабатывать философско-эстетическую концепцию пролетарского искусства, выводя её из особых условий существования пролетариата и его классовой психологии, в которой «…из края в край мира гуляют мощные грузные психологические потоки, для которых как будто уже нет миллиона голов, есть одна мировая голова. В дальнейшем эта тенденция… создаст невозможность индивидуального мышления…». (Пролетарская культура. – 1919. – №9). В восприятии современников для стихов поэтов «Кузницы», где «господствовал канонический мотив горна и вагранки», был характерен «революционный космизм», «вневременной и внепространственный». В оценке В. Брюсова, «Кузница», … избегая индивидуализма…, впала в другую крайность – в отвлечённость» (Среди стихов // Печать и революция. – 1923. – №7).

 

· При всей социологизированности и декларированности своих творческих установок «Кузница» становится в литературе начала 1920-х годов наиболее заметным явлением в контексте пролетарского искусства. Не случайно, что именно лидеры «Кузницы» (В. Кириллов, А. Александровский и др. ) возглавили в 1921 году Всероссийскую ассоциацию пролетарских писателей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...