Особенности развития моторики здоровых детей и детей, страдающих детским церебральным параличом
Стр 1 из 18Следующая ⇒ Библиотека среднего медицинского работника К. А. Семенова ЛЕЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ ПРИ ДЕТСКИХ ЦЕРЕБРАЛЬНЫХ ПАРАЛИЧАХ МОСКВА. «МЕДИЦИНА». 1976 УДК 61 6.33 1 009.11053.2 СЕМЕНОВА К. А. Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах. М., «Медицина», 1976, 185 с, с ил. Автор книги — доктор мед. наук проф. К. А. Семенова, возглавляющая Всесоюзный центр восстановительного лечения детей с церебральными параличами. В книге на основании многолетнего опыта автора описаны приемы и методы лечебной физкультуры при лечении двигательных расстройств у детей с различными формами церебрального паралича и на разных его стадиях, начиная с периода новорожденности. Для лучшего понимания и усвоения описанных принципов и методов лечебной физкультуры в книге изложены все этапы двигательного развития здорового ребенка. Эти этапы сопоставлены с особенностями патологии двигательного развития детей с церебральными параличами. Особое внимание уделено групповым занятиям для развития движений и хореографической лечебной гимнастике, а также коррекции движений и их разработке в условиях трудового процесса. Книга рассчитана на средних медицинских работников и методистов лечебной физкультуры. В книге 42 рис., 4 табл., библиография содержит 14 названий рекомендуемой литературы. 52000317 ооо 332~
Издательство «Медицина». Москва. 1976 Введение Детский церебральный паралич — заболевание мозга, начинающееся в период внутриутробного развития, в период родов или новорожденности. Заболевание продолжается в течение многих лет, чаще всего — в течение всей жизни. Детский церебральный паралич возникает под влиянием различных экзо и эндогенных вредностей на организм эмбриона, плода или новорожденного, т. е. это заболевание полиэтиологическое. В центре клинической картины детского церебрального паралича лежат двигательные расстройства (параличи, парезы, гиперкинезы, атаксия и др.), нарушения речи и психики. Клинические проявления детского церебрального паралича полиморфны, они зависят от характера, степени нарушения развития и патологического состояния мозга в целом и преимущественно тех или иных его систем.
В силу сочетания недоразвития и патологии развития моторики особенно значимыми и сложными оказываются нарушения регуляции тонуса мышц — по типу спастичности, ригидности, дистонии, гипотонии. Нарушения регуляции тонуса мышц, особенно на ранних стадиях заболевания, тесно связаны с патологией развития тонических и установочных рефлексов, формированием на этой основе патологических синергии. По мере развития заболевания на основе этих нарушений формируются вторичные изменения в мышцах, костях и суставах — контрактуры, деформации, возникают сколиоз и кифосколиоз, оформляется патологический двигательный стереотип. Задержка и патология развития мозга могут проявляться и в нарушении психического развития. По данным различных авторов, задержка психического развития наблюдается у 40—50% детей, страдающих детским церебральным параличом, недоразвитие его по типу олигофрении — у 20—25% детей и лишь 20—25% детей имеют нормальное развитие интеллекта. У 75% детей в той или иной форме нарушена речь. Многообразие клинической картины заболевания приводит к тому, что построение дифференцированной восстановительной терапии требует определенных знаний о развитии нервной системы в условиях нормы и патологии, особенностях этой патологии на разных возрастных этапах и т. д.
В сложный комплекс восстановительной терапии детского церебрального паралича входят: медикаментозная терапия, работа по становлению познавательной деятельности и речи, лечебная физкультура, массаж, ортопедический режим и протезирование, при необходимости— хирургическое лечение, а также физиотерапевтическое лечение и трудотерапия. Задачей настоящей работы является изложение основных принципов и методов лечебной физкультуры при детском церебральном параличе, приемов обычного и точечного массажа, описание различных приспособлений, способствующих становлению установочных рефлексов и произвольной моторики детей с церебральными параличами, а также изложение некоторых форм ортопедического режима при этом заболевании. Все эти мероприятия являются важнейшими элементами комплекса восстановительной терапии, однако их эффективность будет максимальной при соблюдении двух условий. Во-первых, проведение медикаментозной терапии, направленной на стимуляцию развития мозга в целом, стимуляцию процессов миелинизации нервных волокон, подавление патологической активности структур, контролирующих тонические стволовые рефлексы, усиление активности компенсаторных процессов в нервной системе. Медикаментозная терапия в каждом случае должна быть индивидуальной, исходить из формы заболевания, его стадии, соматического состояния ребенка. Во-вторых, всю работу по становлению двигательных функций следует проводить на фоне постоянной и систематической работы по коррекции психических и речевых функций. Лечебная физкультура, массаж (точечный и обычный), ортопедический режим, специальные приспособления являются обязательными компонентами комплекса восстановительной терапии на каждой стадии заболевания и при каждой его форме, но удельный вес их и методы неодинаковы в ранней стадии, начальной резидуальной и поздней резидуальной стадиях болезни. Так, у детей с ранней стадией детского церебрального паралича общий и точечный массаж и ортопедические укладки играют ведущую роль в комплексе восстановительной терапии; лечебная физкультура, направленная на становление врожденных двигательных рефлексов, проводится с помощью пассивных движений.
В начальной резидуальной стадии болезни, когда тонические шейные и лабиринтные рефлексы и патологические синергии, все более и более нарастающие, определяют формирование патологического двигательного стереотипа, точечный массаж в сочетании с определенными приемами лечебной физкультуры является необходимым элементом комплекса, направленного на устранение влияния этих рефлексов и синергии. Лишь после расслабления мышц, нормализации их тонуса становится возможной работа над становлением установочных рефлексов и произвольной моторики. В этой стадии комплекс: точечный массаж, специальные приемы лечебной физкультуры и приспособления, описанные ниже, в равной степени необходим для становления двигательной сферы. В лечебной физкультуре преобладает элемент пассивных и пассивно-активных движений. В поздней резидуальной стадии первой степени, когда оформляются органические контрактуры и деформации в отдельных суставах, порочные установки туловища и конечностей, точечный массаж должен предшествовать всем упражнениям, направленным на расслабление мышц и формирование активных движений тела. Активная корригирующая лечебная физкультура выступает в этой стадии на первое место. Чрезвычайно большую роль играют и физиотерапевтические процедуры, направленные на коррекцию афферентации, а следовательно, на коррекцию импульсов, поступающих в центральные структуры двигательного анализатора. Для этого применяют терапию импульсным током, электрофорез с лидазой на область суставов, амплипульс и т. д. Для улучшения трофических функций и нормализации деятельности сосудов мозга используют электрофорез методом «воротника» по Щербаку. Особенно эффективны лечебная физкультура и массаж, проводимые в этой стадии заболевания, на фоне бальнеологического и грязевого лечения, под влиянием которых улучшаются трофика тканей и кровообращение. Мероприятия ортопедического характера — оперативные вмешательства, лечение гипсовыми поэтапными повязками — проводят также преимущественно в этой стадии заболевания и обязательно комбинируют с лечебной физкультурой, массажем и медикаментозной терапией.
Прибегать к хирургическим вмешательствам следует с большой осторожностью, после того как были применены все методы консервативной терапии и ортопедического режима. В конечной резидуальной стадии второй степени, т. е, когда развиваются множественные контрактуры, неисправимые массивные деформации, приводящие к полной или почти полной обездвиженности ребенка, терапевтические мероприятия, направленные на становление моторики, практически бесполезны. Как правило, у этих детей глубоко задержано психическое и речевое развитие. Умелое сочетание всех форм восстановительной работы на всех стадиях заболевания, за исключением последней, правильное использование всех видов массажа и лечебной физкультуры в этом комплексе являются залогом эффективной реабилитационной терапии детского церебрального паралича. Глава Особенности развития моторики здоровых детей и детей, страдающих детским церебральным параличом
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|