Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности развития моторики здоровых детей и детей, страдающих детским церебральным параличом




Библиотека среднего медицинского работника

К. А. Семенова

ЛЕЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ

ПРИ ДЕТСКИХ ЦЕРЕБРАЛЬНЫХ

ПАРАЛИЧАХ

МОСКВА. «МЕДИЦИНА». 1976

УДК 61 6.33 1 009.11053.2

СЕМЕНОВА К. А. Лечение двигательных расстройств при дет­ских церебральных параличах. М., «Медицина», 1976, 185 с, с ил.

Автор книги — доктор мед. наук проф. К. А. Семенова, воз­главляющая Всесоюзный центр восстановительного лечения детей с церебральными параличами.

В книге на основании многолетнего опыта автора описаны при­емы и методы лечебной физкультуры при лечении двигательных рас­стройств у детей с различными формами церебрального паралича и на разных его стадиях, начиная с периода новорожденности. Для лучшего понимания и усвоения описанных принципов и мето­дов лечебной физкультуры в книге изложены все этапы двигатель­ного развития здорового ребенка. Эти этапы сопоставлены с осо­бенностями патологии двигательного развития детей с церебраль­ными параличами. Особое внимание уделено групповым занятиям для развития движений и хореографической лечебной гимнастике, а также коррекции движений и их разработке в условиях трудо­вого процесса.

Книга рассчитана на средних медицинских работников и ме­тодистов лечебной физкультуры.

В книге 42 рис., 4 табл., библиография содержит 14 названий рекомендуемой литературы.

52000317 ооо

332~

039 (01)76

Издательство «Медицина». Москва. 1976

Введение

Детский церебральный паралич — заболевание мозга, начинающееся в период внутриутробного развития, в пе­риод родов или новорожденности. Заболевание продол­жается в течение многих лет, чаще всего — в течение всей жизни.

Детский церебральный паралич возникает под влия­нием различных экзо и эндогенных вредностей на орга­низм эмбриона, плода или новорожденного, т. е. это за­болевание полиэтиологическое. В центре клинической картины детского церебрального паралича лежат дви­гательные расстройства (параличи, парезы, гиперкинезы, атаксия и др.), нарушения речи и психики. Клиниче­ские проявления детского церебрального паралича поли­морфны, они зависят от характера, степени нарушения развития и патологического состояния мозга в целом и преимущественно тех или иных его систем.

В силу сочетания недоразвития и патологии развития моторики особенно значимыми и сложными оказываются нарушения регуляции тонуса мышц — по типу спастичности, ригидности, дистонии, гипотонии. Нарушения регуляции тонуса мышц, особенно на ранних стадиях за­болевания, тесно связаны с патологией развития тони­ческих и установочных рефлексов, формированием на этой основе патологических синергии.

По мере развития заболевания на основе этих нару­шений формируются вторичные изменения в мышцах, костях и суставах — контрактуры, деформации, возника­ют сколиоз и кифосколиоз, оформляется патологический двигательный стереотип.

Задержка и патология развития мозга могут прояв­ляться и в нарушении психического развития. По дан­ным различных авторов, задержка психического разви­тия наблюдается у 40—50% детей, страдающих дет­ским церебральным параличом, недоразвитие его по типу олигофрении — у 20—25% детей и лишь 20—25% детей имеют нормальное развитие интеллекта. У 75% детей в той или иной форме нарушена речь.

Многообразие клинической картины заболевания приводит к тому, что построение дифференцированной восстановительной терапии требует определенных зна­ний о развитии нервной системы в условиях нормы и патологии, особенностях этой патологии на разных воз­растных этапах и т. д.

В сложный комплекс восстановительной терапии детского церебрального паралича входят: медикамен­тозная терапия, работа по становлению познавательной деятельности и речи, лечебная физкультура, массаж, ортопедический режим и протезирование, при необхо­димости— хирургическое лечение, а также физиотера­певтическое лечение и трудотерапия.

Задачей настоящей работы является изложение ос­новных принципов и методов лечебной физкультуры при детском церебральном параличе, приемов обычного и точечного массажа, описание различных приспособ­лений, способствующих становлению установочных ре­флексов и произвольной моторики детей с церебраль­ными параличами, а также изложение некоторых форм ортопедического режима при этом заболевании.

Все эти мероприятия являются важнейшими элемен­тами комплекса восстановительной терапии, однако их эффективность будет максимальной при соблюдении двух условий.

Во-первых, проведение медикаментозной терапии, направленной на стимуляцию развития мозга в целом, стимуляцию процессов миелинизации нервных волокон, подавление патологической активности структур, контролирующих тонические стволовые рефлексы, усиление активности компенсаторных процессов в нервной си­стеме. Медикаментозная терапия в каждом случае дол­жна быть индивидуальной, исходить из формы заболевания, его стадии, соматического состояния ребенка.

Во-вторых, всю работу по становлению двигательных функций следует проводить на фоне постоянной и си­стематической работы по коррекции психических и ре­чевых функций.

Лечебная физкультура, массаж (точечный и обыч­ный), ортопедический режим, специальные приспособ­ления являются обязательными компонентами комплек­са восстановительной терапии на каждой стадии заболевания и при каждой его форме, но удельный вес их и методы неодинаковы в ранней стадии, начальной резидуальной и поздней резидуальной стадиях болезни.

Так, у детей с ранней стадией детского цере­брального паралича общий и точечный массаж и орто­педические укладки играют ведущую роль в комплексе восстановительной терапии; лечебная физкультура, направленная на становление врожденных двигатель­ных рефлексов, проводится с помощью пассивных дви­жений.

В начальной резидуальной стадии болезни, когда то­нические шейные и лабиринтные рефлексы и патологи­ческие синергии, все более и более нарастающие, опре­деляют формирование патологического двигательного стереотипа, точечный массаж в сочетании с определен­ными приемами лечебной физкультуры является необхо­димым элементом комплекса, направленного на устра­нение влияния этих рефлексов и синергии. Лишь после расслабления мышц, нормализации их тонуса стано­вится возможной работа над становлением установоч­ных рефлексов и произвольной моторики.

В этой стадии комплекс: точечный массаж, специаль­ные приемы лечебной физкультуры и приспособления, описанные ниже, в равной степени необходим для ста­новления двигательной сферы. В лечебной физкультуре преобладает элемент пассивных и пассивно-активных движений.

В поздней резидуальной стадии первой степени, ког­да оформляются органические контрактуры и деформа­ции в отдельных суставах, порочные установки тулови­ща и конечностей, точечный массаж должен предшествовать всем упражнениям, направленным на расслабле­ние мышц и формирование активных движений тела. Активная корригирующая лечебная физкультура высту­пает в этой стадии на первое место.

Чрезвычайно большую роль играют и физиотерапев­тические процедуры, направленные на коррекцию афферентации, а следовательно, на коррекцию импульсов, поступающих в центральные структуры двигательного анализатора. Для этого применяют терапию импуль­сным током, электрофорез с лидазой на область суста­вов, амплипульс и т. д. Для улучшения трофических функций и нормализации деятельности сосудов мозга ис­пользуют электрофорез методом «воротника» по Щербаку. Особенно эффективны лечебная физкультура и массаж, проводимые в этой стадии заболевания, на фоне бальнеологического и грязевого лечения, под влиянием которых улучшаются трофика тканей и кровообра­щение.

Мероприятия ортопедического характера — оперативные вмешательства, лечение гипсовыми поэтапными повязками — проводят также преимущественно в этой стадии заболевания и обязательно комбинируют с ле­чебной физкультурой, массажем и медикаментозной терапией.

Прибегать к хирургическим вмешательствам следует с большой осторожностью, после того как были приме­нены все методы консервативной терапии и ортопеди­ческого режима.

В конечной резидуальной стадии второй степени, т. е, когда развиваются множественные контрактуры, неис­правимые массивные деформации, приводящие к полной или почти полной обездвиженности ребенка, терапевти­ческие мероприятия, направленные на становление мо­торики, практически бесполезны. Как правило, у этих детей глубоко задержано психическое и речевое раз­витие.

Умелое сочетание всех форм восстановительной рабо­ты на всех стадиях заболевания, за исключением послед­ней, правильное использование всех видов массажа и лечебной физкультуры в этом комплексе являются за­логом эффективной реабилитационной терапии детского церебрального паралича.

Глава

Особенности развития моторики здоровых детей и детей, страдающих детским церебральным параличом

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...