Особенности нарушения развития моторики у детей с церебральными параличами
Состояние установочных и тонических рефлексов у детей с церебральными параличами. У детей с церебральными параличами в течение многих лет могут сохраняться тонические рефлексы периода новорожденности и отсутствовать установочные. Тонические рефлексы периода новорожденности у них с возрастом не исчезают, а нарастают, становятся патологически активными. Особое значение в плане патологического развития моторики имеет лабиринтный тонический рефлекс. Так, при положении ребенка на спине вследствие активности этого рефлекса голова запрокидывается назад в связи с чрезмерным напряжением мышц шеи, спина выгибается, напрягаются разгибатели и приводящие мышцы нижних конечностей — поза может напоминать позу тела при опистотонусе. Если такому ребенку, лежащему на спине, подвести руку под голову и попытаться, согнув шею, привести тем самым голову к груди, то в силу резкого напряжения мышц-разгибателей шеи и спины голова и туловище ребенка окажутся приподнятыми так, как приподнялась бы доска, поднимаемая за один край. Руки при этом отводятся слегка в стороны (рис. 1). Попытка приподнять ноги ребенка приведет к тому, что вместе с ногами приподнимутся на одной линии с ними таз и спина. В наиболее тяжелых случаях приподнятый за ноги ребенок будет упираться лишь головой о поверхность, на которой он лежит. Мышцы туловища и ног будут в состоянии разгибания. Попытка согнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах вызывает отчетливо Ощутимое сопротивление, преодолеть которое без неприятных, болезненных для ребенка ощущений не всегда возможно. В положении на животе в связи с напряжением тонуса сгибателей под влиянием того же лабиринтного тонического рефлекса положение тела ребенка становится сходным с «позой эмбриона»: руки и ноги приведены к животу, голова — к груди (рис. 2).
При наличии этих рефлексов повороты туловища со спины на живот и с живота на спину оказываются также невозможными. В тех случаях, когда лабиринтный тонический рефлекс держится несколько лет, может сформироваться порочная поза конечностей, которая появляется постепенно, сначала только при пассивной установке тела ребенка в вертикальное положение, а затем закрепляется развивающимися сгибательными контрактурами во всех суставах нижних конечностей. Ребенок становится на более или менее согнутые в тазобедренных и коленных суставах ноги. Голеностопные суставы находятся обычно в подошвенном сгибании. Таким образом, при горизонтальном положении тела (на спине) под влиянием лабиринтного тонического рефлекса наблюдается напряжение всех мышц-разгибателей; при вертикальном положении тела под влиянием того же рефлекса происходит напряжение сгибателей нижних конечностей. Эти порочные положения тела могут поддерживаться даже очень легким, следовым тоническим лабиринтным рефлексом, выявить который удается лишь с помощью ЭМГ-исследования. Под влиянием шейного симметричного тонического рефлекса при вертикальном положении тела ребенка верхние конечности будут в состоянии максимального сгибания во всех суставах, а нижние — в состоянии максимального разгибания. Формируется конская стопа. Наличие тонических рефлексов с головы на туловище и с таза на туловище препятствует возможности балансирования туловища и удержания его в стабильном положении. Они препятствуют свободным поворотам туловища вокруг своей оси, так же как и свободным поворотам головы. Рефлекс-запрещающие положения тела. Сохранность тонического лабиринтного рефлекса обусловливает то, что при положении ребенка на животе создается «рефлекс-запрещающая позиция» тела для поднимания головы и верхней половины тела, а затем установки на четвереньки и на колени, установки тела в вертикальном положении, т. е. создаются препятствия для развития установочных шейных цепных симметричного и асимметричного рефлексов.
При вертикальном положении тела лабиринтный тонический рефлекс усиливает сгибательные установки в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах, формирующиеся у детей с тяжелой спастической диплегией и двойной гемиплегией уже в первые месяцы жизни. Тонические шейные симметричный и асимметричный рефлексы играют не менее важную роль в формировании порочных установок туловища и конечностей, являются не меньшим препятствием для развития физиологических синергии и укрепления патологических синергии. Так, из-за отсутствия или слабости установочного лабиринтного рефлекса на голову последняя у большинства детей с детским церебральным параличом оказывается в большей или меньшей степени опущенной на грудь. В результате активизируется шейный тонический симметричный рефлекс, возникающий при голове, опущенной вниз — повышается тонус мышц-сгибателей верхних конечностей. Это положение настолько стабильно, что постепенно формируется сгибательная и сгибательно-пронаторная установка в локтевых и лучезапястных суставах. При этих условиях формирование физиологических синергии, необходимых для любого движения, основным компонентом которых будет разгибание и супинация, невозможно или более или менее ограничено. В нижних конечностях под влиянием симметричного шейного тонического рефлекса формируется напряжение мышц-разгибателей, препятствующее возможности развития сгибательных синергии в тазобедренном и коленном суставах, необходимых для выполнения шаговых движений. Шаговые движения в этих условиях совершаются за счет выноса ноги вперед в результате сокращения мышц туловища. Препятствие для развития установочных рефлексов заключается в том, что в силу неудержания головы в положении на животе, ребенок не сможет выпрямить руки (при голове, опущенной вниз, руки рефлекторно сгибаются во всех суставах), разогнуть и удержать разогнутой верхнюю половину туловища, что является первым звеном шейного цепного установочного симметричного рефлекса. Задержится или не только задержится, но и останется резко ограниченным все формирование шейного цепного установочного рефлекса, а отсюда задержится и освоение статики и локомоции. Развитие установочных рефлексов осложняется еще и тем, что под влиянием комплекса тонических рефлексов у ребенка задерживается развитие физиологического поясничного лордоза и нередко уже ко 2—3му месяцу начинается формирование кифоза или кифосколиоза. Помимо прочего, развитие поясничного кифоза свидетельствует о том, что функция больших ягодичных мышц, как мышц-разгибателей туловища, резко ограничена или отсутствует, подвздошно-поясничные мышцы действуют только или преимущественно как сгибатели бедра. Отсюда усиление тенденции сначала к сгибательной установке, а затем — к сгибательной контрактуре в тазобедренных суставах.
Существенными особенностями моторики, развивающейся под влиянием этих рефлексов, является то, что сохраняющиеся рефлексы препятствуют появлению тех физиологических синергии, которые обеспечивают возможность произвольной моторики. Ребенок первых месяцев жизни не умеет производить сложные движения, требующие, одновременной дифференцированной и вместе с тем чрезвычайно слаженной, синхронной работы многих мышечных групп. В процессе освоения движений возникают физиологические синергии— одновременные сокращения различных мышечных групп, необходимые для выполнения данного движения, и в дальнейшем импульс, поступающий из корковых двигательных зон, как бы «включает» нужную синергию без затраты каких-либо усилий ребенка на освоение выполнения данного движения. Оно реализуется постепенно по схеме, выработанной месяцами и годами. У здорового ребенка в возрасте 6 мес и старше при опоре на ноги возникают разгибательная синергия в тазобедренном и коленном суставах, подошвенное сгибание стопы, дающее возможность опоры. В эту синергию включается и пояснично-подвздошная мышца, которая при положении ребенка стоя функционирует как разгибатель туловища вместе с большой ягодичной мышцей, являющейся в данном случае ее синергистом.
Как синергисты, функционируют и большая приводящая мышца бедра (в данном случае действующая так же, как разгибатель бедра), и передние головки средней и малой ягодичных мышц, выполняющих в условиях этой синергии функцию отводящих мышц. Так развивается и осуществляется физиологическая синергия самых различных групп мышц, участвующих в акте стояния. Осуществление шаговых движений требует плавной смены напряжения мышц, участвующих в этой разгибательной синергии напряжения мышц, которые будут осуществлять вынос бедра вперед (сгибание бедра), сгибание в коленном суставе, что осуществляется группой двуглавых мышц бедра, полусухожильной и полуперепончатой мышцами; затем происходит столь же плавное разгибание голени (прямая мышца бедра и др.) с тем, чтобы вынести пятку вперед и поставить ее на точку опоры. После этого снова вступят в силу разгибатели бедра, голени и туловища исгибатели бедра и голени по механизмам коконтракции. Весь этот сложный, последовательно развивающийся процесс смены различных форм синергии, подготавливающийся в тот период, когда здоровый ребенок еще далек от того, чтобы овладеть даже актом стояния, может быть резко задержан у ребенка с церебральным параличом, поскольку при положении тела на спине доминирующий разгибательный тонус не допустит появления сгибательных синергии, а при положении на животе (доминирует сгибательный тонус) — разгибательного компонента любого типа физиологической синергии. Аналогично с данным примером можно дать анализ любой формы физиологической синергии — в каждом виде физиологи ческой синергии обязательным являются и сгибательный, и разгибательный компонент, и устранение одного из них приводит к невозможности осуществить данную синергию, а следовательно, и обеспечиваемое ею движение. Физиологические явления коконтракции и паратонии обусловливают у здоровых детей возможность поддерживать установку тела в данной позе, а также пластичность фиксированных поз туловища и конечностей при выполнении сложных движений. У детей с детским церебральным параличом проявления коконтракции и паратонии носят патологический характер, препятствующий развитию движения. Элементы паратонии у них значительно больше выражены, чем у здорового ребенка в течение первых лет жизни, а при наиболее тяжелых формах заболевания — в течение всей жизни и возникают при любых движениях. Так, если ребенок пытается протянуть руку и взять игрушку, повысится тонус мышц всего тела, причем, иногда повышение тонуса столь велико, что произвести какое-либо движение ребенок не может, а напряжение мышц тела ведет к потере с трудом удерживаемого равновесия и падению.
Явления коконтракции при детском церебральном параличе по своей интенсивности также намного превышают физиологическую коконтракцию. В силу механизма коконтракции, включающегося при попытке принять ту или иную позу тела, тонус и сгибателей, и разгибателей может у детей с церебральными параличами стать столь высоким, что конечность как бы деревенеет, «окоченевает» в одной позе и произвольное движение оказывается невозможным. Расслабление мышц удается далеко не всегда, а смена положений тела и конечностей крайне сложна и трудна для ребенка. Наиболее выражен этот патологический тип коконтракции при двойной гемиплегии, меньше — при спастической диплегии. При более легких формах спастической диплегии явления коконтракции четко выражены в первые 2 — 4 года жизни, преимущественно в нижних конечностях, затем они становятся слабее, оставаясь наиболее интенсивными в группах сгибателей и разгибателей голени, что и является одним из важнейших компонентов образования «конской стопы», когда стопа ребенка прочно фиксируется в положении подошвенного сгибания. При атоническиастатической и гиперкинетической форме детского церебрального паралича патология коконтракции формируется как бы с обратным знаком — напряжение агониста не вызывает напряжения антагониста, что позволило бы зафиксировать принятую позу. При атоническиастатической форме заболевания в силу этого происходит переразгибание в суставах, особенно в тех, на которые падает наибольшая нагрузка при удержании массы (В связи с вводимой международной стандартизацией проводится унификация медицинских терминов и единиц измерения. В соответствии с системой СИ в данном случае следует говорить не «вес», а «масса», так как термин «вес» допустим в том случае, когда речь идет о силе тяжести, которая выражается в ньютонах (Н). См. «Клиническую медицину», № 4, 1973.) тела — формируется рекурвация в коленных суставах и плосковальгусная или пяточная стопа. Переразгибание происходит и в локтевых суставах. В силу слабости разгибателей кисти и пальцев, чаще всего врожденного характера, переразгибания в лучезапястных суставах не возникает. При гиперкинетической форме заболевания происходит постоянная смена напряжения мышцантагонистов и агонистов. Фиксация той или иной позы в связи с этим, даже на очень короткий срок, крайне сложна при гиперкинезах типа хореиформного или хореоатетоза. При гиперкинезе типа двойного атетоза беспрерывная, но плавная смена напряжения тонуса сгибателей и разгибателей пальцев рук приводит к развитию червеобразных движений в них. Как правило, нарушение позного тонуса при гиперкинетической форме детского церебрального паралича более выражено в верхних конечностях, чем в нижних. Патология кинестезии. Существенную значимость в нарушении развития моторики, в частности физиологических синергии у детей с церебральными параличами, имеет то, что у них не развивается своевременно или развивается с задержкой и патологическим путем схема тела, схема его положений и схема его движений. Большую роль в этом играет недоразвитие или патология системы проприоцепторов мышц, суставов, связок, обеспечивающих поток афферентных импульсов в мозг. Патология афферентной проприоцептивной импульсации в значительной степени обусловливает и патологию кинестезии— высших форм глубокого мышечно-суставного чувства, на основе которого строится схема тела, схема движений. У детей с церебральными параличами кинестетический отдел двигательного анализатора дефектен. Ребенок не может воспроизвести по мышечному чувству даже самого простого движения в заданном направлении. Например, при закрытых глазах ребенка производится исследование пассивного движения пальца ребенка на расстоянии 3—5 см вправо, влево, вперед или назад. Ребенок это движение или не воспроизводит совсем, или не может его воспроизвести уже через 1 — 2 мин, в то время как здоровый ребенок 3 — 4 лет свободно оценивает направление движений. Это значит, что высшая форма мышечно-суставного чувства — кинестезия у ребенка нарушена и следовый образ движения не формируется, а следовательно, не создается и его фиксированная в памяти схема. Для некоторых форм заболевания характерно искаженное восприятие движения. Например, то же движение пальца по прямой, вправо или влево будет ощущаться ребенком как движение по целой окружности или по ее части. Такое искаженное восприятие движения наблюдается чаще всего у детей с атонически-астатической формой детского церебрального паралича, у детей с двойной гемиплегией, спастической диплегией. Движение может восприниматься и как обратное, например: палец двигается вправо, а ребенок ощущает движение пальца влево или вперед и т. д., или только часть движения — начало или конец. Существенным является также то, что почти каждое раздражение — зрительное, вестибулярное, слуховое и др., воспринимаемое ребенком одновременно с кинестетическим, подавляет последнее в большей или меньшей степени. Так, если во время пассивного движения пальца в кинестезиометре по форме квадрата ребенок будет смотреть на треугольник, ему будет казаться, что его палец движется не по форме квадрата, а по форме треугольника. Если при той же форме пассивного движения ребенок будет слышать слово «круг», он будет чувствовать, что его палец движется по кругу. Такая слабость кинестетического анализатора характерна для здоровых детей первых 3 — 4 лет жизни. У детей с церебральными параличами он остается слабым на протяжении всей жизни, если они не лечатся. Эта слабость, недостаточность или патология кинестезии является одной из причин крайней бедности движений у детей с церебральными параличами. Бедность движений, стереотипность тех немногих из них, которыми овладел ребенок, имеет место не только в отношении движений конечности и туловища, но и в отношении мимической мускулатуры лица. При этом следует подчеркнуть, что, как правило, комплекс возможных для ребенка движений приблизительно однотипен при всех формах, заболевания, что обусловливается причинами, о которых будет сказано ниже. Патологические синкинезии. Недостаточное развитие основных структур двигательного анализатора, локализующихся в больших полушариях, приводит к задержке развития пирамидного пути. При спастической диплегии, двойной гемиплегии пирамидный путь оказывается резко истонченным, поясничного утолщения достигают лишь редкие пучки его волокон. В силу того что импульсация из центральных, корковых зон двигательного анализатора не поступает в соответствующие структуры ствола или поступает очень слабо, возникают и не подавляются координационные, имитационные и глобальные синкинезии, которые могут резко изменить ход нормальных движений ребенка. Так, при координационных синкинезиях попытка взять в руку предмет или просто сжать пальцы в кулак вызывает сгибание и приведение кисти в лучезапястном суставе, сгибание в локтевом, отведение и разгибание в плечевом суставе. Подошвенное сгибание стопы ведет к появлению разгибательных движений во всех суставах данной конечности, а тыльное — влечет за собой так называемое тройное укорочение — происходит сгибание ноги в коленном и тазобедренном суставах. Наличие координационных синкинезии препятствует совершению изолированных движений. Если координационные синкинезии выражены нерезко, ребенок может справляться с ними, подавлять их, но обычно это требует значительных усилий, что также обедняет его двигательные возможности. Имитационные синкинезии менее значимы в этом плане — они проявляются тем, что, совершая какое-либо движение более пораженной конечностью или делая попытку совершить это движение, ребенок воспроизводит его менее пораженной конечностью. Например, сжимая в кулак кисть правой руки или пытаясь сделать это, ребенок одновременно сжимает в кулак и кисть левой руки. При глобальных синкинезиях попытка совершить какое-либо движение вызывает массовые движения в других конечностях, нарастание тонуса в них, что препятствует почти полностью возможности вычленить желаемое движение. Из сказанного выше видно, что патологические синкинезии являются большим препятствием для развития произвольной моторики, нередко очень трудно преодолимым. Наряду с тем что у ребенка с детским церебральным параличом всегда в большей или меньшей степени при всех формах заболевания имеют место те или другие формы патологических синкинезии, у него обнаруживаются, и патологические синергии. Сгибательные и разгибательные физиологические синергии являются тем механизмом, который обеспечивает возможность любого движения, производимого многосуставными мышцами. Например, акт ходьбы состоит в последовательной смене сгибательных и разгибательных синергии: первая фаза — вынесение вперед разогнутой ноги — сгибание ноги в тазобедренном суставе вызывает сейчас же рефлекторное разгибание в коленном и тыльное сгибание в голеностопном суставе. Следующая фаза шага — опора на вынесенную ногу — при разгибании ее в тазобедренном суставе происходит разгибание в коленном и подошвенное сгибание в голеностопном суставе. Отличие физиологической синергии от патологической координационной синкинезии состоит в том, что здоровый ребенок свободно может произвести любое изолированное движение, требующее участия ряда групп мышц в любом из перечисленных суставов без того, чтобы возникли одновременно рефлекторные синергичные движения в мышцах другой половины тела или в мышцах, обслуживающих суставы, не участвующие в формировании данного движения. Больной ребенок не может сделать изолированных движений лишь в одном или двух суставах — сейчас же включается вся патологическая синергия, состоящая из многих групп мышц, не имеющих отношения к данному движению. Здоровый ребенок может не только проделать изолированно одно из движений общего комплекса, но и по желанию осуществить движение различного порядка в двух или трех суставах: например, согнуть ногу в тазобедренном и разогнуть в коленном суставе, или согнуть ногу в тазобедренном, разогнуть в коленном, произвести тыльное сгибание в голеностопном суставе. Для ребенка с детским церебральным параличом при тяжелых формах этого заболевания активно проделать такую комбинацию невозможно — включаются приводящие мышцы бедра, сгибатели колена, супинаторы стопы и т. д. Таким образом, не только отсутствие физиологических синергии, но и наличие патологических сгибательных и разгибательных синергии у ребенка с церебральным параличом может оказаться препятствием для развития произвольных движений. Патологические синергии играют большую роль в формировании порочных поз и положений, контрактур и затем деформаций в суставах конечностей. Непроизвольные, насильственные движения — гиперкинезы. Выделяют следующие типы гиперкинезов: двойной атетоз, хореоатетоз, хореиформный гиперкинез, торсионная дистония. Двойной атетоз характеризуется медленными червеобразными движениями в пальцах и медленными, большой амплитуды, движениями в проксимальных суставах, непроизвольным движением мышц лица (рис. 3). Сила этих движений очень велика, тонический спазм одной группы мышц постепенно сменяется спазмом в другой их группе. Гиперкинезы типа атетоза в основном имеют место в верхних конечностях. Тонический и постуральный компонент при этой форме гиперкинеза является ведущим. Как правило, у детей наблюдается симптом Фогта — тыльное переразгибание пальцев рук во всех фалангах. Пассивное тыльное разгибание пальцев возможно до угла 90 — 95°. Контрактуры в верхних конечностях встречаются редко, но в тех случаях, когда тонические спазмы повторяются и задерживаются, возможно формирование более или менее фиксированных порочных поз. Хореоатетоз характеризуется преимущественно более быстрыми насильственными движениями и в проксимальных, и в дистальных суставах, червеобразные движения в пальцах минимальны. Непроизвольные движения мышц лица имеют место и при атетозе, и при хореоатетозе. Торсионная дистония — медленные, вращательные движения туловища, шеи, возникающие приступообразно. Торсионная дистония может сочетаться с другими формами гиперкинеза, обычно с двойным атетозом. На основе медленных торсионных спазмов мышц возникают порочные позы туловища, сколиотические установки, со временем — фиксированный сколиоз или кифосколиоз. Во время волнений, положительных или отрицательных эмоций гиперкинезы усиливаются. У детей с нередуцировавшимися примитивными тоническими рефлексами гиперкинезы, особенно типа двойного атетоза, формируются на их основе. Таким образом, приступая к восстановительной терапии нарушенных двигательных функций, следует учитывать, что в патогенезе расстройств моторики при детских церебральных параличах участвуют: патология кинестезии, патологическое развитие схемы тела, схемы положения и схемы движения, явления паратонии, брадикинезия, коконтракция, патологические синкинезии и недостаточное развитие физиологических синергии, патологических синергии, непроизвольные движения и т. д. Анализ всех возможных форм нарушения развития движений, патологического хода этого развития, его причин является обязательным для создания направленного восстановительного лечения с помощью лечебной физкультуры. Задачей врача и методиста лечебной физкультуры является подавление примитивных тонических рефлексов, патологических синергии и синкинезии и тем самым порочных установок конечностей, воспитание установочных рефлексов, физиологических синергии и произвольной моторики. Общие принципы лечебной физкультуры для детей в любой стадии заболевания следующие. 1. Обязательное расслабление всех мышц тела, проводимое перед началом пассивной и активной гимнастики. 2. Проведение лечебной физкультуры с учетом поэтапного онтогенетического развития моторики здорового ребенка. 3. Все упражнения, направленные на становление того или иного движения, должны чередоваться с упражнениями дыхательной гимнастики, учитывая постоянную хроническую гипоксию детей с детскими церебральными параличами. 4. Методист должен каждое упражнение сопровождать словами, указывающими ребенку на характер выполняемого движения. Например, «поднимаем руку, опускаем голову, поднимаем голову» и т. д. при соответствующих движениях. При возможности все упражнения следует проводить перед зеркалом. Это необходимо для освоения и закрепления чувства схемы тела и чувства позы, а затем и схемы движения с помощью оптикомоторных и слухомоторных связей. После каждого курса комплексного лечения необходимо дать оценку эффективности проводимой терапии. Глава Основные принципы лечебной физкультуры при ранней стадии детского церебрального паралича Начинать лечебную физкультуру можно только после затихания острых явлений, следующих за черепно-мозговой травмой, к которым относятся: температура, повторные приступы асфиксии, тремор, судороги, прогрессирующий рост головки в первые дни и недели жизни и др. Патология моторики в ранней стадии детского церебрального паралича проявляется бедностью движений, общей гипертонией мышц (реже — гипотонией). У детей, У которых в дальнейшем развивается двойная гемиплегия, спастическая диплегия, нередко уже в период новорожденности отмечаются: ригидность мышц-разгибателей преимущественно нижних конечностей, гиперпронация предплечий и кистей рук, приведение первых пальцев к ладоням и укорочение кожномышечной складки между I и II пальцами, более или менее четко выраженная кривошея, гипотония и гипотрофия ягодичных мышц, возможен «перекрест» ног, даже в положении лежа, возникающий под влиянием напряжения больших приводящих мышц бедер, вследствие чего и начинает формироваться приводящая установка нижних конечностей.
Нередко можно отметить недоразвитие и высокое стояние пяточных костей. В тех случаях, когда наблюдается гемипарез или спастическая диплегия с преимущественным поражением одной из сторон, пятка на одноименной стороне развита слабее. Уже со 2 — 3го месяца жизни следует обращать внимание не только на характертонуса мышц, наличие физиологического сгибательного тонуса в мышцах нижних и верхних конечностей, но и на развитие характерных для данного возрастного периода физиологических синергии, определяющих статику, локомоцию, все произвольные движения. В связи с нарушением регуляции мышечного тонуса прежде всего прибегают к полному расслаблению мышц тела с помощью «позы эмбриона», предложенной Б. и К. Бобат (1956). Для этого методист складывает руки ребенка на груди, ноги приводит к животу, голову к груди и слегка сгибает тело. Затем он производит легкие покачивающие движения тела ребенка, удерживая его в созданном положении (рис. 4). Помимо «позы эмбриона», устранения или же значительного снижения патологического нарастания тонуса мышц можно добиться с помощью работы на мяче. Для этого ребенка укладывают животом и грудью на мяч и начинают медленно раскачивать вперед—назад. Через некоторое время, когда наступает расслабление сгибательного тонуса мышц, ребенка поворачивают и укладывают спиной на мяч, снова производя несколько качательных движений. Иногда движение вперед-назад оказывается недостаточным для полного расслабления и тогда производят качательные движения вправо—влево и по диагонали. Если сгибательная установка в тазобедренных суставах очень велика и препятствует укладке таза ребенка на мяч, следует произвести точечный массаж в области больших вертелов (точка 70 или 45 на рис. 5) (Далее точки массажа приведены по рис. 5) — вибрирующие, давящие движения пальцем в течение 1 — 2 мин (Приемы точечного массажа и основные теоретические концепции, на которых он основан, подробно описаны в книгах С. А. Бортфельд (1971), Э. И. Тыкочинской (1973), в методических письмах И. И. Мирзоевой, С А Брртфельд с соавторами (197?), 3. П Мухиной (1973).) (рис. 6). Добившись, таким образом, угасания лабиринтных тонических рефлексов и полного расслабления мышц, методист может перейти к стимуляции развития отсутствующих или ослабленных врожденных рефлексов. Так, для стимуляций развития защитного рефлекса — поворота головы в сторону при положении тела ребенка на животе методист прежде всего пассивно создает нужный поворот головы и шеи, затем добивается оживления защитного рефлекса с помощью глубокого массажа трапециевидной мышцы и других мышц на той стороне, куда должно быть повернуто лицо ребенка, а также точечного массажа в точке, расположенной по внутреннему краю одноименного же плечевого сустава.
Лабиринтный рефлекс с головы на шею методист развивает с помощью точечного массажа в паравертебральных точках на уровне II—VII шейных, I—VI грудных позвонков, помогая свободной рукой ребенку приподнять голову. Для облегчения этого движения под грудь ребенка подкладывают плоский валик (рис. 7). Однако этим далеко не всегда удается достигнуть желаемого эффекта. В таких случаях ребенка укладывают грудью и животом на мяч и после нескольких качательных движений производят точечный массаж в паравертебральных областях грудного и поясничного отдела позвоночника (рис. 8). Кифотические выпячивания могут намечаться в обоих этих отделах и более интенсивный и длительный точечный массаж надо делать в точках, наиболее близких к локализации искривлений. Так, например, при кифотическом выпячивании в поясничных отделах, отступя 0,5— 1 см от остистых отростков поясничных позвонков; при левостороннем лордозировании и кифотическом выпячивании в среднегрудном отделе точечный массаж производят в паравертебральных отделах от D7 до D12 но справа он должен быть более интенсивным, благодаря чему происходит более сильное сокращение мышц правой половины грудной клетки, нивелирующих искривление позвоночника влево. При относительно стойких явлениях кифоза в поясничном отделе, точечный массаж проводят не только паравертебрально на уровне D12-L5, но и на уровне D8-L4 такой массаж вызовет глубокое лордозирование в поясничном отделе, таз приподнимется вверх, возникнет легкое сгибание ног в тазобедренных суставах. Уже на 2—3-й неделе жизни внимание ребенка в тот момент, когда голова его приподнимается, начинают привлекать яркими, озвученными игрушками для подкрепления оптическими и слуховыми ориентировочными реакциями напряжения мышц-разгибателей, необходимого для удержания головы (рис. 9).
Точечный массаж должен все время сопровождаться покачиванием ребенка на поверхности мяча. Когда методист убедится в том, что на какое-то время деформация позвоночника устранена, ребенка переворачивают «а мяче спиной вниз, животом вверх и производят глубокий массаж косых и прямых мышц живота, мышц, напряжение которых помогает удерживать туловище в вертикальном положении (рис. 10). Одновременно, заведя руки под 12-ю пару ребер, методист старается произвести массаж диафрагмы, перемежая это упражнение с упражнениями дыхательной гимнастики: отведение рук в стороны, причем руки массажиста обхватывают грудную клетку ребенка, дополнительно выводя воздух из его легких. Такое сочетание активации грудных мышц, мышц диафрагмы, косых и прямых мышц живота укрепляет и объединяет всю систему передних опорных мышц туловища, что не может не сказаться и на состоянии задней опорной группы — мышц спины. Эти упражнения следует начинать с первых недель жизни ребенка в тех случаях, когда у него нет защитного рефлекса, так как этот симптом указывает на то, что лабиринтный установочный рефлекс будет неполноценным, задержится в своем развитии или вообще не возникнет. Следовательно, будет происходить и неправильное формирование позвоночника во всех его отделах, и неправильное развитие функции мышц, обеспечивающих дыхание, движение и форму грудной клетки и пр. В тех случаях, когда имеется поражение лабиринта лишь на одной стороне или поражение обоих лабиринтов неоднозначно по интенсивности, возникает кривошея. Для устранения кривошеи производят точечный массаж в области прикрепления напряженной мышцы sterno-cleido-mastoideus, на сосцевидном отростке, на ключице и I ребре. Помимо того, делают длительный расслабляющий массаж этой мышцы, верхних частей трапециевидной, широчайшей и ромбовидной мышц спины, а в тяжелых случаях — длинной круглой мышцы лопатки. Последнее необходимо потому, что рефлекторное синергичное сокращение этой мышцы и грудино-ключично-сосцевидной мышцы нередко ведет к тому, что к явлениям кривошеи присоединяется приведение плеча. При исходном положении на животе стимулируется и развитие рефлекса ползания. Для этого производится тактильное раздражение, а затем глубокий массаж подошв; затем методист подводит руку под подошвы ребенка и ритмично надавливает на них. Помимо того, методист производит поочередное сгибание и разгибание правой и левой ноги ребенка, опять-таки с упором подошвы очередной сгибаемой ноги о ладонь своей руки. В более легких случаях этого оказывается достаточным, чтобы вызвать движения отталкивания ногами от руки методиста, о которую опираются подошвы ребенка. В более тяжелых случаях следует предварительно перед массажем и вызыванием пассивных движений ног ребенка производить глубокий массаж мышц спины, живота и нижних конечностей. Последний чередуется затем снова с пассивным сгибанием и разгибанием ног в тазобедренных и коленных суставах. В процессе этой работы следует производить подошвенное сгибание пальцев, вызвав рефлекторное тройное укорочение, которое и является основным первичным элементом рефлекса ползания. Для выработки рефлекса ползания можно применять ряд упражнений, предложенных для этого Voita. Одним из предложенных для этого упражнений является следующее: лежа на животе, ребенок жестко фиксирован в области головы и туловища. Стопу методист захватывает сверху четырьмя пальцами. Первый, большой палец методист устанавливает на пятке для стимуляции движений путем надавливания на пятку. Захватив таким образом стопу, методист сильно сгибает ее в дорсальном направлении и разворачивает несколько кнаружи, создавая этим дополнительно стимуляцию движения сгибания во всех трех суставах. Из этого положения ребенок делает рефлекторное движение — подтягивает ногу к животу по поверхности стола, на кото
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|