Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика воспитания движений туловища




Появление физиологического лордоза во временном ас­пекте совпадает с появлением поворотов тела ребенка со спины на живот. Это становится возможным лишь после угасания тонических рефлексов с таза на туло­вище и с головы на туловище. Пока эти рефлексы со­храняются, не начинают развиваться и торсионные дви­жения.

Для стимуляции этих движений методист, из исход­ного положения ребенка лежа на спине, производит пассивное обучение поворотом туловища. В первую очередь производится обучение повороту туловища вслед за пассивным поворотом таза и ног. Так, трени­руя поворот вправо, методист, захватив одной рукой левое бедро ребенка, сгибает левую ногу в тазобедренном и коленном суставах и перекладывает ее на вы­тянутую правую. Туловище ребенка удерживается несколько минут методистом в прежнем положении, а за­тем стимулируется сначала пассивный, а затем — актив­ный поворот руки, плечевого пояса и верхней половины туловища, вслед за движениями ноги и таза. Руку, че­рез которую ребенок поворачивается, методист удержи­вает в вытянутом и отведенном положении.

После овладения этой формой поворота обучают по­вороту, начинающемуся с руки. При том же исходном положении одна рука ребенка вытянута и удерживает­ся методистом, другая сгибается в локтевом суставе, ротируется внутрь в плечевом и перекладывается за вытянутую руку. Голова, туловище, а затем через 30—60 с таз» ноги должны сначала пассивно, с помо­щью методиста, а затем активно следовать за поворо­том плечевого пояса. Эти движения не возможны при сгибательно-пронационных контрактурах в локтевых су­ставах и патологических сгибательных синергиях, по­этому методист должен систематически работать над их устранением, если они имеются. Если имеет место тугоподвижность в плечевых и локтевых суставах, сле­дует прибегать предварительно, перед началом лечеб­ной физкультуры к точечному массажу.

При завершении поворота на живот методист помо­гает освободить руку ребенка, если сам ребенок не может этого сделать, приподнимая соответствующее плечо.

Следует также применять некоторые приемы, на­правленные на развитие и укрепление возможности торсии — поворотов тела вокруг своей оси на уровне поясничного отдела позвоночника при вертикальном положении тела ребенка. Для этого методист усажива­ет ребенка на край стола со спущенными вниз голеня­ми, после проведения глубокого массажа в области яго­дичных мышц (одновременно с расслабляющим мас­сажем приводящих мышц бедер), проделывает затем точечный массаж, аналогичный тому, который указан выше. Затем он начинает, с помощью пассивных движе­ний, под контролем зрительного внимания ребенка (ра­бота перед зеркалом) отрабатывать схему положения тела при поворотах туловища вокруг оси вправо, влево, каждый раз с легким наклоном туловища ребенка одно­временно и назад.

Следует стимулировать все попытки ребенка под­нять руку, протянуть ее вперед и вверх или вперед и вниз за игрушкой с тем, чтобы он лучше освоил поло­жение, которое занимает тело при торсионных его по­воротах. Так как торсионные повороты тела соверша­ются с центрацией преимущественно в поясничном от­деле позвоночника, то эти движения будут облегчать и стимулировать развитие физиологического лордоза.

Детям, с уже начавшим свое развитие поясничным лордозом, можно предложить (при той же исходной позе — сидя на краю стола) игру в мяч, который мето­дист бросает ребенку с разных сторон. Пытаясь пой­мать мяч, ребенок, сначала поддерживаемый подушка­ми, должен постоянно проделывать самые различные движения туловищем — вправо, влево, вперед и т. д.— при непременном участии в движениях поясничного от­дела позвоночника.

Тщательная и систематическая работа над подав­лением патологических синергии и развитием и закре­плением физиологических синергии мышц спины, в том числе необходимых при поворотах тела, может стать эффективной для обеспечения статики и локомоции лишь в том случае, если в создающиеся синергии вклю­чаются мышцы брюшного пресса и диафрагмы вместе с мышцами спины, удерживающими тело в вертикальном положении.

Методика развития мышц брюшного пресса. Мы уже упоминали, что, как правило, при всех формах заболе­вания тонус прямых мышц живота оказывается по­вышенным, тонус косых мышц — резко сниженным. У маленьких детей в ранней и начальной стадии заболева­ния может иметь место гипотония всех мышц брюшно­го пресса, вследствие чего развивается так называемый лягушачий живот. Гипотомия и гипотрофия этих мышц могут быть столь велики, что видна бывает перисталь­тика кишечника. Поэтому прежде всего следует обра­тить внимание на функциональное состояние этих мышц.

Следует проводить специальный точечный массаж и прямых, и косых мышц, глубокий массаж со всеми его приемами, щипковый, штриховое раздражение кожи в области этих мышц, щеточный их массаж и т. д.

Особого внимания заслуживают упражнения на мяче.

Ребенка укладывают спиной на мяч, и по мере рит­мичных движений мяча вперед — назад и в стороны про­изводится точечный стимулирующий массаж прямых и косых мышц живота. Затем, сначала с помощью пас­сивных " движений, а позднее, применяя иг­рушки, к которым при­влекают внимание ребенка, стремятся к то­му, чтобы он припод­нял правую или левую часть плечевого пояса, лежа на мяче лицом вверх,— начал осваи­вать из этого положе­ния торсию в нижне­грудном и поясничном отделах позвоночника.

 

Укрепление этой группы мышц наряду с укреплением лабиринт­ного установочного рефлекса с головы на шею производят и на столе из исходного положения на спине. Методист дает ребенку захватить его пальцы, а лучше — небольшую палку и медленно под­тягивает его вперед до положения сидя (рис. 24, 25). Внимание ре­бенка должно фикси­роваться на удержании головы, предупрежде­нии ее запрокидыва­ния назад. При этом напрягаются передние мышцы шеи, прежде всего грудино-ключично-сосковая мышца и мышцы брюшного пресса. Если тонус отводящих мышц бедер высок, это упражнение надо про­изводить при разведенных бедрах, удерживаемых в по­ложении разведения телом методиста, т.к. одновре­менно с сокращением мышц брюшного пресса происхо­дит сокращение сгибателей и приводящих мышц бедер.

Разведение бедер, которое часто оказывается мало доступным для ребенка, можно стимулировать масса­жем в точках 70—45, а также специальными упражне­ниями с мячом. Следует обращать вниманиее на то, что­бы стопы ребенка в это время упирались о стол, на ко­тором он лежит. Они не должны быть рекурвированы внутрь или кнаружи. Большой палец не должен находиться в положении максимального тыльного разгиба­ния, как это наблюдается нередко. Все патологические установки такого рода необходимо коррегировать то­чечным массажем по мере их появления или опять-таки работой с мячом.

Методика обучения присаживанию. Из этого же ис­ходного положения, начиная со времени появления фи­зиологического поясничного лордоза, можно обучать ребенка присаживанию. Сначала проводят обучение присаживания «по-турецки». Для этого после пассивно­го перевода из исходного положения на спине указанным выше приемом в положение сидя фиксируют его в этом положении также пассивно, придав ногам ту позу, кото­рую они имеют при сидении «по-турецки». Для усиле­ния проприоцентивной афферентации с наружной сторо­ны бедер, внутренней их стороны и сверху укладывают различные по величине мешочки с песком.

Правильное положение бедер, голени стоп корри­гируют точечным массажем.

С момента удержания ребенком положения сидя «по-турецки», хотя бы частично активно (что свиде­тельствует о закреплении влияния шейного симметрич­ного установочного цепного рефлекса на мышцы плече­вого пояса и спины), начинается стимуляция развития шейного асимметричного цепного установочного рефлекса.

Этот рефлекс необходим для того, чтобы ребенок мог удерживать равновесие в положении сидя, стоя, при ходьбе.

Шейный асимметричный установочный рефлекс мо­жет начать развиваться только после того как будут подавлены тонические рефлексы с таза на туловище, с головы на туловище и тонический асимметричный шей­ный рефлекс, так как при наличии всех этих рефлексов ребенок не сможет совершать раздельные движения го­ловой, руками и туловищем. Так, при повороте головы в сторону рука, к которой будет повернуто лицо, всегда будет разгибаться, а противоположная — сгибаться во всех суставах, все иные движения будут ребенку недо­ступны. Соответственно этому будут невозможны и дви­жения туловища, адекватные для удержания равнове­сия, но не входящие в состав движений, обусловленных этим рефлексом.

С погашением асимметричного шейного тонического рефлекса у ребенка создается возможность развития нужных движений для активных поворотов тела внача­ле со спины на живот, а затем с живота на спину, пово­ротов его в положение сидя и стоя.

Однако в некоторых случаях, при воспитании уста­новочного асимметричного шейного рефлекса, сле­дует использовать тонический асимметричный рефлекс. Так, если ребенок не может удерживать равновесие, сидя на столе со спущенными ногами или «по-турецки», и не может также в силу отсутствия асимметричного установочного шейного рефлекса произвести необходи­мый для этого упор рукой, в сторону которой падает его тело, надо повернуть лицо в сторону предполагаемого поворота. В момент поворота головы рука, к которой обращено лицо, разгибается и ребенок может сделать упор на эту руку, удерживая туловище от падения (рис.26).

Фиксируя внимание ребенка на положении руки, на том, как она удерживает тело от падения, следует про­извести глубокий массаж разгибателей руки, чтобы ре­бенок лучше «почувствовал» созданную позу.

Дальнейшее воспитание шейных асимметричного и симметричного установочных цепных рефлексов идет в процессе обучения ребенка удержанию позы сидя (а затем — самостоятельного присаживания), на коленях, стоя. Для этого рекомендуются следующие упражнения.

1. Из исходного положения лежа на спине, ноги спу­щены за край стола, методист, удерживая ребенка за руки, подтягивает его короткими рывками вперед и по­могает ему сесть.

2. Для облегчения удержания этой позы под спинку ребенка подставляется валик, на который он опирается.

Удерживая ребенка за руки и постепенно отодвигая ва­лик, методист закрепляет созданную позу в положении сидя.

3. Для формирования правильного положения спи­ны необходимо периодически захватывать обе руки ре­бенка, которые одной рукой методист держит, а второй рукой производит точечный массаж по паравертебральным линиям грудной и поясничной областей. Для того чтобы руки ребенка были в правильном положении, свободно отводились и ротировались, следует перед уп­ражнением произвести точечный массаж в верхне-наружном крае большой грудной мышцы. Необходимо в течение всего упражнения следить за правильным поло­жением головы, не допуская свешивания ее на грудь, так как при неполном угашении тонического симмет­ричного шейного рефлекса он может вызвать напряже­ние сгибателей верхних конечностей и разгибание ниж­них, что сразу нарушит формируемую позу сидения.

4. Возможность активного перехода из положения лежа в положение сидя, при освоении активных поворо­тов тела и при освоении возможности удержания пас­сивно принятой позы сидя, является уже реальной. Для этого прежде всего тренируют цепной асимметричный установочный шейный рефлекс.

Первоначально методист начинает производить лег­кие подталкивания тела ребенка спереди назад, сзади наперед, а затем справа налево и обратно, «страхуя» возможность падения второй рукой. При этом методист обучает ребенка удержанию позы, создавая пассивно схему тех движений, которые контролируются асиммет­ричным установочным шейным рефлексом и предуп­реждают падение тела в стороны или вперед, в зависи­мости от направления толчка. Для этого, например, при толчке справа налево левую руку ребенка методист выносит пассивно влево, производит сильную опору на разогнутую кисть, чтобы ребенок ощутил массой тела ее положение, правую руку отводят вверх и вправо, как бы совершая взмах.

Многократное повторение толчка тела в стороны и соответствующие пассивные движения руками создают у ребенка представление о схеме положения рук, при которых тело под влиянием толчка не теряет равнове­сия, а также представления о напряжении тех групп мышц туловища, которые возвращают тело при толчке в исходное состояние.

5. Одновременно методист обучает ребенка поворо­там туловища в сторону из положения сидя, при остаю­щемся неподвижном тазе (поворотам с торсией). Он создает сначала пассивными движениями нужную схему поворота, а затем, привлекая внимание ребенка игруш­ками, звуками, заставляет его совершить поворот туло­вища, удерживая таз ребенка неподвижным.

6. Обучить удержанию равновесия значительно легче в том случае, если перед этим ребенок в течение 5—10 мин раскачивался на качелях. Раскачивание на качелях также должно происходить в различных направлениях.

Для этого служат также различные раскачивающие­ся игрушки, пользоваться которыми ребенку рекоменду­ется и в процессе различных игр, после занятия лечебной физкультурой.

7. Обучение удержанию равновесия должно происхо­дить при стимуляции развития вестибулярного контро­ля. Для этого одни и те же упражнения следует пов­торять при различных положениях головы. Так, удер­жание равновесия тела в положении сидя при толчках его вперед — назад надо производить и при голове, опу­щенной вниз, и при голове, закинутой назад, поверну­той вправо, затем влево и т. д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...