"Административные дела, не отнесенные к компетенции иных судов, подведомственны общим судам" или 30 страница
- предмет административного иска: в процессуальном законе это положение специально не обозначается, тем не менее на практике во вводной части обычно указывается и предмет иска. Вводная часть пишется и располагается в верхней правой части листа, а предмет административного иска - обычно под самим заголовком " Административное исковое заявление". Описательная часть должна содержать сведения о правовом споре между сторонами и конкретных фактах и обстоятельствах спорного правоотношения. Основные содержательные элементы описательной части предусмотрены главным образом в ч. 2 ст. 125 КАС РФ и включают: - сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение; - сведения, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца; - содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования; - сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом; - сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения при условии, что такая жалоба подавалась; - иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями КАС РФ, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел. Так, согласно ч. 2 ст. 209 КАС РФ в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта помимо описательных сведений, предусмотренных положениями ст. 125 КАС РФ, должны быть указаны:
- наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт; - наименование, номер, дата принятия оспариваемого нормативного правового акта, источник и дата его опубликования; - сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом; - сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены; - наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части и др. В описательной части административного искового заявления истец приводит доказательства, которые ему известны и которые могут быть использованы судом при установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. В административном исковом заявлении, предъявленном прокурором в защиту интересов конкретного гражданина, следует обосновать невозможность предъявления иска самим гражданином. Описательная часть административного искового заявления призвана обосновать законность требований административного истца. В мотивировочной части по общему правилу дается оценка спорного материального правоотношения с позиции действующих норм права, т. е. производится юридическая квалификация административно-правового спора, указывается закон, который, по мнению административного истца, должен быть применен при разрешении данного спора. Мотивировочная часть предназначена для юридического обоснования предъявляемых требований со ссылками на конкретные положения закона.
Заключительная часть административного искового заявления содержит конкретное требование заинтересованного лица, которое формулируется в соответствии со ст. 124 КАС РФ в зависимости от избираемого вида судебной защиты (признать, обязать, присудить). Кроме того, в заключительной части излагаются все иные ходатайства заинтересованного лица: принять меры предварительной защиты, вызвать в суд свидетелей, истребовать доказательства, назначить экспертизу и т. д. Обязательным реквизитом резолютивной части административного искового заявления является перечень прилагаемых к нему документов. В соответствии со ст. 126 КАС РФ к исковому заявлению прилагаются: - уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с ч. 7 ст. 125 КАС РФ копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. В случае если другим лицам, участвующим в деле, копии такого заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора; - документ, подтверждающий уплату госпошлины в установленных порядке и размере либо право на получение льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого; - документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, при условии, что административный истец по данной категории административных дел не освобожден от доказывания каких-либо из этих обстоятельств; - документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело, по которому КАС РФ предусмотрено обязательное участие представителя; - доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если исковое заявление подано представителем;
- документы, подтверждающие соблюдение административным истцом досудебного порядка урегулирования административных споров, если данный порядок установлен федеральным законом, или документы, содержащие сведения о жалобе, поданной в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения, при условии, что такая жалоба подавалась; - иные документы в случаях, если их приложение предусмотрено положениями КАС РФ, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел. Административное исковое заявление подписывается истцом или его представителем при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд.
19. 2. Соединение и разъединение исковых требований в административном судопроизводстве
Институт соединения и разъединения исковых требований в процессуальной теории рассматривается как наиболее яркое подтверждение тезиса о нетождественности и относительной самостоятельности категорий " иск" и " исковое заявление" (Г. Л. Осокина). Одно административное исковое заявление может быть формой нескольких связанных между собой и обращенных к суду требований, т. е. иметь своим содержанием несколько административных исков. В процессуальной науке принято различать два вида соединения в одном исковом заявлении нескольких требований (исков): объективное и субъективное. Объективным соединением исков называется соединение в одном исковом заявлении нескольких требований одного и того же истца, заявляемых против одного и того же ответчика, с целью их рассмотрения в одном и том же производстве, т. е. соединение для рассмотрения в одном процессе различных объектов спора. Субъективное соединение исков характеризуется тем, что несколько истцов предъявляют иски против нескольких ответчиков или одного ответчика о защите общих или однородных субъективных прав или законных интересов.
Институт соединения исков имеет в своей основе принцип процессуальной экономии, который позволяет наиболее эффективно использовать время и средства суда и лиц, участвующих в деле. Целесообразность соединения исков обусловлена тем, что оно положительно влияет на ход процесса, поскольку служит интересам наиболее полного и быстрого рассмотрения дела и помогает устранить возможность вынесения противоречивых судебных решений. Иски могут соединяться по инициативе как истца, так и суда. Соединить иски в одном исковом заявлении вправе лишь истцы (соистцы). Если субъектом права на соединение исковых требований выступает суд, то имеет место объединение нескольких исковых заявлений в одном производстве, а не соединение исков в одном исковом заявлении. Основанием соединения истцом в одном исковом заявлении нескольких исковых требований является их очевидная взаимосвязанность либо однородность. В данном случае под взаимосвязанными исками понимаются такие требования, когда либо удовлетворение одного из них служит необходимой предпосылкой удовлетворения другого (Г. Л. Осокина), либо они выступают как зависимые друг от друга, например, когда от правильного разрешения первоначального требования зависит разрешение и второго требования. Такая взаимосвязь между требованиями чаще всего возможна, если они связаны между собой по основаниям возникновения и вытекают из одного правоотношения. Административный истец вправе, но не обязан соединять в одном исковом заявлении несколько исковых требований, если они взаимосвязаны между собой. Суд вправе объединить отдельные дела по рассмотрению исковых требований в одном производстве при наличии двух условий: а) если они однородны, т. е. относятся к одной категории; б) если в качестве истца, ответчика, заинтересованных лиц в этих делах участвуют одни и те же лица. Отсутствие этих условий создает препятствия, которые выражаются: - в невозможности рассмотрения требований или дел по правилам рассмотрения одной категории дел (в частности, невозможность одновременного рассмотрения требований о признании незаконным нормативного и ненормативного правового акта); - в невозможности одновременного оспаривания актов применения права, принятых в отношении различных объектов. В соответствии с ч. 1 ст. 136 КАС РФ суд может своим определением объединить в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения: - несколько находящихся в производстве суда однородных административных дел, в которых участвуют одни и те же стороны; либо
- несколько находящихся в производстве суда административных дел по искам одного административного истца к различным административным ответчикам; либо - несколько административных дел по искам нескольких различных административных истцов к одному административному ответчику. Объединение нескольких дел в одно производство осуществляется по усмотрению суда, поскольку такое объединение является его правом, а не обязанностью. При решении этого вопроса суд должен руководствоваться принципом целесообразности для эффективного осуществления задач административного судопроизводства. Соединение административных исковых требований в одно производство целесообразно и допустимо, если по характеру требований, их взаимосвязи, наличию общих доказательств будет выявлена возможность более быстрого и правильного разрешения административно-правового спора. Суд признает такое объединение целесообразным, если посчитает его способствующим правильному и своевременному рассмотрению заявленных административных исковых требований. При этом установка суда на критерий целесообразности служит достижению главной цели административного судопроизводства - осуществлению защиты субъективных публичных прав и законных интересов посредством скорого и полного применения норм административного права к спорным правоотношениям. В свою очередь своевременное, полное и правильное рассмотрение административных споров соответствует задачам административного правосудия. При объединении административных дел в одно производство они объединяются с тем административным делом, производство по которому было возбуждено ранее. Положения КАС РФ, регулирующие порядок рассмотрения отдельных категорий административных дел, могут устанавливать особенности объединения таких дел в одно производство. Так, в ст. 224 КАС РФ установлено, что суд в порядке, предусмотренном ст. 136 этого Кодекса, вправе объединить в одно производство для совместного рассмотрения несколько находящихся в производстве дел об оспаривании одного и того же решения, действия или бездействия органа, организации, лица, наделенных публичными полномочиями, в том числе в случае, если такое решение, действие или бездействие оспаривается в различных частях и (или) несколькими административными истцами. Принимая административное исковое заявление, суд вправе выделить одно или несколько из соединенных в нем истцом требований в отдельное производство, если признает раздельное рассмотрение их более целесообразным (ч. 2 ст. 136 КАС РФ). Он может вынести определение о разъединении исковых требований в тех случаях, когда совместное рассмотрение нескольких исков не облегчает, а усложняет дело, вынуждает исследовать большое количество разных доказательств и разрешать неоднородные требования. Это может также иметь место, например, в том случае, когда рассмотрение административного дела будет связано с привлечением или вызовом лиц, не имеющих отношения к одному или нескольким из соединенных административных исковых требований. Объединение административных дел в одно производство и выделение заявленных требований в отдельное производство допускается до принятия судебных актов, которыми заканчивается рассмотрение административных дел в суде первой инстанции (ч. 3 ст. 136 КАС РФ). Соответственно эти процессуальные действия могут совершаться как на стадии подготовки административного дела к судебному разбирательству, так и на стадии судебного разбирательства. Об объединении административных дел в одно производство, о выделении заявленных требований в отдельное производство или об отказе в удовлетворении соответствующего ходатайства суд выносит определение, на которое может быть подана частная жалоба. Копии этих определений направляются лицам, участвующим в административных делах. После объединения административных дел в одно производство и выделения заявленных требований в отдельное производство подготовка административного дела к судебному разбирательству начинается сначала. При принятии исковых требований к рассмотрению в одном производстве каждое из них сохраняет свое самостоятельное значение на протяжении всего процесса по административному делу. Соответственно по каждому из них суд должен дать определенный ответ в резолютивной части судебного решения.
19. 3. Защита интересов административного ответчика
Исковой судебно-административный процесс обеспечивает сторонам равные возможности для защиты своих интересов при разрешении административно-правового спора в суде. Административный ответчик наделен всеми необходимыми процессуальными правами для защиты против предъявленного административного иска. Он может возражать против административного иска, ссылаясь на: - незаконность требований административного истца; - необоснованность предъявляемых требований; - отсутствие у административного истца права на обращение в суд; или - иные препятствия к открытию производства по административному делу. Состязательная форма процесса позволяет административному ответчику еще до начала рассмотрения административного дела по существу ознакомиться с административным исковым заявлением, изучить имеющиеся у административного истца доказательства и с учетом полученной информации определить свое отношение к требованию, которое к нему предъявляется. Он может использовать два основных способа защиты: возражения против административного иска и встречный административный иск. Возражения против административного иска - это аргументированные доказательствами доводы, направленные на опровержение предъявленного административного иска. Они представляют собой объяснения административного ответчика, обосновывающие неправомерность предъявленного против него административного иска. Возражение как основное средство защиты от предъявленного требования может быть направлено против заявленных административным истцом требований либо касаться правомерности возникновения процесса или его продолжения, т. е. может быть направлено против самого рассмотрения судом данного дела. Соответственно такого рода возражения могут носить как материально-правовой, так и процессуально-правовой характер. Материально-правовые возражения направлены на опровержение фактической и правовой обоснованности заявленного требования. Они выдвигаются со ссылкой на нормы материального права и преследуют цель обосновать отказ в удовлетворении требования по существу. Исходя из общих положений, систематизированных в процессуальной теории (С. В. Щепалов), для опровержения административного иска ответчику необходимо доказать, что: 1) у административного истца отсутствует то субъективное публичное право, защиты которого он требует. Это право может отсутствовать по одной из пяти причин: - нет правовой нормы, которая предоставляет данное право административному истцу; - эта норма утратила юридическую силу; - она противоречит нормам правового акта большей юридической силы; - она неправильно истолкована либо не распространяется на данные правоотношения; - отсутствуют правообразующие факты, дающие основание ее применить; 2) субъективное публичное право, защиты которого требует административный истец, у него есть, однако административный ответчик его не нарушал; 3) способ защиты нарушенного или оспариваемого права, истребуемый административным истцом, неправомерен, поскольку: - нет закона, предоставляющего административному истцу право защищать свои интересы таким способом; - отсутствуют основания для применения такого способа защиты; - административный истец пропустил срок обращения в суд. В обоснование своих возражений административный ответчик может ссылаться и на пороки в доказательствах, которые представляет административный истец. Он может указать: а) что приведенные административным истцом юридические факты не существуют; б) что существуют противоположные юридические факты; в) что приведенные административным истцом факты не являются правовыми. Цель материально-правовых возражений - опровергнуть исковые требования по существу и обосновать отсутствие субъективного публичного права, о защите которого просит административный истец, и доказать законность административных решений, действий или бездействия. Право заявить материально-правовые возражения по существу возникает у стороны с момента предъявления к ней материально-правового требования. Право заявлять возражения против фактической и правовой обоснованности требования имеется у стороны независимо от того, действовала она правомерно или допустила неправомерные действия. В этом плане материально-правовое возражение обозначается как ответ лица, которое предположительно является нарушителем чужого субъективного публичного права, на притязание лица, чье субъективное публичное право полагается нарушенным. Заявляя материально-правовые возражения, административный ответчик преследует цель получить решение суда об отказе в удовлетворении административного иска. Таким образом, материально-правовое возражение - это выраженное в письменной или устной форме юридически значимое заявление лица, обосновывающее его правовую позицию относительно предъявленного к нему материально-правового требования. По своей сути оно является материально-правовым требованием об отклонении административного иска ввиду его незаконности и необоснованности. Процессуально-правовые возражения направлены не на отклонение исковых требований по существу, а на то, чтобы доказать неправомерность возникновения самого процесса по делу по причине отсутствия у истца права на иск или нарушения им порядка предъявления иска. Они имеют своей целью добиться прекращения или отложения процесса и основаны на нормах административно-процессуального права. Лицо, заявляющее процессуальные возражения, указывает на недостатки, по его мнению, имеющиеся в процессе рассмотрения административного спора, которые должны быть устранены с целью правильного его разрешения. В результате выдвижения процессуальных возражений сторона в административном споре, к которой предъявлено требование, может добиться, в частности, отложения судебного разбирательства по делу, приостановления производства по делу, передачи дела для разрешения спора в компетентном органе и т. д. Процессуальные возражения могут касаться процессуальных действий как суда, представляющего собой в процессуальных отношениях государственно-властный субъект, так и процессуальных действий участников процесса разрешения административного спора. В отличие от материально-правовых возражений, которые адресуются другой стороне спорного материального правоотношения, процессуальные возражения обращены к суду. В судебном процессе стороны административно-правового спора не могут заявлять процессуальные возражения непосредственно друг другу помимо суда. Исходя из этого процессуальное возражение по административному иску можно определить как обращенное к суду указание административного ответчика на допущенное нарушение установленной законом процедуры рассмотрения административного спора, имеющее целью добиться прекращения или отложения процесса. Таким образом, процессуальные возражения характеризуют отношения не с лицом, заявившим требование, а с судом. Они касаются не содержания административно-правового спора, а процедуры его разрешения. В качестве средства защиты административный ответчик может использовать и такой способ, как простое отрицание исковых требований. Одним из возможных средств защиты против административного иска является встречный административный иск, предъявление которого производится по общим правилам предъявления административного иска. В соответствии со ст. 131 КАС РФ до принятия судом первой инстанции судебного акта, которым завершается рассмотрение дела по существу, административный ответчик может предъявить встречный административный иск для рассмотрения его совместно с первоначальным административным исковым заявлением. Встречный административный иск - это самостоятельное материально-правовое требование, заявленное административным ответчиком в целях защиты своих интересов в уже возникшем процессе для совместного рассмотрения с первоначальным административным иском. Исходя из этого встречный административный иск: - это административный иск административного ответчика к административному истцу; - это административный иск, заявленный в том самом процессе, где эти лица являются сторонами по административному делу; - это административный иск, заявленный для совместного рассмотрения с первоначальным административным иском. Предъявляя встречный административный иск, административный ответчик ставит цель добиться отклонения требований административного истца. Законодатель устанавливает перечень специальных условий принятия судом встречного административного иска. Согласно ч. 1 ст. 131 КАС РФ принятие административного иска в качестве встречного допускается при выполнении одного из трех условий: 1) между встречным и первоначальным административным иском имеется взаимосвязь, и их совместное рассмотрение приведет к более быстрому и правильному разрешению спора, возникшего из административных и иных публичных правоотношений. Взаимная связь в качестве условия при принятии встречного административного иска имеет место в случае, если: а) требования административного ответчика и административного истца возникают из одного и того же административного правоотношения; и б) в обоснование того и другого требования приводятся общие факты; 2) удовлетворение встречного административного иска исключает полностью или в части удовлетворение первоначального административного иска. Исключает удовлетворение первоначального административного иска такой встречный иск, который опровергает или подрывает основание первоначального. Например, иску о взыскании обязательных платежей и санкций противопоставляется иск о признании решения налогового органа незаконным; 3) встречное требование направлено к зачету первоначального требования. Использование административным ответчиком встречного иска как средства зачета первоначального требования возможно только при однородности встречных субъективных прав и юридических обязанностей. При этом для использования встречного административного иска в качестве условия зачета первоначального необходимо наличие у этих требований общего эквивалента, роль которого играют деньги (Л. Г. Осокина). Примером использования такого иска является встречный административный иск о зачете излишне уплаченных ранее сумм, вытекающий из административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций (ч. 2 ст. 26 КАС РФ). Ответ на встречный административный иск дается в судебном решении одновременно с ответом на первоначально заявленное требование. В процессе рассмотрения административного спора стороны могут заключить соглашение о примирении как по первоначально заявленному, так и по встречному административному иску.
19. 4. Распорядительные действия сторон в административном судопроизводстве
В исковом административном процессе стороны обладают свободой распоряжения субъективными материальными и процессуальными правами. В соответствии с принципом диспозитивности свобода распоряжаться материальными правами заключается в праве административного истца: - изменить основания или предмет административного иска; - отказаться от заявленного иска; - заключить с административным ответчиком соглашение о примирении на основе взаимных уступок. Свобода распоряжаться процессуальными средствами защиты в административном судопроизводстве, в частности, выражается в праве: - выбора административного истца предъявлять административный иск в защиту нарушенного права или не предъявлять; - требовать предоставления ему мер предварительной защиты при предъявлении административного иска; - административного ответчика на предъявление встречного иска, на обращение со встречным ходатайством об отмене мер предварительной защиты по административному иску. Среди этих прав особое значение имеют те из них, которые носят распорядительный характер и осуществляются действиями сторон, которые доктрина и законодатель называют " распорядительными действиями сторон" (ч. 2 ст. 157 КАС РФ). Существенной характеристикой распорядительных действий сторон являются их причастность к изменению материально-правовой основы административного спора и способность влиять на ход, динамику и направленность административного судопроизводства. КАС РФ к числу распорядительных действий сторон относит: - отказ административного истца от иска; - изменение основания или предмета административного иска; - признание административного иска ответчиком; - заключение соглашения о примирении (ст. 42, ч. 2 ст. 157 КАС РФ). Отказ от административного иска как односторонний распорядительный акт истца - это выраженный в процессуальной форме отказ от материально-правового требования к административному ответчику. В процессуальной доктрине он определяется как высказанное в ходе административного судопроизводства безоговорочное отречение административного истца от судебной защиты своего требования, направленное на прекращение судопроизводства по административному делу. Основанием для отказа может стать: - явная необоснованность административного иска (к пониманию которой административный истец приходит, например, в результате ознакомления с представленными административным ответчиком доказательствами или объяснениями); - добровольное исполнение административным ответчиком своей обязанности; - осознание административным истцом бесперспективности или нецелесообразности своего искового требования к административному ответчику. Заявление административного истца (его представителя) об отказе от административного иска заносится в протокол судебного заседания и подписывается административным истцом (его представителем). Изложенное в письменной форме заявление об отказе от административного иска приобщается к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания. Если по данной категории административных дел не допускается принятие отказа от административного иска, суд поясняет это административному истцу. При допустимости совершения отказа от иска по данной категории административных дел суд разъясняет последствия такого отказа. Совершение административным истцом распорядительного действия в форме отказа от иска означает его отказ от права на судебную защиту, поскольку закон запрещает повторное обращение в суд с тождественным иском. В процессуальной науке выделяются две формы отказа стороны в процессе от судебной защиты принадлежащих ей прав:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|