Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

"Административные дела, не отнесенные к компетенции иных судов, подведомственны общим судам" или 46 страница




Получив административное исковое заявление о присуждении компенсации, этот суд обязан направить его в трехдневный срок вместе с делом в соответствующий суд, компетентный рассматривать данное заявление.

Форма административного искового заявления о присуждении компенсации должна соответствовать требованиям, установленным ч. 1 ст. 125 КАС РФ.

В административном исковом заявлении о присуждении компенсации должны быть указаны:

1) наименование суда, в который оно подается;

2) наименование лица, подающего это заявление, с указанием его процессуального положения, места нахождения или места жительства; наименования ответчика и других лиц, участвующих в деле, их места нахождения или места жительства;

3) сведения о судебных актах, принятых по делу; наименования судов, рассматривавших дело; предмет спора или ставшие основанием для возбуждения уголовного дела обстоятельства; сведения об актах и о действиях органа, организации или должностного лица, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов;

4) общая продолжительность судопроизводства по рассмотренному судом делу, исчисляемая со дня поступления заявления, искового заявления или административного искового заявления в суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного акта по гражданскому или административному делу либо с момента начала осуществления уголовного преследования до момента прекращения уголовного преследования или вынесения обвинительного приговора; общая продолжительность применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество в ходе уголовного судопроизводства либо общая продолжительность производства по исполнению судебного акта;

5) общая продолжительность досудебного производства по уголовному делу, по которому принято решение о приостановлении предварительного расследования в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, исчисляемая со дня подачи заявления, сообщения о преступлении до дня принятия решения о приостановлении предварительного расследования по уголовному делу по указанному основанию;

6) обстоятельства, известные лицу, заявляющему требование о компенсации, и повлиявшие на длительность судопроизводства по делу или на длительность исполнения судебных актов;

7) доводы лица, заявляющего требование о компенсации, с указанием основания для присуждения компенсации и ее размера;

8) обстоятельства, известные лицу, заявляющему это требование, и свидетельствующие о бездействии прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя путем нарушения установленного уголовно-процессуальным законодательством РФ, порядка рассмотрения заявления, сообщения о преступлении, в том числе в связи:

- с неоднократной или несвоевременной отменой решения об отказе в возбуждении уголовного дела или решения о возбуждении уголовного дела, или

- приостановлением предварительного расследования по уголовному делу в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого в совершении преступления, или

- прекращением уголовного дела или уголовного преследования, либо

- недостаточностью, несвоевременностью или неэффективностью мер, принятых органом, осуществляющим предварительное расследование по уголовному делу, для установления лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления;

9) последствия нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок и их значимость для лица, подающего административное исковое заявление;

10) реквизиты банковского счета лица, подающего административное исковое заявление, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию;

11) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов, которые предусмотрены в п. п. 2, 4 ч. 1 ст. 126 КАС РФ.

Административное исковое заявление о присуждении компенсации может быть подано в суд как в письменной форме, так и посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

4. Возбуждение производства по административному делу о присуждении компенсации и подготовка к его рассмотрению. Вопрос о принятии заявления о компенсации к производству суда решается судьей единолично в трехдневный срок со дня поступления такого заявления в суд. Оно принимается к производству суда, если отсутствуют основания для оставления его без движения или возвращения. Пропуск срока на обращение в суд не является основанием для отказа в принятии этого заявления, оставления его без движения или возвращения.

В определении о принятии заявления о присуждении компенсации к производству суда указываются сведения, предусмотренные ч. 2 ст. 127 КАС РФ, а также время и место проведения судебного заседания по рассмотрению этого заявления.

Судья возвращает административное исковое заявление о присуждении компенсации, если при рассмотрении вопроса о его принятии к производству установит, что:

1) имеются основания, предусмотренные п. п. 2 - 7 ч. 1 ст. 129 КАС РФ;

2) оно подано с нарушением порядка и сроков, установленных ст. ст. 250, 251 КАС РФ;

3) срок судопроизводства по делу, срок применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество или срок исполнения судебного акта с очевидностью свидетельствуют об отсутствии нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок;

4) оно подано лицом, не имеющим права на его подачу, в частности лицом, не подпадающим под действие ч. 1 ст. 1 Закона о компенсации.

Не допускается возвращение заявления о компенсации, если наличие или отсутствие нарушения права на судопроизводство или исполнение судебного акта в разумный срок может быть установлено только при исследовании материалов дела.

Судья выносит определение об оставлении заявления о присуждении компенсации без движения, если оно подано с нарушением установленных ст. 252 КАС РФ требований к форме и содержанию административного искового заявления о присуждении компенсации, к приложенным документам.

В случае если обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления о присуждении компенсации без движения, будут устранены в срок, установленный определением судьи, оно считается поданным в день его первоначального представления в суд.

При подготовке административного дела о присуждении компенсации к судебному разбирательству суд определяет круг лиц, участвующих в деле, в том числе орган, организацию или должностное лицо, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов.

К участию в административном деле о компенсации в качестве заинтересованного лица не может быть привлечен суд или судья, рассмотревший (рассматривающий) дело, в связи с которым возникли основания для подачи заявления о компенсации, а также лица, которые участвовали или участвуют в этом деле. Однако суд или судья вправе представить соответствующую справку по делу.

Установив круг лиц, участвующих в деле, суд определяет срок для представления ими объяснений, возражений и (или) доводов относительно предъявленного административного иска. Лица, привлеченные к участию в административном деле, обязаны представить объяснения, возражения и (или) доводы относительно административного иска в срок, установленный судом. Непредставление или несвоевременное представление объяснений, возражений и (или) доводов является основанием для наложения судебного штрафа.

В предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного КАС РФ срока обращения в суд. При установлении факта пропуска этого срока без уважительных причин суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу. Это решение суда может быть обжаловано в порядке, установленном КАС РФ.

5. Рассмотрение административного дела о присуждении компенсации. Заявление о компенсации рассматривается судом общей юрисдикции по общим правилам КАС РФ с особенностями, установленными гл. 26 этого Кодекса. Оно подлежит рассмотрению в двухмесячный срок со дня поступления вместе с делом в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству и на принятие судебного акта.

Административный истец, орган, организация или должностное лицо, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, и другие лица, участвующие в деле о присуждении компенсации, извещаются о времени и месте судебного заседания по этому делу.

При рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд не связан содержащимися в нем доводами и устанавливает факт нарушения права административного истца на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя:

- из доводов, изложенных в административном исковом заявлении;

- содержания принятых по делу судебных актов;

- материалов дела.

При этом законодатель обязывает суд учитывать такие обстоятельства, как:

1) правовая и фактическая сложность дела;

2) поведение административного истца и иных участников судебного процесса;

3) достаточность и эффективность действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела;

4) достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов;

5) общая продолжительность судебного разбирательства по делу и неисполнения судебного акта.

При рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок суд устанавливает факт нарушения права административного истца на уголовное судопроизводство в разумный срок, исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по уголовному делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств:

1) правовая и фактическая сложность дела;

2) поведение административного истца и иных участников уголовного процесса;

3) достаточность и эффективность действий суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, начальника подразделения дознания, органа дознания, дознавателя, производимых в целях своевременного осуществления уголовного преследования или рассмотрения уголовного дела;

4) общая продолжительность уголовного судопроизводства или применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество в ходе уголовного судопроизводства (ст. 258 КАС РФ).

Лицо, обратившееся с заявлением о компенсации, не должно доказывать факт причинения ему вреда, поскольку сам факт нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок свидетельствует о причиненном неимущественном вреде (нарушении права на судебную защиту), а его возмещение не зависит от вины органа или должностного лица. Вместе с тем заявитель должен обосновать размер требуемой компенсации < 1>.

--------------------------------

< 1> См. п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 г. N 11.

 

Установление факта нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок является основанием для присуждения компенсации.

При разрешении вопроса о нарушении права заявителя на судопроизводство в разумный срок оценка достаточности и эффективности действий суда осуществляется судом, рассматривающим дело о компенсации, на основании материалов дела, по которому допущено нарушение сроков, и других представленных доказательств.

Оценивая правовую и фактическую сложность дела, суду надлежит принимать во внимание обстоятельства, затрудняющие рассмотрение дела, и, в частности, учитывать:

- число соистцов, соответчиков и других участвующих в деле лиц;

- необходимость проведения экспертиз, их сложность;

- необходимость допроса значительного числа свидетелей;

- участие в деле иностранных лиц и необходимость применения норм иностранного права;

- объем предъявленного обвинения;

- число подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, потерпевших.

При оценке поведения заявителя судом на него не может быть возложена ответственность за длительное рассмотрение дела в связи с использованием им процессуальных средств, предусмотренных законом, для защиты своих нарушенных прав и законных интересов, в частности за изменение заявленных в суд требований, изучение материалов дела, заявление ходатайств, обжалование вынесенных судебных актов. Однако суд вправе вынести решение об отказе в удовлетворении заявления о компенсации, если к нарушению разумного срока судебного разбирательства привело:

- неисполнение заявителем процессуальных обязанностей, например нарушение установленного порядка в судебном заседании, повлекшее отложение разбирательства дела, либо

- злоупотребление им процессуальными правами, в частности уклонение от получения судебных извещений.

Действия суда признаются достаточными и эффективными, если они осуществляются в целях своевременного рассмотрения дела. Исходя из этого судебному исследованию подлежат вопросы, связанные:

- со своевременностью назначения дела к слушанию;

- проведением судебных заседаний в назначенное время;

- обоснованностью отложения дела;

- устранением из судебного разбирательства того, что не имело отношения к делу;

- сроками изготовления судьей мотивированного решения и направления его сторонам;

- полнотой осуществления судьей контроля за выполнением работниками аппарата суда своих служебных обязанностей, в том числе по извещению участвующих в деле лиц о времени и месте судебного заседания, со своевременным изготовлением протокола судебного заседания и ознакомлением с ним сторон;

- полнотой и своевременностью принятия судьей мер в отношении участников процесса, в частности мер процессуального принуждения, направленных на недопущение их процессуальной недобросовестности и процессуальной волокиты по делу;

- осуществлением судьей контроля за сроками проведения экспертизы;

- наложением штрафов, а также мер в отношении других лиц, препятствующих осуществлению правосудия, и т. д.

В качестве оснований, оправдывающих нарушение разумных сроков судопроизводства или исполнения судебного акта, не могут рассматриваться обстоятельства, связанные с организацией работы суда, органов дознания, следствия и прокуратуры, а также органов и должностных лиц, исполняющих судебные акты, например замена судьи ввиду его болезни, отпуска, прекращения или приостановления его полномочий, отсутствие необходимого штата сотрудников, отсутствие необходимых для исполнения денежных средств.

При исчислении общей продолжительности судопроизводства по делу учитывается только то время, в течение которого дело находится в производстве суда, органов дознания, следствия, прокуратуры.

Рассматривая дела о присуждении компенсации, суды не вправе проверять законность и обоснованность принятых судебных актов по делу, с которым связаны основания заявления о компенсации.

Определяя размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, суд исходит:

- из требований заявителя;

- обстоятельств дела, по которым было допущено нарушение;

- продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя;

- принципов разумности, справедливости и с учетом практики ЕСПЧ (п. 2 ст. 2 Закона о компенсации).

6. Решение суда по административному делу о присуждении компенсации. По результатам рассмотрения административного иска о присуждении компенсации суд принимает решение, которое должно соответствовать установленным гл. 15 КАС РФ требованиям. Кроме того, оно должно отвечать требованиям ст. 180 КАС РФ и дополнительно содержать:

1) в мотивировочной части:

- сведения о судебных актах, принятых по делу, о предмете спора, наименования судов, рассматривавших дело, сведения об общей продолжительности судопроизводства по делу, общей продолжительности применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество в ходе уголовного судопроизводства или об общей продолжительности исполнения судебного акта;

- обоснование размера компенсации и наименование органа, организации или должностного лица, на которых в соответствии с федеральным законом возложены обязанности по исполнению судебных актов о присуждении компенсации;

- мотивы, по которым присуждается компенсация, или мотивы, по которым отказано в ее присуждении;

2) в резолютивной части:

- в случае отказа в присуждении компенсации - указание на это;

- в случае присуждения компенсации - указание на это и сведения о размере компенсации; наименование органа, организации или должностного лица, на которых в соответствии с федеральным законом возложены обязанности по исполнению судебных актов о присуждении компенсации;

- указание на распределение судебных расходов.

Решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ.

Решение Верховного Суда РФ по административному делу о присуждении компенсации может быть обжаловано в апелляционном и надзорном порядке. Решение суда общей юрисдикции по административному делу о присуждении компенсации может быть обжаловано в апелляционном, кассационном и надзорном порядке. Апелляционные жалоба, представление рассматриваются:

1) на решения соответственно верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов - апелляционной инстанцией соответствующего суда;

2) на решения Верховного Суда РФ - Апелляционной коллегией Верховного Суда РФ.

 

Глава 25. ОСОБЕННОСТИ СУДОПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ

ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СУДЕБНОМ КОНТРОЛЕ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ

И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ

АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЛАСТНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ

И ОРГАНИЗАЦИЯМ < 1>

 

--------------------------------

< 1> Официальное название этой категории дел в соответствии с ч. 3 ст. 1 КАС РФ " административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям" (далее - дела в порядке судопроизводства об обязательном судебном контроле).

 

25. 1. Юридическая природа административных дел

об обязательном судебном контроле

 

1. Понятие судопроизводства об обязательном судебном контроле. В судах общей юрисдикции судопроизводство об обязательном судебном контроле представляет собой самостоятельный вид административного судопроизводства наряду с судопроизводством по делам о защите нарушенных или оспоренных прав и законных интересов. Содержание судопроизводства об обязательном судебном контроле составляют производства, имеющие своим предметом достаточно разнородные по своей юридической сущности дела.

В рамках этого судопроизводства законодатель выделяет в КАС РФ семь видов производств по административным искам: а) о приостановлении деятельности - гл. 27; б) о помещении в специальное учреждение иностранного гражданина, подлежащего депортации и реадмиссии, - гл. 28; в) об административном надзоре - гл. 29; г) о госпитализации в недобровольном порядке в психиатрическое учреждение - гл. 30; д) о госпитализации в недобровольном порядке в противотуберкулезную организацию - гл. 31; е) производство по административным делам о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни, - гл. 31. 1; ж) о взыскании обязательных платежей и санкций - гл. 32.

Главный признак, объединяющий все эти дела в рамках данного вида административного судопроизводства, - их связь с отдельными административными властными требованиями к физическим лицам и организациям, реализация которых сопряжена с угрозой ограничения их прав, свобод и законных интересов. Необходимость судебного контроля в рамках данного вида судопроизводства проистекает из общей конституционной обязанности государства и его органов признавать, соблюдать и защищать права и свободы граждан и их организаций.

Судебный контроль за соблюдением прав, свобод и законных интересов в процессе реализации исполнительной власти может осуществляться в двух основных формах: а) в форме последующего контроля (a posteriori) за нормативными правовыми актами (нормоконтроль) и правоприменительными административными актами (решениями, действиями или бездействием), затрагивающими права и законные интересы частных лиц, б) в форме превентивного (предварительного) контроля (a priori), предшествующего осуществлению определенных административных действий, связанных с ограничением правового статуса граждан и организаций.

В судопроизводстве по делам о защите нарушенных или оспоренных прав и законных интересов проверка законности административных актов в контексте соблюдения прав осуществляется в форме последующего контроля, т. е. в отношении уже вступивших в силу и действующих административных актов. В судопроизводстве об обязательном судебном контроле главной формой является превентивный контроль, предшествующий исполнению властных требований, содержащихся в правоприменительных актах.

Обозначение рассматриваемых в рамках данного судопроизводства дел, данное в ч. 3 ст. 1 КАС РФ, как дел, связанных с осуществлением обязательного судебного контроля, представляется не совсем удачным. Если исходить из этого обозначения, то можно предположить, что в административном судопроизводстве возможен еще какой-то контроль, который носит необязательный характер. Однако судебный контроль за законностью административных актов - одна из важнейших функций административной юстиции, и суд обязан осуществлять его при разрешении любых административных дел.

Судебный контроль, обозначаемый в КАС РФ как обязательный, осуществляется посредством проверки и санкционирования судом административных действий и решений в судебном заседании. В данном случае судебное санкционирование представляет собой правоприменительную деятельность по принятию в судебном заседании решений, дающих санкцию суда на реализацию отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, предполагающих ограничение их прав и законных интересов.

Эти властные административные требования выражаются в административных решениях, которые характеризуются рядом особенностей:

- носят односторонний характер;

- влекут неблагоприятные для граждан и организаций последствия и сопряжены с ограничением их прав и свобод (помещение в психиатрический или противотуберкулезный стационар, в специальное учреждение, запрет выходить из дома в определенные часы и т. д. );

- в случае неисполнения этих административных требований гражданами или организациями в добровольном порядке административные органы в силу закона не могут принудить к их исполнению без санкции суда.

Исходя из этого модель превентивного (предварительного) судебного контроля предполагает, что административные органы должны обратиться в суд с исковым заявлением о проверке законности их требований и получении санкции суда на совершение определенных неблагоприятных для частных лиц действий, ограничивающих их права и законные интересы.

Соответственно, административное судопроизводство, инициируемое по обращениям органов публичной администрации, преследующих цель добиться судебного санкционирования своих решений, можно обозначить не только как судопроизводство об обязательном или предварительном судебном контроле, но и как судопроизводство по делам о судебном санкционировании административных действий и решений < 1>.

--------------------------------

< 1> Слово " санкционирование" в русском языке имеет несколько значений: разрешение, дозволение, уполномочение, утверждение, одобрение, допущение. Санкционировать значит дать санкцию кому-нибудь, признать законным, правильным, утвердить (см.: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1992).

 

Понятие " судебное санкционирование" в этом значении получило признание в классических учебниках по гражданскому процессу еще в те времена, когда отдельные дела этой категории (например, дела о госпитализации граждан в недобровольном порядке в стационар) рассматривались в порядке гражданского судопроизводства. При этом введение судебного санкционирования в такого рода случаях рассматривалось как способ повышения гарантированности прав граждан и их защиты < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Викут М. А., Зайцев И. М. Гражданский процесс России. М., 1999. С. 276 - 277; Гражданский процесс: Учебник для вузов / Под ред. В. В. Яркова. М.: Волтерс Клувер, 2006; и др.

 

В современных условиях институт судебного санкционирования в отечественном праве приобрел межотраслевое значение. В силу этого построение целостной административно-правовой концепции данного института невозможно без уяснения специфики его понимания в уголовно-процессуальном праве и правовой доктрине зарубежных стран.

В теории уголовно-процессуального права в качестве прототипа юридической конструкции судебного санкционирования рассматривается институт habeas corpus (лат. ) (" пусть ты имеешь тело" ), зародившийся в англосаксонском праве. Исторически процедура habeas corpus представляет собой форму судебного контроля за соблюдением прав человека при задержании, которая призвана гарантировать каждому лицу, лишенному свободы, право предстать перед судом для проверки им законности и обоснованности задержания. Эта процедура легла в основу международных стандартов, в соответствии с которыми право на свободу личности как фундаментальное право человека может быть ограничено только с использованием судебной процедуры, защищающей лицо от произвола и беззакония < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г. ) и ст. 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г. ).

 

В отечественной науке уголовного процесса существование института судебного санкционирования сомнений не вызывает и не оспаривается. Имеющие место разногласия касаются лишь значения и роли этого института: одни авторы относят его к разновидности судебного контроля в уголовном судопроизводстве и определяют как контрольное производство < 1>, другие рассматривают его как самостоятельную функцию судебной власти, как одну из форм реализации правосудия в уголовном судопроизводстве. Исходя из этого под судебным санкционированием понимается особый вид уголовно-процессуального санкционирования, который представляет собой правоприменительную деятельность суда по принятию в судебном заседании решений (даче санкций) о применении в ходе предварительного расследования преступлений отдельных мер процессуального принуждения или о проведении следственных и иных процессуальных действий, ограничивающих конституционные права, свободы и законные интересы человека и гражданина < 2>.

--------------------------------

< 1> См.: Якимович Ю. К. Особые производства в уголовном процессе // Вестник. Томск. ун-та. Сер. " Экономика. Юридические науки". 2003. N 4. С. 8 - 10.

< 2> См.: Адильшаев Э. А., Жеребятьев И. В., Шамардин А. А. Судебное санкционирование как форма реализации правосудия в уголовном судопроизводстве России: Монография. Оренбург, 2013. С. 23.

 

Выделяется две группы полномочий суда по уголовно-процессуальному санкционированию:

1) санкционирование применения мер пресечения и иных мер процессуального принуждения. К этой группе, в частности, относятся полномочия по принятию судом решений о заключении под стражу; о применении домашнего ареста; о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности; о помещении обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской экспертизы или судебно-психиатрической экспертизы;

2) санкционирование следственных действий, ограничивающих конституционные права и свободы личности или охраняемую федеральным законом тайну. К этой группе относят, например, принятие судом решений, санкционирующих производство таких следственных действий, как: осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц; обыск и (или) выемка в жилище; наложение ареста на корреспонденцию, ее осмотр и выемка в учреждениях связи; контроль и запись телефонных и иных переговоров и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...