"Административные дела, не отнесенные к компетенции иных судов, подведомственны общим судам" или 43 страница
Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов публичной власти можно рассматривать как базовое в рамках такого вида административного судопроизводства, каковым является судопроизводство по делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, выделяемое на основе положений ч. 2 ст. 1 КАС РФ. Это производство является базовым, поскольку иные производства в рамках данного вида административного судопроизводства (гл. 23 - 26 КАС РФ) также в сущности имеют своим предметом дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями. Однако рассмотрение и разрешение этих дел в силу специфики их юридической природы отличаются определенными особенностями как от общих правил искового административного судопроизводства, так и от правил производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов публичной власти.
24. 4. Производство по административным делам в Дисциплинарной коллегии Верховного Суда РФ
1. Компетенция Дисциплинарной коллегии Верховного Суда РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона о Верховном Суде РФ Дисциплинарная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает дела: - по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и по обращениям Председателя Верховного Суда РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков в случаях, если Высшей квалификационной коллегией судей РФ или квалификационными коллегиями судей субъектов РФ отказано в удовлетворении представлений председателей федеральных судов о прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков;
- по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ о наложении дисциплинарных взысканий на судей; - по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ о результатах квалификационной аттестации судей. Дисциплинарная коллегия Верховного Суда РФ является специализированным судебным органом (по сути дела дисциплинарным судом ), в который оспариваются решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ, представляющей собой высшую инстанцию в системе квалификационных коллегий судей (ККС). Эти коллегии, являющиеся независимыми органами судейского сообщества, выполняют роль первоначального дисциплинарного органа, который осуществляет дисциплинарную власть над судьями и привлекает их к дисциплинарной ответственности < 1>. По своей юридической природе ККС являются квазисудебными органами судейского сообщества, решения которых не являются окончательными и могут быть оспорены в Дисциплинарную коллегию. -------------------------------- < 1> Такая практика соответствует международно-правовым стандартам судейской независимости. Согласно п. 69 Рекомендации Rec (2010) 12 Комитета министров Совета Европы государствам-членам от 17 ноября 2010 г. " О независимости, эффективности и ответственности судей" дисциплинарное производство может иметь место, когда судьи не выполняют свои обязанности эффективно и надлежащим образом. Дисциплинарное разбирательство должно проводиться независимым органом или судом со всеми гарантиями справедливого судебного разбирательства и предоставлять судье право оспаривать решение и санкции.
Дисциплинарная коллегия действует в составе заместителя Председателя ВС РФ, который является председателем Дисциплинарной коллегии, и шести членов коллегии из числа судей Верховного Суда РФ, избираемых Пленумом Верховного Суда РФ сроком на три года.
2. Производство в Дисциплинарной коллегии ведется по правилам, установленным для производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов публичной власти, с особенностями, установленными гл. 23 КАС РФ. Эти особенности заключаются: а) в специальном субъектном составе лиц, которые могут выступать в качестве административных истцов по делам, рассматриваемым Дисциплинарной коллегией; б) установлении особого перечня решений Высшей квалификационной коллегии судей РФ (ВККС РФ) или решений квалификационной коллегии судей субъекта РФ (ККС субъекта РФ), которые могут быть оспорены в Дисциплинарную коллегию; в) установлении отдельных особых процедурных правил, регулирующих порядок разбирательства этих дел, обусловленных спецификой рассматриваемых споров. Административным истцом по делам данной категории необходимо считать лицо, направившее в Дисциплинарную коллегию жалобу (обращение). Исходя из содержания ст. ст. 229 и 230 КАС РФ административным истцом в этом производстве может быть: - лицо, судейские полномочия которого досрочно прекращены решением Высшей квалификационной коллегии судей РФ или решением квалификационной коллегии судей субъекта РФ за совершение им дисциплинарного проступка; - Председатель Верховного Суда РФ - по вопросу о досрочном прекращении полномочий судьи за совершение им дисциплинарного проступка в случаях, если Высшей квалификационной коллегией судей или квалификационной коллегией судей субъекта Российской Федерации отказано в удовлетворении представления о прекращении полномочий судьи за совершение им дисциплинарного проступка; - лица, оспаривающие решения Высшей квалификационной коллегии судей о наложении дисциплинарного взыскания на судью и решения Высшей квалификационной коллегии судей о результатах квалификационной аттестации судьи. В отличие от правил гл. 22 КАС РФ, в рамках этого производства по административно-дисциплинарным делам административному истцу предоставляется право подать в Дисциплинарную коллегию жалобу (обращение), а не право обратиться с административным исковым заявлением. Такая форма обращения в суд посредством подачи жалобы предусмотрена п. п. 2, 6 ст. 26 ФЗ от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ " Об органах судейского сообщества в Российской Федерации". В КАС РФ законодатель идет на компромисс и наделяет административного истца нехарактерной для искового производства формой выражения искового требования в виде жалобы.
Согласно ст. 231 КАС РФ в жалобе (обращении), подаваемой в Дисциплинарную коллегию, должны быть указаны: 1) Дисциплинарная коллегия в качестве органа, в который подается жалоба (обращение); 2) лицо, подающее жалобу (обращение), его почтовый адрес, адрес электронной почты (при его наличии) для направления почтовой корреспонденции, номер телефона; 3) решение, с которым не согласен административный истец, а также наименование квалификационной коллегии судей, принявшей данное решение; 4) требование, обращенное к Дисциплинарной коллегии; 5) обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства; 6) сведения о представителе; 7) перечень прилагаемых к заявлению документов. Срок для рассмотрения вопроса о принятии к производству жалобы (обращения) в Дисциплинарную коллегию составляет 10 рабочих дней со дня ее поступления (ч. 1 ст. 232 КАС РФ). Вопрос о принятии жалоба к производству рассматривает член Дисциплинарной коллегии, по результатам чего выносится: - определение о принятии жалобы (обращения) к производству в случае ее соответствия предъявляемым требованиям или - мотивированное определение о возвращении жалобы (обращения), если ее рассмотрение не относится к полномочиям Дисциплинарной коллегии, а также в случае несоблюдения административным истцом требований, предъявляемых к жалобе (обращению). Квалификационная коллегия судей, вынесшая решение, с которым не согласен административный истец, направляет отзыв на жалобу (обращение), принятую к производству Дисциплинарной коллегии, в 10-дневный срок с момента получения определения о принятии жалобы к производству.
К рассмотрению административных дел данной категории применимы общие основания отвода и самоотвода, определенные в ст. ст. 31, 32 КАС РФ. Вместе с тем ст. 233 этого Кодекса предусматривает одно специальное основание: член Дисциплинарной коллегии не вправе рассматривать административное дело по поступившей в Дисциплинарную коллегию жалобе (обращению) в случаях, если он участвовал в рассмотрении данного административного дела в качестве члена квалификационной коллегии судей. Рассмотрение административных дел в судебном заседании Дисциплинарной коллегии осуществляется коллегиально в составе трех ее членов < 1>. В судебном заседании Дисциплинарной коллегии председательствует председатель Дисциплинарной коллегии или кто-либо из ее членов. Порядок проведения и очередность процессуальных действий определяются председательствующим в судебном заседании. -------------------------------- < 1> В части, не урегулированной нормами КАС РФ, к рассмотрению дел в Дисциплинарной коллегии применяются также правила, установленные Положением о Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, утвержденным Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 7 августа 2014 г. N 5 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2014. N 10; СПС " КонсультантПлюс".
Административное дело может быть рассмотрено в закрытом судебном заседании Дисциплинарной коллегии в случаях и порядке, установленных ст. 11 КАС РФ, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не заявивших ходатайства об отложении судебного заседания в связи с невозможностью их присутствия в судебном заседании по уважительным причинам, не является препятствием к рассмотрению административного дела. В ходе судебного заседания заслушивается выступление докладчика по делу, который излагает суть поступившей жалобы, обстоятельства дела, содержание имеющихся материалов по делу, а также сообщает о действиях, предпринятых в рамках подготовки административного дела к судебному заседанию. Докладчику могут быть заданы вопросы другими членами Дисциплинарной коллегии. Докладчиком по административному делу является член Дисциплинарной коллегии, вынесший определение о принятии жалобы (обращения) к производству Дисциплинарной коллегии. В судебном заседании заслушиваются лица, участвующие в деле, их представители, свидетели, председатель суда, направивший в квалификационную коллегию судей представление о досрочном прекращении полномочий судьи, и другие лица, приглашенные в судебное заседание, по существу жалобы (обращения), исследуются доказательства по административному делу, разрешаются ходатайства, проводятся прения сторон.
В ст. 235 КАС РФ законодатель конкретизирует распределение обязанностей по доказыванию по административным делам, рассматриваемым Дисциплинарной коллегией с учетом субъектного состава лиц, участвующих в этих делах. Они распределяются в зависимости от того, кто является административным истцом: - если административным истцом является гражданин (т. е. судья, полномочия которого досрочно прекращены, или судья, возражающий против решения о наложении на него иного дисциплинарного взыскания либо несогласный с решением о результатах квалификационной аттестации), то действует общее правило, позволяющее обеспечить гражданину как более слабой стороне публично-правового спора преимущества защиты (favor defensionis), чтобы судебный процесс не превратился в избиение формально равного, но фактически более слабого. В этом случае обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения, с которым гражданин не согласен, а также законности данного решения возлагаются на квалификационную коллегию судей, которая приняла это решение. Это, однако, не исключает обязанность гражданина доказывать сам факт нарушения его прав оспариваемым решением, указывать, каким нормативным правовым актам, по его мнению, оно противоречит, а также подтверждать факты, на которых он основывает свои требования; - если в Дисциплинарную коллегию обратился в качестве административного истца Председатель Верховного Суда РФ, то он обязан доказать незаконность и необоснованность решения квалификационной коллегии судей, с которым он не согласен. Дисциплинарная коллегия по общему правилу не связана основаниями и доводами, изложенными в жалобе (обращении), однако при рассмотрении административного дела по обращению Председателя Верховного Суда РФ она проверяет решение квалификационной коллегии судей в пределах оснований и доводов, изложенных в обращении (ст. 236 КАС РФ). Дисциплинарная коллегия в целях правильного разрешения административного дела имеет право истребовать доказательства по своей инициативе. 3. Решение Дисциплинарной коллегии по жалобе или обращению принимается открытым голосованием большинством голосов членов Дисциплинарной коллегии в условиях закрытого совещания членов Дисциплинарной коллегии. Члены Дисциплинарной коллегии не вправе воздержаться от голосования. Решение Дисциплинарной коллегии принимается именем Российской Федерации и подписывается всеми членами Дисциплинарной коллегии, рассматривавшими административное дело, по которому оно принято. Член Дисциплинарной коллегии вправе изложить в письменном виде свое особое мнение, которое приобщается к материалам административного дела. По результатам рассмотрения дела может быть принято одно из трех решений: - об удовлетворении жалобы и отмене решения соответствующей квалификационной коллегии судей полностью или в части; - удовлетворении обращения и о прекращении полномочий судьи; - отказе в удовлетворении жалобы или обращения. Резолютивная часть принятого решения, подписанная всеми членами Дисциплинарной коллегии, в том числе и судьей, имеющим особое мнение, должна быть оглашена в том же судебном заседании, в котором было рассмотрено административное дело, в присутствии лиц, участвующих в деле, и иных лиц, приглашенных в судебное заседание. Решение по делу, рассмотренному Дисциплинарной коллегией, изготавливается докладчиком по делу в полном объеме в течение пяти дней. Решение Дисциплинарной коллегии может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Апелляционную коллегию Верховного Суда РФ, в порядке надзора - в Президиум Верховного Суда РФ, а также пересмотрено по новым или вновь открывшимся обстоятельствам самой Дисциплинарной коллегией Верховного Суда РФ.
24. 5. Производство по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
1. Избирательные права и права на участие в референдуме граждан как предмет судебной защиты. Избирательные права составляют важнейшую часть субъективных публичных прав граждан, обеспечивающих возможность их участия в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Конституционной основой этих прав выступает право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 32 Конституции РФ). Эти права наряду с другими правами человека и гражданина являются непосредственно действующими и " обеспечиваются правосудием" (ст. 18 Конституции РФ). Для судебной защиты избирательных прав принципиальное значение имеет определение объема их понятия и возможного перечня. Нормативное содержание избирательных прав граждан конкретизируется в Законе об основных гарантиях избирательных прав. В п. 28 ст. 2 этого Закона определяется: " Избирательные права граждан - конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации" < 1>. -------------------------------- < 1> В п. 51 ст. 2 этого Закона дается также определение права на участие в референдуме, которое понимается как " конституционное право граждан РФ голосовать по вопросам референдума, а также участвовать в других действиях по подготовке и проведению референдума".
В этом легальном определении значение конституционного избирательного права имеет только право избирать и быть избранным, а другие такого статуса не имеют, но проистекают из этого конституционного права. В определении содержится указание на другие избирательные права, свидетельствующее о том, что для их конкретизации, установления возможного перечня и объема необходимо учитывать все нормы действующего избирательного законодательства. Эти нормы устанавливают два вида избирательных прав: 1) материальные, к которым в первую очередь относятся активное и пассивное избирательное право, т. е. право избирать и право быть избранным. Наряду с ними к материальным избирательным правам в литературе и судебной практике, в частности, относятся такие субъективные публичные права, как право участвовать в осуществлении предвыборной агитации, право делать пожертвования в избирательные фонды, право входить в составы органов, которые организуют выборы, право выдвигать кандидата на выборную должность, право предлагать свою кандидатуру для участия в выборах, право на открепительное удостоверение, право кандидата на льготы, привилегии и гарантии со стороны государства, право на открытие специального избирательного счета и др.; 2) процессуальные избирательные права, которые выполняют обслуживающую функцию по отношению к активному и пассивному избирательному праву, иным материальным правам: право на участие в организации и проведении выборов, право участвовать в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, право участвовать в других избирательных процессуальных действиях. В действующем законодательстве перечень избирательных прав как предмета судебной защиты не получил окончательного оформления. В судебной практике возникают вопросы, связанные с конкретизацией (детализацией) этих прав граждан и определением их объема. Так, П. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления избирательной комиссии одного из субъектов РФ о назначении председателем территориальной избирательной комиссии района Б., ссылаясь на то, что, являясь гражданкой РФ, Б. не утратила и гражданство Украины, тогда как в соответствии с действующим законодательством граждане РФ, имеющие гражданство иностранного государства, не могут быть членами избирательной комиссии. Разрешая требования П. по существу, суд первой инстанции пришел к выводу, что он имеет право на обращение в суд с заявлением о признании незаконным оспариваемого постановления избирательной комиссии. При этом суд руководствовался п. 28 ст. 2 Закона об основных гарантиях избирательных прав, согласно которому в понятие " избирательные права граждан" включается наряду с другими правами право участвовать в наблюдении за работой избирательных комиссий, и сделал заключение о том, что П. вправе оспаривать решение избирательной комиссии о назначении председателя территориальной комиссии. Судебная коллегия Верховного Суда РФ с таким выводом не согласилась, отметив, что право наблюдения за работой избирательной комиссии как элемент избирательных прав граждан заключается в наблюдении за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов (п. п. 42, 43 ст. 2, п. п. 3, 4, 6, 7 ст. 30 Закона об основных гарантиях избирательных прав). Оспариваемое заявителем решение избирательной комиссии не связано с проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения выборов, в связи с чем ошибочным является вывод о том, что обращение заявителя в суд обусловлено реализацией его права по наблюдению за работой избирательной комиссии. Поскольку оспариваемое решение избирательной комиссии, принятое по организационному вопросу, избирательные права П. со всей очевидностью не затрагивает, у суда первой инстанции не было правовых оснований для принятия заявления к производству и разрешения заявленных требований по существу < 1>. -------------------------------- < 1> Определение Верховного Суда РФ от 17 сентября 2014 г. N 127-АПГ14-8 // СПС " КонсультантПлюс".
С избирательными правами как субъективными публичными правами граждан корреспондируют установленные действующим законодательством юридические обязанности органов государства и других субъектов публичной власти, занимающихся организацией и проведением выборов. В роли таких субъектов выступают избирательные комиссии, статус которых может быть трех видов: - государственные органы - ЦИК РФ, избирательные комиссии субъектов РФ и территориальные избирательные комиссии; - муниципальные органы - избирательные комиссии муниципальных образований; - государственно-общественные формирования, статус которых законодательно не определен, - окружные и участковые избирательные комиссии, наделенные властными полномочиями в сфере организации и проведения выборов < 1>. -------------------------------- < 1> В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. N 36 ЦИК РФ и другие избирательные комиссии отнесены к категории " иных государственных органов" наряду, например, со Счетной палатой РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона об основных гарантиях избирательных прав решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть оспорены в суде. Аналогичная норма содержится в гл. 24 КАС РФ (ст. 239), регулирующей порядок производства по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан. В судебной практике понимание решений и действий (бездействия) органов государственной власти и органов местного самоуправления основывается на общих положениях, используемых при их толковании для целей гл. 22 КАС РФ. В отношении решений и действий избирательной комиссии, комиссии референдума Верховный Суд РФ дает специальные разъяснения < 1>. Исходя из положений, содержащихся в п. п. 21, 38 ст. 2, п. 1 ст. 28 Закона об основных гарантиях избирательных прав, к решениям избирательной комиссии, комиссии референдума относятся облеченные в установленную форму (постановление, решение) или закрепленные в соответствующих протоколах окончательные решения по рассматриваемым вопросам, принятые комиссией коллегиально. -------------------------------- < 1> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 г. N 5 " О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (ред. 2012 г. ) // СПС " КонсультантПлюс".
К действиям избирательной комиссии, комиссии референдума, которые могут быть оспорены в суде, относится волеизъявление комиссии, не облеченное в форму постановления или решения и не закрепленное в соответствующем протоколе, а также распоряжение или иное волеизъявление уполномоченных (в силу закона или специального поручения) членов соответствующей комиссии, совершенное ими в целях реализации полномочий комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума и других возложенных на комиссию полномочий. Под бездействием избирательной комиссии, комиссии референдума понимается неисполнение комиссией обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия комиссии. Под уклонением от принятия решения, что является одной из форм бездействия избирательной комиссии, комиссии референдума, следует понимать случаи, когда избирательная комиссия, комиссия референдума в силу закона обязаны были рассмотреть вопрос на своем заседании в коллегиальном составе и принять по нему решение, облеченное в соответствующую форму или закрепленное в соответствующем протоколе, однако свою обязанность не выполнили. Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан по своему существу является особым производством по отношению к производству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов публичной власти (гл. 22 КАС РФ), которое осуществляется в соответствии с особенностями, установленными гл. 24 данного Кодекса. Эти особенности заключаются: - в специальном субъектном составе лиц, которые могут выступать в качестве административных истцов и административных ответчиков; - особом предмете исковой защиты - избирательные права граждан или их право на участие в референдуме; - особом предмете судебного разбирательства - избирательные споры; - особых сроках обращения в суд (ч. ч. 2 - 6 ст. 240 КАС РФ), рассмотрения дел по отдельным категориям избирательных споров (ч. ч. 1 - 3 ст. 241 КАС РФ); - особых условиях применения мер предварительной защиты по отдельным категориям избирательных споров (ч. 5 ст. 243 КАС РФ); - особых правилах рассмотрения избирательных споров - обязанность суда информировать вышестоящую избирательную комиссию о принятии дела к производству, запрет на применение правил упрощенного (письменного) производства (ст. 243 КАС РФ) и др. Осуществляя судебную защиту избирательных прав граждан и их права на участие в референдуме, в зависимости от уровня выборов и референдума суды обязаны применять не только федеральные законы, но и законы субъекта РФ. Соответственно при рассмотрении избирательных споров суды руководствуются: 1) Конституцией РФ; 2) Федеральным конституционным законом о референдуме; 3) Федеральными законами: - " Об основных гарантиях избирательных прав"; - от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ " Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; - от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ " Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления"; - от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; - " О политических партиях"; 4) конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. 2. Субъекты, обладающие правом на обращение в суд по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан. В ст. 239 КАС РФ определен круг лиц, имеющих право на возбуждение данной категории административных дел. В материальных избирательных правоотношениях в период избирательной кампании и кампании референдума эти лица обладают различным объемом прав и обязанностей. Наибольший объем прав имеют носители активного и пассивного права - избиратели, кандидаты и иные субъекты, непосредственно обеспечивающие их реализацию. Исходя из этого, законодатель разграничивает три основные группы субъектов: 1) избиратели, участники референдума (ч. 1 ст. 239 КАС РФ), которые вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме; 2) кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители (ч. 2 ст. 239), которые вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы; 3) группа субъектов, включающая исчерпывающие перечни лиц, которые в связи с нарушениями, допущенными в отношении их или в отношении других лиц, вправе обратиться в суд по отдельным требованиям, касающимся защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан (п. п. 3 - 15 ст. 239 КАС РФ). Такие перечни субъектов установлены, в частности, для обращения в суд со следующими отдельными требованиями:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|