Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

"Административные дела, не отнесенные к компетенции иных судов, подведомственны общим судам" или 48 страница




Деятельность СМИ, согласно ст. 16 Закона о СМИ, может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо судом в порядке административного судопроизводства по иску регистрирующего органа - Роскомнадзора < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 29 декабря 2011 г. N 362 " Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по регистрации средств массовой информации" (ред. от 24. 11. 2014).

 

Правила подсудности административных дел данной категории сформулированы в основном по территориальному признаку. К подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа относятся административные дела (ст. 20 КАС РФ):

- о приостановлении деятельности или о ликвидации региональных отделений либо иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных и региональных общественных объединений;

- ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ;

- запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ.

Верховному Суду РФ подсудны дела (ст. 21 КАС РФ):

- о приостановлении деятельности политических партий, общероссийских и международных общественных объединений;

- ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений;

- ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов РФ.

2. Возбуждение производства по административным делам о приостановлении деятельности. Согласно ч. 1 ст. 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными на осуществление контроля за деятельностью общественных объединений или средств массовой информации.

Так, должностные лица центрального аппарата Минюста России и его территориальных органов по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением:

- о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения по основаниям и в порядке, которые предусмотрены п. п. 1, 2, 3 ст. 39, ст. ст. 41 и 42 Закона о политических партиях;

- признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ч. ч. 3, 4, 5 ст. 29 Закона об общественных объединениях; ликвидации общественного объединения по основаниям, предусмотренным ст. 44 Закона об общественных объединениях;

- признании религиозной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица по основаниям и в порядке, которые предусмотрены п. 9 ст. 8 ФЗ от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ " О свободе совести и о религиозных объединениях"; ликвидации религиозной организации либо запрете деятельности религиозной организации в случае выявления в результате осуществления контроля обстоятельств, предусмотренных п. 2 ст. 14 этого Закона;

- ликвидации благотворительной организации в случае неоднократного вынесения ей предупреждения в письменной форме (ст. 20 ФЗ от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ " О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" );

- ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным п. 10 ст. 32 ФЗ от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ " О некоммерческих организациях" (неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок контролирующему органу сведений, предусмотренных законом).

В административном исковом заявлении о приостановлении деятельности должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление;

2) наименование административного истца - органа публичной власти, должностного лица, место их нахождения;

3) наименование административного ответчика, если административным ответчиком является организация или должностное лицо, место их нахождения; фамилия, имя, отчество административного ответчика, если административным ответчиком является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты;

4) содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования;

5) установленные законом основания для приостановления деятельности (или ликвидации) и ссылки на фактические данные, основываясь на которых орган или должностное лицо, обратившиеся в суд, пришли к выводу о наличии таких оснований;

6) сведения о территории деятельности местных религиозных организаций, имеющиеся у централизованной религиозной организации, или о территории преимущественного распространения средства массовой информации.

Административное исковое заявление о приостановлении деятельности, поданное от имени соответствующего органа, должно быть подписано его руководителем, а поданное от имени должностного лица - этим должностным лицом.

К административному исковому заявлению о приостановлении деятельности прилагаются документы, подтверждающие указанные в этом заявлении обстоятельства, а также документы, указанные в ст. 126 КАС РФ.

Административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу данным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом. Административный иск может быть также подан в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

3. Рассмотрение административного дела. Согласно ст. 263 КАС РФ административное дело о приостановлении деятельности подлежит рассмотрению в течение одного месяца со дня принятия административного искового заявления о приостановлении деятельности к производству суда. По этому делу на основании соответствующего заявления (ходатайства) и в порядке, предусмотренном гл. 7 КАС РФ, суд может применить меры предварительной защиты в виде:

- приостановления деятельности соответствующих организации и объединения, средства массовой информации;

- приостановления выпуска и (или) реализации соответствующего печатного издания либо распространения материалов;

- наложения ареста на имущество соответствующих организации, объединения;

- запрещения совершения определенных действий, связанных с деятельностью соответствующих организации, объединения, средства массовой информации.

Предметом спора по данной категории дел являются: а) право на объединение; б) право на свободу информации; в) законность действий субъектов, реализующих эти права, а также исполнение этими субъектами обязанностей, связанных с их использованием.

О времени и месте рассмотрения дела извещаются:

- уполномоченные орган или должностное лицо, обратившиеся в суд;

- руководящий орган политической партии и другого общественного объединения;

- руководитель некоммерческой организации, в отношении которой решается вопрос о приостановлении деятельности или о ликвидации;

- представитель общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, в отношении которых решается вопрос о запрете деятельности;

- учредитель и главный редактор средства массовой информации, а также заинтересованные лица.

Извещение о времени и месте рассмотрения дела не позднее 10 дней до дня судебного заседания размещается также на официальном сайте органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере регистрации некоммерческих организаций или средств массовой информации, а также публикуется в официальных периодических изданиях.

Суд может рассмотреть административное дело в закрытом судебном заседании. При наличии оснований для этого оно рассматривается в общем порядке, установленном ст. 11 КАС РФ. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела, не препятствует его рассмотрению.

4. Решение суда по административному делу о приостановлении деятельности. Решение суда принимается по общим правилам, установленным гл. 15 КАС РФ.

Основанием для прекращения решением суда деятельности средства массовой информации являются неоднократные в течение 12 месяцев нарушения редакцией требований ст. 4 Закона о СМИ, по поводу которых регистрирующим органом делались письменные предупреждения учредителю и (или) редакции (главному редактору), а равно неисполнение постановления суда о приостановлении деятельности средства массовой информации. По заявлению регистрирующего органа деятельность средства массовой информации может быть также приостановлена в связи с нарушением правил, установленных ст. 19. 1 Закона о СМИ. Кроме того, деятельность средства массовой информации может быть прекращена в порядке и по основаниям, которые предусмотрены Законом о противодействии экстремистской деятельности.

Прекращение деятельности средства массовой информации влечет недействительность свидетельства о его регистрации и устава редакции (ст. 16 Закона о СМИ).

Общественное объединение и другая некоммерческая организация, так же как и средство массовой информации, могут быть ликвидированы в добровольном порядке (по решению ее высшего руководящего органа) либо принудительно (по решению суда).

В соответствии со ст. 44 Закона об общественных объединениях основаниями принудительной ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются:

- нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина;

- неоднократные или грубые нарушения общественным объединением законодательства либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям;

- неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

Структурные подразделения - организации, отделения общественного объединения ликвидируются в случае ликвидации соответствующего общественного объединения.

Специфика политической партии как особого вида общественных объединений состоит в том, что она может быть принудительно ликвидирована только по решению Верховного Суда РФ в случае:

а) невыполнения запрета на создание партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности;

б) неустранения в установленный решением суда срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности партии;

в) неучастия политической партии в выборах;

г) несоответствия количества региональных отделений политической партии требованию иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации;

д) отсутствия необходимого числа членов политической партии (не менее 500 членов);

е) неоднократного непредставления политической партией в установленный срок в федеральный уполномоченный орган обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях.

Одновременно с решением суда по административному делу о ликвидации общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным законом, регулирующим отношения в сфере противодействия экстремистской деятельности, суд выносит решение об обращении в собственность РФ имущества ликвидируемых организаций, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов.

Решение суда об удовлетворении административного иска:

- о ликвидации общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации;

- запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами;

- прекращении деятельности средств массовой информации по основаниям, предусмотренным законом, регулирующим отношения в сфере противодействия экстремистской деятельности, подлежит немедленному исполнению в части прекращения деятельности общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации или в части прекращения поиска, получения, производства и распространения массовой информации средством массовой информации (ч. 3 ст. 264 КАС РФ). Это правило о немедленном исполнении не распространяется на решения суда, прекращающие деятельность общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации или СМИ по основаниям, не связанным с экстремистской деятельностью.

Решение по административному делу о приостановлении само по себе не препятствует лицу, уполномоченному представлять соответствующие организацию, объединение или выступать по вопросам деятельности соответствующего средства массовой информации, обжаловать это решение в апелляционном, кассационном и надзорном порядке, установленном КАС РФ.

Таким образом, административные дела о приостановлении деятельности рассматриваются по общим правилам искового административного судопроизводства в общих судах, установленным КАС РФ. Глава 27 этого Кодекса содержит закрытый перечень процессуальных особенностей разбирательства административных дел о приостановлении деятельности.

 

25. 3. Производство по административным делам о помещении

иностранного гражданина, подлежащего депортации или

реадмиссии, в специальное учреждение < 1>

 

--------------------------------

< 1> Полное официальное название этого производства, регламентированного гл. 28 КАС РФ: " Производство по административным делам о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении".

 

1. Общие вопросы: понятийный аппарат и нормативная основа. Провозглашая права иностранцев, Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 1985 г. ), предусматривает, в частности, что ее положения не должны толковаться как ограничивающие право любого государства принимать законы и правила, касающиеся условий въезда иностранцев и их пребывания на его территории или устанавливать различия между его гражданами и иностранцами, а также как узаконивающие незаконное проникновение иностранца в государство и его присутствие в государстве (п. 1 ст. 2) < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (утв. Резолюцией 40/144 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 1985 г. ) // СПС " КонсультантПлюс".

 

Исходя из этого для иностранных граждан и лиц без гражданства пребывание (проживание) в России обусловлено по общему правилу визовым или иным разрешением, а за государством остается суверенное право отказать им в пребывании (проживании) на своей территории, притом что по смыслу Конституции РФ предполагается разумное и соразмерное регулирование этих отношений федеральным законом без умаления прав человека и их неправомерного ограничения при справедливом соотношении публичных и частных интересов < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2012 г. N 14-П.

 

Определяя правовой статус иностранцев, Закон о правовом положении иностранцев предусматривает их миграционный учет (ст. 29. 1), правила которого, в свою очередь, установлены ФЗ от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ " О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".

Включение правил миграционного учета в режим пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ и возложение на иностранных граждан обязанности надлежащего их исполнения в установленном порядке, отступления от которого могут влечь для них неблагоприятные правовые последствия, не выходят за конституционно приемлемые рамки < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2016 г. N 5-П.

 

К числу таких неблагоприятных последствий относятся депортация, реадмиссия и административное выдворение.

Основаниями для принятия решения о депортации в отношении иностранных граждан является невыполнение обязанности по выезду с территории РФ:

- в случае принятия решения о нежелательности их пребывания на территории страны или

- в случае утраты иностранным гражданином законного основания для нахождения на территории РФ.

Решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ в соответствии с ч. 3 ст. 25. 10 ФЗ от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ " О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" может быть принято:

а) в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящегося на территории РФ;

б) в отношении лица, которому не разрешен въезд в РФ;

в) в случае если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящегося в РФ, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения < 1>.

--------------------------------

< 1> Эти положения Закона конкретизируются в Постановлении Правительства РФ от 7 апреля 2003 г. N 199 " Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации" (ред. от 14. 12. 2009). К числу таких органов Постановление относит МВД России, ФСБ России, Минобороны России, Росфинмониторинг, СВР России, Минюст России, МИД России, Роспотребнадзор, ФМБА России.

 

Эти три ситуации носят конфликтный характер, выражающийся в том, что иностранный гражданин добровольно не исполняет требования закона и компетентных органов и не покидает территорию Российского государства, вынуждая применять к нему меры принуждения.

Случаи утраты иностранным гражданином законного основания для нахождения на территории РФ предусмотрены действующим законодательством. Так, утрачивает право находиться на территории РФ иностранец, который не исполнил обязанность добровольно выехать в установленный законом срок, в случае если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в РФ сокращен либо если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы (п. 1 ст. 31 Закона о правовом положении иностранцев). Иностранный гражданин, не исполнивший эту обязанность, подлежит депортации. Кроме того, депортации подлежат иностранные граждане, утратившие в соответствии с Законом РФ от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 " О беженцах" законные основания для пребывания на территории Российской Федерации и отказывающиеся от добровольного выезда.

Депортация - это институт достаточно близкий по своей сущности к административному выдворению, однако она не является видом административного наказания. В соответствии со ст. 2 Закона о правовом положении иностранцев депортация - это принудительная высылка иностранного гражданина из РФ в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в РФ. Основное отличие депортации от выдворения заключается в том, что она применяется не в связи с совершением административного правонарушения, предусмотренного ст. 3. 10 КоАП РФ, и, следовательно, является мерой административного принуждения, а не видом (мерой) наказания. Депортация означает принудительную высылку лица в другое государство при его обязательном конвоировании. В отличие от депортации выдворение возможно в форме самостоятельного контролируемого выезда.

Реадмиссия, как и депортация, является мерой принуждения, а не видом административного наказания. Реадмиссия означает передачу запрашивающим государством и принятие запрашиваемым государством лиц (граждан запрашиваемого государства, граждан третьих государств или лиц без гражданства), чей въезд, пребывание или проживание в запрашивающем государстве признаны незаконными. Эта передача иностранного гражданина в страну его гражданства осуществляется на основании международного договора < 1>. Содержание международных договоров о реадмиссии составляют взаимные обязательства государств принять обратно своих граждан, граждан третьих стран или лиц без гражданства, незаконно прибывших на территорию одной договаривающейся стороны или остающихся там без законных оснований, если данные лица прибыли с территории другой договаривающейся стороны. Реадмиссия может сопровождаться рядом процедур, предполагающих конвоирование высылаемого в специальное учреждение, суд, учреждение здравоохранения, дипломатическое представительство или консульское учреждение, к месту передачи властям запрашиваемого государства либо до пункта пропуска через Государственную границу РФ.

--------------------------------

< 1> При этом реадмиссию следует отличать от экстрадиции, которая также осуществляется на основании двустороннего договора между соответствующими государствами либо многосторонней конвенции. Под экстрадицией, или выдачей, понимается форма международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью, которая заключается в аресте и передаче одним государством другому по его запросу лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления (для судебного разбирательства), либо лиц, которые уже осуждены судом этого другого государства (для исполнения приговора).

 

В международных договорах реадмиссия рассматривается как средство, обеспечивающее соблюдение миграционного правопорядка, препятствующего нелегальной иммиграции. Процедура реадмиссии предусматривает два этапа: направление ходатайства, принятие по нему решения и фактическая высылка или прием лица, подлежащего реадмиссии. Принятие решения о реадмиссии относится к компетенции МВД России, оно основывается исключительно на нормах международных договоров, ратифицированных РФ. Исключение из общего правила представляет собой ускоренная процедура реадмиссии. Применение этой процедуры возможно только в условиях, явно свидетельствующих о нарушении иностранным гражданином или лицом без гражданства норм законодательства. В частности, она подлежит применению при задержании иностранного гражданина в приграничной территории РФ.

Обычная процедура принудительной передачи и высылки иностранных граждан занимает определенный период времени, в течение которого они должны находиться под надзором административных органов. Вследствие этого реадмиссия, как и депортация, практически невозможны без предварительного временного размещения иностранных граждан в специальных учреждениях - специальных центрах, находящихся в ведении МВД России (ст. 35. 1 Закона о правовом положении иностранцев).

Содержание иностранных граждан в специальных учреждениях является существенным ограничением прав, требующим санкции суда. Оно предусматривает ограничение свободы их передвижения, исключающее возможность самовольного оставления этих учреждений < 1>. Иностранные граждане содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации или реадмиссии.

--------------------------------

< 1> См.: Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2013 г. N 1306 " Об утверждении Правил содержания (пребывания) в специальных учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии" (ред. от 17. 06. 2016).

 

Конституция РФ гарантирует, что ни одно лицо не может быть задержано на срок более 48 часов иначе как по решению суда. Эта конституционная норма предполагает, что помещение иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение на более длительный срок не может осуществляться без обращения в суд с соответствующим заявлением о санкционировании административного решения.

Вопросы о временном размещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении регулируются гл. 28 КАС РФ. При осуществлении правосудия по данной категории дел, как явствует из п. п. 2, 3 ч. 3 ст. 266 КАС РФ, в компетенцию суда входит решение только двух основных вопросов:

- проверка наличия основания для временного размещения лица, подлежащего реадмиссии или депортации, в специальном учреждении;

- определение правомерности определенного административным истцом срока пребывания этого лица в специальном учреждении до его фактической высылки (депортации) или передачи в случае реадмиссии другому государству.

2. Возбуждение производства. В соответствии со ст. 266 КАС РФ административное исковое заявление по данной категории дел подается представителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю (надзору) и оказанию государственных услуг в сфере миграции (территориальный орган в сфере миграции).

В роли такого органа выступает территориальный орган МВД России, который является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в этой сфере < 1>.

--------------------------------

< 1> Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. N 156 " О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" // http: //www. pravo. gov. ru.

 

Административное исковое заявление подается в суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещен иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии.

В административном исковом заявлении должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление;

2) наименование административного истца - органа публичной власти, должностного лица, место их нахождения;

3) фамилия, имя, отчество административного ответчика, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты;

4) содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования;

5) сведения о принятом решении о депортации или реадмиссии, в том числе предусмотренное законом основание для помещения иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение;

6) срок, на который целесообразно поместить иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или продлить его пребывание в этом учреждении.

Административное исковое заявление подписывается руководителем территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции. К нему прилагаются документы, подтверждающие приводимые в иске обстоятельства, а также документы, указанные в п. 1 ч. 1 ст. 126 КАС РФ.

Определяя порядок подачи административного искового заявления, законодатель выделяет в ст. 267 КАС РФ два вида таких заявлений:

- административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение;

- административное исковое заявление о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...