"Административные дела, не отнесенные к компетенции иных судов, подведомственны общим судам" или 45 страница
Отдельные особенности применения правил подсудности и подведомственности споров данной категории разъяснены в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28. В частности, заявляемые в порядке этого производства требования не подлежат совместному рассмотрению с иными требованиями, например о пересмотре налоговых обязательств, арендных платежей (п. 15 ст. 20 КАС РФ). В зависимости от субъектного состава участников спорных правоотношений судья отказывает в принятии заявления в части требований, не подлежащих совместному рассмотрению, на основании п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ либо возвращает его в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 129 КАС РФ. В связи с тем что правила производства по делам об оспаривании нормативных правовых актов установлены гл. 21 КАС РФ, требование о признании нормативного правового акта недействующим также не может быть рассмотрено совместно с требованием об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должно соответствовать требованиям ст. 126 КАС РФ. Помимо документов, указанных в ст. 126 этого Кодекса, к исковому заявлению по данной категории дел прилагаются: - кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; - нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; - документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;
- отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; - положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом. К административному исковому заявлению могут быть приобщены иные документы и материалы, подтверждающие требования административного истца. В круг административных ответчиков в порядке данного производства в зависимости от специфики рассматриваемых дел могут входить следующие: 1) по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной: - государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости; - государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке; 2) по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями:
- государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости; - государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке; - орган, на который возложено исправление кадастровой или технической ошибки; 3) по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов в соответствии со ст. 24. 19 Закона об оценочной деятельности: - орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке; - на основании решения данного органа подведомственные ему государственные бюджетные учреждения; 4) по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) комиссии: - комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости; - государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, при котором она создана. В соответствии с действующим законодательством в роли государственного органа - административного ответчика, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, выступает исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, являющийся заказчиком работ по определению кадастровой стоимости. Под государственным органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, понимается Росреестр, который в установленной сфере деятельности осуществляет следующие полномочия: - государственный кадастровый учет недвижимого имущества; - ведение государственного кадастра недвижимости; - определение кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесении в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости; - проведение государственной кадастровой оценки < 1>. -------------------------------- < 1> Постановление Правительства РФ от 1 июня 2009 г. N 457 " О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" // СПС " КонсультантПлюс".
В соответствии с Положением о Росреестре в качестве конкретного административного ответчика в процесс должен привлекаться соответствующий территориальный орган Росреестра. Отдельные полномочия Росреестра переданы Федеральному государственному бюджетному учреждению " Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ " ФКП Росреестра", или Кадастровая палата). Эта палата наделена полномочиями по определению кадастровой стоимости только в отношении вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик. Соответственно, в случае оспаривания неправомерных актов, связанных с реализацией полномочий Росреестра в этой сфере, в качестве административного ответчика выступает Кадастровая палата. 4. Рассмотрение административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принимается к производству суда и рассматривается в порядке и сроки, установленные ст. 141 КАС РФ. Лица, участвующие в деле, извещаются судом о времени и месте судебного заседания. К участию в административном деле привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. Суд вправе рассмотреть вопрос о привлечении к участию в административном деле иных лиц, чьи права могут быть затронуты принятым решением. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной.
В процессе по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных ст. 64 КАС РФ. Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце (ч. 5 ст. 247, ч. 1 ст. 248 КАС РФ). Если административный ответчик возражает против удовлетворения административного иска, то обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы. При этом в случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов административного истца эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если административный ответчик на них не ссылался (ст. 62 КАС РФ). Суд по ходатайству сторон в случае, если они по объективным причинам лишены возможности представить доказательства, либо по своей инициативе в целях правильного разрешения административного дела вправе вынести определение об истребовании доказательств в соответствии со ст. 63 КАС РФ. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 (п. 13) особо указывается на то, что при разбирательстве дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки. При этом исходя из содержания ст. 28 ФЗ от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ " О государственном кадастре недвижимости" кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.
Дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Стороны также вправе урегулировать спор о пересмотре кадастровой стоимости, заключив соглашение о примирении, основанное на имеющихся в деле доказательствах (например, на одном из представленных сторонами отчетов об оценке объекта недвижимости), которое должно содержать условия примирения, а также порядок распределения судебных расходов (ст. 137 КАС РФ). 5. Решение суда по административному делу об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и его обжалование. Решение суда принимается по правилам, установленным гл. 15 КАС РФ. Содержание решения суда должно соответствовать требованиям, определенным ст. 180 КАС РФ, и в резолютивной части должно включать также указание на вновь установленную величину кадастровой стоимости. Если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости. Ввиду того что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Результатом оспаривания решения комиссии может быть признание этого решения не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца (гл. 22 КАС РФ). При этом в резолютивной части решения суд указывает на необходимость устранения допущенных нарушений путем повторного рассмотрения ранее поданного заявления (п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ). В случае удовлетворения заявления об оспаривании решения комиссии о пересмотре кадастровой стоимости либо об определении кадастровой стоимости в размере рыночной резолютивная часть решения суда также должна содержать указание на исключение установленной комиссией кадастровой стоимости из сведений государственного кадастра недвижимости. Апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рассматриваются апелляционной инстанцией верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда - на решения соответственно верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов. Определение суда, вынесенное по административному делу об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции отдельно от решения суда лицами, участвующими в деле (частная жалоба), а прокурором может быть принесено представление. Эта частная жалоба или представление на определение рассматриваются апелляционной инстанцией верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.
24. 7. Производство по административным делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок
1. Юридическая природа дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Право на судебную защиту является субъективным публичным правом, которое признается и гарантируется Конституцией РФ (ст. 46) и международными договорами Российской Федерации < 1>. Оно предполагает справедливое и публичное разбирательство дела независимым и беспристрастным судом и включает в себя в том числе право на судопроизводство в разумный срок и право на исполнение судебного акта в разумный срок. С этим правом корреспондирует обязанность государства создать необходимые процессуальные условия для эффективного и справедливого рассмотрения дела в разумный срок, а также организовать и обеспечить своевременное и эффективное исполнение судебных актов. -------------------------------- < 1> Статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.
Для реализации этого права государство как суверен, учреждающий правовой порядок, обязано обеспечить эффективное взаимодействие суда, других государственных органов и организаций, например экспертных учреждений, и гарантировать соблюдение разумных сроков судопроизводства. При неисполнении этой обязанности в результате действий или бездействия органов государственной власти и должностных лиц на государство специальным Федеральным законом о компенсации возлагается обязанность возместить ущерб пострадавшим лицам. Государство (казна) непосредственно несет ответственность за действия (бездействие) этих органов при исполнении возложенных на них полномочий, которые привели к нарушению субъективного публичного права на судопроизводство и на исполнение судебного акта в разумный срок. Формой реализации этой ответственности государства (публично-правовой по своей природе) является производство по делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, предусмотренное гл. 25 КАС РФ. Оно выступает процессуальным способом компенсации вреда, причиненного самой властной деятельностью органов и должностных лиц государства в сфере отправления правосудия и в связи с ним. В силу этого в процессуальной доктрине появился специальный термин для обозначения данного вида судебного производства - компенсаторное производство, под которым понимается специфический порядок рассмотрения и разрешения судом первой инстанции административных дел по спорам, связанным с нарушением права на судопроизводство в разумный срок и исполнение судебного акта в разумный срок. Закон о компенсации определяет присуждение компенсации как специальный способ защиты права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Компенсация за нарушение данных прав отличается рядом особенностей: 1) она не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица; 2) она не заменяет собой возмещения имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов, в том числе судов; 3) как мера ответственности государства, она имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Присуждение компенсации за нарушение этих прав, как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении, лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за указанные нарушения (ч. 4 ст. 1 Закона о компенсации, ст. ст. 151, 1069, 1070 ГК РФ). Исходя из этого, можно констатировать, что ответственность государства в данном случае носит публично-правовой характер и не сопряжена с гражданским правонарушением (деликтом), влекущим за собой обязанность возмещения ущерба в порядке гражданского судопроизводства. Для применения гражданско-правовой ответственности по гражданскому правонарушению необходимо наличие совокупности условий: нарушение субъективных гражданских прав посредством противоправных действий (бездействия); наличие вреда; причинная связь между нарушением прав и причиненным вредом; вина нарушителя. Соответственно производство по делам о гражданско-правовых деликтных обязательствах государства (возникших в силу положений ст. ст. 1069, 1070 ГК РФ) регулируется нормами гражданского процессуального законодательства. Между тем в " компенсаторном" административном производстве в соответствии с действующим законодательством отсутствует необходимость установления факта причинения вредоносных последствий, наступивших для заинтересованного субъекта, не подлежит доказыванию наличие причинно-следственной связи между ними и неразумностью сроков судопроизводства. Для удовлетворения административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство и исполнение судебного акта в разумный срок суду достаточно установить: - наличие у административного истца права на обращение в суд с таким требованием и - факт нарушения уполномоченными органами государства разумного срока. Право на судопроизводство и исполнение судебного акта в разумный срок является субъективным публичным правом, и соответственно нарушение этого права представляет собой публично-правовое нарушение. Данное нарушение не идентично нарушению конкретных процессуальных норм при ведении производства по конкретному делу. Оно характеризуется более объемным содержанием и выражается в причинении неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок. Понятие " разумный срок" рассмотрения и исполнения судебных дел (гражданских, уголовных, административных) обозначает временной период рассмотрения конкретного судебного дела, исполнения судебного решения с учетом: - процессуальных сроков; - правовой и фактической сложности дела; - поведения участников судебного или исполнительного процесса; - достаточности и эффективности действий суда; - общей продолжительности судопроизводства по делу и исполнения судебных актов. Границы этого временного периода определяются с момента возбуждения судебного дела до момента исполнения принятого по нему окончательного решения. В число обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела в разумный срок, могут входить, например такие, как необоснованное затягивание принятия заявления к производству суда, многократное и необоснованное отложение рассмотрения дела, приостановление производства по делу без достаточных на то оснований и т. п. Право на судопроизводство в разумный срок и право на исполнение судебного акта в разумный срок являются неотчуждаемыми и непередаваемыми, в том числе в порядке перехода прав кредитора другому лицу по сделке (уступка требования) < 1>. Соответственно, право на компенсацию имеют только: -------------------------------- < 1> Пункт 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 г. N 11.
а) лицо, участвовавшее в судебном разбирательстве, или б) лицо, в пользу которого выдан исполнительный документ. На практике эта формула позволяет избежать использование такой формы злоупотребления правом, как подача административных исков о компенсации лицами, не пострадавшими от нарушения права на производство в разумный срок, например коллекторами. При этом процессуальный закон не предусматривает обязательного ведения дела о компенсации через представителя либо наличия у заявителя высшего юридического образования. В связи с этим отсутствие у лица, подающего заявление о компенсации, высшего юридического образования не является основанием для оставления такого заявления без движения. 2. Подведомственность дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Дела о присуждении компенсации подведомственны Верховному Суду РФ, судам общей юрисдикции в случае, если требование о присуждении компенсации вызвано: - длительным сроком судопроизводства по делу в суде общей юрисдикции или - длительным неисполнением судебного акта суда общей юрисдикции, а также - длительным досудебным производством по уголовному делу. Дела о компенсации подведомственны Верховному Суду РФ, арбитражным судам в случае, если требование о присуждении компенсации вызвано длительным сроком судопроизводства по делу в арбитражном суде или длительным неисполнением судебного акта арбитражного суда. Суд по интеллектуальным правам рассматривает в качестве суда первой инстанции заявления о компенсации по делам, отнесенным к его подсудности в качестве суда первой инстанции, а также по рассмотренным арбитражными судами делам по спорам о защите интеллектуальных прав. Если спор, в связи с которым возникли основания для подачи заявления о компенсации, рассматривался судом общей юрисдикции и арбитражным судом, подведомственность дела о компенсации определяется в зависимости от того, в каком из названных судов вынесен последний судебный акт либо находится дело, производство по которому не окончено. 3. Порядок подачи, форма и содержание административного искового заявления о компенсации. В соответствии с ч. 1 ст. 250 КАС РФ с административным исковым заявлением о присуждении компенсации в компетентный суд может обратиться лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено: - его право на судопроизводство в разумный срок, включая досудебное производство по уголовному делу и применение меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или - право на исполнение судебного акта в разумный срок. В число лиц, имеющих право на обращение в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации, относятся граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, полагающие, что их право нарушено, и являющиеся: - в гражданском и административном судопроизводстве - сторонами, заявителями, заинтересованными лицами, третьими лицами, заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора, взыскателями и должниками; - в уголовном судопроизводстве - подозреваемыми, обвиняемыми, подсудимыми, осужденными, оправданными, потерпевшими или иными заинтересованными лицами, которым деянием, запрещенным уголовным законом, причинен вред, гражданскими истцами, гражданскими ответчиками, а также лицами, на имущество которых наложен арест (ч. 1 ст. 1 Закона о компенсации). С административным исковым заявлением о присуждении компенсации в суд может обратиться прокурор в защиту интересов гражданина, относящегося к числу лиц, имеющих право требовать присуждения компенсации, который по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд с таким заявлением (ч. 1 ст. 39 КАС РФ). Административный иск о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по общему правилу может быть подан в суд в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по делу, по которому допущено нарушение (ч. 2 ст. 250 КАС РФ). Последним судебным актом в целях обращения с заявлением о компенсации, а также исчисления общей продолжительности судопроизводства исходя из положений действующего процессуального законодательства может являться: - решение, определение о прекращении производства по делу, определение об оставлении заявления без рассмотрения, принятые (вынесенные) судом первой инстанции, или - постановление (определение) суда апелляционной, кассационной, надзорной инстанций, которыми дело рассмотрено или разрешено по существу. В КАС РФ (ст. 250) предусмотрены также обстоятельства, наличие которых дает право подать административный иск о присуждении компенсации до окончания производства по данному делу. Заявление о компенсации по делу, производство в суде по которому не окончено, может быть принято судом только в случае, если лицо, требующее компенсации, либо иное лицо, участвующее в деле, ранее обращалось к председателю соответствующего суда с заявлением об ускорении рассмотрения этого дела. Заявление об ускорении рассматривается председателем суда единолично без вызова лиц, участвующих в деле. Председатель суда вправе истребовать от судьи, в производстве которого находится дело, в связи с которым подано заявление об ускорении, информацию о движении дела и действиях, направленных на его рассмотрение. Если установлены основания для ускорения рассмотрения дела, в определении (постановлении) председателя может содержаться указание на срок, в пределах которого должно быть проведено судебное заседание, а также на иные действия, необходимые для ускорения рассмотрения дела < 1>. -------------------------------- < 1> В частности, председатель суда вправе обратить внимание судьи на необходимость принятия мер к оперативному извещению лиц, участвующих в деле, получению доказательств, истребованных судом, осуществлению контроля за сроками проведения экспертизы, возобновлению производства по делу в случае устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление.
Административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но: - не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и - не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта. Административный иск о присуждении компенсации подается в суд, уполномоченный рассматривать такое заявление, через суд, принявший в первой инстанции решение (определение, постановление), вынесший приговор, либо через суд, рассматривающий дело в первой инстанции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|