Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практические задания. Задание 1. Говорить. Завтра. 1. Пыль – бывшая жизнь забвения, нечто, превратившееся в ничто (Ю.Трифонов).




Практические задания

Задание 1

Определите, какую функцию языка реализуют слова пыль, целый, говорить, завтра в следующих текстах. Обоснуйте свой ответ.

 

Пыль

1. Пыль – бывшая жизнь забвения, нечто, превратившееся в ничто (Ю. Трифонов).

2. Пыль – мельчайшие сухие частицы, носящиеся в воздухе или скапливающиеся на поверхности чего-нибудь (Толковый словарь).

3. На столе пыль.

4. Пыль в помещении – переносчик инфекционных заболеваний (Из инструкции по борьбе с гриппом).

5. Космическая пыль – частицы твердого вещества в космосе.

6. – Опять у нас пыль.

– Да только вчера пылесосили.

7. – Сколько ни борешься с этой пылью, ничего не помогает.

– Действительно.

8. – Ну и пыль у тебя! Как ты только дышишь!

Целый

1. – Целый час я тебя жду!

2. Мы уже прошли целые числа, теперь изучаем дроби.

3. – Для тебя прийти вовремя – целое событие!

4. – У нас осталась только одна целая чашка.

5. Он мог смотреть на нее целую вечность.

6. – Как дела, как здоровье?

– Как видишь, цел и невредим. А ты как?

– Тоже в порядке.

7.        –  Цельный день ты мне про это рассказываешь.

        – Не «цельный», а «целый».

– Я знаю, это я нарочно, так моя бабушка говорит.

Говорить

1. Поговори со мной еще немного,
Не засыпай до утренней зари.
Уже кончается моя дорога,

О, говори со мною, говори!

                         (Г. Иванов)

2. Он говорит по-русски.

3. – Говорю тебе, не надо больше ни о чем спрашивать.

4. – Завтра будет сильный мороз.

– Да что вы говорите!

5.        –  Холодная в этом году зима.

– И не говорите!

6. Дни становятся длиннее, солнце теплее пригревает.  О чем это говорит? Что скоро весна.

7. – Я прошу, говори мне все, ничего не скрывай!

8. – Ты слишком много болтаешь по телефону.

– Не болтаю, а говорю.

 

Завтра

1.  «Завтра была война…» (название повести Б. Васильева).

2.        –  До завтра! Я тебе еще позвоню, напомню про книгу.

– Хорошо. Пока.

3. –  «Завтра» уже началось. Сейчас ведь два часа ночи.

4. Завтра в Государственной Думе будет рассматриваться бюджет в первом чтении.

5. – Завтра же начнешь делать зарядку.

6. – Завтра, завтра приходите. Сегодня занят Петр Иванович (секретарь, обращаясь к посетителям, которые пришли на прием к директору).

7. Наше завтра начинается сегодня.

8. В последнее время газета « Завтра » декларирует государственно-патриотическую линию.

9.

Скучно, грустно... завтра, Нина,
Завтра к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь, не наглядясь.

                           (А. С. Пушкин. Зимняя дорога)

Задание 2

Прочитайте текст. Найдите в нем слова и словосочетания, выполняющие различные языковые функции. Каким Вы представляете героя данного отрывка?

«Жениться? Это имело свои привлекательные стороны. Хозяйство – раз... Все-таки хорошо, когда женщина в доме. Не заботиться об обеде, уборке, стирке. Всякие там носки, воротнички. Жить ин­теллектуальной жизнью. Не шататься по столовкам. Столовка – как-то это несолидно для врача, и кормят невкусно.

Он вспомнил свою квартиру. Узорные шкатулки и ковши. Альманах «Шиповник». Венецианские розовые бокалы, отливающие радугой. Защемило сердце: наемные руки все растащат».          

                                           (В. Панова. «Спутники», 1946)

Примечания

Альманах «Шиповник».

Альманах – литературный сборник произведений разных писателей.

Крупная издательская фирма «Шиповник» была основана в 1906 году, ориентировалась на творчество «неореалистов» (Л. Андреев), но печатала и авторов-символистов. С середины 1900-х гг. в различных альманахах появились публикации произведений известных символистов. Наиболее активны были альманахи «Шиповник». В них печатались А. Блок, В. Брюсов, А. Белый, Ремизов, Сологуб, Бальмонт.

В 1907-1916 гг. вышло 26 томов альманаха. Последний альманах вышел в 1922 г.

Венецианские бокалы – сделанные из особого венецианского стекла (от названия города в Италии – Венеция).

 

Задание 3

а) Проанализируйте, как в приведенном отрывке проявляются метаязыковая и фатическая функции. В речи какого персонажа можно отметить слова, используемые в регулятивной функции?

«Студент уже сидел на месте, что-то жевал и тут же предложил Ляхову сухарик.

– Спасибо, я не ем всухомятку, – пробормотал Ляхов хмуро. Он заметил, что студент переменил рубашку, побрился, и это почему-то ему не понравилось.

– Как спали? – спросил он, сев впереди, спиной к студенту.

– Благодарю вас. Я всегда хорошо сплю в путешествиях. Это, так сказать, счастливое свойство моего организма...

– Как спал, Митя? – спросил Ляхов тем же тоном, как бы подчеркивая, что вопрос его был обращен к другому.

– Нормально, Борис Иваныч.

– Как повариха?

Митя самодовольно хмыкнул:

– Порядок...

Ляхов знал, что Митя отчаянный хвастун и понял, что никакого «порядка» не произошло, потому что иначе Митя не ограничился бы одним словом, а завел бы туманный и многозначительный рассказ, которого хватило бы километров на десять. Начинать день с уличения Мити во лжи Ляхову не хотелось, и вообще с утра ему было лень разговаривать.

– А я спал неважно, – сказал он, зевая. – У меня в палатке черт те что, всю ночь кричали... »

(Ю. Трифонов. «Доктор, студент и Митя»)

 

б) Обратите внимание на такие слова и словосочетания в тексте: жевал, всухомятку, благодарю вас, свойство организма, порядок, уличение во лжи, черт те что. Какие дополнительные стилистические значения имеют они в русском языке? Какие коннотации приобретают в данном отрывке? Как изменилась бы стилистическая окрашенность текста, его «тональность», если вместо этих слов и словосочетаний были бы употреблены другие, синонимичные им:

 

жевал – ел;  всухомятку – не запивая; благодарю вас – спасибо; свойство организма – особенность организма; порядок – хорошо; уличение во лжи – обвинение в обмане; черт те что – непорядок.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...