Практические задания. Задание 1. Говорить. Завтра. 1. Пыль – бывшая жизнь забвения, нечто, превратившееся в ничто (Ю.Трифонов).
Практические задания Задание 1 Определите, какую функцию языка реализуют слова пыль, целый, говорить, завтра в следующих текстах. Обоснуйте свой ответ.
Пыль 1. Пыль – бывшая жизнь забвения, нечто, превратившееся в ничто (Ю. Трифонов). 2. Пыль – мельчайшие сухие частицы, носящиеся в воздухе или скапливающиеся на поверхности чего-нибудь (Толковый словарь). 3. На столе пыль. 4. Пыль в помещении – переносчик инфекционных заболеваний (Из инструкции по борьбе с гриппом). 5. Космическая пыль – частицы твердого вещества в космосе. 6. – Опять у нас пыль. – Да только вчера пылесосили. 7. – Сколько ни борешься с этой пылью, ничего не помогает. – Действительно. 8. – Ну и пыль у тебя! Как ты только дышишь! Целый 1. – Целый час я тебя жду! 2. Мы уже прошли целые числа, теперь изучаем дроби. 3. – Для тебя прийти вовремя – целое событие! 4. – У нас осталась только одна целая чашка. 5. Он мог смотреть на нее целую вечность. 6. – Как дела, как здоровье? – Как видишь, цел и невредим. А ты как? – Тоже в порядке. 7. – Цельный день ты мне про это рассказываешь. – Не «цельный», а «целый». – Я знаю, это я нарочно, так моя бабушка говорит. Говорить 1. Поговори со мной еще немного, О, говори со мною, говори! (Г. Иванов) 2. Он говорит по-русски. 3. – Говорю тебе, не надо больше ни о чем спрашивать. 4. – Завтра будет сильный мороз. – Да что вы говорите! 5. – Холодная в этом году зима. – И не говорите! 6. Дни становятся длиннее, солнце теплее пригревает. О чем это говорит? Что скоро весна.
7. – Я прошу, говори мне все, ничего не скрывай! 8. – Ты слишком много болтаешь по телефону. – Не болтаю, а говорю.
Завтра 1. «Завтра была война…» (название повести Б. Васильева). 2. – До завтра! Я тебе еще позвоню, напомню про книгу. – Хорошо. Пока. 3. – «Завтра» уже началось. Сейчас ведь два часа ночи. 4. Завтра в Государственной Думе будет рассматриваться бюджет в первом чтении. 5. – Завтра же начнешь делать зарядку. 6. – Завтра, завтра приходите. Сегодня занят Петр Иванович (секретарь, обращаясь к посетителям, которые пришли на прием к директору). 7. Наше завтра начинается сегодня. 8. В последнее время газета « Завтра » декларирует государственно-патриотическую линию. 9. Скучно, грустно... завтра, Нина, (А. С. Пушкин. Зимняя дорога) Задание 2 Прочитайте текст. Найдите в нем слова и словосочетания, выполняющие различные языковые функции. Каким Вы представляете героя данного отрывка? «Жениться? Это имело свои привлекательные стороны. Хозяйство – раз... Все-таки хорошо, когда женщина в доме. Не заботиться об обеде, уборке, стирке. Всякие там носки, воротнички. Жить интеллектуальной жизнью. Не шататься по столовкам. Столовка – как-то это несолидно для врача, и кормят невкусно. Он вспомнил свою квартиру. Узорные шкатулки и ковши. Альманах «Шиповник». Венецианские розовые бокалы, отливающие радугой. Защемило сердце: наемные руки все растащат». (В. Панова. «Спутники», 1946) Примечания Альманах «Шиповник». Альманах – литературный сборник произведений разных писателей. Крупная издательская фирма «Шиповник» была основана в 1906 году, ориентировалась на творчество «неореалистов» (Л. Андреев), но печатала и авторов-символистов. С середины 1900-х гг. в различных альманахах появились публикации произведений известных символистов. Наиболее активны были альманахи «Шиповник». В них печатались А. Блок, В. Брюсов, А. Белый, Ремизов, Сологуб, Бальмонт.
В 1907-1916 гг. вышло 26 томов альманаха. Последний альманах вышел в 1922 г. Венецианские бокалы – сделанные из особого венецианского стекла (от названия города в Италии – Венеция).
Задание 3 а) Проанализируйте, как в приведенном отрывке проявляются метаязыковая и фатическая функции. В речи какого персонажа можно отметить слова, используемые в регулятивной функции? «Студент уже сидел на месте, что-то жевал и тут же предложил Ляхову сухарик. – Спасибо, я не ем всухомятку, – пробормотал Ляхов хмуро. Он заметил, что студент переменил рубашку, побрился, и это почему-то ему не понравилось. – Как спали? – спросил он, сев впереди, спиной к студенту. – Благодарю вас. Я всегда хорошо сплю в путешествиях. Это, так сказать, счастливое свойство моего организма... – Как спал, Митя? – спросил Ляхов тем же тоном, как бы подчеркивая, что вопрос его был обращен к другому. – Нормально, Борис Иваныч. – Как повариха? Митя самодовольно хмыкнул: – Порядок... Ляхов знал, что Митя отчаянный хвастун и понял, что никакого «порядка» не произошло, потому что иначе Митя не ограничился бы одним словом, а завел бы туманный и многозначительный рассказ, которого хватило бы километров на десять. Начинать день с уличения Мити во лжи Ляхову не хотелось, и вообще с утра ему было лень разговаривать. – А я спал неважно, – сказал он, зевая. – У меня в палатке черт те что, всю ночь кричали... » (Ю. Трифонов. «Доктор, студент и Митя»)
б) Обратите внимание на такие слова и словосочетания в тексте: жевал, всухомятку, благодарю вас, свойство организма, порядок, уличение во лжи, черт те что. Какие дополнительные стилистические значения имеют они в русском языке? Какие коннотации приобретают в данном отрывке? Как изменилась бы стилистическая окрашенность текста, его «тональность», если вместо этих слов и словосочетаний были бы употреблены другие, синонимичные им:
жевал – ел; всухомятку – не запивая; благодарю вас – спасибо; свойство организма – особенность организма; порядок – хорошо; уличение во лжи – обвинение в обмане; черт те что – непорядок.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|