Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание 2. б) Определите, какие коннотации имеют данные слова в предложениях. 3. Функции языка




Задание 2

а) Распределите данные слова по группам, в зависимости от наличия в них дополнительного стилистического оттенка: экспрессивное, эмоциональ­ное, оценочное, официальное, научное, публицистическое. Для справок ис­пользуйте толковый словарь.

 

Брифинг, симптомы, помесь, лик, приверженец, грохнуться, своевременно, систематизировать, безвозмездный, малютка, упразднить, отпрыск, шоу, мероприятие, отксерить, номинация, койка, апеллировать, сокрушительный, надлежит, менты, мальчуган, вос­требовать, галдеж.

 

б) Определите, какие коннотации имеют данные слова в предложениях.

 

1. Вчера состоялся брифинг пресс-секретаря президента. 2. Наметились симптомы выздоровления российской экономики. Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний. 3. Это не чистопородная овчарка, а помесь. Этот рассказ помесь натурализма и пошлости. 4. Где ты грохнулся, на лест­нице у подъезда? 5. С портрета на нас смотрел лик прекрасной женщины. В 1999 году блаженная Матрона Московская была канонизирована и причислена к лику святых. Лик земли вечно переменчив. 6. Необходимо своевременно платить налоги. Появление этой книги именно сейчас очень своевременно. 7. В результате проведенного эксперимента были получены данные, которые можно систематизировать. 8. Онвсегда был приверженцем демократических идей. Он приверженец классического джаза. 9. Пострадавшим во время пожара будет оказана безвозмездная помощь. 10. Где твоя малютка, в универси­тете? 11. В нашем институте собираются упразднить два отдела. 12. Ну, как твой отпрыск, все еще не решил, куда будет поступать после школы? 13. Дебаты в парламенте превратились в очередное политическое шоу. 14. На следующей неделе будут проведены ме­роприятия по борьбе с эпидемией гриппа. 15. Ты сколько страниц отксерил? 16. В номинации «спортивный комментатор» в 2010 году признан лучшим Кирилл Набутов. 17. В пятой палате надо поставить дополнительную койку. 18. Автор заметки апеллирует к здравому смыслу читате­лей. 19. Сокрушительный удар был нанесен команде «Динамо» на последнем чемпионате России по футболу. 20. Надлежит принять решительные меры по борьбе с преступностью в нашем городе. 21. Менты на каждом шагу – видимо, кого-то встречают. 22. Мальчу­ган испуганно смотрел на тигра в клетке. 23. Вы можете востребо­вать посылку на Главном Почтамте. 24. Что вы устроили такой галдеж, мешаете заниматься!

 

Задание 3

Какие из приведенных ниже слов, на ваш взгляд, имеют национально-культурный компонент значения? Сопоставьте их с данными своего языка. Обратите внимание на то, что некоторые из этих слов относятся к безэквивалентной лексике, то есть не имеют соответствий в других языках, другие же отличаются только своими коннотациями.

 

Береза, спутник (космический аппарат), матрешка, медведь, балет, воля, судьба, дорога, лагерь, душа, гармошка, снег, зима, корова, де­ревня, солнце, страх, война, победа, революция, теща, болото, кух­ня, изба, баня, тройка (лошадей), колокольчик, осёл, валенки, ряби­на, родина, любовь, раздолье.

 

3. Функции языка

Слово есть поступок.

                           Л. Н. Толстой

  Чтобы понять, какие функции выполняет язык в процессе человеческого общения, нужно представить, как происходит само обще­ние, или коммуникация. Впервые функции языка были описаны немецким филологом, философом, языковедом Вильгельмом фон Гумбольдтом, выделявшим три функции языка: коммуникативную, когнитивную и эмоциональную (экспрессивную). [23] Коммуникативная функция особенно ярко проявляется в диалоге. Через язык люди познают мир: получают новые знания и обмениваются ими. В мыслительной деятельности проявляется когнитивная функция языка, а в отношении говорящего к сообщаемому – эмоциональная. Немецкий психолог и лингвист Карл Бюлер в своей работе «Теория языка» (1918) предлагает новую классификацию функций языка. Он выделяет три функции, соответствующие трем участникам общения (говорящему, слушающему и предмету речи) и трем грамматическим лицам: экспрессивную (самовыражение говорящего), апеллятивную (обращение к слушающему) и репрезентативную (передача сведений о внешнем мире). [24]    Один из основателей кибернетики, амери­канский ученый Клод Шеннон в работе «Математическая теория связи» (1948) предложил схему коммуникативного акта. Позже она была использована применительно к языку P. O. Якобсоном в статье «Лингвистика и поэтика» (1960). Каждому из шести компонентов коммуникации соответствует особая функция языка:

1.  Референтивная – центральная функция многих сообщений, предполагающая установку на содержание сообщение (т. е. познавательная функция).

2.  Эмотивная – функция, в основе которой сосредоточенность на адресате, прямое выражение эмоционального отношения субъекта речи к тому, о чем он говорит.

3.  Конативная (регулятивная, воздействующая) – функция, ориентированная на адресата. Она находит свое грамматическое выражение в звательной форме и повелительном наклонении.

4.  Фатическая – функция поддержания контакта. Сообщения, выполняющие эту функцию, чаще всего нацелены на то, чтобы установить, продолжить или прервать коммуникацию.

5.  Поэтическая – функция привлечения внимания к сообщениюпутем «игры» с его формой.

6.  Метаязыковая – функция толкования, реализуемая в тех случаях, когда говорящему или слушающему необходимо проверить, пользуются ли они одним и тем же кодом.

На приведенной ниже схеме показано, как функции языка реализуются в коммуникативном акте. Отправитель сообщения, или адресант, передает получателю сообщения, или адре­сату, определенную информацию (содержание сообщения) в устной или пись­менной форме (в виде текста), используя при этом понятный им обоим язык (код) и предполагая, что эта информация будет обяза­тельно получена (контакт не будет нарушен).


Отправитель сообщения
Текст, или сообщение
Получатель сообщения
Содержание сообщения  
Код, или язык
Экспрессивно-эмоциональная функция
Эстетическая функция
Коммуникативная функция
Познавательная функция
Регулятивная функция
Метаязыковая функция
Контакт
Фатическая функция


В зависимости от того, на что ориентируется человек в своем речевом общении, в большей степени проявляется та или иная функция языка. Если отправителю важно сообщить конкретную информацию, то на первый план выступает коммуникативная функция языка. Это характерно для информационных сообщений в СМИ. Например: Вулкан Этна, расположенный на итальянском острове Сицилия, возобновил свою активность ( РИА Новости, 03. 01. 2011). Или: С 2011 г. материнский капитал увеличится до 365 тыс. рублей (Аргументы и факты, 16. 12. 2010). Интересны названия рубрик, в которые входят подобные сообщения: «Коротко», «Срочно в номер», «Новости», «Хроника дня». Достаточно яр­ко эта особенность проявляется в текстах телеграмм: Прилетаю двенадцатого августа рейсом 733 Шереметьево; в sms-сообщениях: Встретимся в 11 часов в метро «Университет» в середине зала.

Любой текст в большей или меньшей степени содержит информацию, которая соотносится с событиями жизни, с действительно­стью, какой бы она ни была: реальной или вымышленной, вообра­жаемой. (Такие тексты могут воспроизводиться в специальной, на­учной литературе в качестве иллюстраций. )

В научных текстах обнаруживает себя познавательная функ­цияязыка. Это функция обобщения уже имеющейся информации, анализа этой информации, ее сопоставления с другими фактами. Например: Солнце – это ближайшая к Земле звезда, огромное раскаленное космическое тело, которое излучает тепло и свет (Учебник по природоведению для 3-4 классов). Солнце. Небесное свети­ло – раскаленное плазменное тело шарообразной формы, вокруг которого обращается Земля и другие планеты (Толковый словарь). Мы видим, что второй текст имеет большую степень обобщения. Процесс обобщения в познании бесконечен: светящаяся точка – звезда – небесное  светило – плазменное тело... Что значит плазмен­ный? Состоящий из плазмы. Плазма – ионизированный газ с рав­ной концентрацией положительных и отрицательных зарядов. Этот текст уже непонятен обычному носителю языка без специаль­ных знаний по физике.

Человек познает не только окружающий мир, но и самого себя. Знания о себе, своих чувствах он передает в пословицах, афоризмах, в суждениях: Любить можно то или того, о ком сердце болит (В. Розанов). Опыт целой человеческой жизни заключен в этой фразе. Но и обычная, повседневная речь выполняет познавательную функцию. Диалог в магазине: Вам красные яблоки или зеленые?   Зеле­ные. Они полезнее.

Отправитель обращается к своему адресату с определенной целью: он хочет получить ответ на свой вопрос, повлиять на него, вызвать то или иное отношение к сообщаемой информации, иными словами, повлиять на его поведение. В таких сообщениях преобладает регулятивная функция языка, или функция воздействия.   Наиболее активно эта функция реализуется в лозунгах, в речи выступающих на митингах, в языке рекламы, в тексте официальных бумаг, всякого рода инструкций, в выкриках уличных зазывал, в разговорном диалоге, если один его участник зависит от другого (начальник и подчиненный, взрослый и ребенок, врач и больной, режиссер и актер).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...