Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Последовательное рассмотрение евангельской истории

Четвероевангелие

 

 

Часть 2.

 

 

Составитель: иеромонах Ириней (Пиковский)

 

 

Москва, 2017


 

Оглавление

 

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ ИСТОРИИ.. 9

1. Введение. 9

2. Пролог: Предвечное Слово (Логос) 10

3. Родословие Иисуса Христа. 12

Начальный период Евангельской истории. 15

4. Благовестие Захарии. 17

5. Благовещение Деве Марии. 19

6. Дева Мария в доме Елисаветы.. 19

7.Рождество Иоанна Предтечи. 20

8.Обрезание Иоанна Предтечи; пророческая песнь Захарии. 20

9. Благовестие Иосифу о Боговоплощении. 21

10.Рождество Иисуса Христа. 22

11. Благовестие пастухам.. 23

12. Поклонение пастухов. 23

13. Обрезание Господне и наречение имени Иисус. 24

14.Сретение Господне; пророчество Симеона и Анны.. 24

15. Поклонение волхвов. 25

16. Бегство в Египет. 31

17. Избиение младенцев. 31

18. Возвращение из Египта и поселение в Назарете. 32

19. Иоанн Предтеча в пустыне; Отрок Иисус в Храме. 32

20. Проповедь Иоанна Предтечи; свидетельство об Иисусе Христе. 33

Крещение господне. Начало служения. 37

21. Крещение Господне и новое свидетельство Иоанна Предтечи. 37

22. Искушение Господа в пустыне. 39

23. Встреча Господа с Иоанном, Андреем и Петром.. 43

24. Призвание Филиппа и Нафанаила. 43

25. Чудо в Кане Галилейской. 44

26. Посещение Капернаума. 45

Служение Господа Иисуса Христа от первой до второй Пасхи. 46

27. Первая Пасха; изгнание торгующих из Храма; свидетельство о Богосыновстве. 46

28. Беседа с Никодимом.. 47

29. Господь с учениками в Иудее. 49

30. Последнее свидетельство Иоанна Предтечи о Господе. 50

31. Причина возвращения Господа в Галилею.. 50

32. Беседа с Самарянкой. 51

33. Исцеление сына капернаумского царедворца. 53

34. Заключение Иоанна Предтечи в темницу. 54

35. Начало служения Господа в Галилее. 55

36. Проповедь Господа в назаретской синагоге; первое отвержение Господа в Назарете. 55

37. Чудесный улов; призвание к апостольству Петра, Андрея, Иакова и Иоанна. 56

38. Исцеление бесноватого в капернаумской синагоге. 57

39. Исцеление тещи Симона. 57

40. Исцеление многих бесноватых и больных. 58

41. Благовестие и служение в Галилее. 58

42. Исцеление прокаженного. 59

43. Исцеление расслабленного. 59

44. Призвание Матфея (Левия); Господь в его доме. 60

45. Вопросы Иоанновых и фарисейских учеников о посте. 60

Служение Господа Иисуса Христа от второй до третьей Пасхи. 62

46. Господь в Иерусалиме на второй Пасхе. 62

1. Исцеление при купальне Вифезда. 62

2. Учение Господа о Своем равенстве Богу Отцу. 63

47. Срывание колосьев и спор о субботе. 66

49. Исцеление многих при море. 67

51. Нагорная Проповедь. 69

1. Заповеди блаженства. 69

2. Соль земли. 72

3. Свет миру. 73

4. Об исполнении закона и пророков. 73

5. О новом законе: убийство, гнев, примирение. 73

6. О прелюбодействе и разводе. 74

7. О клятве. 75

8. О мести. 76

9. О любви к врагам.. 77

10. О милостыне. 77

11. О молитве; молитва Отче наш.. 78

12. О посте. 82

13. О неоскудевающем сокровище на небесах. 82

14. Око - светильник телу. 82

15. О служении двум господам.. 83

16. О заботах человеческих и попечении Божием. Искание Царства Божия. 83

17. Об осуждении. 83

18. Об осквернении святыни. 84

19. Наставление о просьбе. 84

20. Общее правило ветхозаветной нравственности. 84

21. Два пути. 85

22. О распознании лжепророков. 85

23. О ложном исповедании Господа. 85

24. Два образа слушания Слова Божия. 85

25. Слепой со слепым. Ученик и учитель. 85

26. Заключение. 85

52. Исцеление слуги сотника. 86

53. Воскрешение сына наинской вдовы.. 86

54. Вопрос Иоанна Предтечи о Христе; ответ Господа; похвала Иоанну Предтече. 86

55. Кающаяся Грешница в доме фарисея Симона. 88

56. Продолжение хождения по Галилее с учениками и некоторыми женами. 88

57. Исцеление бесноватого слепого и немого. Обличение хулы на Духа Святого. 89

58. Ответ просившим знамения. 90

59. Матерь и братья Господа; духовное родство с Ним.. 91

60. Учение притчами о Царствии Божием.. 92

Терминология, виды притч. 92

Употребление притч до Иисуса Христа. 93

Характерные свойства притч Господа. 94

Аутентичность притч. 94

Притчи для народа и для учеников. 94

Собрание притч о Царстве Небесном у ап. Матфея. 95

1. Притча о сеятеле. 95

2. Притча о плевелах. 96

3-4. О горчичном зерне и о закваске. 97

5-6. О сокровище и о жемчужине. 97

7. О неводе. 97

Царство Божие – настоящая и будущая реальность одновременно. 97

Царство как свидетельство милости Божией. 98

Притчи об ученичестве. 98

Притчи о молитве. 98

Способы толкования притч. 99

61. Новые ученики и слова Христа о следовании за Ним.. 100

62. Усмирение бури. 101

63. Исцеление бесноватых в Гадаринской стране. 101

64. Воскрешение дочери Иаира и исцеление кровоточивой. 102

65. Исцеление двух слепых. 103

66. Исцеление немого бесноватого. 103

67. Второе отвержение Господа в Назарете. 103

68. Наставления Двенадцати при призвании их на проповедь. 103

69. Молва о делах Господа; смятение Ирода. Усекновение главы Иоанна Предтечи. 105

70. Великое чудо насыщения 5000 человек. 106

1. Возвращение Двенадцати с проповеди. 106

2. Удаление Господа в пустынное место; чудо насыщение 5000 человек. 106

71. Хождение по водам.. 108

72. Исцеления в земле Геннисаретской. 108

Служение Господа Иисуса Христа от третьей до четвертой Пасхи. 109

73. Беседа о Хлебе Небесном на третью Пасху. 109

74. Обличение фарисеев в лицемерном исполнении закона. «Не то, что входит в уста, оскверняет человека». 113

75. Исцеление дочери Сирофиникиянки. 114

76. Исцеление глухонемого и многих больных. 115

77. Насыщение 4000 человек. 115

78. Ответ фарисеям о знамении с неба. 116

79. Предостережение от закваски фарисейской и саддукейской. 116

80. Исцеление слепого в Вифсаиде. 116

81. Исповедание Петра у Кесарии Филипповой. 117

82. Первое предсказание о Страстях и Воскресении. Наставление о несении креста. 118

83. Преображение Господне. Второе предсказание о Страстях и Воскресении. 118

84. Исцеление бесноватого лунатика. 121

85. Третье предсказание о Страстях и Воскресении. 122

86. Последнее пребывание в Капернауме. Чудо со статиром.. 123

87. Спор учеников о том, кто больший. Поучение Господа о смирении и о соблазнах. 124

88. Продолжение беседы с учениками в Капернауме. 125

1. О спасении погибающих, притча о пропавшей овце. 125

2. Поучение о согрешающих в Церкви и о совместной молитве. 126

3. Притча о немилосердном заимодавце. 126

89. Намерение Господа идти в Иерусалим; отвержение Его в Самарии. Новые ученики и слова Христа о следовании за Ним 126

90. Наставление Семидесяти при призвании их на проповедь. Обличение городов, не принявших Господа. 127

91. Господь на празднике кущей. 128

1. Отказ Господа идти на праздник в Иерусалим.. 128

2. Тайный приход Господа на праздник. Спор в народе о Христе. 128

3. Беседа Господа в преполовения праздника о Своем посланничестве и отшествии. 129

4. Беседа Господа в последний день праздника о Святом Духе. 129

5. Возвращение посланных за Господом к первосвященникам и фарисеям. Заступничество Никодима. 130

92. Женщина, взятая в прелюбодеянии. 130

93. Беседа Господа на следующий день после праздника кущей. «Я свет миру». Обличение Иудеев при сокровищнице храма. 131

94. Возвращение Семидесяти и беседа с ними Господа. "Все предано Мне Отцем Моим". 132

95. Вопрос законника о жизни вечной; притча о милосердном Самарянине. 133

96. Господь в Вифании у Марфы и Марии. 134

97. Учение Господа о молитве. 134

98. Обличение фарисеев и законников на обеде у фарисея. 134

99. Наставления о закваске фарисейской, страхе человеческом и уповании на Бога. Другие поучения в притчах 135

1. Притча о безумном богаче. 135

2. О заботах человеческих и попечении Божием. "Не бойся, малое стадо". 135

3. О неоскудевающем сокровище на небесах. 135

4. Притчи о бодрствующих рабах и домоправителе. 136

5. Притчи о рабах, верных и неверных воле господина. 136

6. Огонь и разделение от Господа. 136

7. О распознании времени. 136

8. О примирении с соперником.. 137

100. Исцеление слепорожденного. Обличение фарисеев. 137

101. Притча о Добром Пастыре. 138

102. Беседа на празднике обновления о Своем Богосыновстве. 139

103. Уход Господа за Иордан и Его служение там.. 140

104. Поучение о покаянии. "Если не покаетесь, все так же погибнете". 140

105. Притча о бесплодной смоковнице. 141

106. Исцеление согбенной женщины.. 141

107. Поучение о числе спасающихся. Намерение Ирода убить Христа; плач об Иерусалиме. 142

108. Господь в доме начальника фарисейского; исцеление больного водянкой; притча о первых и последних местах; притча о званых на вечерю.. 142

109. Притчи о строителе башни и о царе, идущем на войну. 143

110. Притчи о покаянии. 143

1. Притча о заблудшей овце. 143

2. Притча о потерянной драхме. 143

3. Притча о блудном сыне. 144

111. Притча о неверном управителе. 144

112. Обличение сребролюбивых фарисеев; притча о богаче и Лазаре. 147

113. Беседа Господа с учениками о соблазнах, о прощении обид, о силе веры и о смирении. 149

114. Исцеление десяти прокаженных. 149

115. Ответ фарисеям о пришествии Царствия Божия. 149

116. Притча о неправедном судье. 150

117. Притча о мытаре и фарисее. 150

118. Воскрешение Лазаря. 150

119. Приговор синедриона и совет Каиафы; Господь удаляется в Ефраим.. 153

120. Учение о браке. 154

121. Благословение детей. 155

122. Ответ Господа богатому юноше и вопрос Петра о награде. 156

123. Притча о работниках в винограднике. 158

124. Четвертое предсказание о Страстях и Воскресении. 159

125. Просьба сыновей Зеведеевых. 159

126. Исцеление двух иерихонских слепцов. 161

127. Обращение Закхея. 161

128. Притча о десяти минах. 162

129. Господь в Вифании за шесть дней до Пасхи. 163

130. Вечеря в Вифании; помазание Господа миром; решение убить Лазаря. 164

Великая Страстная неделя. 166

131. Вход Господень в Иерусалим; плач об Иерусалиме; ночь в Вифании. 166

Великий понедельник. 168

132. Проклятие смоковницы; изгнание торгующих из храма; восклицания детей; исцеление многих больных. 168

1. Проклятие смоковницы.. 168

2. Изгнание торгующих из храма. 170

133. Слова Господа о силе веры при виде засохшей смоковницы.. 171

Великий Вторник. 172

134. Поучения Господа в храме; три обличительные притчи. 172

1. Вопрос о власти Господа. 172

2. Притча о двух сыновьях. 172

3. Притча о злых виноградарях. 172

4. Притча о брачном пире. 173

135. Три искусительных вопроса Господу. 174

136. Обличительная речь против книжников и фарисеев; плач об Иерусалиме. 176

137. Лепта вдовы.. 178

138. Встреча с Еллинами; слова Господа о Своем прославлении; глас с неба. 178

139. Пророчество Господа о разрушении Иерусалима, о последних временах и о Своем втором пришествии. 180

140. Увещевания к бодрствованию.. 183

1. Пример со смоковницей. 183

2. Притча о верном и злом рабе. 184

3. Притча о десяти девах. 184

4. Притча о талантах. 185

5. Притча о Страшном суде. 186

Великая Среда. 187

141. Заговор Иудеев против Господа. предательство Иуды.. 187

Великий Четверг. 189

142. Приготовление Пасхи. 189

143. Тайная Вечеря. 191

1. Спор учеников о старшинстве. 192

2. Умовение ног. 192

3. Обличение предателя; уход Иуды.. 193

4. Установление Таинства Евхаристии. 195

5. Предсказание об отречении Петра и другие предостережения. 197

144. Прощальная беседа с учениками и Первосвященническая молитва. 198

145. Повторное предсказание об отречении Петра и о рассеянии учеников. 202

146. Моление о чаше. 202

Великая Пятница. 204

147. Поцелуй Иуды; взятие Господа под стражу; рассеяние учеников. 204

148. Допрос Господа у Анны.. 205

149. Господь перед синедрионом в доме Каиафы.. 206

150. Отречение Петра. 208

151. Утреннее совещание синедриона; приговор Господу. 209

152. Господь перед Пилатом; попытка Пилата отпустить Господа. 210

153. Господь перед Иродом.. 211

154. Новая попытка Пилата отпустить Господа; иудеи испрашивают Варавву; умовение рук. 212

155. Осуждение Господа на смерть; бичевание и уничижение. 214

156. Последняя попытка Пилата отпустить Господа; "се, Человек! се, Царь ваш!"; предание Господа на распятие 215

157. Конец Иуды.. 216

158. Крестный путь. 218

159. Распятие. 219

160. У Креста Господня. 222

161. Смерть Господа. 226

162. События после смерти Господа. 226

163. Прободение ребер Спасителя, снятие со Креста; погребение. 227

164. Первосвященники и фарисеи у Пилата; поставление стражи у гроба. 228

Воскресение Господа Иисуса Христа. 230

165. Первые события Воскресения. 230

166. Подкуп стражи. 234

167. Явление Воскресшего Господа двум ученикам на пути в Эммаус. 235

168. Явление Воскресшего Господа ученикам без Фомы.. 236

169. Явление Господа ученикам в присутствии Фомы.. 238

170. Явление Господа при море Тивериадском. Восстановление Петра в апостольском достоинстве. 239

171. Благословление апостолов на проповедь по всему миру. 241

172. Вознесение Господне. 242

173. Заключение. 243

БИБЛИОГРАФИЯ.. 245

Издания текстов Библии. 245

Небиблейские источники. 246

Труды древних церковных авторов. 246

Отечественные исследования дореволюционной России. 247

Труды опубликованные на русском языке в ХХ-ХХIв. 248

Литература ХХ-ХХI в. на иностранных языках. 250

Словари и энциклопедии. 250

Пособия, рекомендуемые для учащихся 1-го курса семинарии. 252

 

 


 

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ ИСТОРИИ

 

Введение

Евангелист Матфей начинает свое Евангелие надписанием: «Bi,bloj gene,sewj VIhsou/ Cristou/ ui`ou/ Daui.d ui`ou/ VAbraa,m». Буквально это можно перевести как: «Книга родства Иисуса Христа, сына Двида сына Авраама». Но ge,nesij может означать как рождение, так и происхождение. На первый взгляд, ап. Матфей употребляет это слово, чтобы показать происхождение Иисуса от Авраама и Давида. Но его же выражение «bi,bloj gene,sewj» напоминает «книгу происхождения Адама» из Быт. 5:1. Поскольку в традиции библейских родословных записывались не только данные о рождении, но и о жизни и смерти того или иного лица, - первая строка у Матфея может служить не только началом родословной, но и заголовком всего текста Евангелия: «Книга родства» = «Книга происхождения» = «Книга бытия (явления в мир)» Иисуса Христа. Конец Евангелия: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20) может служить этому подтверждением.

Имя Иисус (евр. Иегошуа) означает «Господь – Спаситель». Это имя было распространенным среди иудеев и могло обозначать в целом спасение (от врагов, голода, бед и злостраданий). Однако оно по повелению Божию дается Архангелом со следующим толкованием: «ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф.1:21; Лк. 1:31).

Имя Христос (евр., Машиах) означает «Помазанник». Помазанниками в Ветхом Завете назывались люди Богом поставляемые на особые служения: первосвященники (Лев.4:3; 5:16), цари (1Цар.10:1), пророки (3Цар.19:16). Вместе с помазанием им сообщались особые дары Духа Божия (1Цар.16:13). Вероятно, что к моменту Рождества Христова иудеи ожидали в лице Спасителя особого Христа-Помазанника (Ин.1:20, 25, 41). Христианское употребление соединило два имени, собственное и нарицательное, в одно нераздельное – Иисус Христос.

Называя Иисуса Христа сыном Давида и Авраама, евангелист показывает, что пишет для христиан из иудеев, для которых в силу древних обетований (2Цар.7:4 и д.; 1Цар.17:11 и д.; Пс.88:4 и д.; Быт. 12:3, 21:12; Гал. 3:16) происхождение из народа израильского от Авраама, из народа Давидова, было существенной принадлежностью или признаком Мессии (Ин. 7:42; Рим. 1:3; Ин.1:49). Через Иисуса Христа, как законного Потомка, обетования, данные Аврааму и Давиду, наследуются христианами.    

 

Евангелист Марк начинает свое Евангелие так: «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия». Марк пишет язычникам, для которых представление о сынах богов, наделенных сверхвозможностями, было привычно. Спаситель, как Сын Божий, выше языческих сынов богов во всех отношениях.

Начало Евангелия – с Богоявления: Иоанн Предтеча совершает крещение, в то время как с небес раздается глас «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1:11). С этого момента начинается собственно евангельская история, начинается благовестие Господа о том, что «приблизилось Царство Божие» (Мк.1:15).

 

Евангелист Лука начинает повествование предисловием. Повод к написанию: «уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях». «Известные события» (peplhroforhme,nwn) по Рим.4:21, 15:5, Кол. 4:12 – это исполнившиеся, вполне достоверные, непререкаемые. Однако эти события предыдущими авторами были вероятно написаны не удовлетворительно, поэтому Лука после тщательного исследования пишет некоему Феофилу все «по порядку», дабы тот «узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен».

Кто такой Феофил остается загадкой. Феофилу (греч. Qeo,filoj, «друг Божий») адресованы и Евангелие (2:4) и книга Деяний Апостолов (1:2). В Лк 1:3 Лука обращается к нему – «достопочтенный» (греч. kra,tistoj), называя его официальным титулом, а в Деян 1:1 - уже без титула. Из этого можно сделать вывод, что Феофил был облеченным властью язычником, который в период между составлением Евангелия и Деяний стал христианином. Не исключено, что христиане Антиохии сходились на общие собрания именно в его дом.

 

Евангелист Иоанн начинает свой текст предисловием об Иисусе Христе как о Боге-Слове. Именование Христа Словом, по мнению Д.Боголепова, означает, что «Сын Божий от вечности из существа Бога Отца рождающийся, открывает миру невидимое и непостижимое существо Бога через творение (ст.3), сохранение мира, просвещение и освящение людей (ст.4 и д.) и, наконец, через Свое воплощение (ст.14)»[1].

Представление о Слове как Премудрости можно почерпнуть из Ветхого Завета (Прит. гл. 8, 9; Прем. 7:2-25; Сир. 1:1-10, 24:1 и др). Но из Ветхозаветных выражений типа: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его - все воинство их» (Пс.32:6) можно сделать вывод только об особой творческой энергии Божией. Слова «lo,goj», «sofi,a» (в ВЗ) и «memra» (в арамейских таргумах) в разных сочетаниях могли указывать на Божию силу и Божий разум, заменять термины «Иегова» и «шехина», но в ветхозаветном богословии еще не говорили об особой Личности-Логосе. Это представление развивается уже в Новом Завете в писаниях Иоанна Богослова. Вероятно, что ветхозаветная идея о Логосе развилась у Иоанна под влиянием проповеди и деяний Самого Спасителя: «мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» (1Ин.1:2). Понятие об Иисусе Христе как Слове прослеживается также в богословии ап. Павла (Кол. 1:15-19; Евр.1:3).

Между Логосом в понимании Иоанна Богослова и учением о логосе у Филона Александрийского есть существенные отличия. Для Филона «логос» - o` deu,teroj qeo.j – эманация Бога, посредник между Богом и миром, но Богу подчиненный; он только мирообразователь, а не соучастник при творении мира, это – совокупность божественных сил, более высоких чем грешная материя. Для Иоанна же Логос – Сам Бог, Ипостась Бога воплотившаяся и вочеловечившаяся. Вполне возможно, что Иоанн выбрал именно этот термин, чтобы полемизировать с эллинизированной философией и гностицизмом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...