Последовательное рассмотрение евангельской истории
Четвероевангелие
Часть 2.
Составитель: иеромонах Ириней (Пиковский)
Москва, 2017
Оглавление
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ ИСТОРИИ.. 9 1. Введение. 9 2. Пролог: Предвечное Слово (Логос) 10 3. Родословие Иисуса Христа. 12 Начальный период Евангельской истории. 15 4. Благовестие Захарии. 17 5. Благовещение Деве Марии. 19 6. Дева Мария в доме Елисаветы.. 19 7.Рождество Иоанна Предтечи. 20 8.Обрезание Иоанна Предтечи; пророческая песнь Захарии. 20 9. Благовестие Иосифу о Боговоплощении. 21 10.Рождество Иисуса Христа. 22 11. Благовестие пастухам.. 23 12. Поклонение пастухов. 23 13. Обрезание Господне и наречение имени Иисус. 24 14.Сретение Господне; пророчество Симеона и Анны.. 24 15. Поклонение волхвов. 25 16. Бегство в Египет. 31 17. Избиение младенцев. 31 18. Возвращение из Египта и поселение в Назарете. 32 19. Иоанн Предтеча в пустыне; Отрок Иисус в Храме. 32 20. Проповедь Иоанна Предтечи; свидетельство об Иисусе Христе. 33 Крещение господне. Начало служения. 37 21. Крещение Господне и новое свидетельство Иоанна Предтечи. 37 22. Искушение Господа в пустыне. 39 23. Встреча Господа с Иоанном, Андреем и Петром.. 43 24. Призвание Филиппа и Нафанаила. 43 25. Чудо в Кане Галилейской. 44 26. Посещение Капернаума. 45 Служение Господа Иисуса Христа от первой до второй Пасхи. 46 27. Первая Пасха; изгнание торгующих из Храма; свидетельство о Богосыновстве. 46 28. Беседа с Никодимом.. 47 29. Господь с учениками в Иудее. 49 30. Последнее свидетельство Иоанна Предтечи о Господе. 50 31. Причина возвращения Господа в Галилею.. 50 32. Беседа с Самарянкой. 51 33. Исцеление сына капернаумского царедворца. 53 34. Заключение Иоанна Предтечи в темницу. 54
35. Начало служения Господа в Галилее. 55 36. Проповедь Господа в назаретской синагоге; первое отвержение Господа в Назарете. 55 37. Чудесный улов; призвание к апостольству Петра, Андрея, Иакова и Иоанна. 56 38. Исцеление бесноватого в капернаумской синагоге. 57 39. Исцеление тещи Симона. 57 40. Исцеление многих бесноватых и больных. 58 41. Благовестие и служение в Галилее. 58 42. Исцеление прокаженного. 59 43. Исцеление расслабленного. 59 44. Призвание Матфея (Левия); Господь в его доме. 60 45. Вопросы Иоанновых и фарисейских учеников о посте. 60 Служение Господа Иисуса Христа от второй до третьей Пасхи. 62 46. Господь в Иерусалиме на второй Пасхе. 62 1. Исцеление при купальне Вифезда. 62 2. Учение Господа о Своем равенстве Богу Отцу. 63 47. Срывание колосьев и спор о субботе. 66 49. Исцеление многих при море. 67 51. Нагорная Проповедь. 69 1. Заповеди блаженства. 69 2. Соль земли. 72 3. Свет миру. 73 4. Об исполнении закона и пророков. 73 5. О новом законе: убийство, гнев, примирение. 73 6. О прелюбодействе и разводе. 74 7. О клятве. 75 8. О мести. 76 9. О любви к врагам.. 77 10. О милостыне. 77 11. О молитве; молитва Отче наш.. 78 12. О посте. 82 13. О неоскудевающем сокровище на небесах. 82 14. Око - светильник телу. 82 15. О служении двум господам.. 83 16. О заботах человеческих и попечении Божием. Искание Царства Божия. 83 17. Об осуждении. 83 18. Об осквернении святыни. 84 19. Наставление о просьбе. 84 20. Общее правило ветхозаветной нравственности. 84 21. Два пути. 85 22. О распознании лжепророков. 85 23. О ложном исповедании Господа. 85 24. Два образа слушания Слова Божия. 85 25. Слепой со слепым. Ученик и учитель. 85 26. Заключение. 85 52. Исцеление слуги сотника. 86 53. Воскрешение сына наинской вдовы.. 86 54. Вопрос Иоанна Предтечи о Христе; ответ Господа; похвала Иоанну Предтече. 86 55. Кающаяся Грешница в доме фарисея Симона. 88 56. Продолжение хождения по Галилее с учениками и некоторыми женами. 88
57. Исцеление бесноватого слепого и немого. Обличение хулы на Духа Святого. 89 58. Ответ просившим знамения. 90 59. Матерь и братья Господа; духовное родство с Ним.. 91 60. Учение притчами о Царствии Божием.. 92 Терминология, виды притч. 92 Употребление притч до Иисуса Христа. 93 Характерные свойства притч Господа. 94 Аутентичность притч. 94 Притчи для народа и для учеников. 94 Собрание притч о Царстве Небесном у ап. Матфея. 95 1. Притча о сеятеле. 95 2. Притча о плевелах. 96 3-4. О горчичном зерне и о закваске. 97 5-6. О сокровище и о жемчужине. 97 7. О неводе. 97 Царство Божие – настоящая и будущая реальность одновременно. 97 Царство как свидетельство милости Божией. 98 Притчи об ученичестве. 98 Притчи о молитве. 98 Способы толкования притч. 99 61. Новые ученики и слова Христа о следовании за Ним.. 100 62. Усмирение бури. 101 63. Исцеление бесноватых в Гадаринской стране. 101 64. Воскрешение дочери Иаира и исцеление кровоточивой. 102 65. Исцеление двух слепых. 103 66. Исцеление немого бесноватого. 103 67. Второе отвержение Господа в Назарете. 103 68. Наставления Двенадцати при призвании их на проповедь. 103 69. Молва о делах Господа; смятение Ирода. Усекновение главы Иоанна Предтечи. 105 70. Великое чудо насыщения 5000 человек. 106 1. Возвращение Двенадцати с проповеди. 106 2. Удаление Господа в пустынное место; чудо насыщение 5000 человек. 106 71. Хождение по водам.. 108 72. Исцеления в земле Геннисаретской. 108 Служение Господа Иисуса Христа от третьей до четвертой Пасхи. 109 73. Беседа о Хлебе Небесном на третью Пасху. 109 74. Обличение фарисеев в лицемерном исполнении закона. «Не то, что входит в уста, оскверняет человека». 113 75. Исцеление дочери Сирофиникиянки. 114 76. Исцеление глухонемого и многих больных. 115 77. Насыщение 4000 человек. 115 78. Ответ фарисеям о знамении с неба. 116 79. Предостережение от закваски фарисейской и саддукейской. 116 80. Исцеление слепого в Вифсаиде. 116 81. Исповедание Петра у Кесарии Филипповой. 117 82. Первое предсказание о Страстях и Воскресении. Наставление о несении креста. 118 83. Преображение Господне. Второе предсказание о Страстях и Воскресении. 118 84. Исцеление бесноватого лунатика. 121 85. Третье предсказание о Страстях и Воскресении. 122 86. Последнее пребывание в Капернауме. Чудо со статиром.. 123
87. Спор учеников о том, кто больший. Поучение Господа о смирении и о соблазнах. 124 88. Продолжение беседы с учениками в Капернауме. 125 1. О спасении погибающих, притча о пропавшей овце. 125 2. Поучение о согрешающих в Церкви и о совместной молитве. 126 3. Притча о немилосердном заимодавце. 126 89. Намерение Господа идти в Иерусалим; отвержение Его в Самарии. Новые ученики и слова Христа о следовании за Ним 126 90. Наставление Семидесяти при призвании их на проповедь. Обличение городов, не принявших Господа. 127 91. Господь на празднике кущей. 128 1. Отказ Господа идти на праздник в Иерусалим.. 128 2. Тайный приход Господа на праздник. Спор в народе о Христе. 128 3. Беседа Господа в преполовения праздника о Своем посланничестве и отшествии. 129 4. Беседа Господа в последний день праздника о Святом Духе. 129 5. Возвращение посланных за Господом к первосвященникам и фарисеям. Заступничество Никодима. 130 92. Женщина, взятая в прелюбодеянии. 130 93. Беседа Господа на следующий день после праздника кущей. «Я свет миру». Обличение Иудеев при сокровищнице храма. 131 94. Возвращение Семидесяти и беседа с ними Господа. "Все предано Мне Отцем Моим". 132 95. Вопрос законника о жизни вечной; притча о милосердном Самарянине. 133 96. Господь в Вифании у Марфы и Марии. 134 97. Учение Господа о молитве. 134 98. Обличение фарисеев и законников на обеде у фарисея. 134 99. Наставления о закваске фарисейской, страхе человеческом и уповании на Бога. Другие поучения в притчах 135 1. Притча о безумном богаче. 135 2. О заботах человеческих и попечении Божием. "Не бойся, малое стадо". 135 3. О неоскудевающем сокровище на небесах. 135 4. Притчи о бодрствующих рабах и домоправителе. 136 5. Притчи о рабах, верных и неверных воле господина. 136 6. Огонь и разделение от Господа. 136 7. О распознании времени. 136 8. О примирении с соперником.. 137 100. Исцеление слепорожденного. Обличение фарисеев. 137 101. Притча о Добром Пастыре. 138 102. Беседа на празднике обновления о Своем Богосыновстве. 139 103. Уход Господа за Иордан и Его служение там.. 140
104. Поучение о покаянии. "Если не покаетесь, все так же погибнете". 140 105. Притча о бесплодной смоковнице. 141 106. Исцеление согбенной женщины.. 141 107. Поучение о числе спасающихся. Намерение Ирода убить Христа; плач об Иерусалиме. 142 108. Господь в доме начальника фарисейского; исцеление больного водянкой; притча о первых и последних местах; притча о званых на вечерю.. 142 109. Притчи о строителе башни и о царе, идущем на войну. 143 110. Притчи о покаянии. 143 1. Притча о заблудшей овце. 143 2. Притча о потерянной драхме. 143 3. Притча о блудном сыне. 144 111. Притча о неверном управителе. 144 112. Обличение сребролюбивых фарисеев; притча о богаче и Лазаре. 147 113. Беседа Господа с учениками о соблазнах, о прощении обид, о силе веры и о смирении. 149 114. Исцеление десяти прокаженных. 149 115. Ответ фарисеям о пришествии Царствия Божия. 149 116. Притча о неправедном судье. 150 117. Притча о мытаре и фарисее. 150 118. Воскрешение Лазаря. 150 119. Приговор синедриона и совет Каиафы; Господь удаляется в Ефраим.. 153 120. Учение о браке. 154 121. Благословение детей. 155 122. Ответ Господа богатому юноше и вопрос Петра о награде. 156 123. Притча о работниках в винограднике. 158 124. Четвертое предсказание о Страстях и Воскресении. 159 125. Просьба сыновей Зеведеевых. 159 126. Исцеление двух иерихонских слепцов. 161 127. Обращение Закхея. 161 128. Притча о десяти минах. 162 129. Господь в Вифании за шесть дней до Пасхи. 163 130. Вечеря в Вифании; помазание Господа миром; решение убить Лазаря. 164 Великая Страстная неделя. 166 131. Вход Господень в Иерусалим; плач об Иерусалиме; ночь в Вифании. 166 Великий понедельник. 168 132. Проклятие смоковницы; изгнание торгующих из храма; восклицания детей; исцеление многих больных. 168 1. Проклятие смоковницы.. 168 2. Изгнание торгующих из храма. 170 133. Слова Господа о силе веры при виде засохшей смоковницы.. 171 Великий Вторник. 172 134. Поучения Господа в храме; три обличительные притчи. 172 1. Вопрос о власти Господа. 172 2. Притча о двух сыновьях. 172 3. Притча о злых виноградарях. 172 4. Притча о брачном пире. 173 135. Три искусительных вопроса Господу. 174 136. Обличительная речь против книжников и фарисеев; плач об Иерусалиме. 176 137. Лепта вдовы.. 178 138. Встреча с Еллинами; слова Господа о Своем прославлении; глас с неба. 178 139. Пророчество Господа о разрушении Иерусалима, о последних временах и о Своем втором пришествии. 180 140. Увещевания к бодрствованию.. 183 1. Пример со смоковницей. 183 2. Притча о верном и злом рабе. 184 3. Притча о десяти девах. 184 4. Притча о талантах. 185 5. Притча о Страшном суде. 186 Великая Среда. 187 141. Заговор Иудеев против Господа. предательство Иуды.. 187
Великий Четверг. 189 142. Приготовление Пасхи. 189 143. Тайная Вечеря. 191 1. Спор учеников о старшинстве. 192 2. Умовение ног. 192 3. Обличение предателя; уход Иуды.. 193 4. Установление Таинства Евхаристии. 195 5. Предсказание об отречении Петра и другие предостережения. 197 144. Прощальная беседа с учениками и Первосвященническая молитва. 198 145. Повторное предсказание об отречении Петра и о рассеянии учеников. 202 146. Моление о чаше. 202 Великая Пятница. 204 147. Поцелуй Иуды; взятие Господа под стражу; рассеяние учеников. 204 148. Допрос Господа у Анны.. 205 149. Господь перед синедрионом в доме Каиафы.. 206 150. Отречение Петра. 208 151. Утреннее совещание синедриона; приговор Господу. 209 152. Господь перед Пилатом; попытка Пилата отпустить Господа. 210 153. Господь перед Иродом.. 211 154. Новая попытка Пилата отпустить Господа; иудеи испрашивают Варавву; умовение рук. 212 155. Осуждение Господа на смерть; бичевание и уничижение. 214 156. Последняя попытка Пилата отпустить Господа; "се, Человек! се, Царь ваш!"; предание Господа на распятие 215 157. Конец Иуды.. 216 158. Крестный путь. 218 159. Распятие. 219 160. У Креста Господня. 222 161. Смерть Господа. 226 162. События после смерти Господа. 226 163. Прободение ребер Спасителя, снятие со Креста; погребение. 227 164. Первосвященники и фарисеи у Пилата; поставление стражи у гроба. 228 Воскресение Господа Иисуса Христа. 230 165. Первые события Воскресения. 230 166. Подкуп стражи. 234 167. Явление Воскресшего Господа двум ученикам на пути в Эммаус. 235 168. Явление Воскресшего Господа ученикам без Фомы.. 236 169. Явление Господа ученикам в присутствии Фомы.. 238 170. Явление Господа при море Тивериадском. Восстановление Петра в апостольском достоинстве. 239 171. Благословление апостолов на проповедь по всему миру. 241 172. Вознесение Господне. 242 173. Заключение. 243 БИБЛИОГРАФИЯ.. 245 Издания текстов Библии. 245 Небиблейские источники. 246 Труды древних церковных авторов. 246 Отечественные исследования дореволюционной России. 247 Труды опубликованные на русском языке в ХХ-ХХIв. 248 Литература ХХ-ХХI в. на иностранных языках. 250 Словари и энциклопедии. 250 Пособия, рекомендуемые для учащихся 1-го курса семинарии. 252
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ ИСТОРИИ
Введение Евангелист Матфей начинает свое Евангелие надписанием: «Bi,bloj gene,sewj VIhsou/ Cristou/ ui`ou/ Daui.d ui`ou/ VAbraa,m». Буквально это можно перевести как: «Книга родства Иисуса Христа, сына Двида сына Авраама». Но ge,nesij может означать как рождение, так и происхождение. На первый взгляд, ап. Матфей употребляет это слово, чтобы показать происхождение Иисуса от Авраама и Давида. Но его же выражение «bi,bloj gene,sewj» напоминает «книгу происхождения Адама» из Быт. 5:1. Поскольку в традиции библейских родословных записывались не только данные о рождении, но и о жизни и смерти того или иного лица, - первая строка у Матфея может служить не только началом родословной, но и заголовком всего текста Евангелия: «Книга родства» = «Книга происхождения» = «Книга бытия (явления в мир)» Иисуса Христа. Конец Евангелия: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20) может служить этому подтверждением. Имя Иисус (евр. Иегошуа) означает «Господь – Спаситель». Это имя было распространенным среди иудеев и могло обозначать в целом спасение (от врагов, голода, бед и злостраданий). Однако оно по повелению Божию дается Архангелом со следующим толкованием: «ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф.1:21; Лк. 1:31). Имя Христос (евр., Машиах) означает «Помазанник». Помазанниками в Ветхом Завете назывались люди Богом поставляемые на особые служения: первосвященники (Лев.4:3; 5:16), цари (1Цар.10:1), пророки (3Цар.19:16). Вместе с помазанием им сообщались особые дары Духа Божия (1Цар.16:13). Вероятно, что к моменту Рождества Христова иудеи ожидали в лице Спасителя особого Христа-Помазанника (Ин.1:20, 25, 41). Христианское употребление соединило два имени, собственное и нарицательное, в одно нераздельное – Иисус Христос. Называя Иисуса Христа сыном Давида и Авраама, евангелист показывает, что пишет для христиан из иудеев, для которых в силу древних обетований (2Цар.7:4 и д.; 1Цар.17:11 и д.; Пс.88:4 и д.; Быт. 12:3, 21:12; Гал. 3:16) происхождение из народа израильского от Авраама, из народа Давидова, было существенной принадлежностью или признаком Мессии (Ин. 7:42; Рим. 1:3; Ин.1:49). Через Иисуса Христа, как законного Потомка, обетования, данные Аврааму и Давиду, наследуются христианами.
Евангелист Марк начинает свое Евангелие так: «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия». Марк пишет язычникам, для которых представление о сынах богов, наделенных сверхвозможностями, было привычно. Спаситель, как Сын Божий, выше языческих сынов богов во всех отношениях. Начало Евангелия – с Богоявления: Иоанн Предтеча совершает крещение, в то время как с небес раздается глас «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1:11). С этого момента начинается собственно евангельская история, начинается благовестие Господа о том, что «приблизилось Царство Божие» (Мк.1:15).
Евангелист Лука начинает повествование предисловием. Повод к написанию: «уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях». «Известные события» (peplhroforhme,nwn) по Рим.4:21, 15:5, Кол. 4:12 – это исполнившиеся, вполне достоверные, непререкаемые. Однако эти события предыдущими авторами были вероятно написаны не удовлетворительно, поэтому Лука после тщательного исследования пишет некоему Феофилу все «по порядку», дабы тот «узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен». Кто такой Феофил остается загадкой. Феофилу (греч. Qeo,filoj, «друг Божий») адресованы и Евангелие (2:4) и книга Деяний Апостолов (1:2). В Лк 1:3 Лука обращается к нему – «достопочтенный» (греч. kra,tistoj), называя его официальным титулом, а в Деян 1:1 - уже без титула. Из этого можно сделать вывод, что Феофил был облеченным властью язычником, который в период между составлением Евангелия и Деяний стал христианином. Не исключено, что христиане Антиохии сходились на общие собрания именно в его дом.
Евангелист Иоанн начинает свой текст предисловием об Иисусе Христе как о Боге-Слове. Именование Христа Словом, по мнению Д.Боголепова, означает, что «Сын Божий от вечности из существа Бога Отца рождающийся, открывает миру невидимое и непостижимое существо Бога через творение (ст.3), сохранение мира, просвещение и освящение людей (ст.4 и д.) и, наконец, через Свое воплощение (ст.14)»[1]. Представление о Слове как Премудрости можно почерпнуть из Ветхого Завета (Прит. гл. 8, 9; Прем. 7:2-25; Сир. 1:1-10, 24:1 и др). Но из Ветхозаветных выражений типа: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его - все воинство их» (Пс.32:6) можно сделать вывод только об особой творческой энергии Божией. Слова «lo,goj», «sofi,a» (в ВЗ) и «memra» (в арамейских таргумах) в разных сочетаниях могли указывать на Божию силу и Божий разум, заменять термины «Иегова» и «шехина», но в ветхозаветном богословии еще не говорили об особой Личности-Логосе. Это представление развивается уже в Новом Завете в писаниях Иоанна Богослова. Вероятно, что ветхозаветная идея о Логосе развилась у Иоанна под влиянием проповеди и деяний Самого Спасителя: «мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» (1Ин.1:2). Понятие об Иисусе Христе как Слове прослеживается также в богословии ап. Павла (Кол. 1:15-19; Евр.1:3). Между Логосом в понимании Иоанна Богослова и учением о логосе у Филона Александрийского есть существенные отличия. Для Филона «логос» - o` deu,teroj qeo.j – эманация Бога, посредник между Богом и миром, но Богу подчиненный; он только мирообразователь, а не соучастник при творении мира, это – совокупность божественных сил, более высоких чем грешная материя. Для Иоанна же Логос – Сам Бог, Ипостась Бога воплотившаяся и вочеловечившаяся. Вполне возможно, что Иоанн выбрал именно этот термин, чтобы полемизировать с эллинизированной философией и гностицизмом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|