Начальный период Евангельской истории
Варианты датировок Рождества Христова в святоотеческой письменности могли колебаться от 10 до 2 г. до н.э[9]. Принятое у нас теперь летоисчисление «от Рождества Христова» было введено в 525 году веке римским монахом Дионисием Малым. Дионисий Малый по указанию Папы Римского должен был продолжить на очередной 95-летний период пасхалию (таблицу дней празднования христианской Пасхи). Необходимость в продолжении таблицы была вызвана тем, что через 6 лет кончалась пасхалия, составленная свт. Кириллом Александрийским (376-444) на предыдущий 95-летний период (с 437 г. по 531 г. нашей эры). В основание исчислений пасхалий Дионисий поставил тот расчет, что Господь Иисус Христос родился 25 декабря[10] (согласно IV Вселенскому собору в 431 г.), в то время как Пасха через 31 год Его жизни должна была выпасть на 25 марта[11] (после полнолуния, после весеннего равноденствия в первое воскресение, согласно I Вселенскому собору 323 г.). Рассчитывая большой пасхальный цикл (в 532 года), Дионисий пришел к выводу, что Рождество Христово должно было выпасть на 753-й год от основания Рима. Но, как говорят более тщательные последующие исследования, расчет его оказался ошибочным. Дионисий опирался главным образом на пасхалии, а не данные исторических хроник. Взятая за основу дата Воскресения Христова – 25 марта могла привести к ошибке. Современные исследования показали, что ошибка Дионисия Малого в датировке составила, по крайней мере, 4 года. Более точно год Рождества Христова можно определить на основании следующего: 1) Распятие Иисуса Христа на Кресте произошло в год, когда еврейская Пасха наступила вечером в пятницу. По астрономическим исчислениям наиболее близкая дата к интересующему нас периоду - 783 г. (от основания Рима). А так как Иисусу в то время должен был идти 34-й год, то, предположительно, более точное время Его рождения - 749 г. от основания Рима.
2) «Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати» (Лк 3:23). Это произошло, по ап. Луке, в правление Тиверия Кесаря, в пятнадцатый год которого св. Иоанн Креститель выступил на проповедь (Лк 3:1). Известно, что Тиверий был принят Августом в соправители в январе 765-го года от основания Рима (12г. по Р.Х.), и, следовательно, 15-й год его царствования начинался в январе 779-го (27 г. от Р.Х.). Так как по выражению св.евангелиста Луки, Господу Иисусу в то время было лет «тридцать», то, следовательно, Он родился ок. 749г. (5г. до Р.Х.) 3) Из (Мф 2:1-18) и (Лк 1:5) видно, что Христос родился, когда Ирод Великий был у власти. Царствовал же он с 714-го года от основания Рима и умер в 750 г. Согласно Иосифу Флавию, в год смерти Ирода произошло лунное затмение, а расчеты астрономов показали, что оно имело место в марте 4 до н.э.[12] Следовательно, Христос родился не позже этого времени. Учитывая то, что перед смертью он «разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже» (Мф.2:16), можно заключить, что Христос родился на 1-2 года раньше смерти Ирода, т.е. – в районе 748-749г. от основания Рима (6-5 г. до Р.Х.). По недостатку данных в Четвероевангелии нельзя точно определить день Рождества Христова. 1) Александрийская Церковь первоначально праздновала его в один день с Богоявлением под общим названием «Епифания» – «Явление Бога в мир» – 6 января. Этой даты (6 января) придерживается Армянская церковь до сих пор. В Римской Церкви Рождество Христово отмечалось 25 декабря, поскольку в IV в. появилось предание (из Северной Африки), что Иисус был зачат и распят в один и тот же день года (дни Благовещения и Распятия совпадали)[13]. В пользу этого говорит, что уже Ипполит Римский (165-235 г. н.э.) говорил о празднике Р.Х. 25 декабря. С конца IV-гo века, вероятней всего под влиянием свт. Григория Богослова, в Константинополе также начали отмечать день Рождества Христова 25 декабря, как на Западе. Эту дату поддержал свт. Иоанн Златоуст (345-407). Так постепенно, придя с Запада, дата празднования Рождества стала универсальной во всей Православной Церкви.
Многие светские историки считают, что появление празднования Рождества в Риме именно 25 декабря (то есть 7 января по новому стилю) было связано с необходимостью борьбы против языческого празднества «Непобедимого Солнца», приходившегося на этот же день. Однако, как полагает диак. Владимир Василик «из переписки святого Кирилла Иерусалимского с римским папой Юлием следует, что разделение праздников Рождества и Богоявления обусловлено развитием внутрицерковных богослужебных традиций»[14]. 2) Есть предположение, что Захария был первосвященником и что явление Ангела было ему за завесой во Святая Святых, куда первосвященник входил лишь один раз в году, было в день очищения. Этот день приходился по нашему календарю на 23 сентября, каковой день и стали считать днем зачатия Предтечи. На шестой месяц после этого произошло Благовещение Пресвятой Девы Марии, которое стали праздновать 25 марта, а через девять месяцев, то есть 25 декабря, родился Господь Иисус Христос. Однако, ничто не подтверждает тот факт, что Захария был первосвященником, поэтому более вероятно иное объяснение. 3) Некоторые же толкователи считают, что Христос, как второй Адам, был зачат от Пресвятой Девы во время весеннего равноденствия – 25 марта, когда, по древнейшему преданию был создан и первый Адам. Явился же миру Христос-Свет, Солнце правды, через девять месяцев во время зимнего солнечного поворота, когда день начинает увеличиваться, а ночь – уменьшаться. В соответствии с этим, зачатие Иоанна Крестителя, который был на шесть месяцев старше Господа, положено праздновать 23 сентября, во время солнечного равноденствия, а рождение его – во время солнечного поворота, 24 июня, когда дни начинают сокращаться. Как говорил сам Предтеча: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин 3:30). Ни одна из этих гипотез не устанавливает точной даты Рождения Спасителя. Имеющиеся у нас источники устанавливают только дату церковного празднования Рождества Христова в годовом литургическом цикле.
Благовестие Захарии (Лк.1:5-25; Иерусалимский Храм, 6 г. до н.э)
В отличие от родителей Пресвятой Девы, о родителях св. Иоанна Предтечи мы знаем из канонических источников достаточно много. Оба родителя, и Захария и Елизавет, названы в Евангелии от Луки праведными пред Богом. Если среди мужчин праведными также называются Иосиф Обручник, Симеон Богоприимец, Иосиф Аримафейский и другие, то Елизавет – единственная женщина в Новозаветном повествовании, которая названа праведной. Апостол Лука не только указывает, что оба родителя Предтечи «поступали по всем заповедям и уставам Господним», но и подчеркивает, что они совершали это – «беспорочно» (ἄμεμπτος, Лк. 1:6), т.е. безукоризненно, безошибочно, без греха в отношении Моисеева закона. Блаж. Феофилакт считал, что к словам «поступая по всем заповедям» прибавлено «беспорочно» как намек на то, что в отличие от других людей, соблюдавших закон ради внешней праведности (см. Мф. 23:5), Захария и Елизавет не стремились к показному благочестию. К непорочности призывался Авраам (Быт. 17:1), непорочным был Иов (Иов 1:1), по правде законной был непорочным ап. Павел (Флп. 3:6). Апостол Павел ставит непорочность в один ряд с чистотой, противопоставляя этим качествам изворотливость и развращенность (Флп. 2:15). Захария (ивр. «помнящий Господа») - священник из Авиевой чреды (восьмой из 24-х по 1Пар. 24:10). Когда он отправлял священническое служение при храме Иерусалимском, ему по жребию досталось войти во внутреннюю часть храма, в святилище, для каждения. Вероятно, ему необходимо было совершить утреннее или вечернее ежедневное каждение согласно Исх. 30:7-8. Некоторые толкователи в указании на кадильный жервенник склонны видеть указание на праздник Дня очищения, а в самом Захарии – первосвященническое достоинство. Такое толкование, в частности, дает апокриф «Протоевангелие Иакова»[15], которому следуют свт. Иоанн Златоуст и авторы богослужебных канонов на день памяти свв. Захарии и Елизавет[16]. Однако, известно, что царь Ирод Великий после убийства последнего из Хасмонеев старался назначать на первосвященнические должности лиц египетского или вавилонского происхождения. Симон, сына Воэта, прибыл в Иерусалим из Александрии в тридцатых годах первого века до н.э. и стал первосвященником в 23 году до н.э.[17]. Симон занимал этот высокий пост в течение восемнадцати лет. После него Ирод сделал первосвященником Маттафию, сына Феофила, который также состоял в родстве с домом Воэта. Спустя короткое время он уволил и его, назначив на это место Иоазара из семьи Воэта. Сын Ирода Архелай сместил его и передал пост первосвященника его брату Елеазару. С оглядкой на те передрязги, которые происходили вокруг дома Ирода и семьи Воэта, вряд ли в этот период можно было ожидать выдвижение на первосвященническое место такого праведного мужа и пророка как Захария. Следовательно, вероятней всего Захария был рядовым священником из колена Аарона, жившем недалеко от Иерусалима.
Неожиданное появление ангела во святилище храма испугало Захарию. Ангел успокаивал его, возвещая добрую весть об исполнении молитвы, — о рождении сына, которому тот должен дать имя Иоанн («Господь милостив»). Слова «предъидет пред Ним в духе и силе Илии» должны были напомнить Захарии пророчество Малахии о великом дне Господнем (Мал. 3:1; 4:5-6), перед наступлением которого Бог пошлет народу своему пророка Илию. Рождение Иоанна будет не только предметом личной семейной радости Захарии, но и «многие о рождении его возрадуются» (Лк.1:14). По образу жизни и поведению он будет назорей (см.Чис. 6 гл.). Бог ниспошлет Духа Святого на него, силами и дарами Которого он исполнится еще от чрева матери (Лк. 1:41-44) и, следовательно, станет пророком в народе своем (Иер. 1:5). Исполняя призвание пророка Иоанн «многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их» (Лк.1:16). По мнению блаж. Феофилакта Болгарского, Захария молился в храме не о сыне, а о грехах народа. Из того, что Елизавета родит сына, Захария должен был бы убедиться, что грехи народа прощены. Прп. Ефрем Сирин, напротив, считал, что Захария молился именно о ниспослании чада. Как бы там ни было, по Захария засомневался в словах ангела, т. к. он и его жена были уже в преклонных летах. В качестве подтверждения верности слов небесного вестника Захария стал глух и нем (Лк 1:22; ср.: Лк 1:62): «справедливо подвергается тому и другому - глухоте и немоте, ибо как преслушник наказывается глухотой, а как противоречащий - молчанием»[18]. По всей видимости, в этом рассказе раскрывается тройной смысл немоты Захарии: как наказания, как знамения того, что предсказанное сбудется (ср.: Быт. 15:9-21; Суд. 6:36-40; 4Цар. 20:8-11; 1Цар. 10:2-16; Лк. 1:36; 2:12), а также как мотива апокалиптического сокрытия, согласно которому немота Захарии должна была стать средством сохранения в тайне от людей божественных замыслов до момента их исполнения (ср.: Дан. 8:26; 12:4, 9; Откр. 10:4)[19]. Кроме того, неверие Захарии противопоставляется вере Марии, о которой повествуется далее (Лк. 1:45).
Св. Ефрем Сирин приводит на этот счет свое оригинальное толкование: поскольку Захария не решался выйти из святилища и возвестить благую новость людям, ему дано было такое наказание (онемел), при котором «чего не захотел возвещать словом, возвестил молчанием»[20]. По истечении чередной недели служения при храме Захария возвратился домой, и вскоре после этого жена его Елисавета (ивр. - «мой Бог - клятва», «почитающая Бога») зачала. Это стало для нее большой радостью, так как с рождением младенца было снято поношение между людьми (см.Быт. 30:23; 1Цар. 1гл.).
Благовещение Деве Марии (Лк.1:26-38; Назарет, 5 г. до н.э.)
Архангел Гавриил раскрывает Марии смысл своего приветствия: Она — благодатная, потому что обрела благодать, особенное благоволение и любовь у Бога; и воистину Она благословенна между женами, потому что Она родит Сына, Который будет Сыном Всевышнего (т. е. Бога, Деян. 7:48) и вечным Царем на престоле Давида, отца Его, т. е., обетованном Мессией. Архангел ведет свою речь словами ветхозаветных пророчеств (2Цар. 7:16; Ис. 9:7; Дан. 7:27; Пс. 2:7; 88:27 и др.). В полноте эти ветхозаветные образы должны были раскрыться для Марии со временем, постепенно, вместе с дальнейшими событиями и откровениями. «Рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк.1:35) - здесь речь о зачатии и рождении, конечно, не божественного, а человеческого естества в лице Иисуса Христа. Как Сын Божий, Он предвечно рождается от Отца (Ин. 1:1-2), и теперь, во времени, лично соединяется со вновь творимым от Духа Св. во утробе Девы человеческим естеством. Поэтому и Сыном Божиим Он называется здесь не по божеству Своему, а по человечеству. Это человечество Иисуса Христа, рождаемое от Девы еще в утробе (отсюда сред. род: to. gennw,menon a[gion) называется Святым, как неимеющее связи с наследственною греховностью человеческого рода — вследствие зачатия не от похоти плотской, не от похоти мужа, но от Бога (Ин. 1:13; 3:6).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|