Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поучение о числе спасающихся. Намерение Ирода убить Христа; плач об Иерусалиме

(Лк.13:22-35; Заиорданье, 30 г.)

 

Некто задал Господу вопрос: «неужели мало есть спасающихся?». Очевидно, вопрошавший поставил такой вопрос, имея в виду строгость требований Христа Спасителя для желающих войти в Царство Божие: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата...» (см.Мф.7:13).

 «Когда хозяин дома встанет» – Бог представляется домохозяином, сидящим и ожидающим друзей Своих на вечерю, а потом – встающим и запирающим двери своего дома и не позволяющим войти чужим. Как недостойные блаженного общения в Богом, отвергнутые станут говорить: «Мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты». Они узнают свою ошибку, но тогда будет уже поздно, и они получат ответ: «Не знаю вас... Отойдите от Меня, все делатели неправды». Вместо отвергнутых иудеев, в Царство Мессии войдут уверовавшие во Христа язычники «от востока и запада, и севера и юга».

Блаж. Августин допускает мысль, что слова «Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе!... Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Лк.13:31-35) относятся по смыслу к среде Страстной седмицы, но были поставлены Лукой ранее входа Господа в Иерусалим. Августин склоняется к мысли, что эти слова и в действительности были произнесены задолго до Пасхи Христовой. Поэтому выражение «сегодня и завтра, и в третий день» (13:32), «сегодня, завтра и в последующий день» (13:33) следует принимать не буквально: третий день таинственно означает - по прошествии времени, когда Господь придет во славе[298]. так к страстной или не страстной?

 

«Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Лк.13:35) – эти слова у Матфея поставляются в момент последнего посещения Господом храма (Мф.23:37-39). После произнесения этих слов Христос покинул храм и больше не посещал его до конца Своей жизни.

Господь в доме начальника фарисейского; исцеление больного водянкой; притча о первых и последних местах; притча о званых на вечерю

(Лк.14:1-24; Заиорданье, 30 г.)

 

Один из начальников фарисеев пригласил Господа в свой дом вкусить хлеба. В это время предстал пред Ним человек, страдавший водянкой[299]. Поскольку фарисеи наблюдали, не исцелит ли Господь в субботу, Он спросил их: «позволительно ли врачевать в субботу?» (Лк.14:3). Не получив никакого ответа, Иисус исцелил и отпустил больного.

Замечая, как званые занимали почетные места (поближе к домохозяину), Он предложил притчу о первых и последних местах на пиршествах. Эпилог: «всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк.14:11).

Наставление домохозяину, кого лучше звать в гости (Лк.14:12-14), не отрицает необходимости братского общения с родными и соседями. Но, как богоугодное дело, побуждает домохозяина приглашать и таких гостей, которые не имеют средств отблагодарить. Награда от Бога – «в воскресение праведных».

Некто из возлежащих воскликнул: «блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!» (Лк.14:15). Отвечая на это, Христос предложил притчу о званых на вечерю: «много званых, но мало избранных» (Лк.14:24). В притче под образом «вечери» Он представил царство Мессии. Устроитель этой вечери Бог, приглашал «званых» (иудейский народ) прийти на большой ужин. Когда время приблизилось, Он послал повторить приглашение через Своего раба (Мессию-Христа, ср. Ис. 52:13). Наступление полноты времени – время прихода Единородного Сына на землю (Гал. 4:4-5). Посланный явился прежде всего к «званным» (иудеям) с вестью о том, что «уже все готово». Но, как бы сговорившись, «званые» отказались от приглашения. Предлогами к отказу служили их приземленные интересы: покупка земли, волов, женитьба. Тогда Господь повелел «рабу Своему» звать «нищих, увечных, хромых и слепых» (мытарей и грешников). А как места оставалось и после этого много, то призвал и находящихся «по дорогам и изгородям» (находящиеся вне города, язычники) в Свое Царство. Все отозвавшиеся на евангельскую проповедь пришли на пир Царства Божия, а пренебрегшие зовом оказались вне его.

Притчи о строителе башни и о царе, идущем на войну

(Лк.14:25-35; Заиорданье, 30 г.)

 

«Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк.14:26). «Но ты в простоте своей и неопытности не соблазнись сим изречением, - говорит блаж. Феофилакт, - Ибо Человеколюбец не бесчеловечию учит, не самоубийство внушает, но хочет, чтоб искренний Его ученик ненавидел своих родных тогда, когда они препятствуют ему в деле богопочитания и когда он при отношениях к ним находит затруднения в совершении добра. Напротив, когда они не препятствуют ему, Он учит даже почитать их до последнего издыхания»[300].

Наставление о самоотвержении, необходимом истинному христианину, Господь подкрепляет притчами о желающем строить башню и о войне между двумя царями. Смысл притч: решившийся со всем самоотвержением последовать за Христом должен заранее рассчитать свои силы и подготовить себя, как следует, к предстоящему подвигу, чтобы не стать потом посмешищем для людей.

Последователи Христовы сравниваются с солью, предохраняющей от разложения все, с чем она смешана. Изречение о соли есть у Матфея (Мф.5:13) и Марка (Мк.9:50), но относится ими к другим обстоятельствам. У Матфея – это обращение к ученикам, у Луки – ко всему народу.

 110. Притчи о покаянии

(Лк.15:1-32; Заиорданье, 30 г.)

 

В этих притчах, сказанных фарисеям, изображена любовь Божия к кающимся грешникам, радость об их обращении.

Притча о заблудшей овце

 

О потерянной и найденной овце радуются и на земле, и на небесах (см.Лк.15:6-7).

Притча о потерянной драхме

 

О грешнике кающемся радуются Ангелы Божии (Лк.15:10).

Притча о блудном сыне

 

Плод рожкового дерева - от греческого κεράτιον (сerátiοn), κέρας (сeras), - означает «рог». Сухой стручок данного дерева похож на плоды бобовых, имеет на изломе запах дрожжей. Отсуда альтернативное название – «Хлебное дерево». Термин «карат», означающий меру веса, также исходит от греческого слова κεράτιον. В Римской империи твёрдые плоские бурые семена рожкового дерева в один карат использовались в весовой системе как мера массы, равная примерно 0,19 грамма.

О вернувшемся блудном сыне радуется сам отец (образ Отца Небесного).

Блж. Феофилакт: «Под "рабами" можешь разуметь и священников, так как они обращающегося одевают чрез крещение и учительское слово и надевают на него первую одежду, то есть Самого Христа. Ибо все мы, крестившиеся во Христа, облеклись во Христа (Гал. 3, 27). - И дает "перстень на руку", то есть печать христианства, которую мы получаем чрез дела. Ибо рука есть знак деятельности, а перстень — печати». Перстень — символ власти, перстень с печатью.

Телец упитанный создает образ пира, прообраз Царства Небесного.

Старший сын — это и негодующие фарисеи, и непонимающие путей Божиих праведники: «лицо сына, по-видимому, ропщущего, относится ко всем, кои соблазняются внезапным благополучием и спасением грешников. А это не есть зависть, но излитие человеколюбия Божия, непонятное для нас, а потому рождающее ропот. И Давид не выводит ли лица соблазняющихся миром грешников (Пс. 72, 3), подобно так и Иеремия, когда говорит: "почему путь нечестивых благоуспешен"? "Ты насадил их, и они укоренились"? (Иер. 12, 1-2). Все это свойственно слабому и бедному уму человеческому, который возмущается и приходит в недоумение при виде недостоинства, именно: благополучия людей порочных».

99 овец и 9 драхм, которые не терялись, - образ праведников, которые находились под покровом Божиим (иудеи). Но в притче о «блудном сыне» эти праведники оказываются несовершенными. Старший сын оказался не рад возвращению своего младшего брата-грешника.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...