Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обличительная речь против книжников и фарисеев; плач об Иерусалиме

(Мф.23:1-39; Мк.12:38-40; Лк.20:45-47; Иерусалим, Вторник, 4 апреля 30 г.)

 

В обличительной речи против фарисеев, которая пространно передана Матфеем (в параллельных текстах Марка и Луки – только краткие отрывки), Иисус Христос сначала говорит в тоне предостережений и наставлений ученикам (Мф.23:2-12), потом в тоне угроз «горе вам, книжники и фарисеи» (Мф.23:13-26), затем обращается к народу (Мф.23:34-36) и скорбит о Иерусалиме (Мф.23:37-39). Вероятно, здесь текст евангелиста Матфея соединяет в один тематических блок несколько речей, сказанных в разное время.

В первых словах «на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи» звучит упрек: фарисеи и книжники заняли место Моисея и присвоили себе исключительное право учить и истолковывать смысл Закона. Их авторитет как народных учителей Спасителем признается: «всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте». Фарисеи и книжники обличаются в том, что они, уча, сами не живут по своим правилам. «Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые...» – как тяжкую поклажу на животных, возлагают они «на плечи людям» мелочные предписания, которые и сами не могут понести (см. Деян. 15:10), и перстом не пошевелят, чтобы поддержать. Поступки их – лицемерны, ради славы перед людьми: они «расширяют хранилища свои»[400], и «увеличивают воскрилия одежд своих»[401], «любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах»[402].

Вопреки им Христос внушает ученикам быть смиренными: «не называйтесь учителями,.. отцами,… наставниами» - не домогайтесь, чтобы вас величали, как учителей, отцов и наставников, ибо в собственном смысле для всех людей единственный Отец это Бог и единственный Наставник и Учитель – Христос (Мф.23:8). Запрещение называться учителями, отцами и наставниками относилось к фарисейскому превозношению[403], но его нельзя понимать буквально в наши дни. Из Посланий апостолов видно, что эти наименования широко употреблялись уже в Древней Церкви[404]. Нельзя допустить, чтобы апостолы нарушили данную им заповедь Христову, употребляя эти наименования. Правильнее понимать, что эта заповедь относилась лишь к самим апостолам лично, предостерегая их от превозношения друг перед другом и внушая им, что они все равны между собой, а кто желает быть большим, должен быть всем слугой. Итак, не следует воздавать человеку почесть, подобающую единому Богу, однако, само по себе употребление слов «отец», «учитель», «наставник» не осудительно.

 «Горе вам, книжники и фарисеи лицемеры…». Первое горе за неверие в Мессию. Иудейские лидеры и сами не веруют и других отвращают. Второе горе – за обкрадывание вдовиц и показную набожность. Третье - за приобретение прозелитов из язычников, которых делают не благочестивыми иудеями, а фарисеями, развращая их дурным примером своей лицемерной жизни. Четвертое – за клятву храмом и жертвенником. Пятое – за мелочность в оцеживании комара и оставлении суда, милости и веры. Шестое – за соблюдением внешней чистоты блюд и чаш, которые наполнялись продуктами хищения и неправды. Седьмое – за то, что украшают гробницы пророков[405], которых убили их отцы, а сами в тоже время дополняют меру отцов.

«Вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков» (Мф.23:31). Если сын не участвует в злодеянии отца, он – невиновен. Однако здесь Христос, видимо, намекает на то Его современники уподоблялись своим отцам по злым намерениям. «Порождения ехидны» говорили: «если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков», а сами хотели взять хитростью и убить не просто Пророка, но - Господа всех Пророков (Мф.26:4).

В словах «Я посылаю к вам пророков» (Мф.23:34) – Господь предрекает о том, что иудеи будут гнать и преследовать апостолов, как в древности их отцы преследовали и убивали пророков.

«Да придет на вас вся кровь праведная...» (Мф.23:35) - от крови Авеля, убитого по зависти братом Каином, до крови Захарии убитого между храмом и жертвенником. О каком Захарии идет речь – не ясно. Одни считают его за отца Иоанна Крестителя, другие – за одного из пророков, третьи – за того Захарию, сына священника Иодая, который по распоряжению царя Иоаса был побит камнями во дворе дома Господня (2 Пар 24:20)[406].

«Все сие придет на род сей» (Мф.23:36). В чем виноваты потомки? По книге Исход Бог наказывает «детей за вину отцов до третьего и четвертого рода» (Исх. 20:5). По свт. Иоанну Златоусту потомки наказывались не потому, что несли на себе вину отцов, а потому что «после многих грешников, и притом наказанных, они не сделались лучшими, но подобно им предавались греху, а потому и достойны того, чтобы им терпеть одинаковые наказания»[407].

В конце Господь изрекает суровый приговор Иерусалиму: «се, оставляется вам дом ваш пуст». Апостолы, возможно, поняли это и потому, недоумевая, стали указывать на громадность зданий и камней (Мк. 13:1). С глубокой скорбью утверждает пророчество Господь, указывая на Свою любовь к жестоковыйному народу, подобную любви птицы к своим птенцам. «Не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен грядущий во имя Господне» – до времени Второго Пришествия Христова, когда даже неверующие узрят Его Божество во славе.

 137. Лепта вдовы

(Мк.12:41-44; Лк.21:1-4; Иерусалим, Вторник, 4 апреля 30 г.)

 

О «лепте вдовицы», вошедшей в поговорку, рассказывают два евангелиста: Марк и Лука. В «дворе женщин» Иерусалимского Храма находилась сокровищница, в которую народ клал добровольные пожертвования. Каждый входящий опускал туда что-либо, по мере средств и усердия, помня, что по заповеди Моисея на праздник опресноков «никто не должен являться пред лице Господа с пустыми руками» (Втор. 16:16). Многие богатые клали много, а бедная вдова положила две самые мелкие монетки, две лепты. Две лепты равнялись кодранту, мелкой римской монете. Четыре кодранта составляли 1 ас, а 10 ас - динарий. Т.о. 1 динарий – это 80 лепт. Господь сказал, что эта бедная вдова «положила больше всех» - больше не по количеству денег, но посвятила Богу последнее, что имела.

 138. Встреча с Еллинами; слова Господа о Своем прославлении; глас с неба

(Ин.12:20-50; Иерусалим, Вторник, 4 апреля 30 г.)

 

В дореволюционных учебниках по библейской истории это событие располагалось раньше, сразу после Входа Господня в Иерусалим[408].

К апостолу Филиппу подошли эллины. Эллины – это греки, но эллинами в Иудее могли называть всех язычников. Возможно, это были «прозелиты врат» из эллинистов. Обращение «господин» показывает, что эти эллины с почтением отнеслись к ученику знаменитого Учителя. Слова: «нам хочется видеть Иисуса» указывают не на простое любопытство, ибо видеть Его мог каждый, когда Он ходил по двору храма и учил. Очевидно, эти эллины искали большей близости к Господу, хотели говорить с Ним. Филипп передал их просьбу Андрею[409].

Случайное, по-видимому, появление эллинов представилось взору Богочеловека событием глубоко знаменательным: пришло время прославления Сына Человеческого через крестную смерть, и распространения веры в Него между всеми языками (Флп. 2:8-11). Пора, оставив иссыхающую смоковницу - дщерь Сионову, обратиться к дикой маслине (Рим. 11:17) - язычникам, жаждущим истины и правды; и привить их к плодоносной Лозе (Ин. 15:5). Пора доброму Пастырю положить душу Свою за овцы (Ин. 10, 11) и послужить многоплодным семенем для Царства Небесного, вознестись чрез крест в предвечную славу Свою (Лк. 24:26; Ин. 17:5) и, собрав крестом всех верных Своих последователей, привлечь их горе — в светлые обители Отца Небесного (Ин. 14:2, 3).

Вдохновенную речь Господа приводит только евангелист Иоанн: «пришел час прославиться Сыну Человеческому». Господу, как Сыну Человеческому, придется понести страдания и смерть, как Человеку, для того чтобы войти в Свою славу и через это привлечь к Себе все человечество. Как в видимой природе, смерть не всегда причина уничтожения, а бывает и началом новой жизни, подобно пшеничному зерну, которое должно как бы умереть в земле, чтобы умножиться, так и Его смерть явится началом новой жизни, умножением последователей Царства Его на земле.

Последователи Господа не должны бояться смерти («любить свою душу»), но, наоборот, должны для приобретения вечной жизни жертвовать своей земной жизнью.

Человеческая природа Господа, однако, возмущается мыслью о предстоящих ей страшных страданиях: «Д уша Моя теперь возмутилась». Это начало той борьбы между человеческой и Божественной природой Христа, которая потом достигла своего наивысшего напряжения в Гефсиманском саду. Безгрешная душа Его скорбит и смущается при мысли о смерти, потому что смерти есть следствие греха (Рим. 6:23), а Искупитель наш чужд всякого греха (Евр. 4:15), но это смущение быстро сменяется глубоким чувством самоотверженной преданности воле Отца Небесного, пославшего Его совершить дело спасения людей (Ин. 4:34). Человеческая природа побуждает молиться: «Отче, спаси Меня от часа сего», но Божественная природа сейчас же побеждает это смущение, побуждая молиться: «Отче, прославь имя Твое», то есть: «Да совершится то, ради чего Я пришел на землю». В ответ Сам Отец Небесный подкрепил Своего Возлюбленного Сына, возгремев с неба: «и прославил, и еще прославлю».

Впечатление от этого небесного голоса было неодинаково для слышавших, что объясняется их неодинаковым духовным состоянием. Одни говорили, что это гром, другие, что это Ангел говорил Ему. Господь, отвечая на эти толки, поясняет, что голос был «народа ради», т.е. чтобы все уверовали в Него и были разумными хотя бы в эти последние часы Его пребывания на земле, ибо наступает час суда над «Князем мира сего», дьяволом, и изгнания его из душ человеческих. «Князем мира сего» дьявол называется во многих местах Слова Божия, как обладающий всем неверующим и враждебным Христу человечеством.

«И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» - народ понял, что под «вознесением от земли» Господь намекает на Свою смерть, а потому недоумевает: кто же будет тогда царствовать на земле, ибо о Мессии было представление что Его царство будет вечным (см. 2Цар. 7:16; Ис.9:6; Пс. 88:37-38, 109:4; Дан.7:13; Мих. 5:2). На это Господь увещает их, чтобы они пользовались временем, пока Он – Свет миру – находится еще с ними и уверовали бы в Него.

Далее Евангелист со скорбью размышляет о причинах неверия иудеев в Господа, указывая, что об таком неверии предсказывал пророк Исайя (Ис 6:9-10; 53:1) - окаменело сердце избранного народа. К этому ап. Иоанн присоединяет, что даже из уверовавших начальников многие уверовали, но скрывали свою веру из опасения подвергнуться преследованию «ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию».

«Верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня» - с целью как можно глубже запечатлеть в умах учеников мысль о непреложной истине Божества Лица Своего, Спаситель произнес речь, в которой соединил и сопоставил прежние изъяснения, высказанные в разное время (Ин. 3:17-19; 6: 63; 7:16, 28-29; 8:12, 19, 26, 28; 9:5; 10:30, 38). Если Отец виден в Сыне, то, конечно, познается в Нем, как в равном Себе, поскольку только равные существа объясняют себя взаимно. Сын - образ Бога невидимого (Кол. 1:15), образ - не в подобии очертания, но в самой сущности всегда сохраняющий неразличимость.

 В заключение св. Иоанн приводит увещания Господа, что Он пришел спасти мир, и Слово Его будет судить людей в последний день, ибо это Слово есть ничто иное, как заповедь людям Самого Небесного Отца.

 139. Пророчество Господа о разрушении Иерусалима, о последних временах и о Своем втором пришествии

(Мф.24:1-31; Мк.13:1-27; Лк.21:5-28; Гора Елеонская, Вторник, 4 апреля 30 г.)

 

Выйдя из храма, Господь направился с учениками на гору Елеонскую. По дороге, ученики обратили внимание на красоту и крепость зданий храма, на то, что он украшен дорогими камнями и вкладами. В ответ, Господь предрек его разрушение, что и исполнилось в 70 г., когда Иерусалим был взят римлянами и превращен в развалины. Несмотря на желание римского военачальника Тита сохранить храм, как чудо искусства, определение Божие не могло не сбыться: от случайно брошенной одним римским воином горящей головни храм сгорел дотла. Несколько позднее, при императоре Адриане, были уничтожены и последние его следы. После подавления второго восстания иудеев во главе с Бар Кохбой (132-135 гг.), император Адриан приказал сровнять Иерусалим с землей и пропахать это место плугом. От храма не осталось и камня на камне. События, связанные с разрушением Иерусалима являются неким прообразом того, что ожидает человечество перед вторым пришествием Христовым.

С горы Елеонской открывался прекрасный вид на Иерусалимский храм, и узкий круг учеников (Петр, Иаков, Иоанн и Андрей) наедине с Господом продолжил начатую беседу. Они полагали, что Иерусалимская твердыня будет стоять до скончания века, а потому и задали Господу двойной вопрос: «Когда это будет? И скажи какой признак Твоего пришествия и кончины века?». Господь также не разделяет эти два события. В пророческом созерцании близкие и отдаленные события представляются словно в перспективе: ближайшее служит прообразом дальнейшего. Разрушение Иерусалима и сопровождающие ужасы, являются некими прообразами тех катаклизмов, которые будут при кончине мира перед вторым пришествием Христовым. Вместе с тем в словах Господа есть намек на то, что второе пришествие Его и кончина мира последуют не сразу после разрушения Иерусалима.

Первым признаком приближения суда над Иерусалимом - явление лжехристов. «… Это время близко» (Лк.21:8) – действительно, по Иосифу Флавию, перед падением Иерусалима появлялись разные лжемессии (ср. Деян. 5:36,37).

Вторым признаком будут войны, как близкие, так и отдаленные («услышите о войнах и о военных слухах»), междоусобицы среди народов и царств, природные бедствия, и начало болезней.

Третий признак - гонения на учеников Христовых, вследствие которых «соблазнятся многие» (Мф.24:10). Слабые отступят от веры во Христа и будут, чтобы спасти себя, выдавать преследователям собратьев по вере. Явятся лжепророки, христиан же возненавидят за их имя[410]. «Претерпевший же до конца спасется» – эта фраза Матфея и Марка имеет смысл: кто претерпит все бедствия, не изменив Христу и не поддавшись лжеучителям, тот заслужит спасение в вечности («на том свете»). Текст ап. Луки имеет иной оттенок: «терпением вашим спасайте души ваши» - души спасаются уже на земле через терпение.

Четвертым признаком приближения суда над Иерусалимом будет проповедь Евангелия по всей вселенной, «во свидетельство всем народам». Суд не раньше придет, чем будет проповедано Евангелие по всей империи, проповедь которого разносилась по синагогам и стала обличением против тех иудеев, кто, слышав, не уверовал[411]. «Тогда придет кончина».

В гибели Иерусалима можно усмотреть следующие прообразы Второго Пришествия Христова:

 1) Суд над Иерусалимом наступил из-за беззаконий его жителей, и как результат оскудения в них любви («во многих охладеет любовь» по причине «умножения беззакония»); точно так же и кончина мира наступит, как результат умножения беззакония в мире и оскудения любви;

2) Иерусалим пал после того, как Господь сделал все для его спасения: он был неоднократно оглашаем евангельской проповедью; точно так же и кончина мира произойдет лишь после того, как все народы мира будут оглашены евангельской проповедью, дабы на Страшном Суде, подобно иудеям, быть безответными.

Далее Господь перечисляет специальные признаки грядущего суда. «Мерзость запустения», о которой предсказывал пророк Даниил (Дан.9:27), – связана с осквернением Иерусалимского храма[412]. Римские войска внесли в полуразрушенный храм свои знамена, на которых были языческие изображения.

Когда это начнет сбываться, «находящиеся в Иудее» (а не в Иерусалиме, который уже взят), «да бегут в горы» - как бежал Лот в горы из Содома и Гоморры, так да бегут поспешно в горы слушающие Христа, чтобы скрыться от римлян. «И кто на кровле, тот да не сходит...» - кровли домов были плоские, на крышах выполняли домашнюю работу или отдыхали; во время грядущих бедствий находящиеся на кровле должны были сразу прыгать наружу и бежать, не тратя времени на то, чтобы спуститься внутрь дома взять что-нибудь. Точно так же и находящиеся в поле должны спасаться бегством в одном хитоне, не возвращаясь домой за верхней одеждой. Господь убеждает молиться о том, чтобы эти бедствия не наступили в такое время, когда нельзя далеко убежать: зимой или в субботу.

В Иудейской пустыни, где было много пещер для укрытия от римлян, зимой можно замерзнуть. В субботу, о которой вспоминает только ап. Матфей, благочестивому иудею можно было передвигаться только на расстояние «субботнего пути» (см. Деян. 1:12)[413]. Евсевий Кессарийский пишет, что иерусалимские христиане, вспомнив это предречение Господа, действительно бежали при приближении римлян в город Пеллу и другие заиорданские города, и благодаря этому спаслись от тех ужасов, которые постигли осажденный Иерусалим[414].

В продолжение осады Иерусалима в нем и его окрестностях погибло огромное количество человек. Множество умирало от голода, по мысли Флавия, «никакое несчастье от начала мира‚ кажется мне‚ не может быть сравнимо с тем‚ которое постигло иудеев»[415]. Бедствия были исполнением пророчества, изреченного еще Моисеем (Втор. 28:49-57). Тит сначала хотел взять Иерусалим измором (голодом), но дела империи потребовали скорейшего возвращения в Рим, и поэтому он предпринял штурм, вследствие чего и «сократилось время» бедствий для осажденных.

В толковании на пророчество Господа о разрушении Иерусалима блаж. Августин видит указания на духовные основы жизни человека. Слова «кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего» (Мф. 24:17) он толкует так: «пусть не поддаются каким-либо плотским стремлениям с намерением приобрести какую-либо выгоду». Слова: «кто в окрестностях [Иерусалима], не входи в него» (Лк. 21:21) по мнению Августина означают то, что «люди, по доброму расположению сердца оказавшиеся вне этой жизни, пусть снова уже не желают ее по побуждению плоти,… т. е. не обращаться к прежним заботам, которые сбросил с себя». В словах «зимою или в субботу» (Мф. 24:20) Августин видит намек на заботы о земной жизни («зима») и на пьянство («суббота»)[416].

Закончив предсказание об Иерусалиме Господь переходит к пророчеству о Своем втором пришествии (Мф. 24:21)[417]. Новое повествование открывается не слухами о войне, а о том, что пришли антихристы, обольстители в «овечьих шкурах»: «восстанут лжехристы и лжепророки» (Мф. 24:24). Ложные чудеса будут творить и сам антихрист и его слуги (2Фес. 2:9-10; Откр. 13 гл.).

В противоположность лжемессиям, которые будут скрываться «в пустыне» или «в потаенных комнатах» (Мф.24:26), явление Сына Человеческого будет подобно молнии - для всех очевидным, с силой и славой. Иисус Христос убьет беззаконника одним «духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2Фес. 2:8).

«Где будет труп (ptw/ma – букв., «падаль», «умершее тело»), там соберутся орлы» - эту фразу можно толковать так: где будут мертвые духовно грешники, туда, подобно хищным орлам, слетятся демоны. С другой стороны, можно предположить, что в контексте предыдущего предложения («ибо, как молниябудет пришествие Сына Человеческого») речь идет о Самом Христе: где будет погребено Его «тело», туда слетятся Его «орлы»-ангелы, поскольку Христос лежит – «на падение (eivj ptw/sin) и на восстание…» (Лк.2:34). Свт. Иоанн Златоуст полагал, что под орлами можно понимать «множество ангелов, мучеников и всех святых»[418].

«И вдруг, после скорби дней тех …» - речь идет о скорби дней антихриста и лжепророков. «Подлинно», - замечает свт. Иоанн Златоуст, - «великая тогда будет скорбь, когда столь много будет обольстителей»[419]. Хотя св. Матфей употребляет слово «вдруг» (euvqe,wj), но «после скоби дней тех» могут пройти века. Бедствия, постигшие Иерусалим, кончатся, и люди предадутся беспечности, о которой говорится дальше (Мф 24:37-39). Св. Лука добавляет, что «Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников» (Лк.21:24). От разрушения Иерусалима до Второго Пришествия Христова должно пройти значительное время, в течение которого, по ап. Павлу, полное число язычников войдет в Церковь, станет новым, духовным Израилем (Рим. 11:25).

Затем «силы небесные поколеблются» - произойдет потрясение всего мироздания. На земле будет уныние народов и недоумение: море зашумит и возмутится, люди будут изнывать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную.

«Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе». Свт. Иоанн Златоуст считает, что в блистательном образе явится крест. «Крест же [Христос] приносит для того, чтобы грех иудеев сам собою осудился, подобно тому, как если бы кто-нибудь, будучи поражен камнем, стал показывать сам камень и окровавленные одежды»[420]. Каков будет вид этого знамения мы до конца не знаем, но оно заставит многие племена земные в порыве раскаяния воскликнуть: «Благословен грядущий во имя Господне!» (Мф.23:39). Плач «племен земных» будет для того, чтобы они сами над собой произнесли приговор и осудили сами себя.

По гласу таинственной трубы последует воскресение мертвых, и ангелы соберут «избранных» со всех концов земли. Моисей созывал иудеев на собрания, приказывая трубить в серебряные трубы: этот способ созыва обратился в обычай и употреблялся иудеями в последующие времена (Лев. 25:9; Числ. 10:2; Суд. 3:27). Спаситель употребляет знакомый евреям образ трубы громогласной.

Приход Христа во славе – радость для христиан: «восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк. 21:28). На оптимистической ноте заканчивается Откровение Иоанна Богослова «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр.22:20).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...