Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изгнание торгующих из храма.

 

Свт. Иоанн Златоуст подчеркивает, что было два изгнания торгующих из Храма: на праздник Пасхи в начале служения Спасителя (как это описывает ап. Иоанн), и через три года за несколько дней до иудейской Пасхи, в конце служения Спасителя (по описанию ап. Матфея)[388]. Аргумент Златоуста такой: более мягкое выражение Иоанна «дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Ин.2:16) у синоптиков заостряется словами «дом Мой домом молитвы наречется (Ис. 56, 7); а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф.21:13).

С другой стороны, современные библеисты считают, что изгнание торгующих из Храма было всего одно – после входа Господня в Иерусалим[389]. На это намекают слова из Евангелия от Иоанна: «когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его» (Ин. 2:23). В начале служения Спасителя было сотворено только одно чудо в Кане Галилейской. Апостол Иоанн ничего не говорит про чудеса в Иерусалиме перед изгнанием торгующих из храма. Слова Спасителя, которые цитирует Иоанн, «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин. 2:19) были главными в обвинении на Синедрионе (Мк.14:58). Вряд ли бы после этих слов и после изгнания торгующих из Храма иудейские стражи просто так отпустили никому не известного в начале Своего служения Иисуса. Подобные действия и слова могли «сойти с рук» только в том случае если Иисус сделал в Иерусалиме уже много чудес, имел бы достаточный авторитет в народе и количество приверженцев, окружающих Его в Храме. А это могло быть только после Входа Господня в Иерусалим.

 В таком случае апостол Иоанн сознательно перемещает эпизод об очищении храма в начало своего Евангелия, делая из этого события определенное знамение (Ин. 2:23). Как ап. Лука рассказывает, что Иисуса отвергли в Назарете в начале Его служения за его проповедь, так и Иоанн помещает в начале Евангелия текста конфликт с иудеями, которые не почитали Храм должным образом. Поэтому, Храм Иерусалимский будет разрушен и заменен храмом тела Иисуса Христа Христа по воскресении (Ин. 2:19-22). Мысль о том, что храмовое поклонение, как в Иерусалиме, так и в Самарии, будет заменено поклонением «в духе и истине», открыто высказана в беседе с Самарянкой (Ин. 4:20-24).

Что это за «вертеп разбойников (sph,laion lh|stw/n)»? Вертеп – это пещера, убежище. Разбойник (lh|sth,j) – бандит, грабитель, который, в отличие от вора (kle,pthj) похищает имущество с хитростью, насилием и, вероятно, с оружием (см. Мк.14:48). Этим греческим словом в Новом Завете обозначаются также политические повстанцы, мятежники («Варавва же был разбойник (lh|sth,j)», Ин.18:40). Иосиф Флавий нередко обозначает повстанцами сикариев (sika,rioj), которые боролись с властью римлян[390]. Незадолго до изгнания торгующих из Храма, первосвященники и фарисеи с опаской смотрели на торжественно грядущего в Иерусалим Иисуса, замышляли убить Его. Они испугались, что «придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом» (Ин.11:48), а в то же самое время сами покрывали в храме неправедных менял, делая из дома молитвы пещеру разбойников.

Марк добавляет, что Иисус «не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь» (Мк.11:16). Что это было за пронесение вещей через храм? Д.Боголепов считает, что это были предметы домашнего хозяйства, которые «пришедшие издалека богомольцы имели обыкновение носить с собою и в храм» [391]. С.Кохомский - что «иудеи для сокращения пути, переходя с одной улицы на другую, сами ходили и вещи проносили двором храма»[392].

 

Слова Господа о силе веры при виде засохшей смоковницы

(Мф.21:20-22; Мк.11:21-26; На пути в Иерусалим, Вторник, 4 апреля 30 г.)

Увидев смоковницу засохшей, этому удивились ученики: Господи, «посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла». На это Иисус сказал: «имейте веру Божию», кто не усомнится в сердце своем и скажет горе – «ввергнись в море» - сбудется по словам его. В этом «передвижении горы» - пример, что для веры, свободной от сомнения, – нет ничего невозможного. Поэтому и в молитве надо обо всем просить с верой, чтобы получить. Но, как добавляет св. Марк, условием действенности молитвы является прощение ближним, «если что имеете на кого», «если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших». Поскольку у Господа слова с делами не расходились, можно предположить, что Он проклял смоковницу «не со зла». Он простил иудеям. Значит, иссушение смоковницы было делом исключительно символическим, как знак Божественного могущества Христа, Сына Божия.

Великий Вторник

Поучения Господа в храме; три обличительные притчи

(Иерусалим, Вторник, 4 апреля 30 г.)

Вопрос о власти Господа

(Мф.21:23-27; Мк.11:27-33; Лк.20:1-8)

 

Посольство первосвященников, книжников и старейшин к Иисусу было подобным посольству к Иоанну (Ин.1:19). В обоих случаях – желание получить определенный ответ о мессианском достоинстве. Иоанн прямо сказал, что не он – Христос, указывая на Иисуса как Мессию. Народ верил, что Иоанн – пророк. Следовательно, принять «крещение Иоанново» как нисходящее с небес – означало утвердить слова Иоанна. С этим представители посольства к Иисусу согласиться не могли: они не верили ни Иисусу, ни Иоанну. У них уже был свой заготовленный ответ (Лк.19:47).

Свт. Иоанн Златоуст считал, что иудеи «Богом всюду пренебрегают, а для людей все делают. И Иоанна боялись ради людей, уважая святого мужа не ради него самого, но ради народа; ради народа они не хотели веровать и в Иисуса Христа...»[393]. Иудеи имели страх человеческий, но потеряли страх Божий.

Притча о двух сыновьях

(Мф.21:28-32)

 

В заключении притчи вспоминается Иоанн, который пришел «путем праведности» (Мф.21:32). Сын, сказавший «не хочу; а после, раскаявшись, пошел», - образ мытарей и блудниц. Сын, сказавший «иду, государь, и не пошел», - представители посольства от первосвященников и старейшин. Первые – идут в Царство Божие впереди. 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...