Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Явление Воскресшего Господа двум ученикам на пути в Эммаус

(Мк.16:12-13; Лк.24:13-35; На пути в Эммаус (около 11 км от Иерусалима), Воскресение, 9 апреля 30 г.)

 

Хотя имя Луки в тексте не упоминается, но из-за живости рассказа выдвигается гипотеза, что записал его очевидец. Имя другого ученика, шедшего в Эммаус, названо. Это был Клеопа, вероятно, родственник Богоматери (Ин. 19:25).

Ученики направлялись в селение Эммаус, находившееся в расстоянии 60-ти стадий, то есть ок. 10 км на запад от Иерусалима по дороге в Яффу. На покрытие этого пути могло потребоваться от 2-х до 3-х часов.

Дорогой два ученика рассуждали между собой о всех печальных событиях, связанных с последними днями земной жизни Господа, которые тяжким грузом легли на их души (Лк. 24:21). Свидетельство жен-мироносиц не смогло утвердить в учениках веру в истину воскресения Христова, и они оставались печальными.

На пути Сам Господь присоединился к ним в виде спутника, направляющегося той же дорогой. «Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его» (ст.16). Св. Марк указывает причину «неузнаваемости» Господа - Он явился им «иным образом». Он хотел, «чтобы они открыли все свои недоумения, обнаружили свою рану и потом уже приняли лекарство; чтобы после долгого промежутка явиться им более приятным; чтобы научить их из Моисея и пророков, и тогда уже быть узнанным; чтобы они лучше поверили, что Тело Его уже не таково, чтобы могло быть усматриваемо всеми вообще, но что хотя воскресло то же самое, которое и пострадало, однако же видимо бывает только для тех, кому Он благоволит» - так рассуждает об этом блаж. Феофилакт Болгарский[543].

Всеведущий как бы хочет от самих учеников узнать, что составляет предмет их печали: «о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?» Этим вопросом Господь вызывает Своих учеников на то, чтобы они излили перед Ним свои чувства. Клеопа принимает тогда Господа за иудея, пришедшего в Иерусалим на праздник из какой-нибудь другой страны, ибо не может допустить мысли, чтобы житель Палестины не знал обо всем происшедшем в Иерусалиме в эти дни. Тогда ученики излили Господу всю свою горесть. Характерно, что они называют Учителя только «Пророком», сожалея, что их надежды на Него, как на Мессию, не сбылись: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля» (ст.21). Впрочем, они сами еще не знают, что думать обо всем происшедшем, ибо некоторые жены «из наших», бывшие рано у гроба, рассказывали удивительные вещи: они не нашли Его Тела, но видели явление ангелов, которые говорили, что Он жив. Более того, и другие ученики «из наших»[544] тоже успели побывать у гроба, но тела Его не нашли. Поскольку нет никакого намека на явление Самого Господа Марии Магдалине и другим женам-мироносицам, можно предположить что Эммауские путники ушли из Иерусалима раньше, чем это случилось.

После этих слов Господь, не открывая Себя, начинает обличать двух путников в непонятливости и медлительности сердец. «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» – Он прямо называет их «Пророка» - Христом, объясняя, что все произошло в полном согласии с ветхозаветными пророчествами.

С большим вниманием и внутренним горением сердец слушали ученики своего таинственного Спутника и так внутренне расположились к Нему сердцем, что стали уговаривать остаться на ночлег в Эммаусе. Господь остался, и, когда пришло время вечерней трапезы, Он, как старейший, «взяв хлеб, благословил, преломил и подал им». Видимо, это характерное для их Учителя действие и послужило толчком к тому, что у них отверзлись очи, и «они узнали Его; но Он стал невидим для них».

Как видно, прославленное Тело Господа было уже особенным, не таким, как прежнее обыкновенное смертное человеческое тело: для него не существовало преград, и оно могло вдруг являться и вдруг становиться невидимым. Почему Господь дал узнать Себя не сразу? Можем предположить, что целью явления было - показать ученикам, что на Нем сбылись Ветхозаветные пророчества. Если бы они сразу узнали Его, мгновенная радость могла бы помешать спокойному размышлению об истине Его воскресения. А так Господь путем собеседования постепенно довел их ум до глубокого убеждения истине Своего Мессианского достоинства[545], и напоследок открылся Сам, укрепляя их веру, которая уже не могла поколебаться.

Несмотря на то, что уже наступила ночь, ученики тотчас поспешили обратно в Иерусалим, чтобы поделиться своей радостью с прочими. А те, в свою очередь, поведали, что «Господь истинно воскрес и явился Симону» (Лк. 24:34). Рассказу Эммауских путников как свидетельствует (Мк. 16:12-13) прочие ученики не поверили. Можно полагать, что их смутили непонятные явления Господа в один день в разных местах, а также и то, что Он явился эммаусским путникам «иным образом». Их вера еще не была твердой, так как они не понимали еще нового бытия Иисуса Христа по воскресении, не знали свойств Его прославленного Тела. Вот почему Он является еще раз всем ученикам собранным вместе, при закрытых дверях.

 168. Явление Воскресшего Господа ученикам без Фомы

(Мф.16:14; Лк.24:36-49; Ин.20:19-24; Иерусалим, Воскресение, 9 апреля 30 г.)

 

      Пришедшие из Эммауса Лука и Клеопа еще продолжали свой рассказ, как Господь явился десяти ученикам, собранным вместе (отсутствовал Фома, по св. Иоанну). По словам ап. Иоанна, это было «в тот же первый день недели вечером» (Ин.20:19). Здесь евангелист Иоанн отступает от обычного еврейского измерения суток, по которому вечер – это начало нового дня.

      Двери дома были заперты из опасения иудеев – «страха ради иудейска». До учеников, видимо, дошла молва, что тело Христово было, якобы, украдено ими, и поэтому они вполне естественно могли опасаться каких-нибудь насильственных мер со стороны враждебно настроенных к ним иудеев.

      Когда двери дома были заперты, «пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!» (Ин.20:19). Чудесность такого прохождения Господа сквозь закрытые двери вызвала смущение учеников: «Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа» (Лк.24:37). Для уверения, что это именно Он, Господь показывает им сначала руки и ноги, раны от гвоздей, затем предлагает осязать Себя, наконец, вкушает перед ними оставшуюся от ужина часть печеной рыбы и сотового меда. Все это было сделано, дабы ученики уверились, что это Сам Он, а не Его дух или призрак[546].

«Ученики обрадовались, увидев Господа» (Ин.20:20). Теперь сомнения их рассеялись, и их охватила та радость, о которой предсказывал им Господь на Тайной Вечери: «Но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин.16:22). По словам св. Марка, Господь упрекал их за неверие и жестокосердие, что они не поверили тем, которые видели Его воскресшим (Мк. 16:14).

      После это Он «отверз им ум к уразумению Писаний» и показал, что на Нем исполнилось все написанное «в законе Моисеевом и в пророках и псалмах». Т.о. весь Ветхий Завет является пророчеством о Нем, ибо так «надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» (Лк. 24:46-47).

      Св. Иоанн добавляет, что после этого Господь вторично сказал: «Мир вам!» и вслед за этим через видимый знак, дуновение, сообщил им о приходе Св. Духа. По отношению к этому дуновению Спасителя С.Кохомский поднимает такой вопрос: «В каком отношении к сошествию Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы находится то сообщение Духа, которое совершено было чрез дуновение Христа в день воскресения?»[547]. И отвечает на него так: «Оно было сообщением таких даров Святого Духа, без коих, можно думать, Церковь Христова не могла просуществовать и пятидесяти дней»[548]. Воскресший Христос не был с учениками безотлучно, Его явления были кратковременными, а с вознесением и вовсе прекратились. Действие Св. Духа в общине апостолов было необходимо для того, чтобы они уверовали в воскресение, увидели основание этому из правильно понимаемых писаний Ветхого Завета (см. Лк. 24:45). Без Христа, по словам ап. Павла, покрывало при чтении Ветхого Завета остается неснятым (2Кор.3:14). Христос снимает это покрывало сообщая верующим в Него Духа Святого, так как Божия никто не знает, кроме Духа Божия, и «мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» (1Кор. 2:10-12). Действие Святого Духа было необходимо для того, чтобы породить в десяти апостолах веру в их жребий посланничества, чтобы с этого момента они смотрели на себя не только как на бывших спутников Господа Иисуса, но как на людей, избранных для великого служения. Без веры, укрепляемой Духом, апостолы по вознесении Господа могли бы разойтись по домам. А при этой вере они даже избирают в свое число двенадцатого на место отпавшего Иуды. В речи апостола Петра, сказанной по этому поводу (Деян. 1:15-26), Кохомский видит уже «начаток Духа Божия, дававшего потом ученикам Господним уста и премудрость. Этот начаток Духа и сообщен был им раньше Пятидесятницы, еще в первый день воскресения, чрез дуновение Воскресшего»[549].

Если провести параллель между Евангелиями от Луки и Иоанна, получается, что принятие Святого Духа является для учеников «облечением силою свыше» (см. Ин.20:22; Лк.24:49). Вместе с тем этим дуновением всем апостолам была дана власть отпускать грехи, ранее обещанная Петру за исповедание Христа Сыном Бога Живого (Мф 16:19) и другим апостолам (Мф 18:18).

      Слова евангелиста Луки «вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк.24:49), вероятно, были сказаны в день Вознесения, как об этом уточняется в книге Деяний (1:1-9). До Вознесения ученики должны были еще посетить Галилею, как сказал им Сам Господь (см. Мф.28:10,16; Ин.21:1). 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...