Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендуемые интернет-ресурсы

 

·    http://www.pagez.ru/ - «Святоотеческое наследие»

·    http://krotov.info/ - Библиотека свящ. Якова Кротова

·    http://www.wco.ru/biblio/ - Благовещение. Библиотека православного христианина

·    http://agios.org.ua - Открытая библиотека святоотеческой литературы Agios

 


[1] Боголепов Д. Руководство к толковому чтению Четвероевангелия и книги Деяний Апостольских – стр. 59.

[2] Филон Александрийский. О законах 1:81. – Цит. по: Тарасенко А.А. Четвертое Евангелие - стр. 10.

[3] Ис. 55:11 по переводу LXX: «так и слово Мое (to. r`h/ma, mou), которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его».

 

[4] Глубоковский Н.Н. Бог-Слово. Экзегетический эскиз «пролога» Иоаннова Евангелия – стр. 107.

[5] «Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова (VAbraa.m evge, nnhsen to.n VIsaa,k\ VIsaa.k de. evge, nnhsen to.n VIakw,b)…» (Мф. 1:2 и далее).

[6] В русском синодальном тексте имя Иоаким вероятно вставлено, т.к. в его нет в греческих изданиях. Ср. RST: «Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон» и BYZ: «VIwsi,aj de. evge,nnhsen to.n VIeconi,an kai. tou.j avdelfou.j auvtou/(evpi. th/j metoikesi,aj Babulw/noj» (Мф.1:11).

[7] Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Матфея. Ч.1. Беседа 2 – стр. 40-41.

[8] Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. - С.19-20.

[9] Одну из самых ранних датировок Рождества Христова выводит сщмч. Ириней Лионский. Он предполагает, что Господу было более 40 лет когда Он завершал Свое земное служение. В частности, св.Ириней пишет: «...с сороковых же и пятидесятого годов начинается уже преклонный возраст, в котором учил наш Господь, - как свидетельствует Евангелие и все старцы, собиравшиеся в Азии около Иоанна, ученика Господня, что им передал это сам Иоанн» (Против ересей. 2:22.5). А как известно, Ириней был учеником Св. Поликарпа Смирнского, а этот был учеником Иоанна Богослова. Таким образом, это свидетельство имеет огромный авторитет. Св.Ириней считает (2:22.6), что вышеприведенные слова Евангелиста «могли быть сказаны тому, кто прожил уже сорок лет, но еще не достиг пятидесятого. А тому, кто тридцати лет, они сказали бы: Тебе нет еще сорока лет. Ибо, те, которые желали выставить Его лжецом, конечно, не стали бы увеличивать Его лета... Итак, Он проповедовал не один год...». Ириней также говорит, что «Он (Иисус) прошел чрез все возрасты... Он был также старцем для старцев, дабы по всему явиться совершенным учителем, - не только по изъяснению истины, но и по возрасту» (2:22.4). Следовательно, по сщмч. Иринею, Христос родился до 744 года от основания Рима (10 г. до н.э.), поскольку в год смерти Ему уже было более сорока. – Цитаты приводим по изданию: Ириней Лионский. Творения. Т.2 - стр. 174-176. 

По Тертуллиану (160-225 г.) Иисус родился между 746 и 748 г. от основания Рима (с 8 до 6 г. до н.э.).

По Епифанию Кипрскому Господь родился чуть ли не за 3 года до смерти Ирода (т.е. ок. 7 г. до н.э.).

Климент Алексадрийский в «Строматах» высказывает мысль, что Господь родился на 28 году правления Августа. Но царь Ирод умер уже в 26 году правления Августа, следовательно, Рождество Христово было не позже 25 года правления римского императора. В подробных объяснениях своих вычислений, Климент видимо хотел доказать, что Роджество выпадало на 6 января, в связи с чем у него ошибочно получился год Рождения – 2 г. до н.э.

[10] В одном древнем памятнике, «Хронографе» (354 г.), содержащем списки римских консулов, префектов Рима и римских пап, имеется следующая запись: «При консулах Гае Цезаре и Эмилии Павле Господь Иисус Христос родился в 8 день до январских календ в пятницу 15 луны». Эта дата соответствует 25 декабря 1 г. н.э. Возможно, что Дионисий Малый был знаком с этой записью, поскольку исполнял обязанности библиотекаря.

[11] Свящ. Алексий Хотеев в статье «День Рождества Христова» замечает, что древние христианские писатели - св. Иустин Философ (†ок. 166), Тертуллиан (†после 220) и Евсевий Кесарийский (†340) - упоминают о неких документах, касающихся жизни, учения, распятия и воскресения Иисуса Христа, будто бы составленных Понтием Пилатом. А св. Епифаний Кипрский (†403) говорит в своем сочинении о еретиках-четыренадесятидневниках, что они, ссылаясь на «Акты Пилата», утверждали будто Христос был распят 25 марта. По их представлениям этот день соответствовал 15 числу иудейского месяца нисана. «Несмотря на то, что «Акты Пилата» (собственно один из списков этого документа, сохранившийся до наших дней) с полным основанием считаются подложными, знакомство с ними древних церковных писателей и ссылка на них последователей иудействующей секты, говорит в пользу их широкой известности и даже популярности». – Цит. Хотеев Алексей, свящ. День Рождества Христова – б.н. 

[12]Иосиф Флавий сообщает о лунном затмении, произошедшем незадолго перед смертью Ирода (Древн. 17.167); учитывая, что это единственное упоминание Иосифом такого рода явлений, маловероятно, чтобы эта информация была сфабрикована. Такое затмение произошло 12/13 марта 4 г. до н.э. Флавий сообщает также, что через некоторое время после смерти Ирода праздновалась иудейская Пасха. В 4 г. н.э. первый день Пасхи приходится на 11 апреля. Таким образом, вероятно, Ирод умер между 12 марта и 11 апреля 4 г. н.э. – См. Иосиф Флавий. Иудейский Древности 17.213; Иудейская война 2.10.

[13]Блаж. Августин в трактате «О Троице» (ок. 399-419) пишет: «Ибо Он [Иисус], как полагают, был зачат 25 марта, в этот день он также и страдал; чрево Девы, в котором он был зачат так, как никто из смертных, соответствует новой могиле, в которой он был похоронен, и в которой никто не был положен, ни до него, ни после. Но он родился, по преданию, 25 декабря» - Augustine, Sermon 202.

[14]Василик Владимир, диак. Рождество Христово в Евангелии и в истории – б.н.

[15] В «Протоевангелии Иакова» (2-я пол. II в.) также описана сцена убийства Захарии «перед храмом» за нежелание выдать местонахождение своего сына воинам Ирода Великого. Видимо, в апокрифе Захария отождествляется с «убитым между жертвенником и храмом», о котором Иисус Христос упоминает в Лк. 11:51 (ср.: Мф 23:35). По мнению некоторых современных библеистов, в Лк. 11:51 содержится ссылка на 2Пар. 24:20-22, где рассказывается о сыне священника Иодая Захарии, который, исполнившись Св. Духа, обличил вероотступничество царя Иоаса и был по приказу последнего побит камнями «на дворе дома Господня» (2Пар.  24:21). Они также считают, что, когда Господь говорит о Захарии, сыне Варахии (Мф. 23:35), Он отождествляет этого мученика с одним из малых пророков послепленного периода (см.: Зах 1:1). Однако, слова «от крови Авеля праведного до крови Захарии» намекают на максимально широкий диапазон времени от первого из мучеников до последнего. Следовательно, Господь скорее всего намекал не на далекого сына священника Иодая или послепленного пророка, а на ближайшего к слушателям современника, отца Иоанна Предтечи. Древняя гимнография и иконография, связанная с Захарией, подтверждают такую точку зрения. Иконография «Убияния Захарии» появляется самое позднее в VII веке (росписи ранневизантийского периода в церкви бывшего мон-ря св. Иоанна Предтечи (Дейр-Абу-Хиннис) близ Маллави в Египете).

[16] Православная Церковь совершает память святых праведных Захарии и Елизавет 5 сентября по ст.ст, 18 сент. по нов.ст.

[17] Иосиф Флавий. Иудейские древности. Кн. 15, 9:3.

[18] Феофилакт Болгарский, блаж. Благовестник. Т.1.Толкование на Евангелие от Матфея. Гл. 1 – С. 32.

[19] «Захария» // Православная энциклопения. Т. 19. - С. 680-686.

[20] Прп. Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие. Гл. 1 – стр. 21.

[21] Родственница – не обязательно родная или, даже, двоюродная сестра. Хотя под родственниками по плоти в Иудее преимущественно понимались ближайшие сродники (Лк.2:44), апостол Павел под «родными по плоти» (tw/n suggenw/n mou kata. sa,rka, Рим. 9:3) мог подразумевать и единоплеменников, и ближайших спутников: «приветствуют вас… Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои» (oi` suggenei/j mou, Рим.16:21) – см. Friberg Lexicon 25110.

 [22]Прп. Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие. Гл. 1 – стр. 29.

[23] Там же – стр. 32.

[24] Августин Иппонский, блаж. О согласии Евангелистов - стр. 71.

[25] Феофилакт Болгарский, блаж. Благовестник. Т.1.Толкование на Евангелие от Матфея. Гл. 1 – С. 33.

[26] Феофилакт Болгарский, блаж. Благовестник. Т.1.Толкование на Евангелие от Матфея. Гл. 1 – С. 35.

[27] Там же.

[28] Иосиф Флавиф. Иудейские древности. 17:13.2-3; Иудейская война. 2:7.3

[29] Иосиф Флавий. Иудейский Древности 18:1.1-2

[30] Тертуллиан. Против Маркиона. – Цит. по: Д’Оккьеппо Конрадин Феррари. Вифлиемская звезда пред взором асторнома. Легенда или факт? – С. 104.

[31] Глубоковский Н.Н. О Квириниевой переписи - стр. 31.

[32] Именно такой порядок и засвидетельствован в египетском папирусе от 104 года по Р. Х., содержащем следующее постановление римского номарха Гая Вибия: «Пришло время для проведения подомовой переписи, сочтено необходимым принудить всех, кто находится под тем или иным предлогом за пределами своего места проживания, вернуться в свои дома для того, чтобы довести до конца перепись в соответствии с принятым постановлением». - Владимир Василик, диак. Рождество Христово в Евангелии и в истории - б.н. 

[33] В то время, когда наместником Сирии был Вар (с 6 по 3 гг. до н.э.), император посылал Квириния в качестве военного уполномоченного для подавления сопротивления homanadenses (одного из племен в горной части Малой Азии). В пользу этого говорит надпись, найденная 1828 году в Риме, согласно которой Публий Сульпиций Квириний дуумвир (высшая административная должность для муниципий и колоний) направил армию в Сирию незадолго до 6 года до н.э. Имея особые императорские полномочия, он был временным правителем Сирии. А в это время в Иудее проходила перепись. Обратим внимание, что в Евангелии не сказано, что Квириний сам проводил перепись (эта перепись была первая в правление Квириния Сириею). Итак, Квириний занимал должность правителя Сирией дважды, и в его первое правление проходила перепись упомянутая в Лк. 2:1. – см. Глубоковский Н.Н. О Квириниевой переписи - стр. 33 и далее.

[34] Глубоковский Н.Н. О Квириневой переписи – стр. 28-29.

[35] Иустин Философ, муч. Апология I, 34.

[36] Цит. по: Алфеев П. прот. Перепись Квириния как незгладимый исторический документ неопровержимой достоверности евангельских событий. - Рязань,1915. С. 26.

[37] По древнему преданию, Симеон был одним из семидесяти двух старцев, которые по поручению египетского царя Птоломея переводили священные книги с древнееврейского языка на греческий. Симеону пришлось переводить книгу пророка Исаии, и он усомнился в пророчестве о рождении Эммануила от Девы (Ис 7:14), и тогда явился ему Ангел и предсказал, что он не умрет до тех пор, пока не увидит своими собственными глазами исполнение этого пророчества.

[38]Августин Иппонский, блаж. О согласии Евангелистов - стр. 74, 75, 83-84.

[39]Иудейским Вифлеем называется здесь потому, что был и другой Вифлеем, в Галилее, в колене Завулоновом.

[40]Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Матфея. Ч.1. Беседа 6 – стр. 117-121.

[41]Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Матфея. Ч.1. Беседа 6 – стр. 123.

[42] В то же время муч. Иустин Философ (ум. 165 г.) несколько раз в «Диалоге с Трифоном» подчеркивал, что волхвы пришли из Аравии. Поскольку под Аравией в те времена могла пониматься территория арабского государства набатейцев (сегодняшние Сирия и Ирак), следовательно, «приход из Аравии» мог вполне быть приходом из Дамаска, северным центром тогдашней Аравии. В таком случае звездочеты, следуя муч. Иустину, вполне возможно следовали из Вавилона через Дамаск.   

[43]Маги могли быть из собрания мудрых (в них включались тайноведцы, гадатели и халдеи), к которым причислялся и пророк Даниил (см. Дан 2:10-13). После толкования сна Навуходоносору Даниил был поставлен над всеми мудрыми Персии во главе. Не исключено, что Даниил среди подчиненных посеял семя истинной веры в Грядущего Мессию, Который после выхода повеления о восстановлении Иерусалима придет через «семь седмин и шестьдесят две седмины» (Дан 9:24-27) и царство Его во веки не разрушится (Дан 2:44). От повеления Кира начинается отсчет 70 седмин. Маги, храня предание отцов, вероятно знали об условиях свершения пророчества.

[44] После видения сна Навуходоносором, приведены были к нему «мудрецы и обаятели» (Дан.4:7). По Септуагинте нет запятой: «oi` sofoi, ma,goi gazarhnoi,», т.е. буквально – «мудрые мужи астрологи».

[45] Д’Оккьеппо Конрадин Феррари. Вифлиемская звезда пред взором асторнома. Легенда или факт? – С. 63.

[46] Вифлеем – «дом хлеба», Ефрафа – «плодоносное поле»; названия, характеризующие особенное плодородие земли.

[47] Игнатий Антиохийский, сщмч. Ad. Eph. – Цит. по: Д’Оккьеппо Конрадин Феррари. Вифлиемская звезда пред взором асторнома. Легенда или факт? – С. 83.

[48]См. Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Матфея. Ч.1. Беседа 6.– стр. 118-129.

[49] «Царской планетой» в шумеро-вавилонской и эллинистической астрологии был Юпитер (шумер. Мульбаббар; аккад. Мардук; греч. Зевс). Эта яркая планета, «по умолчанию» считавшаяся звездой (ср. позднее вавилонское название Юпитера - Каккабу, собственно «звезда»), была знаком верховного бога вавилонского (а впоследствии и греко-римского) пантеона, занимая 1-е место в иерархии «блуждающих звезд». Положение Юпитера на небе имело первостепенную важность и занимало первые строчки календарных таблиц; его конкретное астрологическое значение зависело от того, в каком знаке зодиака он находился и какие планеты его окружали.

[50] Сатурн (шумер. Генна; аккад. Ниниб; греч. Кронос) стоял в планетной иерархии на 4-м месте. Но для древних евреев эта планета имела особое значение. Пророк Амос, обличая идолопоклонников, упрекал их: «Вы носили скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана...» (Ам 5:26; ср.: Деян 7:43). Здесь Ремфан (LXX Ραιφαν, ῾Ρεμφάν) означает именно «Сатурн». Как космический представитель Сирии и Палестины Сатурн рассматривается в астрологическом тексте из Борсиппы. С Кроносом-Сатурном в древнегреческих мифах ассоциируется и упоминаемый Амосом финикийский бог Молох. Легенды о связи иудеев с Сатурном, считавшимся планетой субботы, бытовали и среди римлян (Тацит. История. V 4). – См. Д’Оккьеппо Конрадин Феррари. Вифлиемская звезда пред взором асторнома. Легенда или факт? – С. 55-56.

[51] Зодиакальный свет - это свечение, которое возникает из-за диффузного отражения солнечного света частицами пылевого облака, находящегося в межпланетном пространстве в плоскости эклиптики. – См. Д’Оккьеппо Конрадин Феррари. Вифлиемская звезда пред взором асторнома. Легенда или факт? – С. 40.

[52] Многие церковные авторы подддерживают точку зрения, что волхвы прибыли в Вифлием через много месяцев после Рождения Христа (Евсевий Кесарийский, блаж. Иероним, св. Епифаний Кипрский). Эта же интерпретация отражена в иконографии поклонения волхвов первых веков христианства, где Младенец изображен уже немного подросшим. Однако есть авторы, которые считали, что событие поклонения произошло на 1-й неделе после рождения Иисуса (например, блж. Августин называл точное время - 13-й день после рождения Спасителя).

[53] Легендарные традиции Запада и Востока сохранили ряд особенностей и деталей жизни волхвов. Один из древних текстов - «Книга сокровищ пещеры» (VI в.) - сообщает, что за 2 года до рождения Иисуса волхвы в Персии видели звезду особой формы, которая сопровождалась видением о девушке с коронованным ребенком во чреве. В XIV в. европейская легендарная традиция в развитом виде нашла отражение в кн. Иоанна Хильдесхаймского «Historia trium regum», повествующей о 3 царях, Мельхиоре из Нубии, Валтасаре из Годолии и Каспаре из Фарса. Узнав о рождении Младенца благодаря звезде, предсказанной Валаамом, они отправились в Иерусалим отдельно друг от друга и встретились там из-за тумана не сразу. Мельхиор ожидал остальных на горе Кальвар, где воздвиг часовню; после встречи и беседы с Иродом они отправились в Вифлеем, где преподнесли Христу кроме золота, ладана и смирны др. предметы, принадлежавшие Александру Великому и царице Савской, а также сосуды из иерусалимского храма, похищенные халдеями. Мельхиор, кроме того, поднес золотое яблоко (державу) и 30 динариев (они были утеряны Марией и Иосифом; их нашел один пастух и отдал в иерусалимский храм, потом они послужили платой Иуде за предательство). Вернувшись на родину, они стали возвещать о Христе, построили часовню и храмы, в которых изображали Младенца с поднявшейся над крестом звездой. После Пятидесятницы ап. Фома отправился в те края, освятил часовню и поставил волхвов епископами. – См. ПЭ. Статья «Волхвы». URL: http://www.pravenc.ru/text/155183.html. Дата просмотра: 14.08.2015.

[54]Блаж. Иероним Стридонский. Толкование Евангелия. 1:2.23 – стр. 42.

[55]Чтение синодального текста Вифавара (Ин.1:28) следует признать неточным, т.к. в большинстве греч. рукописей речь идет о Вифании (Bhqani,a). Но эта Вифания – не та, которая находилась на горе Елеонской (Мф.21:17; 26:6; Мк.11:11; Лк.24:50; Ин.12:1), а иная – при Иордане (pe,ran tou/ VIorda,nou, Ин.1:28). При этом pe,ran (вблизи) может означать как по одну, так и по другую сторону реки. Не исключено, что Вифавара соответствует селениям: Бейт-ха-Арава («место уныния», hb'r'[]h' tyBe, Ис.Нав.18:22) – в земле Вениаминовой, или - Бейт-Бара («место переправы», hr'B' tyBe, Суд.7:24) – место напротив Иерехона по другую сторону реки. Во втором случае, возможно, название Вифавара вошло в обиход после перехода израильнян Иордана при завоевании земли Ханаанской (Ис.Нав.3:11-17). Если Вифавара к I веку сохраняла значение переправы через Иордан, значит Иоанн Предтеча специально избрал для крещения многолюдное место, чтобы его проповедь стала известной. Д.Боголепов полагает, что чтение «Вифавара» вошло с Оригена, который в свое время не находил никакого места с названием Вифания возле реки, но почти напротив Иерихона обнаружил Вифавару, где предание указывало место крещения Иоанна. - Боголепов Д. Руководство к толковому чтению Четвероевангелия и книги Деяний Апостольских – стр. 109.

[56]См. «Они сказали ему: человек тот весь в волосах и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим. И сказал он: это Илия Фесвитянин» (4Цар. 1:8).

[57]Существует толкование, что пророчество Исайи (Ис.40:3-5) исполнилось, когда после семидесятилетнего вавилонского плена 42 тысячи иудеев возвратились в свое отечество с разрешения персидского царя Кира.

[58]Эту фразу можно сравнить с пророчеством Иезекииля о бесплодном Израиле: «сын человеческий! какое преимущество имеет дерево виноградной лозы перед всяким другим деревом и ветви виноградной лозы - между деревами в лесу? Берут ли от него кусок на какое-либо изделие? Берут ли от него хотя на гвоздь, чтобы вешать на нем какую-либо вещь? Вот, оно отдается огню на съедение; оба конца его огонь поел, и обгорела середина его: годится ли оно на какое-нибудь изделие? И тогда, как оно было цело, не годилось ни на какое изделие; тем паче, когда огонь поел его, и оно обгорело, годится ли оно на какое-нибудь изделие? Посему так говорит Господь Бог: как дерево виноградной лозы между деревами лесными Я отдал огню на съедение, так отдам ему и жителей Иерусалима. И обращу лице Мое против них; из одного огня выйдут, и другой огонь пожрет их, - и узнаете, что Я Господь, когда обращу против них лице Мое» (Иез.15:2-7).

[59]Блаж. Иероним Стридонский. Толкование Евангелия. 1:3.12 – стр. 44.

[60] «Отверстые небеса» для Иоанна можно понимать не только как физиологическое развижение облаков на небосводе, но и как «прозрение» души, озарение сердца. Так, «отверзение небес» послужило началом для пророческих откровений Иезекиилю: «отверзлись небеса, и я видел видения Божии» (Иез.1:1).

[61] Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. – стр. 25.

[62] Иеремиас И. Богословие Нового Завета. Ч.1. – С. 71.

[63] Иеремиас И. Богословие Нового Завета. Ч.1. – С. 72.

[64]Августин Иппонский, блаж. О согласии Евангелистов - стр. 92.

[65] Иеремиас И. Богословие Нового Завета. Ч.1. – С. 73.

[66] Цит. по: Иеремиас И. Богословие Нового Завета. Ч.1. – С. 69.

[67] Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Матфея. Ч.1. Беседа 12 – стр. 250.

[68] Блаж. Иероним Стридонский. Толкование Евангелия. 1:3.13 – стр. 44.

[69] Боголепов Д. Руководство к толковому чтению Четвероевангелия и книги Деяний Апостольских. – стр. 102.

[70] Боголепов Д. Руководство к толковому чтению Четвероевангелия и книги Деяний Апостольских. – стр. 109-110.

[71] Боголепов Д. Руководство к толковому чтению Четвероевангелия и книги Деяний Апостольских. – стр. 112.

[72] Блаж. Феофилакт: «Отводится Духом Святым: ибо Он ничего не делал без Духа» - Блаж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея. 4:1 – стр. 86.

[73] Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Матфея. Ч.1. Беседа 13 – стр. 257.

[74] Блаж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Марка. 1:12 – стр. 14.

[75] Блаж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея. 4:2 – стр. 86.

[76] Иеремиас И. Богословие Нового Завета. Ч.1. – С. 94.

[77] У Мф. и Лк. есть отличия в деталях. У Матфея читаем: «Чтобы камни сии сделались хлебами» (Мф 4:3), Лука же пишет об одном камне (Лк.4:3). Значит, имеет значение не число камней, а попытка диавола искусить Спасителя голодом. С другой стороны, для утоления голода достаточно одного хлеба, значит указание на «камни» Матфея может говорить, что дьявол хотел вовлечь Христа в излишество.

[78] См. Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Матфея. Ч.1. Беседа 13 – стр. 262.

[79] Блаж. Иероним Стридонский. Толкование Евангелия. 1:4.6 – стр. 47.

[80] Перевод греческого текста Пс.90:13 звучит: «на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона». Но буквальный перевод с еврейского текста (MT) может быть: «на львенка и кобру наступишь, и растопчешь молодого льва и дракона (видимо, крупного морского змея)». В переводе с еврейского просматривается параллелизм: от маленькой змеи и львенка – к большой змее и могучему льву.

[81]Блаж. Иероним Стридонский. Толкование Евангелия. 1:4.6 – стр. 47.

[82]Блаж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея. 4:8 – стр. 89.

[83]Августин, блаж. «О христианской борьбе» I:1,1 – Цит. по: Августин Соколовски, диак. «Учение святителя Августина Иппонского о благодати как нравственная парадигма жизни во Христе» - стр. 3.

[84]В отличие от обращения к апостолу Петру «отойди от Меня, сатана» (Мф.16:23, Мк.8:33), которое буквально с греческого читается как «иди за Мною, сатана (u[page ovpi,sw mou)», в обращении к дьяволу на Сорокадневной горе слова нет слов «за Мною», а буквально повелевается - «отойди, сатана (u[page(satana/)». Чтение синодального перевода «иди за Мною» в Мф.4:10 следует признать не точным, т.к. слова ovpi,sw в обращении к дьяводу нет в большинстве греческих рукописей. Такое чтение «отойди, сатана» согласно с толкованием блаж. Иеронима на Мф.4:10, который говорит, что разница в обращении «отойди от Меня» - дьяволу и «следуй за Мною, сатана» - Петру означает, что после искушений в пустыне сатана отвергается как таковой, а Петр хотя и поступил «как сатана», но все же приглашается к следованию за Господом – см. Блаж. Иероним Стридонский. Толкование Евангелия. 1:4.10 – стр. 48

[85]См. Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Матфея. Ч.1. Беседа 13 – стр. 267.

[86]Блаж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки. 4:15 – стр. 73-74.

[87]Данные словаря Strong для слова metrhth,j (3355).

[88]Из слов «когда напьются» не нужно делать вывод, будто на этой свадьбе все были пьяны. Известно, что евреи отличались умеренностью в употреблении вина. Напиваться допьяна считалось крайне непристойным. И конечно же, Господь не принял бы участия в пиршестве, где многие могли быть пьяны.

[89]См. Кассиан (Безобразов), еп. Лекции по Новому Завету. Евангелие от Иоанна – стр. 76-81.

[90]Греческий глагол «evgerw/» Евангелия от Иоанна переведенный славянским «воздвигну» может означать и «разбужу», что лучше подходит к понятию тела, погруженного в сон, чем к зданию Храма.

[91]Иерусалимский Храм Ирод начал обновлять на 18-м году своего правления, т.е. ок. 734 г. от основания Рима. Стены строились – 8 лет, внутренняя отделка – 1,5 года (эту часть работ совершали только священники). Затем реконструировались храмовые пристройки, которые продолжались и по смерти Ирода и были окончены в 64 г. от Р.Х., незадолго перед началом Иудейской войны (66-70 гг.). Год 46-й от 734 г. попадает на 780г. от основания Рима или – на 27 г. н.э. (780-753=27).

[92]В пользу этого предположения говорит и следующее. Согласно ап. Иоанну на празднике Пасхи многие уверовали, потому что видели чудеса, которые Он творил (Ин.2:23). Но в самом тексте Евангелия от Иоанна ничего не сказано о чудесах в Иерусалиме до «изгнания торгующих из Храма». Поэтому вероятней предположить, что «изгнание торгующих из Храма» было совершено уже после того как Господь совершил целый ряд чудес, ставших известными по всей Иудее.

[93]Свт. Иоанн Златоуст, свт. Толкование Евангелия от Иоанна. Ч.1. Беседа 24 – стр. 315.

[94]Свт. Иоанн Златоуст. Толкование Евангелия от Иоанна. Ч.1. Беседа 25 – стр. 326-327.

[95]Свт. Иоанн Златоуст. Толкование Евангелия от Иоанна. Ч.1. Беседа 25 – стр. 329.

[96]Свт. Иоанн Златоуст. Толкование Евангелия от Иоанна. Ч.1. Беседа 27 – стр. 349-350.

[97]Блаж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Иоанна. 3:18 – стр. 90.

[98]Свт. Иоанн Златоуст. Толкование Евангелия от Иоанна. Ч.1. Беседа 28 – стр. 367-368.

[99]Выражения «Никто не принимает свидетельства Его» несмотря на то, что «все идут к Нему» могут говорить также о том, что Креститель ожидал большего от своих учеников. И то, что казалось для них великим («все»), для Иоанна было очень малым («никто»).

[100]Приняв книги Моисея, самаряне, однако, отвергали писания пророков и все предания, смешивая поклонение Богу с языческими верованиями. Вернувшийся Моисей, по учению самарян, восстановит культ на горе Гаризим, объединит с Иудеей. За синкретизм в религии иудеи их презирали: «…Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?» (Ин.8:48)

[101]Слова «о воде живой» перекликаются с дальнейшей беседой «о Хлебе жизни». Схожие образы, простые и приземленные, в обношении к самарянке начинают уточняться и становиться более высокими в беседе с учениками «о Хлебе жизни»: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин 4:13-14) «Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда … верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин.6:35,47).

[102] phgh, - источник, колоцец, фонтан

[103] a[llomai буквально с греческого – скачущий. Тот же самый эпитет мы видим прошении чина Великого освящения воды: «О еже быти воде сей скачущей в жизнь вечную».

[104]Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Иоанна. Ч.1. Беседа 32 – стр. 420-421.

[105]Втор.11:29: «К огда введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, тогда произнеси благословение на горе Гаризим»

[106] Иоанна [евр. Йохана, "Яхве милостив"], жена Хузы, домоправителя Ирода (Лк 8:3). Иоанна была одной из исцеленных Иисусом Христом женщин, которые затем следовали за Ним и служили Ему (ст. 2). В утро Воскресения она была среди пришедших к гробу жен-мироносиц (Лк 24:10).

[107] После возвращения евреев из плена синагоги сделались необходимой принадлежностью всякого еврейского поселения как в самой Палестине, так и во всех местах еврейского расселения. В синагоге, ее «алтарной» части (направленной на Иерусалим), в самой стене находился ковчег, в котором хранились свитки Закона и Пророков. На «амвонной части» стояла «кафедра», с которой эти книги читали, в центре зала были места для сидения. Читать и толковать Закон и пророков мог любой совершеннолетний мужчина. Читающий (лицом к народу), обыкновенно, стоял во время чтения, а когда переходил к объяснению, садился.

[108] Боголепов Д. Руководство к толковому чтению Четвероевангелия и книги Деяний Апостольских. – стр. 131.

[109] Михаил (Лузин), еп. Толковое Евангелие от Марка и Луки: с предисловиями и подробными объяснительными примечаниями. – стр. 305.

[110] В пользу этого говорит также и то, что у Матфея есть тонкое указание на чудеса, предшествовавшие приходу Господа в Назарет: окружающие изумлялись «откуда у Него такая премудрость и силы (Мф.13:54). Указание на «силы», как и указание на то, что Он «не совершил там многих чудес» (Мф.13:58; ср.Мк.6:2), говорит о том, что жители Назарета ожидали чудес, явленных ранее или в самом Назарете, или, что более вероятнее, – в Капернауме.

[111]Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Матфея. Ч.1. Беседа 14 – стр. 284-285.

[112]Не исключено, что Саломия была в числе женщин, служивших Господу «имением своим» (Ин.8:3). Ее просьба поставить сыновей по правую и левую руку в Царстве (Мф.20:20-21) могла быть обусловлена не только личными качествеми Иакова и Иоанна, но и влиянием самой Саломии вокружении Иисуса.

[113]Исходя из того, что у Петра была теща (Мк.1:29-30), делается вывод, что он был женат. Поскольку он проживал в одном доме с тещей в Капернауме, а сам был родом из Вифсаиды (Ин.1:44), не исключено что Капернаумский «дом Петра» на самом деле был домом тещи. Петр же назывался владельцем как старший мужчина в доме (муж тещи, вероятно, умер).

[114]Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Матфея. Ч.1. Беседа 27 – стр. 609.

[115]В древности болезни часто рассматривались как влияния нечистых духов. Болезни попускались человеку за грехи его. Отсюда – некоторая связь между одержимостью бесом и духами немощи, слепоты и глухоты. Расслабленность, – паралич, – это связанность костей, которые не могут двигаться. Исцеления от болезней часто совершались заклинателями – через изгнание бесов. Лекарей-заклинателей (например, Симон волхв) было много. Господь также исцеляет больных развязывая, разрешая от уз бесовских. В отличие от чародеев, делает Он силою Божиею, а не силою князя бесовского.

[116]Дом иудеев был, как правило, квадратной формы. По периметру располагались помещения разных предназначений, а в центре постройки был двор. Вход на территорию дома с улицы был один. Окон внешних, на улицу, могло не быть. Внутренний двор был, как правило, без крыши, но мог при надобности покрываться бревнами, хворостом, тростником и иными материалами. Крыши построек дома были плоскими, по ним можно было ходить, на крышу вела лестница с внутренего двора. В силу того, что в городских условиях дома соприкасались друг с другом – можно было легко перейти с крыши одного дома на крышу другого. 

[117]Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Матфея. Ч.1. Беседа 29 – стр. 562.

[118]Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Матфея. Ч.1. Беседа 30 – стр. 662.

[119]Боголепов Д. Руководство к толковому чтению Четвероевангелия и книги Деяний Апостольских – стр. 139.

[120]Блаж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки. 5:33 – стр. 94.

[121]Боголепов Д. Руководство к толковому чтению Четвероевангелия и книги Деяний Апостольских – стр. 144.

[122]Другие евангелисты могли называть Пасху просто праздником (h` e`orth): Мф.26:5, 27:15; Мк. 15:6; Лк. 23:17).

[123]См. Свт. Кирилл Александрийский. Тврения. Кн.2 – стр. 664.

[124]Блаж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Иоанна. 5:1 – стр. 137.

[125]Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Иоанна. Ч.1. Беседа 36 – стр. 470.

[126] При описании исцеления у купальни Вифезда речь идет о том, что воду возмущал некий ангел (Ин.5:4), а не Ангел Господень: в греческих изданиях византийского текста (BYZ) нет слова Господень, просто – Ангел (:Aggeloj). В критических изданиях (NA27th) – фрагмента Ин. 5:4 нет вообще. Здесь следует обратить в нимание на то, что читая Священое Писание следует различать: в каких случаях речь идет об ангеле как бесплотном духе, посланном для возвещении воли Божией, а в каких – об Ангеле Господне, под видом которого в Ветхом Завете могло изображаться Второе Лицо Святой Троицы. Глаголев А.А. указывает, что в большинстве случаев Ангел Господень «есть не один из рода тварных ангелов, но Ангел-Бог, Божественный Логос, в исторической форме Его ветхозаветного действия» ("Ветхозав. библ. учение об ангелах", К., 1900). Библейский словарь Э.Нюстрема: «Ангел Господень – еврейское выражение малах Иегова. Он выступает в некоторых местах Ветхого Завета от имени Иеговы, принимая божеские почести, есть «несотворенный ангел», которого Исайя называет Ангелом лица Божия (Ис. 63:9), о котором Иегова говорит: «Мое Лицо» (Я Сам — русск. перевод); Исх. 33:14 и далее, «Мое Имя в Нем» (Исх. 23:21). Последний ветхозаветный пророк говорит о Нем: «внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета, Которого вы желаете» (Мал. 3:1). Можно предположить, что Единородсный Сын-Слово, который явил Бога (Ин. 1:18), в образе Ангела Господня до Своего воплощения выступал среди народа Божия с древнего времени. Во многих относящихся сюда местах Он называется Ангелом Иеговы (евр. малах Иеговы) и, в некоторых местах, — Ангелом Божиим (евр. малах Элохим, Быт. 21:17; 31:11). Так открылся этот Ангел Завета Агари (Быт. 16:7 и дал.) «и нарекла Агарь Господа, Который говорил с ней, сим именем: Ты Бог, видящий меня»; затем в 21:17 и далее «Бог услышал голос отрока, а Ангел Божий с неба возвал к Агари... Я произведу от него великий народ». Тот же Ангел в Быт. 22:11 и далее (принесение в жертву Исаака) воззвал к Аврааму: «с неба Я сказал: Мною клянусь, говорит Господь» к т. д. Этот Ангел также явился Иакову (Быт. 31:11 и далее) и сказал: «Я Бог, явившийся тебе в Вефиле». Моисею (Исх. 3:2,6) явился Ангел Господень из пламени огня, из тернового куста... и сказал: «Я Бог отца твоего... Моисей закрыл лицо свое, потому что боялся воззреть на Бога». Срав. Деян. 7.30 и далее об Ангеле, который говорил с Моисеем на Синае» (Электронный текст из программы BibleQuote). Правда, в некоторых местах Св.Писания слово «ангел Господень» напротив обозначает сотворенные существа, напр., пророков (Агг. 1: 13), священников (Мал. 2:7) или служебных ангелов (Лук. 1:11), которые ополчаются вокруг боящихся Его (Пс. 33.8) и поражают Его врагов (4Цар. 19:35; 37.36).

 

[127] Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Иоанна. Ч.1. Беседа 36 – стр. 470-471.

[128] Библейский словарь Брокзауза о субботе:  существительное шаббат означает день отдыха или праздничный день. Но это понятие распространялось не только на седьмой день недели, но и на праздничные, свободные от работы дни, независимо от того, на какой день недели они приходились, напр. на День очищения (Лев 16:31; 23:32; ср. также ст. 24). Такой день, в отличие от субботнего дня недели, израильтяне называли также праздничной субботой.Суббота как день отдыха в конце каждой семидневной недели первоначально была установлена для народа Израиля в связи с ниспосланием ему манны (Исх 16:5,22-30). Впоследствии особый статус этого дня был обоснован и закреплен в Законе (Исх 20:8-11; 31:12-17). Каждый 7-й день недели (Исх 23:12), был днем святого покоя (Исх 16:23; 31:15; 35:2), когда запрещалось работать (Исх 20:10; 31:14); это относилось также к рабам, пришельцам и скоту. В субботу запрещалось зажигать огонь (Исх 35:3); необходимую пищу надо было готовить в предшествующий день, в пятницу, или в «день перед субботой» (Мк 15:42; Исх 16:23). Пророк Амос упоминает перерыв в деловой жизни в субботу (Ам 8:5), а Иеремия указывает на запрет «носить ношу» (Иер 17:21 и след.). Нарушение этих предписаний грозило смертной казнью (Исх 31:14,15; 35:2; Чис 15:35). Но основополагающий смысл субботы заключался в том, что это был день отрады (Ис 58:13), в который израильтяне собирались вместе (Лев 23:3; ср. 4Цар 4:23) для вознесения хвалы Господу и богослужения (Пс 91). Ежедневная жертва всесожжения удваивалась (Чис 28:9,10), а в святилище возлагали новые хлебы предложения (Лев 24:8). Субботний отдых означал для израильтян причастность к Божьему покою. Поскольку на седьмой день после сотворения мира Бог отдыхал от дел, Он освятил и благословил каждый

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...