Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социализация. Развитие общения. Нравственное воспитание.




СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА *

Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

– развитие игровой деятельности детей;

– приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

– формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу**.

* Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 144 с.

** См.: От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2014. С. 122.

РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ)

Ме- сяц

Тема и цели занятия
1-й недели

Тема и цели занятия 2-й недели Тема и цели занятия 3-й недели Тема и цели занятия 4-й недели Реализуемые образовательные области
1

2

3 4 5 6

Планируемые результаты образовательной деятельности: слушает новые сказки, рассказы, стихи; участвует в обсуждениях, может принимать на себя роль персонажа, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя, умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей, способен следить за развитием театрализованного действия и эмоционально на него отзываться, разыгрывает по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок, имитирует движения, мимику, интонацию изображаемых героев, пытается выразительно передавать игровые и сказочные образы, умеет объединяться со сверстниками для игры в группу из 2–3 человек на основе личных симпатий, выбирать роль в сюжетно-ролевой игре; взаимодействовать и ладить со сверстниками в непродолжительной совместной игре, умеет делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями, может самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками, может принимать участие в беседах о театре

 

Сентябрь

Тема Травка-муравка Лягушата на болоте Жили гуси у бабуси Где ночует солнце?

Социально-коммуникативное развитие: способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений, показывать детям способы ролевого поведения, используя обучающие игры, развивать умение имитировать характерные действия персонажей;развивать диалогическую форму речи, вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.

Цели Ввести в игровую ситуацию; дать положительный заряд. Развивать интонационную выразитель- Развивать воображение, навыки диалога. Учить: – использовать выразительные интонации; Дать положительный заряд эмоций. Учить: – следить за ходом изображае- мого взрослым Учить: – активно откликаться на художественный образ; – побуждать к вхождению

Продолжение табл.

1

2

3 4 5 6
Сентябрь   ность голоса – соотносить содержание с показом в драматизации сюжета; – вовлекать в беседу по его содержанию в роль мамы (папы); – вовлекать в двигательную импровизацию; – сравнивать моторные и спокойные интонации Художественно-эстетическое развитие: способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов. Речевое развитие: развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок

Ок-тябрь

Тема Мокрые дорожки Кто из нас, из овощей… Ветер-ветерок Музыкальная шкатулка

Социально-коммуникативное развитие: развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре, стремление импровизировать на несложные сюжеты сказок, активность в двигательной деятельности; вовлекать детей в разговор, вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.

Художественно-эстетическое развитие: формировать эмоциональную отзывчивость на произведение, умение различать веселую и грустную музыку.

Речевое развитие: воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения

 

Цели Учить: – различать интонации музыки, воспитывать чувство лада. Побуждать к двигательной импровизации. Выражать свои эмоции через движение Обогащать эмоции; вовлекать в импро- визацию. Учить обсуждать содержание сказки Развивать слуховое внимание и вообра- жение. Побуждать к интонационной выразительности. Вовлекать в двигательную импровизацию Познакомить с новой сказкой. Вовлекать в беседу по ее содержанию и драматизации образов. Учить: – вслушиваться в музыкальное сопровождение и узнавать настроение музыки; – соотносить его с образами героев сказки

Продолжение табл.

1

2

3 4 5 6

Ноябрь

Тема Храбрые портные В магазине игрушек Коза-дереза Первый ледок

Социально-коммуникативное развитие: развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий, взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами; в индивидуальных играх с игрушками-заместителями исполнять роль за себя и за игрушку, следить за развитием действия в играх-драматизациях, созданных силами взрослых и старших детей; формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

Познавательное развитие: развивать умение воспринимать звучание родной речи, знакомить с театром через мини-спектакли и представления, а также через игры-драматизации по произведениям детской литературы, поощрять исследовательский интерес, проведение простейших наблюдений, развивать образные представления

Цели Вовлечь в игровую ситуацию и пробудить желание действовать самостоятельно в роли персонажа. Показать широкий спектр ролей одного сюжета Вовлечь в ситуацию сюжетно-ролевой игры. Учить взаимодействовать с игрушками и друг другом в качестве партнеров. Побуждать к принятию роли Познакомить с театром, его устройством. Увлечь театральной поста- новкой. Вызвать эмоциональный отклик на яркое зрелище Побуждать к решению проблемы. Развивать воображение. Учить проявлять себя в ин- дивидуальной и групповой роли

Декабрь

Тема Знакомые герои Морозные деньки Елочки в лесу Новогоднее представление

Социально-коммуникативное развитие: пробуждать интерес детей к театрализованной игре, создавать условия для ее проведения, развивать умение выбирать роль, вызывать желание действовать с элементами костюмов и атрибутами как внешними символами

Цели Вспомнить знакомые сказки. Дать эмоциональный заряд бодрости, ра- Побуждать к решению проблемных Приобщать к традиции празднования

Продолжение табл.

1

2

3 4 5 6
Декабрь   Побуждать к драматизации. Учить: – входить в роль персонажа; – выразительно обыгрывать роль. Поощрять самостоятельность в игре дости восприятия наступив- шей зимы. Вовлечь в игровую ситуацию. Побуждать к импровизации ситуаций. Вовлекать в двигательную импровизацию. Побуждать входить в роль персонажа, используя воображаемые предметы Нового года. Побуждать к использованию знакомого художественного материала, само-стоятельности в ролевой игре роли, выступать перед сверстниками, обустраивая место для выступления. Речевое развитие: развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок. Познавательное развитие: расширять представления о характерных особенностях зимней природы, обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи

Ян-варь

Тема Сказки матушки-метели Котик на печке песни поет Варя пришла в театр Три лисицы- мастерицы

Социально-коммуникативное развитие: способствовать возникновению игр по мотивам литературных произведений (потешек, песенок, сказок, стихов); развивать стремление импровизировать, поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками; развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор после просмотра спектаклей.

Художественно-эстетическое развитие: приобщать детей к народной музыке.

Речевое развитие: воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать геро-

Цели Вовлекать в игровую ситуацию, в двига- тельную импровизацию. Побуждать вступать в диалог. Приучать внимательно слушать новую сказку и следить за разверты- Приобщать к русскому фольклору, увлечь сюжетом Побуждать к обыгрыванию сюжета, включать в импро- визацию. Приучать к самостоятель- ности в обустройстве игры Продемон- стрировать выразительную игру старших ребят. Побуждать к вхождению в роль персонажа. Учить импро- визировать

Продолжение табл.

1

2

3 4 5 6
Ян-варь   ванием ее со- держания       ям произведения, учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения

Февраль

Тема Тихая песня Варя-повариха Тили-бом Веселая ярмарка

Социально-коммуникативное развитие: способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли, развивать умение имитировать характерные действия персонажей, передавать эмоциональное состояние человека, развивать стремление импровизировать на несложные сюжеты сказок; развивать диалогическую форму речи, поощрять желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам.

Художественно-эстетическое развитие: формировать эмоциональную отзывчивость на произведение, умение различать тихую, грустную музыку, передавать характер песни (протяжно, ласково, напевно).

Речевое развитие: в оспитывать умение слушать новые сказки, следить за развитием действия, повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы

Цели Настраивать на тихие, ласковые интонации колыбельной песни, сказки. Заинтересо- вать содержа- нием сказки. Учить размышлять по поводу сюжета; вызвать состояние покоя и добрые чувства Побуждать к вхождению в роль. Привлекать к подготовке предметной среды для игр. Заинтересовывать разнообразием сюжетных линий в игре на одну тему. Побуждать к интонационной выразительности в роли Увлечь художественно-образным преподнесением материала. Побуждать са- мостоятельно действовать в роли персонажа; следить за действиями партнеров Вовлекать в диалог. Побуждать к вхождению в выбранную роль персонажа каждого ребенка

Продолжение табл.

1

2

3 4 5 6

март

Тема Короб со сказками Чьи детки? Вот уж зимушка проходит Валя у парик- махера

Социально-коммуникативное развитие: способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, обогащению игрового опыта посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию, развивать умение выбирать роль персонажа, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий, формировать умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами, знакомить детей с приемами вождения настольных кукол, учить сопровождать движения простой песенкой; на основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.

Познавательное развитие: знакомить с доступными пониманию ребенка профессиями, характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей

Цели Вспомнить знакомые сказки. Способствовать вхождению детей в роли героев; акти- визировать в игре в настольный театр Вовлекать в воображаемую ситуацию. Побуждать выразительно действовать в роли зверей Приобщать к народному празднику – проводам рус-ской зимы. Показать смену времен года, сравнить два времени года; дать эмоциональный заряд бодрости Познако- мить с работой парикмахера. Вовлечь в сюжетно- ролевую игру. Побуждать к самостоятельности и импровизации в роли; приобщать к взаимодействию с партнером

Продолжение табл.

1

2

3 4 5 6

Ап-рель

Тема Городок игрушек Приветливый ручей Зоопарк Волшебная палочка

Социально-коммуникативное развитие: формировать умение следить за развитием действия в играх-драматизациях, показывать детям способы ролевого поведения, развивать умение выбирать роль персонажа, взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами; помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом, доброжелательно общаться.

Речевое развитие: воспитывать умение слушать новые сказки, следить за развитием действия, развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из сказок.

Познавательное развитие: расширять представления о диких животных.

Художественно-эстетическое развитие: формировать навыки более точного выполнения движений, передающих характер изображаемых животных

Цели Увлечь путе- шествием. Познакомить с новыми героями. Побуждать к активности в выборе роли персонажа, к принятию сверстника как партнера по игре Развивать образное мыш- ление. Познакомить с новой сказкой; дополнить образный сюжет ожившей сказкой в при- роде Познакомить с дикими животными и их по- вадками. Воспитывать любовь ко всему живому. Развивать любознательность. Побуждать к вхождению в роль персонажа Побуждать к игре-драмати- зации. Познако- мить с новой сказкой; активи- зировать вни- мание. Приучать следить за развертыванием содержания сказки в театре

Май

Тема Солнышко, появись! Лети, мотылек! Дружные соседи Будем мы трудиться

Социально-коммуникативное развитие: способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений (потешек, песенок, сказок); обогащению игрового опыта посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию, развивать актив-

Цели Приобщать к русскому фольклору; включать в инсценировку. Побуждать к имитации образов героев сюжетов в во- Побуждать к импровизации художественного образа. Побуждать к двигательной активности.

Окончание табл.

1

2

3 4 5 6
    Учить говорить и действовать от имени персонажей. Активизи- ровать партнерское взаимодействие в игре кально-двигательной импровизации. Познакомить с новой сказкой и обыграть ее в драматизации Вовлекать в обыгрывание знакомого сюжета Вызывать положительные эмоции в игре на тему труда; вовлекать в са- мостоятельное обыгрывание сюжета ность детей в двигательной деятельности, развивать умение имитировать характерные действия персонажей, развивать стремление импровизировать на несложные сюжеты песен, сказок. Художественно-эстетическое развитие: приобщать детей к народной музыке, способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов; вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Речевое развитие: продолжать формировать интерес к книгам
             

Рекомендации по развитию
игровой деятельности

На четвертом году жизни у детей активно развивается сюжетно-ролевая игра. Игра тесно связана с воображением (принятие роли персонажа, способность воплотиться в ней, встать на позицию другого, побыть в воображаемой ситуации). Работа воспитателя по развитию у детей воображения начинается в рамках игры как предметной деятельности, когда ребята еще не владеют ролевым поведением, но могут иметь представление о существовании определенных социальных ролей окружающих людей. Воспитатель, организуя игровую ситуацию, воплощает ее в контексте какого-либо сюжета, образа, что способствует ее целостному восприятию. Предъявление сюжета как целостной образной ситуации чрезвычайно важно для развития умения строить сюжет игры, создавать замысел.

Театрализованная игра представлена как эмоциональная ситуация, которую формирует и организует взрослый. Смысл этой ситуации состоит в том, чтобы захватить ребенка впечатлением, эмоцией, создать атмосферу непринужденности, импровизации, в которой все происходит «здесь и сейчас», ничто не репетируется и не выучивается специально, заранее, но все воспроизводится тут же, у него на глазах, и поэтому так эффективно и ценно.

В театрализованных играх детей 3–4 лет обнаруживается тесная связь с сюжетно-ролевой игрой. В играх разыгрываются сюжеты на бытовые темы (ремонт одежды, приготовление обеда, поход в парикмахерскую и т. д.), позволяющие взглянуть на знакомую ситуацию с другой, художественной стороны.

Предложенные нами игры-ситуации можно проводить в любое время в режиме дня: как на занятиях, так и в свободной совместной деятельности воспитателя с детьми. Основным критерием успешности работы являются интерес и увлеченность детей в процессе игры.

Памятка для родителей

Ÿ Ваш малыш подрастает, становится все более самостоятельным, многое умеет делать без вашей помощи. Дайте ему возможность почувствовать себя независимым и самостоятельным в том, чему он уже научился: самостоятельно кушать, заправлять кровать, одеваться. Пусть ваш ребенок еще многое не умеет объяснить, но уже все понимает. Воспитывайте у него слуховое внимание: приучайте слышать то, о чем вы его просите. Поощряйте малейшие успехи малыша. Вот он научился пользоваться расческой и, посмотрев в зеркало, оценил свою прическу, аккуратный вид. Похвалите ребенка за самостоятельность и умение следить за собой, делать все вовремя. Вы увидите, что в следующий раз он проявит больше инициативы, смелости, любознательности не только в быту, но и в других занятиях.

Ÿ Ребенок стремится подражать взрослому, ведь именно взрослый является для него источником информации о мире людей. Расширяйте круг общения малыша, используйте любую возможность сообщить ему не только что-то абсолютно новое для него, но и новое об уже известном, освоенном. Так, ребенок знает о том, что в кастрюле варят суп, но открытием для него может стать то, что за супом надо следить, помешивать, чтобы он не выкипел.

Интересным для ребенка будет знакомство, например, с башенным краном. Малыша восхищает один только вид этой большой машины. Не уводите его, дайте ему возможность получше рассмотреть кран, расскажите о работе крановщика, о возможностях подобной техники. Дома еще раз напомните ребенку об увиденном, предложив отразить в рисунке свои впечатления, и вы увидите, с каким удовольствием ребенок будет рисовать. Проявляйте чуткость и тактичность по отношению к рисункам малыша: они несовершенны, но хорошо отражают чувства и настро-
ения малышей. Главная ценность детских рисунков состоит не в том, насколько «художественно» и «достоверно» ребенок изобразил предмет, а в том, что в рисунке он выразил свои чувства, мысли, настроения – впечатления от увиденного.

Ÿ Интересуйтесь играми малыша. Если ваш ребенок бесцельно катает одну и ту же машинку, беспорядочно укладывает кукол, не заботится о кукольном уголке, то это значит, что у него не сформированы игровые умения: он попросту не умеет играть. Помогите малышу, подскажите новые действия: как нагружать в машину кирпичики (кубики), как ухаживать за куклой, что можно делать с новыми игрушками, в каком направлении продолжить игру.

Ÿ Демонстрируйте и объясняйте ребенку свои действия, к примеру, как вы собираетесь на работу: выбираете одежду, складываете в сумку необходимые вещи – бумаги, ручки, очки, телефон. Вечером, приходя с работы или возвращаясь по дороге из детского сада домой, поделитесь с малышом тем, как прошел ваш день, спросите, что он делал в детском саду, что особенно его волнует.

Ÿ Показывайте ребенку мир вокруг, совершайте специальные прогулки к объектам, скрытым от глаз малыша в повседневной жизни: к городскому памятнику, дворцу спорта, зданию театра, железной дороге. Все увиденное вокруг и услышанное от вас обогатит его впечатления, эмоции и знания.

Как можно больше разговаривайте с ребенком. Помните, что 3–4 года – это возраст «почемучек», поэтому важно не упустить благодатное время жажды познаний и развивать его речь. Ребенку в этом возрасте интересно все: почему на небе темные облака, как работает вентилятор, почему тает лед... Чаще разговаривайте с малышом, старайтесь каждый день специально отводить время на общение с ним. В этом возрасте мальчикам очень важно выслушать компетентный ответ папы по поводу устройства того или иного механизма, а девочкам – совет мамы по поводу ухода за куклой-дочкой. Иногда нам придется заглянуть в детскую энциклопедию, продумать ответ, чтобы он был понятен ребенку. Такое целенаправленное общение даст положительные результаты: ребенок будет жить насыщенной, интересной жизнью, у него будут свои занятия и игры, он сумеет проявить инициативу, самостоятельно обустроить место для игры, подобрать необходимые атрибуты. Не пытайтесь поучать и пичкать ребенка знаниями, напротив, старайтесь увлечь малыша той или иной темой; своим тоном и атмосферой общения побуждайте к активности, самостоятельности.

Ÿ Во время игры спросите у ребенка, во что он играет, и обратите внимание на то, какие роли ему интересны: повара, мамы, папы, шофера и т. п. Помогите малышу советом, поиграйте вместе с ним, чтобы игра не стояла на месте, а развивалась и увлекала ребенка. Подскажите ребенку сюжеты, в которые можно играть, и объясните, как это лучше сделать. В совместных играх действуйте гибко, ненавязчиво. Не раздражайтесь по пустякам, наберитесь терпения; если малыш не воспринимает ваши советы, ищите другие методы взаимодействия с ним. Уважайте желания, мысли и чувства ребенка, давая ему возможность проявить инициативу.

Ÿ Ребенку необходимо общение со сверстниками. Приглашайте его друзей к себе домой, устраивайте детские праздники с продуманной программой детского активного отдыха. Покажите детям домашний спектакль кукольного театра, который вы сделали своими руками. Приобщайте к культуре детского отдыха ваших друзей – молодых родителей: пусть они помогут обустроить импровизированную ширму, примут участие в спектакле, подготовят развлечения для детей. Такой праздник надолго запомнится всем, доставит детям радость, даст возможность насладиться хорошим семейным отдыхом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...