Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
– формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни;
– сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления;
– обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки;
– формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности;
– развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений;
– развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту*.
Целевые ориентиры образования**
· у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.);
· с интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.
* См.: От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2014. С. 206.
** См.: От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2014. С. 18.
РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ)
Ме-
сяц
Тема и цели занятия 1-й недели
Тема и цели занятия 2-й недели
Тема и цели занятия 3-й недели
Тема и цели занятия 4-й недели
Реализуемые образовательные области
1
2
3
4
5
6
Сентябрь
Планируемые результаты образовательной деятельности: умеет ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направление, может ползать на четвереньках, энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, может бросать мяч двумя руками от груди; проявляет интерес к участию в совместных играх и физических упражнениях, умеет посредством речи налаживать контакты, взаимодействовать со сверстниками
Тема
Занятия 1–2
Занятия 3–4
Занятие 5–6
Занятие 7–8
Физическое развитие: развивать умение ходить и бегать свободно, в колонне по одному; энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках на месте; закреплять умение энергично отталкивать мячи двумя руками одновременно, закреплять умение ползать, развивать умение реагировать на сигналы «беги», «лови», «стой»; создавать условия для систематического закаливания организма, формирования и совершенствования основных видов движений.
Социально-коммуникативное развитие: способствовать участию детей в совместных играх, поощрять игры, в которых развива-
Цели
Приучать детей ходить и бегать небольшими группами за воспитателем.
Учить ходить между двумя линиями, сохраняя равновесие.
Подвижная игра «Бегите ко мне»
Учить:
– ходить и бегать всей группой в прямом направлении за воспитателем;
– подпрыгивать на двух ногах на месте.
Подвижная игра «Догони меня»
Ознакомить детей с ходьбой и бегом в колонне небольшими группами.
Учить энер- гично отталкивать мяч двумя руками.
Подвижная игра «Мой веселый, звонкий мяч»,
малоподвижные игры «Найди
Учить:
– ходить и бегать колонной по одному всем составом группы;
– подлезать под шнур.
Подвижная игра «Найди свой домик»
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
Сентябрь
мяч», «Надуй мяч»
ются навыки лазанья, ползания; игры с мячами; продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения в детском саду: играть с детьми, не мешая им и не причиняя боль; помогать детям доброжелательно общаться друг с другом
Ок-тябрь
Планируемые результаты образовательной деятельности: умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями воспитателя, может катать мяч в заданном направлении, бросать мяч двумя руками, проявляет положительные эмоции при физической активности, откликается на эмоции близких людей и друзей, делает попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь, имеет положительный настрой на соблюдение элементарных правил поведения в детском саду
Тема
Занятия 1–2
Занятия 3–4
Занятие 5–6
Занятие 7–8
Физическое развитие: развивать умение ходить и бегать свободно, в колонне по одному, в разных направлениях, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве, сохранять правильную осанку стоя, в движении, развивать навыки лазанья, ползания, умение энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться, закреплять умение энергично отталкивать мячи при катании; воспитывать бережное отношение к своему телу, своему здоровью, здоровью других детей.
Социально-коммуникативное развитие: развивать активность детей в двигательной деятельности, умение общаться спокойно, без
Цели
Учить:
– ходить и бегать по кругу;
– сохранять устойчивое равновесие в ходьбе и беге по ограниченной площади.
Упражнять в подпрыгивании на двух ногах на месте.
Подвижная игра «Поезд», малопо-
Учить:
– во время ходьбы и бега останавливаться на сигнал воспитателя;
– при перепрыгивании приземляться на полусогнутые ноги.
Упражнять в прокатывании мячей.
Учить:
– останавливаться во время бега и ходьбы по сигналу воспитателя;
– подлезать под шнур.
Упражнять в равновесии при ходьбе
по уменьшенной площади.
Подвижная игра «Бежать к флаж-
Закреплять умение ходить и бегать по кругу.
Учить энергичному отталкиванию мяча при прокатывании друг другу.
Упражнять в ползании
на четвереньках.
Подвижная игра «Мыши в кладовой»
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
Ок-тябрь
движная игра «Угадай, кто кричит?»
Подвижная игра «У медведя во бору»
ку», малоподвижная игра «Угадай, чей голосок?»
крика; учить соблюдать правила безопасного передвижения в помещении и осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держаться за перила
Ноябрь
Планируемые результаты образовательной деятельности: сохраняет равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, может ползать на четвереньках, энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, умеет взаимодействовать со сверстниками, ситуативно проявляет доброжелательное отношение к окружающим, умение делиться с товарищем; имеет опыт правильной оценки хороших и плохих поступков
Тема
Занятия 1–2
Занятия 3–4
Занятие 5–6
Занятие 7–8
Физическое развитие: продолжать развивать разнообразные виды движений, совершенствовать основные движения, умение энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках на месте; закреплять умение ползать, ловить мяч, брошенный воспитателем; продолжать укреплять и охранять здоровье детей, создавать условия для систематического закаливания организма.
Социально-коммуникативное развитие: развивать самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений, в подвижных играх, поощрять игры, в которых развиваются навыки лазанья, ползания; игры с мячами; помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом
Цели
Упражнять в ходьбе и беге.
Учить:
– сохранять равновесие в ходьбе по уменьшенной площади;
– мягко при- земляться в прыжках.
Подвижная игра «Мыши в кладовой», малоподвижная игра «Где спрятался мышонок?»
Упражнять:
– в ходьбе колонной по одному;
– прыжках из обруча в обруч.
Учить приземляться на полусогнутые ноги.
Упражнять в прокатывании
мяча.
Подвижная игра «Трамвай»
Упражнять:
– в ходьбе колонной по одному;
– ловить мяч, брошенный воспитателем, и бро-
сать его назад;
– ползать на четвереньках
Закреплять умение подлезать под дугу на четвереньках.
Упражнять:
– в ходьбе по уменьшенной площади.
Подвижная игра «Найди свой
домик»
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
Декабрь
Планируемые результаты образовательной деятельности: умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями воспитателя, сохраняет равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, может ползать произвольным способом, катать мяч в заданном направлении, проявляет интерес к участию в совместных играх и физических упражнениях, проявляет умение взаимодействовать и ладить со сверстниками в непродолжительной совместной игре
Тема
Занятия 1–2
Занятия 3–4
Занятие 5–6
Занятие 7–8
Физическое развитие: упражнять в ходьбе и беге по кругу, врассыпную, вкатании мяча, в подлезании под препятствие; дать представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение, познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма, приучать детей находиться в помещении в облегченной одежде.
Социально-коммуникативное развитие: постепенно вводить игры с более сложными правилами и сменой видов движений, поощрять попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь; продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения в детском саду; развивать диалогическую форму речи
Цели
Учить:
– ходить и бегать врассыпную, используя всю площадь зала;
– сохранять устойчивое равновесие при ходьбе по доске, в прыжках.
Упражнять в приземлении
на полусогнутые ноги.
Подвижная игра «Наседка и цыплята», малоподвижная игра «Лошадки»
Учить:
– ходить и бегать по кругу;
– мягкому спрыгиванию на полусогнутые ноги.
Упражнять
в прокатывании мяча.
Подвижная игра «Поезд»
Учить:
– ходить и бегать врассыпную;
– катать мяч друг другу, выдерживая направление;
– подползать под дугу.
Подвижная игра «Птички и птенчики»
Учить:
– ходить и бегать по кругу;
– подлезать под шнур, не ка- саясь руками;
– сохранять равновесие при ходьбе по доске.
Подвижная игра «Воробышки и кот», малоподвижная игра «Каравай»
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
Ян-варь
Планируемые результаты образовательной деятельности: умеет бегать, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями воспитателя, сохраняет равновесие при ходьбе по ограниченной плоскости, владеет соответствующими возрасту основными движениями, стремится самостоятельно выполнять элементарные поручения, преодолевать небольшие трудности, умеет занимать себя игрой
Тема
Занятия 1–2
Занятия 3–4
Занятие 5–6
Занятие 7–8
Физическое развитие: формировать умение ходить по два (парами), врассыпную, по наклонной доске, сохраняя равновесие, закреплять умение ползать, подлезать под препятствие, катать мяч; осуществлять постоянный контроль за выработкой правильной осанки, познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма.
Социально-коммуникативное развитие: поощрять игры, в которых развиваются навыки лазанья, ползания; игры с мячами, развивающие ловкость движений; продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения в детском саду: играть с детьми, не мешая им и не причиняя боль; развивать инициативную речь детей во взаимодействиях со взрослыми и сверстниками
Цели
Познакомить:
– с перестроением и ходьбой парами;
– сохранять устойчивое равновесие при ходьбе по доске.
Упражнять в прыжках, продвигаясь вперед.
Подвижная игра «Кролики»
Учить:
– ходить и бегать врассыпную при спры- гивании;
– мягкому приземлению на полусогнутые ноги;
– прокатывать мяч вокруг предмета.
Подвижные игры «Трамвай»,
«Мой веселый, звонкий мяч», «Угадай, кто кричит?»
Упражнять:
– в ходьбе пара-
ми и беге врассыпную;
– прокатывать мяч друг другу;
– подлезать под дугу, не касаясь руками пола.
Подвижная игра «Найди свой цвет»
Упражнять:
– в ходьбе и беге с остановкой
на сигнал вос- питателя;
– подлезать под шнур, не касаясь руками пола.
Формировать правильную осанку при ходьбе по доске.
Подвижная игра «Мыши в кла- довой»
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
Февраль
Планируемые результаты образовательной деятельности: сохраняет равновесие при ходьбе по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы, может ползать на четвереньках, произвольным способом, энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, может катать мяч в заданном направлении; проявляет положительные эмоции при физической активности, готов соблюдать элементарные правила в совместных играх, понимает, что надо жить дружно, помогать друг другу
Тема
Занятия 1–2
Занятия 3–4
Занятие 5–6
Занятие 7–8
Физическое развитие: развивать навыки ходьбы и бега врассыпную, колонной по одному, с выполнением заданий, перешагиванием через предметы; навыки лазанья
и ползания; развивать умение энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках, развивать ловкость, выразительность и красоту движений;
воспитывать бережное отношение к своему телу, своему здоровью, здоровью других детей.
Социально-коммуникативное развитие: развивать умение соблюдать в ходе игры элементарные правила, поощрять игры, в которых развиваются навыки лазанья, ползания; игры с мячами; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого
Цели
Упражнять:
– в ходьбе и беге врассыпную;
– прыжках из обруча в обруч.
Учить ходить переменными шагами через шнур.
Подвижная игра «Птички в гнездышке»
Упражнять:
– в ходьбе и беге колонной по одному, выполняя задания;
– прокатывании мяча друг другу.
Учить приземляться на полусогнутые ноги при спрыги- вании.
Подвижная игра «Воробышки и кот»
Упражнять:
– в ходьбе переменным шагом через шнуры;
– беге врас- сыпную;
– бросать мяч через шнур;
– подлезать под шнуром, не касаясь руками пола.
Подвижная игра «Найди свой цвет», малоподвижная игра
«Угадай, кто кричит?»
Упражнять:
– в ходьбе колонной по одному, выполняя задания;
– беге врассыпную;
– пролезать в обруч, не касаясь руками пола;
– сохранять равновесие при
ходьбе по доске.
Подвижная игра «Кролики»
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
Март
Планируемые результаты образовательной деятельности: умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями воспитателя, может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке произвольным способом, энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину, может катать мяч, ударять мячом об пол и ловить; проявляет положительные в самостоятельной двигательной деятельности, имеет элементарные представления о ценности здоровья, умеет действовать совместно в подвижных играх и физических упражнениях, согласовывать движения
Тема
Занятия 1–2
Занятия 3–4
Занятие 5–6
Занятие 7–8
Физическое развитие: развивать умение энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с продвижением вперед, принимать правильное исходное положение в прыжках в длину, обучать хвату за перекладину во время лазанья, упражнять в ходьбе и беге парами, по кругу, врассыпную, по доске, с переша- гиванием через предметы; осуществлять постоянный контроль за выработкой правильной осанки, формировать желание вести здоровый образ жизни.
Социально-коммуникативное развитие: развивать активность детей в двигательной деятельности, организовывать игры со всеми детьми, формировать первичные гендерные представления; формировать потребность
делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями
Цели
Учить:
– ходить и бегать по кругу;
– сохранять устойчивое равновесие при ходьбе по уменьшенной площади;
– мягко приземляться в прыжках с продвижением вперед
Упражнять в ходьбе и беге парами и беге врассыпную.
Познакомить с прыж- ками в длину с места.
Учить прокатывать мяч между предметами
Упражнять:
– в ходьбе и беге по кругу;
– ползании по скамейке на ладонях и коленях.
Учить бросать мяч о землю и ловить двумя руками
Упражнять:
– в ходьбе парами;
– беге врас- сыпную;
– ходьбе с пере- шагиванием через брусок.
Учить правильному хвату руками за рейки при влезании
на наклонную лестницу
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
Ап-рель
Планируемые результаты образовательной деятельности: умеет ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направление, сохраняет равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, может бросать мяч и ловить двумя руками, владеет соответствующими возрасту основными движениями, готов соблюдать элементарные правила в совместных играх, интересуется предметами ближайшего окружения, их назначением, свойствами, обращается к воспитателю по имени и отчеству
Тема
Занятия 1–2
Занятия 3–4
Занятие 5–6
Занятие 7–8
Физическое развитие: формировать умение сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии; развивать умение правильно приземляться в прыжках; закреплять умение энергично отталкивать мячи при бросании, ловить мяч двумя руками одновременно; закреплять умение ползать; формировать умение сообщать о самочувствии взрослым, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.
Социально-коммуникативное развитие: постепенно вводить игры с более сложными правилами и сменой видов движений, формировать уважительное отношение к окружающим; на основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей; продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения в детском саду: играть с детьми, не мешая им и не причиняя боль
Цели
Упражнять:
– в ходьбе и беге с остановкой по сигналу;
– сохранять устойчивое равновесие при ходьбе на повышенной опоре;
– в прыжках в длину с места.
Подвижная игра «Курочка-хохлатка», малоподвижная игра
«Где цыпленок?»
Упражнять:
– ходить колонной по одному;
– бегать врас- сыпную;
– в прыжках с места.
Продолжать учить приземляться одновременно на обе ноги, упражнять в бросании мяча об пол.
Подвижная игра «Найди свой цвет», малоподвижная игра «Пройди тихо»
Упражнять:
– ходить и бегать врассыпную;
– бросать мяч вверх и ловить его двумя руками;
– ползать по доске.
Подвижная игра «Мыши в кладовой», малоподвижная игра «Где спрятался
мышонок?»
Упражнять:
– в ходьбе и беге колонной по одному;
– влезать на наклонную лесенку;
– в ходьбе по доске, формируя правильную осанку.
Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»
Окончание табл.
1
2
3
4
5
6
Май
Планируемые результаты образовательной деятельности: умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями воспитателя, может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, катать мяч в заданном направлении, бросать его двумя руками, ударять об пол, бросать его вверх 2–3 раза подряд и ловить; проявляет положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной двигательной деятельности, доброжелательность, дружелюбие по отношению к окружающим
Тема
Занятия 1–2
Занятия 3–4
Занятие 5–6
Занятие 7–8
Физическое развитие: закреплять умение ходить, сохраняя перекрестную координацию движений рук и ног, в колонне по одному, по кругу, врассыпную, с перешагиванием через предметы; бросать мяч вверх, вниз, об пол (землю), ловить его; ползать на четвереньках по прямой, лазать по лесенке-стремянке, развивать самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений, в подвижных играх; воспитывать бережное отношение к своему телу, своему здоровью, здоровью других детей,формировать желание вести здоровый образ жизни.
Социально-коммуникативное развитие: развивать активность детей в двигательной деятельности, организовывать игры со всеми детьми, развивать умение детей общаться спокойно, без крика; развивать диалогическую форму речи; не разговаривать с незнакомыми людьми и не брать у них угощения и различные предметы, сообщать воспитателю о появлении на участке незнакомого человека
Цели
Упражнять:
– ходить и бегать по кругу;
– сохранять равновесие при ходьбе на повышенной опоре;
– в перепрыгивании через шнур.
Подвижная игра «Мыши в кладовой», малоподвижная игра «Найди цып- ленка»
Упражнять:
– ходить и бегать врассыпную;
– в подбрасыва-
нии мяча;
– в приземле- нии на носочки в прыжках в длину с места.
Подвижная игра «Огуречик, огуречик…», малоподвижная игра «Угадай, кто позвал»
Упражнять:
– ходить колонной по одному, выполняя задания по сигналу;
– бегать врас- сыпную;
– учить подбрасывать мяч вверх и ловить его;
– ползании по скамейке на ладонях и коленях.
Подвижная игра «Воробышки и кот»
Упражнять:
– в ходьбе, отра- батывая переменный шаг и коор- динацию движений, и беге врассыпную;
– в равновесии.
Закреплять умение влезать
на наклонную лесенку, не пропуская реек.
Подвижная игра «Найди свой цвет», малопо-движная игра «Каравай»