Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь, как нигде, создаются уникальные условия для всестороннего развития ребенка, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей малыши не могут самостоятельно использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью.
В течение года прогулки проводятся ежедневно. В летнее время дети проводят на воздухе практически все время с момента прихода в дошкольное учреждение, заходя в помещение лишь для приема пищи и сна.
В зимнее время прогулка проводится два раза в день. Общая продолжительность прогулки – до 4 часов. Только температура воздуха ниже –15 °С или ветреная погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или ее отмены.
Воспитатель использует любой повод, чтобы продолжать и на прогулке прививать любовь к природе, в том числе организует досуг на участке детского сада (или вблизи) в соответствии с календарным временем года (например, зимой – вокруг живой ели, продумав цикл наблюдений, завершающийся знакомством со строением шишки, семенами ели, показом особенностей шишек – пахнут смолой, на дереве (в холоде) закрываются, в тепле (в помещении) раскрывают чешуйки, из-под которых падают семена).
Во время прогулок проводятся ежедневные наблюдения за сезонными явлениями природы. С помощью игрушечных персонажей воспитатель может разнообразить приемы наблюдения, поддерживая у детей активный интерес к природе (например, воспитатель соглашается взять куклу на улицу, чтобы дети показали ей птиц на кормушке, поиграли со снегом). Такие приемы позволяют достигнуть цели наблюдения – уточнить названия зимующих птиц, которых дети видят на кормушке и вблизи участка; учить различать их по 2–3 характерным признакам (воробьи – маленькие, серые или серо-коричневые, летают стайкой; ворона – крупная, серо-черная, летает одна; голуби крупнее воробьев, серо-голубые, кормятся стаей).
Кроме того, предлагаемый вариант планирования составлен с учетом организации рациональной двигательной активности детей и ее педагогического руководства в процессе игр и упражнений на прогулке. Как в организованных, так и в самостоятельных играх необходимо своевременно переключать дошкольников с одного вида занятий на другой, поэтому очень важно, чтобы вся деятельность детей на прогулке направлялась и регулировалась воспитателем, а каждый ребенок находился в поле его зрения.
В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.
При распределении игр и физических упражнений в течение дня следует учитывать соотношение нового программного материала, предлагаемого на физкультурных занятиях (как в зале, так и на улице), с ежедневными играми и упражнениями, проводимыми воспитателем на утренней и вечерней прогулках. Это будет способствовать закреплению и совершенствованию движений.
На участке детского сада должно быть оборудовано место для игры с целью закрепления правил уличного движения: обозначить перекрестки, поставить светофоры, детей-регулировщиков и т. д.
Важным моментом планирования является распределение игр и упражнений с учетом их интенсивности и сложности. Целесообразно чередовать физическую нагрузку с отдыхом, более подвижные физические упражнения с менее подвижными.
При подборе игр и упражнений учтены такие факторы, как время года, погодные условия и место их проведения. В весеннее-летний период подвижные игры и упражнения лучше организовывать в самом начале прогулки, что позволит обогатить содержание дальнейшей самостоятельной деятельности детей. Поздней осенью и зимой игры и упражнения целесообразно проводить в конце прогулки. Это снижает вероятность простудных заболеваний.
Практика показывает: одной из причин низкой двигательной активности детей в самостоятельных играх является недостаточное и нерациональное использование физкультурных пособий и спортивного инвентаря (мячей, обручей, скакалок, велосипедов, самокатов и др.). Учитывая индивидуальные особенности детей и опираясь на их интересы, воспитатель может показать разные варианты более активных действий с пособиями, чем те, которые выполняет ребенок, поможет обогатить игровой сюжет, наполнить его разнообразными движениями.
Необходимым приемом в руководстве двигательной активностью является сосредоточение чрезмерно подвижных детей на играх и упражнениях низкой интенсивности (игры с песком, дидактические игры, ходьба по буму, перелезание через обруч и т. д.), а малоподвижных – на выполнение упражнений с использованием физкультурных пособий (лазанье по гимнастической стенке, бег со скакалкой и т. д.).
Все предложенные педагогические приемы и методы индивидуально-дифференцированного подхода к детям должны строиться с учетом интереса ребенка к играм и разным видам деятельности.
* Составлен на основе: Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с малышами: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2–4 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2010.
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ)
Ме-
сяц
Тема и цели занятия 1-й недели
Тема и цели занятия 2-й недели
Тема и цели занятия 3-й недели
Тема и цели занятия 4-й недели
Реализация образовательных областей
1
2
3
4
5
6
Сентябрь
Планируемые результаты образовательной деятельности: проявляет интерес к различным видам игр, участию в совместных играх, выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе, проявляет положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной двигательной деятельности
Тема
Листопад.
Подвижная игра «Листопад»
У цветочной клумбы.
Подвижная игра «Вейся, венок»
Большая лейка.
Подвижная игра «По узенькой дорожке»
Где что растет?
Подвижная игра «Беги к тому, что назову»
Познавательное развитие: продолжать развивать восприятие, создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, развивать умение отличать и называть по внешнему виду фрукты и ягоды.
Физическое развитие: поощрять участие детей в совместных играх и физических упражнениях.
Социально-коммуникативное развитие: развивать активность детей в двигательной деятельности, закреплять навыки организованного поведения в детском саду, на улице; формировать положительное отношение к труду взрослых
Цели
Показать многообразие красок золотой осени.
Раскрыть новое понятие «листопад»
Познакомить с названиями нескольких цветов (флоксы, ноготки).
Закрепить
понятие «цвет»
Наблюдать за работой дворника.
Познакомить с названием «поливочная машина»
Дать понятие о фруктах и ягодах.
Напомнить строение растений
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
Ок-тябрь
Планируемые результаты образовательной деятельности: умеет посредством речи налаживать контакты в быту, самостоятельных играх, взаимодействовать со сверстниками, умеет делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями
Тема
Мы поможем.
Подвижная игра «Лохматый пес»
Что нам Осень подарила?
Подвижная игра «У медведя во бору»
Ласковый щенок Тишка.
Подвижная игра «Раздувайся, мой шар!»
Поход в лес (парк).
Подвижная игра «Поедем в лес»
Познавательное развитие: продолжать развивать восприятие, создавать условия для ознакомления детей с осязаемыми свойствами предметов, развивать умение отличать и называть по внешнему видуовощи, знакомить с некоторыми растениями данной местности: деревьями, цветущими травянистыми растениями, кустарниками, домашними животными и их детенышами.
Физическое развитие: развивать самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений, в подвижных играх.
Социально-коммуникативное развитие: организовывать игры со всемидетьми; развивать умение различать и называть качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая)
Цели
Закрепить знания об овощах, их форме, величине, цвете
Закреплять знания о растительном мире, о том, где что растет
Познакомить с частями тела щенка, их назва- ниями.
Уточнить,
как называют маму щенка
Уточнить названия растений: дерево, куст.
Познакомить с понятиями «гладкий», «колючий», «тяжелый»,
«легкий», «длинный», «короткий», «толстый», «тонкий»
Ноябрь
Планируемые результаты образовательной деятельности: участвует в разговорах во время рассматривания предметов, наблюдений за живыми объектами; способен устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения, готов соблюдать элементарные правила в совместных играх, может общаться спокойно, без крика, проявляет интерес к участию в праздниках
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
Ноябрь
Тема
Почему улицы нарядны?
Подвижная игра «Передай флажок, будь ловким, дружок»
Осеннее платье.
Подвижная игра «Поможем белочке сделать запасы на зиму»
Хмурая осень.
Подвижная игра «Птички и дождик»
Легковой автомобиль.
Подвижная игра «Вышли дети в садик»
Познавательное развитие: развивать умение замечать изменения в природе: становится холоднее, идут дожди, люди надевают теплые вещи, листья начинают изменять окраску и опадать, птицы улетают в теплые края.
Социально-коммуникативное развитие: уточнять названия и назначение предметов одежды, видов транспорта; дать первые представления о родной стране, городе, побуждать детей рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни
Цели
Дать пред-ставление о праздничном событии (4 ноября).
Объяснить, почему улицы украшены флаж- ками, иллюминациями и т. п.
Помочь детям заметить и назвать изменения в природе и погоде поздней осенней поры.
Дать представления о том, как птицы, животные готовятся перезимовать в холодные и голодные дни
Познакомить с наиболее типичными особенностями поздней осени.
Уточнить названия и назначение предметов одежды
Уточнить представления о легковом автомобиле, его основных частях
Декабрь
Планируемые результаты образовательной деятельности: отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения, проявляет эмоциональную отзывчивость на красоту объектов природы, кормит птиц (с помощью воспитателя), пытается отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности
Тема
Зима холодная.
Подвижная игра «Дед Мороз»
Снегопад.
Подвижная игра «Снег кружится»
Птицы зимой.
Подвижная игра
Морозный солнечный денек.
Познавательное развитие: формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях предметно-пространст-
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
Декабрь
«Собачка и воробей»
Подвижная игра «На елку»
венной развивающей среды; устанавливать
простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Физическое развитие: развивать умение реагировать на сигналы «беги», «лови», «стой» и др.; выполнять правила в подвижных играх.
Социально-коммуникативное развитие: поощрять игры, развивающие ловкость движений, постепенно вводить игры с более сложными правилами и сменой видов движений
Цели
Формировать первые связные представления о зимнем времени года
Познакомить с основным сезон-
ным явлением – снегопадом
Формировать желание заботиться о зимующих птицах.
Учить узнавать птиц, называть их части тела
Рассказывать о том, как живут звери зимой.
Стимулировать добрые чувства по отношению к жи- вотным
Ян-варь
Планируемые результаты образовательной деятельности: умеет в играх посредством речи налаживать контакты, взаимодействовать со сверстниками, активен при создании индивидуальных и коллективных композиций в лепке, пытается изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность, понимает смысл обозначений «вверху – внизу», «впереди – сзади», «слева – справа»
Тема
Встречаем Новый год.
Подвижная игра «Слепим дружно мы дружка из холодного снежка»
Деревья в белом уборе.
Подвижная игра «Кто больше снега под деревья нагребет»
Помощники.
Подвижная игра «Ворона и собачки»
В гостях у Снегурочки.
Подвижная игра «Коза рогатая»
Познавательное развитие: дать представления о свойствах снега, расширять представления о характерных особенностях зимней природы, учить замечать красоту зимней природы (деревья в снежном уборе, пушистый снег); побуждать участвовать в лепке поделок из снега.
Социально-коммуникативное развитие: вовлекать детей в разговор во время наблюдений за живыми объектами; воспитывать интерес к жизни и труду взрослых
Цели
Побуждать к рассказам о личных впе-
Помочь детям увидеть красивый белый на-
Воспитывать уважение к труду взрослых.
Познакомить с березкой, елью, с их отличитель-
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
Ян-варь
чатлениях встречи новогоднего праздника в семейном кругу
ряд у деревьев, охапки снега (пушистые шапки) на ветвях. Учить рассказывать о своих наблюдениях
Формировать желание помогать окружающим
ными внешними признаками.
Упражнять в пространственной ориентации
Февраль
Планируемые результаты образовательной деятельности: проявляет бережное отношение к природе, сооружает постройки из снега по собственному замыслу, способен самостоятельно преодолевать небольшие трудности, в диалоге с педагогом умеет услышать и понять заданный вопрос, не перебивает говорящего взрослого, умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности
Тема
Кролик серенький, зайка беленький.
Подвижная игра «Заинька, выйди в сад»
Экскурсия по улице.
Подвижная игра «Паровозик»
Зимние забавы.
Подвижная игра «Ладушки- оладушки»
Где спит медведь?
Подвижная игра «Мыши водят хоровод»
Цели
Закрепить знания о строении тела жи- вотных.
Уточнить название частей тела кролика (зайца).
Закрепить знания о транспортных средствах.
Познакомить с новыми видами транспорта и их назначением.
Закреплять знания о назначении снежных построек.
Уточнить
знания о названии птиц, частей их тела, голосовых реакциях
Учить: выполнять необходимые действия, получая результат; заботиться об окружающих живых существах, не тревожить их напрасно
Познавательное развитие: знакомить с правилами поведения в природе (не трогать животных и др.), побуждать участвовать в лепке снежных построек, вызывать чувство радости при удавшейся постройке.
Физическое развитие: организовывать подвижные игры с правилами.
Социально-коммуникативное развитие: уточнять названия и назначение видов
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
Февраль
Формировать бережное отно-шение к животным, желание заботиться о них
Побуждать произносить названия транспортных средств
транспорта, формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него
Март
Планируемые результаты образовательной деятельности: проявляет доброжелательность, доброту, дружелюбие по отношению к окружающим, интерес к животным и растениям, к их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе; выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе, умеет действовать совместно в подвижных играх и физических упражнениях, согласовывать движения
Тема
Солнышко пригревает.
Подвижная игра «Птички – раз, птички – два»
Где чей дом?
Подвижная игра «Непослушный козел»
Кругом вода!
Подвижная игра «Два гуся»
Веселые воробьи.
Подвижная игра «Веселый воробей»
Цели
Дать первые представления о ранней весне
Закреплять представления о весне, показать почки и первые весенние листья.
Уточнить названия раз- личных домов
Показать разнообразные действия с талым снегом
Расширять представления о весне.
Обогащать знания новыми словами и понятиями
Познавательное развитие: поощрять исследовательский интерес, проведение простейших наблюдений, учить способам обследования предметов, включая простейшие опыты, продолжать знакомить с характерными особенностями весенней природы.
Социально-коммуникативное развитие: относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова; создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, забот-
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
Март
ливого отношения к окружающим; формировать умение обращать внимание на изменения, произошедшие со знакомыми растениями
Ап-рель
Планируемые результаты образовательной деятельности: задает вопросы взрослому, ребенку старшего возраста, слушает рассказ воспитателя о забавных случаях из жизни, пытается отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности, имеет положительный настрой на соблюдение элементарных правил поведения в детском саду и на улице; на правильное взаимодействие с растениями и животными
Тема
Солнышко на траве.
Подвижная игра «Солнечный зайчик»
Желтые, пушистые.
Подвижная игра по стихотворению Т. Волгиной «Цыплята»
Где моя мама?
Подвижная игра «Мы – веселые ребята»
Мячики.
Подвижная игра «Ой, что за народ?»
Познавательное развитие: поощрять исследовательский интерес, проведение простейших наблюдений, формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе, расширять знания о растениях и животных.
Физическое развитие: способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности.
Социально-коммуникативное развитие: формировать уважительное отношение к окружающим; на основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей, развивать умение называть домашних животных и их детенышей
Цели
Познакомить с первым весенним цветком, его строе- нием
Познакомить с внешним видом цыплят, особенностями их поведения, частями тела
Повторить, как зовут мам звериных детенышей, как они созывают своих детей
Показать детям, что весна зеленая.
Выучить стихо-творение А. Барто «Мячик»
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
Май
Планируемые результаты образовательной деятельности: слушая сказки, следит за развитием действия, сопереживает персонажам, пытается выразительно передавать игровые и сказочные образы, может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя, испытывает положительные эмоции от познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности, знает, что надо соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада, убирать на место строительный материал
Тема
Дождик песенку поет.
Подвижная игра «Кто так кричит?»
Сказка «Колобок».
Инсценировка сказки
Горка.
Горка с лесенкой и длинным скатом
Самостоя- тельное конст- руирование
Познавательное развитие: совершенствовать конструктивные умения, навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам (величине, форме), подводить детей к простейшему анализу созданных построек.
Социально-коммуникативное развитие: развивать умения имитировать характерные действия сказочных персонажей, передавать эмоциональное состояние человека; совершенствовать умение детей внятно произносить гласные и некоторые согласные звуки в словах; формировать бережное отношение к собственным поделкам и поделкам сверстников, побуждать рассказывать о них
Цели
Создать радостное весеннее настроение.
Упражнять в звукопроизношении
Закрепить умение рассказывать с помощью взрослого знакомую сказку
Упражнять в умении строить горку, лесенку.
Учить проводить анализ образца.
Познакомить с приемом построения ската
Повторить строительные
элементы, детали конструкторов, их признаки и конструктивные свойства: большой, маленький кубики, красный кирпич, легкий кубик (пластмассовый),
длинная и короткая дощечки; кубик стоит
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
Июнь
Планируемые результаты образовательной деятельности: участвует в разговорах во время рассматривания предметов, наблюдений за живыми объектами; проявляет эмоциональную отзывчивость на красоту объектов природы, способен устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения; умеет в играх посредством речи налаживать контакты, взаимодействовать со сверстниками
Тема
Лето красное пришло.
Подвижная игра «Цыплята и собачка»
Музыкальные ребята.
Подвижная игра по стихотво- рению П. Золо- това «Лягушата»
Тонут – плавают.
Подвижная игра «Козлята и волк»
Ждем гостей.
Подвижная игра «Зайка серый»
Познавательное развитие: продолжать знакомить с видами животных и их детенышами, особенностями их поведения и питания, познакомить с лягушкой, закрепить представления о свойствах воды, учить способам обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет – не тонет).
Социально-коммуникативное развитие: развивать активность детей в двигательной деятельности; наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых
Цели
Закрепить представление о временах года.
Учить бережно относиться ко всему живому
Сформировать правильное отношение к живым объектам.
Учить не бояться, не обижать живых существ
Уточнить знания о свойствах воды: льется, имеет разную температуру; одни предметы тонут, другие плавают в воде
Уточнить знания о том, какие животные что едят и как
Июль
Планируемые результаты образовательной деятельности: проявляет интерес к различным видам игр, участию в совместных играх, умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, использует разные способы обследования предметов, включая простейшие опыты; умеет делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями, в диалоге с педагогом умеет услышать и понять заданный вопрос, не перебивает говорящего взрослого
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
Июль
Тема
Наши дочки.
Подвижная игра «Гуси»
Сыплем, лепим.
Подвижная игра «Кошка и мышки»
Красная девица в темнице.
Подвижная игра «Мой козлик»
У цветочной клумбы.
Подвижная игра «Каравай»
Познавательное развитие: расширять представления о летних изменениях в природе, дать детям элементарные знания о садовых и огородных растениях, представления о свойствах воды, песка.
Социально-коммуникативное развитие: на основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей; организовывать игры со всеми детьми.
Физическое развитие: способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности
Цели
Учить аккуратно обращаться с водой.
Уточнить порядок действий при раздевании кукол
Пополнить знания о свойствах песка (сухой сыплется, из мокрого можно лепить).
Учить пользоваться лейкой
Дать представ- ление о растениях на огороде (морковь).
Учить заботиться о растениях
Познакомить с цветами (тюльпан, ромашка, колокольчик).
Закрепить представление о строении цветка
Ав-густ
Планируемые результаты образовательной деятельности: проявляет интерес к животным и растениям, их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе; имеет положительный настрой на соблюдение элементарных правил поведения в детском саду и на улице; на правильное взаимодействие с растениями и животными; отрицательно реагирует на явные нарушения усвоенных им правил, умеет занимать себя игрой, самостоятельной деятельностью
Тема
Зоопарк.
Подвижная игра «Бусинки»
Что нам лето подарило?
Подвижная игра «Слышим – делаем»
Какие семена у растений?
Подвижная игра «По грибы»
Прощай, лето!
Подвижная игра-состязание «Блинки»
(броски плоских
камешков по поверхности воды, чтобы они ударились о воду и
Познавательное развитие: закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи и ягоды, формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.
Социально-коммуникативное развитие: вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, наблюдений за живыми объектами; воспитывать желание прини-
Окончание табл.
1
2
3
4
5
6
Ав-густ
отскочили от нее,
образуя круги-«блинки»)
мать участие в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности.
Физическое развитие: развивать самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений, в подвижных играх
Цели
Закрепить представления о животном и растительном мире.
Уточнить знания о том, чем питаются живые существа, что нужно растениям для роста и развития
Закрепить представления о растительном мире
Учить различать семена разных растений, бережно относиться к сбору семян и их сортировке (для зимней подкормки птиц, для заготовки к будущим посадкам, для поделок)
Дать возможность порадо- ваться последним теплым летнимдням, увидеть яркие краски лета, их многоцветье и разнообразие
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Пояснительная записка
Содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
– развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
– развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи в диалогической и монологической формах) в различных видах детской деятельности;
Содержание образовательной области ««Речевое развитие» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
– формирование интереса к книгам;
– развитие литературной речи;
– формирование умений слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения2.
Промежуточные результаты освоения данной программы формулируются в соответствии с ФГОС через раскрытие динамики формирования целевых ориентиров воспитанников в каждый возрастной период по всем направлениям развития детей.
Целевые ориентиры образования3
• Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
• Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
• Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.
• Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.
• Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
• Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.
• Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
• С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.
• Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).
1 См.: От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2014. С. 122.
2 Там же. С. 174.
3 См.: От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2014. С. 17–18.
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ)
Ме- сяц
Тема, цели занятий 1-й, 2-й недель
Тема, цели занятий
3-й, 4-й недель
Реализуемые образовательные области
Планируемые результаты освоения ООПДО
1
2
3
4
5
Сентябрь
Тема
Чтение стихотворений С. Черного «Приставалка», «Про Катюшу».
Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбовой
Звук [у].
Звук [а]
Социально-коммуникативное развитие: учить запоминать прослушанный текст произведения, развивать умение использовать все части речи, отвечать на раз- нообразные вопросы, рассматривать сюжетные картинки.
Художественно-эстетическое развитие: познакомить с ритмическим рисунком музыкального и стихотворного произведения
Эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок, делает попытки решать спорные вопросы с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять; проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения
Цели
Воспитывать умение слушать стихи и сказки, следить за развитием действий в них.
Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков
Совершенствовать умение внятно произносить в словах гласные.
Развивать моторику речевого двигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звука [у].
Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
Ок-тябрь
Тема
Чтение русской народной сказки «Колобок», обр. К. Ушинского.
Чтение стихотворений А. Блока «Зайчик», А. Пле- щеева «Осень наступила»
Звуковая культура речи: звук [о]. Рассматривание иллюстрации к сказке «Колобок». Рассматривание сюжетных картинок
Социально-коммуникативное развитие: понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый).
Художественно-эстетическое развитие: познакомить с интонацией в музыкальном и литературном произведении; учить в рисунке передавать сюжет произведения
Умеет интонационно выделять речь персонажей, эмоционально откликаться на переживания героев сказки; может описать предмет по картинке; выучить небольшое стихотворение; в театрализованных играх умеет интонационно выделять речь тех или иных персонажей
Цели
Познакомить со сказкой «Колобок».
При восприятии стихотворения «Зайчик» вызвать сочувствие к зайчишке, которому холодно, голодно, страшно в ненастную осеннюю пору.
Помочь запомнить стихо- творение
Приучать внимательно рассматривать рисунки в книгах, объясняя содержание иллюстраций.
Отрабатывать четкое произношение звука [о].
Помочь понять сюжет картины, охарактеризовать взаимоотношения между персонажами
Но-ябрь
Тема
Чтение стихотворения К. Бальмонта «Осень». Чтение стихотворений из цикла С. Маршака «Детки в клетке»
Рассматривание картины «Коза с козлятами».
Звук [и]
Социально-коммуникативное развитие: учить понимать и правильно употреблять слова-синонимы.
Художественно-эстетическое развитие: учить в рисунке передавать сюжет произведения
Может составить рассказ по картинке, проявляет инициативу и самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой детей, умеет подбирать предметы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр
Цели
Приобщать к поэзии, развивать поэтический слух.
Упражнять в образовании слов по аналогии
Учить рассматривать картину,
отвечать на вопросы воспитателя; упражнять