К четырехлетнему возрасту при успешном освоении Программы у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. Изучение математики уже в дошкольном возрасте ведет к развитию логического мышления, ориентирует детей на понимание связей и отношений. Основой познания является сенсорное развитие, приобретаемое посредством опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления – образы предметов, их свойств, отношений.
Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста дает не только непосредственный практический результат (навыки счета, выполнение элементарных математических операций), но и широкий развивающий аспект.
Основная цель программы – формировать элементарные математические представления у детей 3–4 лет, прививать интерес к математике, развивать математические способности.
Исходя из основной цели, вытекают следующие задачи:
Развивающие: развитие познавательного интереса, логического мышления, внимания, памяти.
Образовательные: приобретение детьми дошкольного возраста знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основ математического развития. Формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерениях, моделировании.
Воспитательные: умение проявлять волевые усилия в процессе решения математических задач, воспитание аккуратности и самостоятельности.
Эти задачи решаются комплексно, на каждом занятии.
Целевые ориентиры образования*:
џ умеют группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т. д.);
џ могут составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы;
џ умеют находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов;
џ правильно определяют количественное соотношение двух групп предметов; понимают конкретный смысл слов «больше», «меньше», «столько же»;
џ различают круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму;
џ понимают смысл обозначений: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа, на, над – под, верхняя – нижняя (полоска);
џ понимают смысл слов «утро», «вечер», «день», «ночь».
* См.: От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2014. С. 149–150.
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Ме-
сяц
Тема и цели занятия 1-й недели
Тема и цели занятия 2-й недели
Тема и цели занятия 3-й недели
Тема и цели занятия 4-й недели
Реализация образовательных областей
Целевые ориентиры образования
1
2
3
4
5
6
7
Сентябрь
Тема
Адаптационный период
Занятие 1
Занятие 2
Цели
Формировать у детей основные компоненты готовности к успешному математическому развитию: социальный, психологический, эмоционально-волевой.
Помочь каждому ребенку почувствовать удовлетворенность процессом обучения, не испытывать неуверенности и страха при выполнении заданий, не дать ему поддаться унынию, а вселить уверенность в успехе
Закреплять умения различать и называть шар
(шарик), куб (кубик)
Закреплять
умение различать контрастные предметы по размеру, используя при этом слова «большой», «маленький»
Художественно-эстетическое развитие: предлагать детям изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их.
Социально-коммуникативное развитие: усложнять, обогащать предметно-игровую среду за счет увеличения количества игрушек
Умеет группи-
ровать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т. д.)
Продолжать развивать восприятие, создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т. п.)
Ок-тябрь
Тема
Занятие 1
Занятие 2
Занятие 3
Занятие 4
Цели
Закреплять умение различать количество предметов,
Познакомить со способами составления групп из отдельных
Учить отвечать
на вопрос «сколько?», определять совокупности
Учить сравнивать круги по размеру – большой, маленький
Художественно-эстетическое развитие: учить составлять из частей целостное изо-
Умеет различать количество предметов, составлять из
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
используя при этом слова «один», «много», «мало»
предметов и выделение из группы одного предмета.
Учить понимать слова «много», «один», «ни одного»
словами «один», «много», «ни одного».
Познакомить с геометрической фигурой круг
бражение предмета; в рисунке закреплять понятие «части суток».
Физическое развитие:
в подвижных играх закреплять понятия «вверху – внизу», «слева – справа»
частей целостное изображение, знает геометрическую фигуру круг
Учить обследовать круги осязательно-двигательным путем
Ноябрь
Тема
Занятие 1
Занятие 2
Занятие 3
Занятие 4
Социально-коммуникативное развитие: формировать умение давать полноценный ответ на поставленный вопрос; учить
собирать картинку из 4–6 частей («Наша
посуда», «Игрушки»
и др.).
Физическое развитие:
формировать умения соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве
Может различать круг и квадрат, собрать картинку из 4–6 частей, находить один и много предметов
Цели
Учить сравни-
вать два предмета по длине и обозначать результат срав-
нения словами «длинный – короткий», «длиннее – короче»
Учить:
– находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова «один», «много»;
– сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения
Познакомить с геометрической фигурой квадрат.
Учить различать круг и квадрат, указывать по просьбе воспитателя эти фигуры на картинках, выставлять их изображения в той очередности, которую предлагает педагог
Закрепить умения:
– находить один и много предметов в специально созданной обстановке, пользо- ваться словами «один», «много»;
– различать и называть круг и квадрат
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
Продолжать показывать разные способы обследования предметов, активно включать движения рук по предмету и его частям
Учить группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме
Декабрь
Тема
Занятие 1
Занятие 2
Занятие 3
Занятие 4
Социально-коммуникативное развитие: поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками; развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов.
Физическое развитие: формировать умение строиться в колонну по одному, шеренгу,
круг, находить свое место при построениях и перестроениях, в подвижной игре
Может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять
один предмет из группы.
Умеет находить в окру- жающей обстановке один и много одина-
ковых пред- метов
Цели
Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами «длинный – короткий», «длиннее – короче», «одинаковые по длине»
Закреплять умение различать и называть круг и квадрат.
Совершенствовать умения:
– сравнивать два предмета по длине;
– находить один и много предметов в окружающей обстановке
Учить:
– сравнивать две разные группы
предметов способом наложения, понимать выражения «помногу», «поровну»;
– ориентироваться в расположении частей собственного тела, различать правую и левую руку
Учить:
– сравнивать два предмета по длине, используя наложения;
– активизировать употребление в речи выражений «помногу», «поровну», «столько – сколько»
Продолжать развивать восприятие, создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, развивать умения воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
Ян-варь
Тема
Занятие 1
Занятие 2
Занятие 3
Занятие 4
Художественно-эстетическое развитие: подводить детей к изображению предметов разной формы.
Социально-коммуникативное развитие: учить составлять небольшой рассказ или сказку с употреблением слов «вчера», «сегодня», «завтра»; учить использовать в играх строительный материал (кубы, бруски, пластины)
Умеет объединяться со сверстниками для игры в группу из 2–3 человек на основе личных симпатий, выбирать роль в сюжетно- ролевой игре; проявляет умение взаимодействовать и ладить со сверстниками в непродолжительной совместной игре
Цели
Учить:
– сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приемы наложения и приложения;
– обозначать результаты сравнения словами «широкий – узкий», «шире – уже»
Совершенствовать умения:
– сравнивать два предмета по ширине;
– сравнивать две равных группы предметов способом наложения;
– закреплять умение различать и называть круг и квадрат
Познакомить с геометрической фигурой треугольник: учить различать и называть фигуру.
Закреплять навык сравнения двух предметов по ширине, учить пользоваться словами «шире – уже», «одинаковый по ширине»
Продолжить знакомить с треугольником на основе сравнения его с квад- ратом
Подводить детей к простейшему анализу созданных построек. Совершенст- вовать конструктивные умения. Закреплять умение различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы), сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладыва- ние), использовать в постройках детали разного цвета
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
Февраль
Тема
Занятие 1
Занятие 2
Занятие 3
Занятие 4
Художественно-эстетическое развитие: учить составлять из частей целостное изображение предмета; в рисунке закреплять понятие «части суток».
Физическое развитие:
закреплять понятия «вверху – внизу»,
«слева – справа».
Социально-коммуникативное развитие: учить составлять описание по картинке с использованием понятий «вверху», «внизу»,
Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
Упражнять в умении определять пространственные направ- ления от себя и обозначать их словами «впереди – сзади (позади)», «вверху –
внизу», «справа (направо) – слева (налево)»
Познакомить с приемами сравнения двух предметов по высоте; учить понимать слова «высокий – низкий», «выше – ниже».
Совершенст- вовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом приложения и пользоваться словами «помногу», «поровну», «одинаково», «столько – сколько»
Упражнять в сравнении:
– двух предметов по высоте;
– двух равных групп предметов способом нало- жения и прило- жения
Учить:
– сравнивать две неравные группы предметов способом наложения;
– обозначать результаты сравнения словами «больше – меньше», «столько – сколько»
Продолжать показывать разные способы обследования предметов, активно включать движения рук по предмету и его частям
Совершенствовать
восприятие детей, включая все органы чувств. Развивать образные представления
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
Март
Тема
Занятие 1
Занятие 2
Занятие 3
Занятие 4
Социально-коммуникативное развитие: закреплять умение подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие шарики 2–3 цветов), собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2–3 цвета;
помогать детям доброжелательно общаться друг с другом.
Познавательное развитие: устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Художественно-эстетическое развитие: предлагать детям лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей
Понимает смысл слов «утро», «вечер»,
«день», «ночь»; правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов; понимает конкретный смысл слов «больше», «меньше», «столько же»
Цели
Учить:
– сравнивать две неравные группы пред- метов;
– обозначать результаты сравнения словами «больше – меньше», «столько – сколько»
Закреплять:
– способы сравнения двух предметов по длине, ширине, высоте;
– обозначать результаты соответствующими словами
Закреплять умение различать и называть части суток: «день», «ночь»
Формировать умение различать количество звуков на слух (много и один).
Закреплять способы сравнения предметов
Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами – кубики и др.); изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд)
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
Ап-рель
Тема
Занятие 1
Занятие 2
Занятие 3
Занятие 4
Социально-коммуникативное развитие: помогать детям объеди- няться для игры в группы по 2–3 человека на основе личных симпатий; расширять представления детей о правилах дорожного движения: рассказать, что автомобили ездят по дороге (проезжей части), а пешеходы ходят по тротуару; светофор регулирует движение транспорта и пешеходов.
Художественно-эстетическое развитие: учить составлять из частей целостное изображение предмета; в рисунке закреплять понятие «части суток», три световых сигнала светофора (красный, желтый, зеленый)
Различает круг, квадрат, треугольник, пред- меты, имеющие углы и круглую форму
Цели
Учить воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу в пределах трех
(без счета и называния числа).
Совершенствовать умение различать и называть зна- комые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник)
Упражнять:
– в умении сравнивать два предмета по размеру;
– обозначать результаты сравнение словами
«большой», «маленький».
Совершенст- вовать навыки установления тождества и раз- личия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Подсказывать детям название формы (круглая, треугольная,
прямоугольная и квадратная)
Учить различать определенное количество движений и называть их словами «один», «много».
Совершенствовать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять один предмет из группы.
Развивать внимание и мышление
Закреплять умение различать и называть части суток: «утро», «вечер».
Развивать мышление: учить видеть законо- мерности в расположении предметов и воспроизводить их
Обследовать форму геометрических фигур, используя зрение и осязание, развивать умение воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи
Окончание табл.
1
2
3
4
5
6
7
Май
Тема
Занятие 1
Занятие 2
Занятие 3
Занятие 4
Художественно-эстетическое развитие: выполнить аппликацию с использованием геометрических фигур.
Социально-коммуникативное развитие: развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (ут-
ро, день, вечер, ночь).
Физическое развитие:
формировать умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве
Умеет соотно- сить форму предметов мебели и посуды с геометрическими фигу- рами в лепке и аппликации; умеет соблюдать правила игры и плани- ровать последовательность действий для достижения результата
Цели
Закреплять умение сравнивать две равные группы предметов способами наложения и приложения.
Учить определять пространственное расположение предметов, используя предлоги на, под, в и т. д.
Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, куб.
Развивать внимание, мыш- ление, память, воображение
Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи
Совершенствовать умения ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя; формировать умение ориентироваться в контрастных частях суток (день – ночь, утро – вечер)
Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи.
Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств. Развивать образные представления