Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование элементарных математических представлений.




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К четырехлетнему возрасту при успешном освоении Программы у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. Изучение математики уже в дошкольном возрасте ведет к развитию логического мышления, ориентирует детей на понимание связей и отношений. Основой познания является сенсорное развитие, приобретаемое посредством опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления – образы предметов, их свойств, отношений.

Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста дает не только непосредственный практический результат (навыки счета, выполнение элементарных математических операций), но и широкий развивающий аспект.

Основная цель программы – формировать элементарные математические представления у детей 3–4 лет, прививать интерес к математике, развивать математические способности.

Исходя из основной цели, вытекают следующие задачи:

Развивающие: развитие познавательного интереса, логического мышления, внимания, памяти.

Образовательные: приобретение детьми дошкольного возраста знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основ математического развития. Формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерениях, моделировании.

Воспитательные:  умение проявлять волевые усилия в процессе решения математических задач, воспитание аккуратности и самостоятельности.

Эти задачи решаются комплексно, на каждом занятии.

Целевые ориентиры образования *:

џ умеют группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т. д.);

џ могут составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы;

џ умеют находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов;

џ правильно определяют количественное соотношение двух групп предметов; понимают конкретный смысл слов «больше», «меньше», «столько же»;

џ различают круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму;

џ понимают смысл обозначений: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа, на, над – под, верхняя – нижняя (полоска);

џ понимают смысл слов «утро», «вечер», «день», «ночь».

* См.: От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2014. С. 149–150.

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Ме- сяц

Тема и цели занятия
1-й недели

Тема и цели занятия 2-й недели Тема и цели занятия 3-й недели Тема и цели занятия 4-й недели Реализация образовательных областей Целевые ориентиры образования
1

2

3 4 5 6 7

Сентябрь

Тема

Адаптационный период

Занятие 1 Занятие 2    

Цели

Формировать у детей основные компоненты готовности к успешному математическому развитию: социальный, психологический, эмоционально-волевой.

Помочь каждому ребенку почувствовать удовлетворенность процессом обучения, не испытывать неуверенности и страха при выполнении заданий, не дать ему поддаться унынию, а вселить уверенность в успехе

Закреплять умения различать и называть шар (шарик), куб (кубик) Закреплять умение различать контрастные предметы по размеру, используя при этом слова «большой», «маленький»

Художественно-эстетическое развитие: предлагать детям изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их.

Социально-коммуникативное развитие: усложнять, обогащать предметно-игровую среду за счет увеличения количества игрушек

Умеет группи-

ровать предметы по цвету,
размеру, форме (отбирать все красные, все большие,
все круглые предметы
и т. д.)

Продолжать развивать восприятие,
создавать условия для ознакомления
детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов
(теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т. п.)

Ок-тябрь

Тема Занятие 1 Занятие 2 Занятие 3 Занятие 4    
Цели Закреплять умение различать количество предметов, Познакомить со способами составления групп из отдельных Учить отвечать на вопрос «сколько?», определять совокупности Учить сравнивать круги по размеру – большой, маленький Художественно-эстетическое развитие: учить составлять из частей целостное изо- Умеет различать количество предметов, составлять из

Продолжение табл.

1

2

3 4 5 6 7

 

 

используя при этом слова «один», «много», «мало»

предметов и выделение из группы одного предмета.

Учить понимать слова «много», «один», «ни одного»

словами «один», «много», «ни одного». Познакомить с геометрической фигурой круг  

бражение предмета; в рисунке закреплять понятие «части суток».

Физическое развитие:

в подвижных играх закреплять понятия «вверху – внизу», «слева – справа»

частей целостное изображение, знает геометрическую
фигуру круг

Учить обследовать круги осязательно-двигательным путем

Ноябрь

Тема Занятие 1 Занятие 2 Занятие 3 Занятие 4

Социально-коммуникативное развитие:
формировать умение давать полноценный ответ на поставленный вопрос; учить

собирать картинку из 4–6 частей («Наша

посуда», «Игрушки»

и др.).

Физическое развитие:

формировать умения соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве

 

Может различать круг и квадрат, собрать картинку из 4–6 частей, находить один и много предметов

Цели Учить сравни- вать два предмета по длине и обозначать результат срав- нения словами «длинный – короткий», «длиннее – короче» Учить: – находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова «один», «много»; – сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения Познакомить с геометрической фигурой квадрат. Учить различать круг и квадрат, указывать по просьбе воспитателя эти фигуры на картинках, выставлять их изображения в той очередности, которую предлагает педагог Закрепить умения: – находить один и много предметов в специально созданной обстановке, пользо- ваться словами «один», «много»; – различать и называть круг и квадрат

Продолжение табл.

1

2

3 4 5 6 7
   

Продолжать показывать разные
способы обследования предметов, активно включать движения рук
по предмету и его частям

Учить группировать однородные
предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме

   

Декабрь

Тема Занятие 1 Занятие 2 Занятие 3 Занятие 4

Социально-коммуникативное развитие: поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками; развивать умение различать и называть существенные детали
и части предметов.

Физическое развитие: формировать умение строиться в колонну
по одному, шеренгу,

круг, находить свое место при построениях и перестроениях,
в подвижной игре

Может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять

один предмет из группы.

Умеет находить в окру-
жающей обстановке один и много одина-

ковых пред-
метов

Цели

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами «длинный – короткий», «длиннее – короче», «одинаковые по длине» Закреплять умение различать и называть круг и квадрат. Совершенствовать умения: – сравнивать два предмета по длине; – находить один и много предметов в окружающей обстановке Учить: – сравнивать две разные группы предметов способом наложения, понимать выражения «помногу», «поровну»; – ориентироваться в расположении частей собственного тела, различать правую и левую руку Учить: – сравнивать два предмета по длине, используя наложения; – активизировать употребление в речи выражений «помногу», «поровну», «столько – сколько»

Продолжать развивать восприятие, создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, развивать умения воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи


Продолжение табл.

1

2

3 4 5 6 7

Ян-варь

Тема Занятие 1 Занятие 2 Занятие 3 Занятие 4

Художественно-эстетическое развитие: подводить детей к изображению предметов разной формы.

Социально-коммуникативное развитие: учить составлять небольшой рассказ или сказку с употреблением слов «вчера», «сегодня», «завтра»; учить использовать в играх строительный материал (кубы, бруски, пластины)

Умеет объединяться со сверстниками для игры в группу из 2–3 человек на основе личных симпатий, выбирать роль
в сюжетно-
ролевой игре; проявляет умение взаимодействовать
и ладить со сверстниками
в непродолжительной совместной игре

Цели

Учить: – сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приемы наложения и приложения; – обозначать результаты сравнения словами «широкий – узкий», «шире – уже» Совершенствовать умения: – сравнивать два предмета по ширине; – сравнивать две равных группы предметов способом наложения; – закреплять умение различать и называть круг и квадрат     Познакомить с геометрической фигурой треугольник: учить различать и называть фигуру. Закреплять навык сравнения двух предметов по ширине, учить пользоваться словами «шире – уже», «одинаковый по ширине» Продолжить знакомить с треугольником на основе сравнения его с квад- ратом

Подводить детей к простейшему анализу созданных построек. Совершенст-
вовать конструктивные умения. Закреплять умение различать, называть
и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы), сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладыва-
ние), использовать в постройках детали разного цвета


Продолжение табл.

1

2

3 4 5 6 7

Февраль

Тема Занятие 1 Занятие 2 Занятие 3 Занятие 4

Художественно-эстетическое развитие: учить составлять из частей целостное изображение предмета; в рисунке закреплять понятие «части суток».

Физическое развитие:

закреплять понятия «вверху – внизу»,

«слева – справа».

Социально-коммуникативное развитие: учить составлять описание по картинке с использованием понятий «вверху», «внизу»,

«слева», «справа», «впереди», «сзади»

Умеет пользоваться и понимает смысл

обозначений

«вверху – внизу», «впереди – сзади», «слева – справа», «на»,

«над – под», «верхняя –
нижняя»
(полоска)

Цели

Совершенствовать
умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

Упражнять
в умении определять пространственные направ-
ления от себя
и обозначать их словами «впереди – сзади (позади)», «вверху –

внизу», «справа
(направо) – слева (налево)»

Познакомить с приемами сравнения двух предметов по высоте; учить понимать слова «высокий – низкий», «выше – ниже». Совершенст- вовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом приложения и пользоваться словами «помногу», «поровну», «одинаково», «столько – сколько» Упражнять в сравнении: – двух предметов по высоте; – двух равных групп предметов способом нало- жения и прило- жения Учить: – сравнивать две неравные группы предметов способом наложения; – обозначать результаты сравнения словами «больше – меньше», «столько – сколько»

Продолжать показывать разные способы обследования предметов, активно включать движения рук по предмету и его частям

Совершенствовать восприятие детей, включая все органы чувств. Развивать образные представления

Продолжение табл.

1

2

3 4 5 6 7

Март

Тема Занятие 1 Занятие 2 Занятие 3 Занятие 4

Социально-коммуникативное развитие:
закреплять умение подбирать предметы по цвету и величине
(большие, средние
и маленькие шарики 2–3 цветов), собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2–3 цвета;

помогать детям доброжелательно общаться друг с другом.

Познавательное развитие: устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Художественно-эстетическое развитие: предлагать детям лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей

Понимает смысл слов «утро», «вечер»,

«день», «ночь»; правильно
определяет количественное соотношение двух групп предметов; понимает конкретный смысл слов «больше», «меньше», «столько же»

Цели

Учить: – сравнивать две неравные группы пред- метов; – обозначать результаты сравнения словами «больше – меньше», «столько – сколько» Закреплять: – способы сравнения двух предметов по длине, ширине, высоте; – обозначать результаты соответствующими словами Закреплять умение различать и называть части суток: «день», «ночь» Формировать умение различать количество звуков на слух (много и один). Закреплять способы сравнения предметов

Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами –
кубики и др.); изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали
другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка,
короткий и длинный поезд)


Продолжение табл.

1

2

3 4 5 6 7

Ап-рель

Тема Занятие 1 Занятие 2 Занятие 3 Занятие 4

Социально-коммуникативное развитие: помогать детям объеди-
няться для игры в группы по 2–3 человека на основе личных симпатий; расширять представления детей о правилах дорожного движения: рассказать, что автомобили ездят по дороге (проезжей части), а пешеходы ходят по тротуару; светофор регулирует движение транспорта
и пешеходов.

Художественно-эстетическое развитие: учить составлять из частей целостное изображение предмета; в рисунке закреплять понятие «части суток»,
три световых сигнала светофора (красный, желтый, зеленый)

Различает круг, квадрат, треугольник, пред-
меты, имеющие углы
и круглую
форму

Цели Учить воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу в пределах трех (без счета и называния числа). Совершенствовать умение различать и называть зна- комые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник) Упражнять: – в умении сравнивать два предмета по размеру; – обозначать результаты сравнение словами «большой», «маленький». Совершенст- вовать навыки установления тождества и раз- личия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Подсказывать детям название формы (круглая, треугольная, прямоугольная и квадратная) Учить различать определенное количество движений и называть их словами «один», «много». Совершенствовать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять один предмет из группы. Развивать внимание и мышление Закреплять умение различать и называть части суток: «утро», «вечер». Развивать мышление: учить видеть законо- мерности в расположении предметов и воспроизводить их
 

Обследовать форму геометрических фигур, используя зрение и осязание,
развивать умение воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи


Окончание табл.

1

2

3 4 5 6 7

Май

Тема Занятие 1 Занятие 2 Занятие 3 Занятие 4

Художественно-эстетическое развитие: выполнить аппликацию с использованием геометрических фигур.

Социально-коммуникативное развитие: развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (ут-

ро, день, вечер, ночь).

Физическое развитие:

формировать умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве

Умеет соотно- сить форму предметов
мебели и посуды с геометрическими фигу-
рами в лепке
и аппликации; умеет соблюдать правила игры и плани-
ровать последовательность действий для достижения
результата

Цели

Закреплять умение сравнивать две равные группы предметов способами наложения и приложения. Учить определять пространственное расположение предметов, используя предлоги на, под, в и т. д. Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, куб. Развивать внимание, мыш- ление, память, воображение Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи Совершенствовать умения ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя; формировать умение ориентироваться в контрастных частях суток (день – ночь, утро – вечер)

Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи.

Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств. Развивать образные представления

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...