ГЛАВА 17. Роль лидерства в управленческой деятельности
Какие же выводы для разработки и применения социальных технологий управления в экстремальных ситуациях вытекают из опыта Чернобыльской катастрофы и постчернобыльского периода? Их достаточно много, но наиболее важные из них сводятся к следующему.
Во-первых, социальная технология управленческой деятельности в экстремальных ситуациях должна включать в себя еще на предэкстремальной стадии такой подход к проектированию и функционированию всех видов человеко-машинных систем (включая все виды электростанций; наземного, водного, воздушного, космического транспорта; газо и нефтепроводы; иные сооружения), которые играют все большую роль в переходе человечества к новой, постиндустриальной, информационной цивилизации, который был бы основан на бесспорном приоритете личностных интересов человека по отношению к техническим, технологическим, экономическим и иным материальным факторам современного, высокотехнизированного производства. Во-вторых, разработка социальной технологии управления в экстремальных ситуациях предполагает в качестве неотъемлемого компонента проведение гуманитарной, преимущественно социально-психологической, экспертизы и оценки последствий для человека (определенных личностей, социальной группы или населения региона) того или иного события чрезвычайного характера (стихийное бедствие - землетрясение, наводнение и т. п.; техногенная катастрофа на химическом предприятии, атомной электростанции, нефте- и газопроводе и т. п.; вооруженный конфликт; экономический кризис; дисфункция политической системы и т. д. ). В-третьих, социальная технология управления в чрезвычайных ситуациях должна быть ориентирована на разработку методов, способов и путей адаптации людей, испытавших на себе негативное воздействие чрезвычайных обстоятельств (технологической катастрофы, аварии, наводнения, землетрясения, пожара, ограбления и т. п. ) к новому, необычному для них состоянию.
В-четвертых, управленческая деятельность в экстремальных ситуациях подразделяется на два различных по задачам, содержанию и формам действия периода. Первый из них совокупность управленческих действий по минимизации опасных для людей, их здоровья и жизни последствий катастрофы, аварии, несчастного случая и т. п. Второй - активные действия по реабилитации пострадавших общностей и объектов, реабилитации технологической, экономической, экологической, но прежде всего - социально-психологической, поскольку главной жертвой всех видов экстремальных ситуаций оказываются люди, их здоровье, привычный образ жизни, а иногда и их жизнь. В-пятых, эффективное управленческое действие в экстремальных ситуациях возможно только в тех случаях, когда оно базируется на оперативной, достоверной и правдивой информации о масштабах, угрозах и последствиях чрезвычайных обстоятельств. В-шестых, управленческая деятельность в экстремальных ситуациях способна достичь своей цели и стать вполне эффективной только в том случае, если она ориентирована на формирование у пострадавших от чрезвычайного происшествия людей высокой катастрофной культуры, ориентирующей каждую личность на выработку активной стратегии поведения, исключающей или, по крайней мере, резко ограничивающей диапазон распространения психологии жертвы, ибо только активно действующие люди способны преодолеть в возможно короткие сроки негативные последствия экстремальной ситуации.
Контрольные вопросы
1. Что такое экстремальная ситуация?
2. Каковы компоненты управленческого анализа риска? 3. В чем состоят сложности и трудности управленческой деятельности в экстремальных ситуациях? 4. С какими трудностями столкнулась управленческая деятельность в условиях Чернобыльской катастрофы и вызванных ею посткатастрофных процессов? 5. Какие выводы для разработки социальных технологий управления в экстремальных ситуациях вытекают из опыта Чернобыльской катастрофы?
ГЛАВА 17. Роль лидерства в управленческой деятельности
Управление и лидерство - это не одно и то же, но они органически взаимосвязаны. Суть их взаимосвязи в том, что лидерство является важным аспектом управления. Изучение опыта различных организаций - производственных, коммерческих, учебных, исследовательских и т. п., показывает, что способность быть лидером является одним из ключевых условий для того, чтобы стать хорошим руководителем. Настоящий руководитель должен уметь использовать все возможности, которые предоставляет ему должность, не только для объединения людских, материальных и финансовых ресурсов ради достижения групповых целей, но и для того, чтобы четко сформулировать эту цель, вдохновить своих подчиненных на ее достижение. Добиться этого можно только при наличии четкой роли и определенной свободы действий в данной сфере деятельности, на что способен только лидер. Осуществляя функции планирования, организации, комплектования штатов и контроля, руководитель получает определенные результаты. Лидерство и мотивация поступков тесно взаимосвязаны. Поняв мотивацию, мы можем лучше определить, чего люди хотят и почему они поступают именно так, а не иначе. Кроме того, и это, пожалуй, самое важное, лидеры способны не только улавливать эти мотивации, но и усиливать или ослаблять их посредством своего влияния и устанавливаемого ими организационного климата. Настоящий лидер не стоит позади группы, чтобы подталкивать и подгонять ее; он становится впереди нее, прокладывая путь, облегчая движение вперед и вдохновляя на достижение намеченной цели. Каждая группа людей, работающая с полной отдачей и высокой степенью эффективности, имеет во главе человека, владеющего искусством лидерства.
Это искусство включает в себя, по крайней мере, четыре компонента: умение лучше другихвидеть цель совместной деятельности группы; способность понимать, какие мотивы движут людьми в разное время и в различных ситуациях; способность вдохновлять людей на достижение целей; способность действовать так, чтобы создавать в группе атмосферу для возникновения мотиваций, содействующих эффективному достижению групповых целей. Из сказанного вытекает, что проблема лидерства – это проблема выяснения и приведения в действие социальных механизмов групповой интеграции, которая объединяет поступки различных социальных общностей - от малой группы до огромных масс (партий, наций, народов и др. ) вокруг одной личности или определенной группы руководителей. Лидер обычно выдвигается " снизу", более или менее демократическим путем. В отличие от этого в большинстве случаев руководителя назначают " сверху", как бы навязывая определенный общности, организации и т. п. Лидерство существует везде, где есть организация и власть, где осуществляется доминирование (господство) и подчинение. Чтобы стать лидером в определенной ситуации, человек должен обладать определенными социальными качествами, помогающими ему выделить и возглавить именно те действия ведомых им людей, которые в наибольшей степени соответствуют их целям, интересам, потребностям и способны привести к решению поставленных перед ними задач. Таким образом, лидером определенная личность становится вследствие: 1) наличия определенной ситуации, которая выдвигает определенные требования к действиям людей, объединенных в данную группу, и формирует потребность в определенном типе лидерства; 2) определенных экспектаций (ожиданий) к потенциальному лидеру со стороны группы; 3) наличия определенных черт личности у потенциального лидера, определенных особенностей характера, способностей, воли, мужества, красноречия, умения повести за собой людей и т. п. Приоритетное значение в социальной технологии лидерства имеет определение основных функций лидера. Для правильного решения этой теоретически и практически очень важной задачи наиболее приемлемым и эффективным является комплексный подход, позволяющий осуществить оценку роли лидера и его социальных качеств с точки зрения:
уровня профессиональных знаний; умения завоевывать авторитет; наличия воли, достаточной, чтобы склонить ведомых людей к выполнению определенных действий; умения руководить и убеждать следующих за лидером людей; способности претворять в жизнь принятые решения. Основные функции лидера можно свести к следующим: глубокий анализ и оценка ситуации, тенденций ее изменения. доведение до подчиненных своего понимания ситуации. выслушивание мнений сотрудников, умение их оценивать, обобщать и использовать при оценке ситуации и выработке правильного решения. определение направления и программы деятельности, данной группы или организации. интеграция членов группы, объединение вокруг себя масс. нахождение, принятие и обоснование оптимальных, решений, направленных на активизацию деятельности группы (общности), ориентированной на достижение выбранных целей и решение вытекающих из них задач. инициирование обновления, внедрение инноваций, рассчитанных на оптимизацию деятельности группы (общности) и повышение ее эффективности. Чтобы оказаться в состоянии эффективно выполнять эти функции, лидер должен обладать рядом социальных; качеств. Разумеется, в различных сферах деятельности набор таких качеств будет неодинаков. Но наиболее типичные, успешно реализуемые в различных сферах деятельности, личностные качества лидера таковы: 1) одаренность; 2) стремление к знаниям и высокий уровень развития интеллекта; 3) высокий профессионализм; 4) активность; 5) инициативность; 6) надежность; 7) впечатляющая внешность; 8) высокая степень уверенности в себе; 9) способность и умение формулировать четкие цели и задачи, определять конкретные требования для их достижения; 10) умение мобилизовать людей и сплотить их вокруг себя для достижения поставленной цели. При всех особенностях деятельности лидеров в различных общностях и в различных ситуациях, социальная технология лидерства выделяет три основных стиля лидера, которые редко встречаются в чистом виде, но их выделение в определенные типы помогает более четко представить, какой стиль, в каких обстоятельствах, при каком составе группы (организации), в какой сфере и при решении каких задач является наиболее предпочтительным.
Эти стили таковы: демократический, авторитарный и попустительский. Демократическое лидерство воплощается в учете лидером интересов, потребностей, стремлений и мнений членов группы (организации), в их привлечении к разработке и реализации решений. Авторитарный стиль лидерства предполагает единоличное управленческое воздействие на подчиненных, основанное на угрозе санкций. Попустительский стиль характеризуется малой степенью влияния лидера на деятельность группы (организации), которая зачастую функционирует стихийно, при малой степени организованности действий.
Из вышеизложенного вытекает вполне определенный вывод, а именно - существует некий набор навыков, которыми желательно овладеть, чтобы осуществлять эффективное лидерство. Социальная технология лидерства рекомендует определенный набор таких навыков, которые мы вкратце охарактеризуем. Первый из таких навыков – призыв: " Будьте проактивны". Человек в своей деятельности всегда осуществляет определенный выбор, однако лидер отличается от нелидера тем, что первый всегда осуществляет свой выбор: осознанно; 2) активно; 3) целенаправленно; 4) способен убедить. других в правильности сделанного выбора; 5) умеет мобилизовать усилия других людей на обеспечение выбранной цели. Нелидер же чаще всего стремится отложить выбор на " потом", если выбор сложный, - уклониться от него или переложить его на других. Он рассуждает примерно так: а может быть, обстоятельства изменятся, и не придется выбирать, а уж если и осуществлять выбор, то лучше поступить так, как делают другие, как все. Не высовываться, пусть лучше кто-то выберет, а мы примкнем к ним. Умение осуществить верный выбор цели и средств ее достижения, а затем целенаправленно действовать в выбранном направлении называется проактивностъю. Проактивностъ - это способность активно осуществлять выбор цели, средства ее достижения, адекватные цели, подчинять выбранной цели свои стремления, мысли, чувства, действия, проявлять инициативу и активность и отвечать за себя, за действия своих последователей, за осуществление поставленной цели и решаемых задач. Поступки проактивного человека, а тем более лидера, являются результатом осознанного выбора, принятого в соответствии с ним решения и последующего активного действия, а не продиктованы обстоятельствами и (или) эмоциями. Навык второй, которым должен овладеть каждый лидер, звучит так: " Начинайте с мыслью о конце". Это означает, что лидер в своих стремлениях, действиях должен руководствоваться не сиюминутными соображениями и успехами, а ориентироваться на перспективную целеустановку, брать за точку отсчета не сегодняшнее достижение, а ту цель, пусть и отдаленную, ради которой создается группа последователей или организация, выбирается направление действий. Исходя из такого подхода, и следует строить планы на жизнь. Третий навык, которым должен овладеть лидер, можно сформулировать так: " Соблюдай приоритеты". Этот навык является естественным следствием первого и второго навыков, основанных на инициативе и воображении, и означает применение в практической деятельности независимой воли и эффективной самоорганизации. Человек, который руководствуется этим навыком, активно действует ради достижения поставленной цели, а не служит объектом действия, умеет правильно спланировать свое время и всю свою жизнедеятельность. Навык четвертый гласит: " Руководствуйтесь установкой на выигрыш-выигрыш". В своих взаимодействиях друг с другом люди руководствуются различными моделями поведения, Чаще всего лидерами, особенно если лидерство совпадает с функциями руководителя организации, применяется стратегия " Выигрыш-Проигрыш". Ее суть такова: " Будет по-моему, а не по-твоему". Люди с таким менталитетом и установкой используют любые преимущества: власть, общественное положение, авторитет, связи, собственность, силу характера или воли и т. п. чтобы настоять на своем, продемонстрировать свое превосходство. Наиболее эффективной оказывается стратегия лидера, ориентированная на " Выигрыш- Выигрыш". Лидер с такой установкой не стремится к тому, чтобы в результате его " победы" кто-то оказался в проигрыше. Основное содержание такой установки - навык эффективного межличностного руководства. Навык пятый можно сформулировать таким образом: ''Стремиться сначала понять, а уж потом быть понятым". Чаще в жизни бывает наоборот: мы стремимся, чтобы поняли нас, навязать свое мнение, свое суждение, свои оценки; пытаемся решить проблемы с помощью добрых советов (своих, разумеется). Однако гораздо важнее - вникнуть в суть проблемы, а для этого основное - суметь понять других как самих себя. Навык шестой означает - восприятие и реализацию принципа творческой кооперации (синергии), обеспечение единства действий с другими. Обеспечение единства действий - высший тип подлинно человеческой деятельности. Надежное испытание и приложение всех навыков одновременно. Оно предлагает взаимодействие основных человеческих способностей (самосознания, воображения, совести, независимой воли) с творческой проактивностью, умением предвидеть, умением, верно, выбирать и соблюдать приоритеты, с установкой на " Выигрыш - Выигрыш", и умением слушать - сопереживать ради совместных действий, ради совместной борьбы против трудностей и сложностей жизни. Единство действий- квинтэссенция принципиального и эффективного лидерства, ибо именно оно приводит к такому состоянию, когда целое становится больше суммы частей. Навык седьмой означает умение достигать сбалансированного самообновления. Он позволяет сохранять и поддерживать в активном, творческом состоянии главное достоинство лидера - его способности и умение оказывать решающее влияние на других и мобилизовать их на достижение поставленной цели. Этот навык обновляет четыре основных измерения личности - физическое, интеллектуальное, социально-эмоциональное и духовное. Навык восьмой гласит так: «Самое главное - не терять высоты». Это прекрасно знают альпинисты. Иногда вершину не видно из-за скал, приходится идти в обход, даже будто в противоположном направлении, но идти надо неуклонно к цели. Самое главное- не терять высоты, ибо ее утрата- это дорога вниз, это утрата своих позиций. Это правило важно для любого человека, но особенно для лидера, для которого утрата высоты - это утрата лидирующих позиций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|