Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ГЛАВА 17. Роль лидерства в управленческой деятельности




Какие же выводы для разработки и применения соци­альных технологий управления в экстремальных ситуациях вытекают из опыта Чернобыльской катастрофы и постчер­нобыльского периода? Их достаточно много, но наиболее важные из них сводятся к следующему.

 

Во-первых, социальная технология управленческой деятельности в экстремальных ситуациях должна включать в себя еще на предэкстремальной стадии такой подход к проектированию и функционированию всех видов челове­ко-машинных систем (включая все виды электростанций; наземного, водного, воздушного, космического транспорта; газо и нефтепроводы; иные сооружения), которые играют все большую роль в переходе человечества к новой, по­стиндустриальной, информационной цивилизации, кото­рый был бы основан на бесспорном приоритете личност­ных интересов человека по отношению к техническим, технологическим, экономическим и иным материальным факторам современного, высокотехнизированного произ­водства.

Во-вторых, разработка социальной технологии управ­ления в экстремальных ситуациях предполагает в качестве неотъемлемого компонента проведение гуманитарной, пре­имущественно социально-психологической, экспертизы и оценки последствий для человека (определенных лично­стей, социальной группы или населения региона) того или иного события чрезвычайного характера (стихийное бедст­вие - землетрясение, наводнение и т. п.; техногенная ката­строфа на химическом предприятии, атомной электростан­ции, нефте- и газопроводе и т. п.; вооруженный конфликт; экономический кризис; дисфункция политической системы и т. д. ).

В-третьих, социальная технология управления в чрезвычайных ситуациях должна быть ориентирована на разработку методов, способов и путей адаптации людей, испытавших на себе негативное воздействие чрезвычай­ных обстоятельств (технологической катастрофы, аварии, наводнения, землетрясения, пожара, ограбления и т. п. ) к новому, необычному для них состоянию.

В-четвертых, управленческая деятельность в экстре­мальных ситуациях подразделяется на два различных по задачам, содержанию и формам действия периода. Первый из них совокупность управленческих действий по мини­мизации опасных для людей, их здоровья и жизни послед­ствий катастрофы, аварии, несчастного случая и т. п. Вто­рой - активные действия по реабилитации пострадавших общностей и объектов, реабилитации технологической, экономической, экологической, но прежде всего - социаль­но-психологической, поскольку главной жертвой всех ви­дов экстремальных ситуаций оказываются люди, их здоро­вье, привычный образ жизни, а иногда и их жизнь.

В-пятых, эффективное управленческое действие в экстремальных ситуациях возможно только в тех случаях, когда оно базируется на оперативной, достоверной и правдивой информации о масштабах, угрозах и последствиях чрезвычайных обстоятельств.

В-шестых, управленческая деятельность в экстре­мальных ситуациях способна достичь своей цели и стать вполне эффективной только в том случае, если она ориенти­рована на формирование у пострадавших от чрезвычайного происшествия людей высокой катастрофной культуры, ори­ентирующей каждую личность на выработку активной стра­тегии поведения, исключающей или, по крайней мере, резко ограничивающей диапазон распространения психологии жертвы, ибо только активно действующие люди способны преодолеть в возможно короткие сроки негативные послед­ствия экстремальной ситуации.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое экстремальная ситуация?

2. Каковы компоненты управленческого анализа риска?

3. В чем состоят сложности и трудности управленческой дея­тельности в экстремальных ситуациях?

4. С какими трудностями столкнулась управленческая деятель­ность в условиях Чернобыльской катастрофы и вызванных ею посткатастрофных процессов?

5. Какие выводы для разработки социальных технологий управ­ления в экстремальных ситуациях вытекают из опыта Чернобыльской катастрофы?

 

 

ГЛАВА 17. Роль лидерства в управленческой деятельности

 

Управление и лидерство - это не одно и то же, но они органически взаимосвязаны. Суть их взаимосвязи в том, что лидерство является важным аспектом управления. Изучение опыта различных организаций - производствен­ных, коммерческих, учебных, исследовательских и т. п., по­казывает, что способность быть лидером является одним из ключевых условий для того, чтобы стать хорошим руково­дителем. Настоящий руководитель должен уметь использо­вать все возможности, которые предоставляет ему долж­ность, не только для объединения людских, материальных и финансовых ресурсов ради достижения групповых целей, но и для того, чтобы четко сформулировать эту цель, вдох­новить своих подчиненных на ее достижение. Добиться этого можно только при наличии четкой роли и определенной свободы действий в данной сфере деятельности, на что способен только лидер. Осуществляя функции планирования, организации, комплектования штатов и контроля, руководитель получает определенные результаты.

Лидерство и мотивация поступков тесно взаимосвязаны. Поняв мотивацию, мы можем лучше определить, чего люди хотят и почему они поступают именно так, а не иначе. Кроме того, и это, пожалуй, самое важное, лидеры способ­ны не только улавливать эти мотивации, но и усиливать или ослаблять их посредством своего влияния и устанавли­ваемого ими организационного климата.

Настоящий лидер не стоит позади группы, чтобы подталкивать и подгонять ее; он становится впереди нее, прокладывая путь, облегчая движение вперед и вдохновляя на достижение намеченной цели. Каждая группа людей, работающая с полной отдачей и высокой степенью эффективности, имеет во главе человека, вла­деющего искусством лидерства.

Это искусство включает в себя, по крайней мере, четыре компонента:

 умение луч­ше другихвидеть цель совместной деятельности группы;

 способность понимать, какие мотивы движут людьми в разное время и в различных ситуациях;

 способность вдохновлять людей на достижение целей;

 способность действовать так, чтобы создавать в группе атмосферу для возникновения мотиваций, содействующих эффективному достижению групповых целей.

Из сказанного вытекает, что проблема лидерства – это проблема выяснения и приведения в действие социаль­ных механизмов групповой интеграции, которая объединя­ет поступки различных социальных общностей - от малой группы до огромных масс (партий, наций, народов и др. ) вокруг одной личности или определенной группы руково­дителей.

Лидер обычно выдвигается " снизу", более или менее демократическим путем. В отличие от этого в большинстве случаев руководителя назначают " сверху", как бы навязывая определенный общности, организации и т. п.

Лидерство существует везде, где есть организация и власть, где осуществляется доминирование (господство) и подчинение. Чтобы стать лидером в определенной ситуа­ции, человек должен обладать определенными социальными качествами, помогающими ему выделить и возглавить именно те действия ведомых им людей, которые в наи­большей степени соответствуют их целям, интересам, потребностям и способны привести к решению поставленных перед ними задач.

Таким образом, лидером определенная личность ста­новится вследствие: 1) наличия определенной ситуации, которая выдвигает определенные требования к действиям людей, объединенных в данную группу, и формирует по­требность в определенном типе лидерства; 2) определенных экспектаций (ожиданий) к потенциальному лидеру со сто­роны группы; 3) наличия определенных черт личности у потенциального лидера, определенных особенностей харак­тера, способностей, воли, мужества, красноречия, умения повести за собой людей и т. п.

Приоритетное значение в социальной технологии ли­дерства имеет определение основных функций лидера. Для правильного решения этой теоретически и практически очень важной задачи наиболее приемлемым и эффектив­ным является комплексный подход, позволяющий осуще­ствить оценку роли лидера и его социальных качеств с точ­ки зрения:

 уровня профессиональных знаний;

 умения завоевывать авторитет;

 наличия воли, достаточной, чтобы склонить ведомых людей к выполнению определенных действий;

 умения руководить и убеждать следующих за лидером людей;

 способности претворять в жизнь принятые решения.

Основные функции лидера можно свести к следующим:

 глубокий анализ и оценка ситуации, тенденций ее изменения.

 доведение до подчиненных своего понимания ситуа­ции.

 выслушивание мнений сотрудников, умение их оценивать, обобщать и использовать при оценке ситуации и выработке правильного решения.

 определение направления и программы деятельности, данной группы или организации.

 интеграция членов группы, объединение вокруг себя масс.

 нахождение, принятие и обоснование оптимальных, решений, направленных на активизацию деятельности группы (общности), ориентированной на достижение выбранных целей и решение вытекающих из них задач.

 инициирование обновления, внедрение инноваций, рассчитанных на оптимизацию деятельности группы (общ­ности) и повышение ее эффективности.

Чтобы оказаться в состоянии эффективно выполнять эти функции, лидер должен обладать рядом социальных; качеств. Разумеется, в различных сферах деятельности набор таких качеств будет неодинаков. Но наиболее типичные, успешно реализуемые в различных сферах деятельности, личностные качества лидера таковы: 1) одаренность; 2) стремление к знаниям и высокий уровень развития ин­теллекта; 3) высокий профессионализм; 4) активность; 5) инициативность; 6) надежность; 7) впечатляющая внеш­ность; 8) высокая степень уверенности в себе; 9) способ­ность и умение формулировать четкие цели и задачи, определять конкретные требования для их достижения; 10) умение мобилизовать людей и сплотить их вокруг себя для достижения поставленной цели.

При всех особенностях деятельности лидеров в раз­личных общностях и в различных ситуациях, социальная технология лидерства выделяет три основных стиля ли­дера, которые редко встречаются в чистом виде, но их выделение в определенные типы помогает более четко представить, какой стиль, в каких обстоятельствах, при каком составе группы (организации), в какой сфере и при решении каких задач является наиболее предпочтитель­ным.

Эти стили таковы: демократический, авторитар­ный и попустительский. Демократическое лидерство воплощается в учете лидером интересов, потребностей, стремлений и мнений членов группы (организации), в их привлечении к разработке и реализации решений. Авто­ритарный стиль лидерства предполагает единоличное управленческое воздействие на подчиненных, основанное на угрозе санкций.

Попустительский стиль характеризу­ется малой степенью влияния лидера на деятельность группы (организации), которая зачастую функционирует стихийно, при малой степени организованности действий.

 

Из вышеизложенного вытекает вполне определенный вывод, а именно - существует некий набор навыков, кото­рыми желательно овладеть, чтобы осуществлять эффектив­ное лидерство. Социальная технология лидерства рекомен­дует определенный набор таких навыков, которые мы вкратце охарактеризуем.

Первый из таких навыков – призыв: " Будьте проактивны". Человек в своей деятельности всегда осуществляет определенный выбор, однако лидер отличается от нелидера тем, что первый всегда осуществляет свой выбор: осоз­нанно; 2) активно; 3) целенаправленно; 4) способен убедить. других в правильности сделанного выбора; 5) умеет мобили­зовать усилия других людей на обеспечение выбранной це­ли. Нелидер же чаще всего стремится отложить выбор на " потом", если выбор сложный, - уклониться от него или переложить его на других. Он рассуждает примерно так: а может быть, обстоятельства изменятся, и не придется вы­бирать, а уж если и осуществлять выбор, то лучше посту­пить так, как делают другие, как все. Не высовываться, пусть лучше кто-то выберет, а мы примкнем к ним. Умение осуществить верный выбор цели и средств ее достижения, а затем целенаправленно действовать в выбранном направ­лении называется проактивностъю.

Проактивностъ - это способность активно осуществлять выбор цели, средства ее достижения, адекватные цели, подчинять выбранной цели свои стремления, мысли, чувства, действия, прояв­лять инициативу и активность и отвечать за себя, за действия своих последователей, за осуществление постав­ленной цели и решаемых задач. Поступки проактивного че­ловека, а тем более лидера, являются результатом осознан­ного выбора, принятого в соответствии с ним решения и последующего активного действия, а не продиктованы об­стоятельствами и (или) эмоциями.

Навык второй, которым должен овладеть каждый лидер, звучит так: " Начинайте с мыслью о конце". Это оз­начает, что лидер в своих стремлениях, действиях должен руководствоваться не сиюминутными соображениями и ус­пехами, а ориентироваться на перспективную целеустановку, брать за точку отсчета не сегодняшнее достижение, а ту цель, пусть и отдаленную, ради которой создается группа последователей или организация, выбирается направление действий. Исходя из такого подхода, и следует строить пла­ны на жизнь.

Третий навык, которым должен овладеть лидер, можно сформулировать так: " Соблюдай приоритеты". Этот навык является естественным следствием первого и второго навыков, основанных на инициативе и воображе­нии, и означает применение в практической деятельности независимой воли и эффективной самоорганизации. Чело­век, который руководствуется этим навыком, активно дей­ствует ради достижения поставленной цели, а не служит объектом действия, умеет правильно спланировать свое  время и всю свою жизнедеятельность.

Навык четвертый гласит: " Руководствуйтесь установкой на выигрыш-выигрыш". В своих взаимодействиях друг с другом люди руко­водствуются различными моделями поведения, Чаще всего лидерами, особенно если лидерство совпадает с функциями руководителя организации, применяется стратегия " Выиг­рыш-Проигрыш". Ее суть такова: " Будет по-моему, а не по-твоему". Люди с таким менталитетом и установкой ис­пользуют любые преимущества: власть, общественное по­ложение, авторитет, связи, собственность, силу характера или воли и т. п. чтобы настоять на своем, продемонстрировать свое превосходство.

Наиболее эффективной оказывается стратегия лидера, ориентированная на " Выигрыш- Выигрыш". Лидер с такой установкой не стремится к тому, чтобы в результате его " по­беды" кто-то оказался в проигрыше. Основное содержание такой установки - навык эффективного межличностного руководства.

Навык пятый можно сформулировать таким образом: ''Стремиться сначала понять, а уж потом быть понятым". Чаще в жизни бывает наоборот: мы стремимся, что­бы поняли нас, навязать свое мнение, свое суждение, свои оценки; пытаемся решить проблемы с помощью добрых советов (своих, разумеется). Однако гораздо важнее - вникнуть в суть проблемы, а для этого основное - суметь понять других как самих себя.

Навык шестой означает - восприятие и реализацию принципа творческой кооперации (синергии), обеспечение единства действий с другими. Обеспечение единства дей­ствий - высший тип подлинно человеческой деятельности. Надежное испытание и приложение всех навыков одновре­менно. Оно предлагает взаимодействие основных челове­ческих способностей (самосознания, воображения, совести, независимой воли) с творческой проактивностью, умением предвидеть, умением, верно, выбирать и соблюдать приори­теты, с установкой на " Выигрыш - Выигрыш", и умением слушать - сопереживать ради совместных действий, ради совместной борьбы против трудностей и сложностей жизни. Единство действий- квинтэссенция принципиального и эффективного лидерства, ибо именно оно приводит к такому состоянию, когда целое становится больше суммы частей.

Навык седьмой означает умение достигать сбалан­сированного самообновления. Он позволяет сохранять и поддерживать в активном, творческом состоянии главное достоинство лидера - его способности и умение оказы­вать решающее влияние на других и мобилизовать их на достижение поставленной цели. Этот навык обновляет че­тыре основных измерения личности - физическое, интел­лектуальное, социально-эмоциональное и духовное.

Навык восьмой гласит так: «Самое главное - не терять высоты». Это прекрасно знают альпинисты. Иногда вершину не видно из-за скал, приходится идти в обход, да­же будто в противоположном направлении, но идти надо неуклонно к цели. Самое главное- не терять высоты, ибо ее утрата- это дорога вниз, это утрата своих позиций. Это правило важно для любого человека, но особенно для лидера, для которого утрата высоты - это утрата лидирующих позиций.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...