Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Совет мастера. Занятие 7-е. Темп и ритм. Звуки и скороговорки. 3. Голову не опускать и не запрокидывать, она должна смотреть прямо перед собой, находясь на свободной, не зажатой шее - это обеспечивает свободу гортани и глотки, их естественное состояние




Совет мастера

Для всякого человека, имеющего дело с речью, чрезвычайно полезны советы мастеров речевой и вокальной педагогики. Вот основные требования, которые предъявляются к «языку тела» говорящего или поющего на сцене:

1. Поза человека, поющего и говорящего на сцене, должна быть удобной и естественной. Он должен уметь хорошо и удобно стоять на двух(! ) ногах, что обеспечивает устойчивость тела, равномерное распределение нагрузки на все мышцы и мускулы, мобилизует нервную систему.

2. Плечи должны быть хорошо развернуты на прямом позвоночнике. Это помогает полноценно брать дыхание в легкие и использовать грудной резонатор.

3. Голову не опускать и не запрокидывать, она должна смотреть прямо перед собой, находясь на свободной, не зажатой шее - это обеспечивает свободу гортани и глотки, их естественное состояние. Все должно способствовать полноценному звучанию голоса.

4. Лицо поющего, говорящего должно быть свободно от гримас и подчинено общей задаче - идее творчества. В процессе занятий улыбка важна как фактор, как чувство радости, удовольствия от дела. " Как чувство радости вызывает улыбку и блеск в глазах, так улыбка на лице заставляет ученика ощутить приподнятость, радость творчества". Не случайно старые итальянские педагоги требовали во время пения и перед ним улыбаться, делать " ласковые глаза". Все эти действия, по закону рефлекса, вызывают нужное внутренне состояние, так же как мышечная собранность, - нервную готовность к выполнению задания. Именно эта работа готовит внутреннюю сценическую раскрепощенность.

5. Руки должны быть свободны, не напряжены, не зажаты за спиной или на груди, а опущены по бокам, что в любой момент позволяет сделать свободный, произвольный жест.

 

Педагог Н. М. Малышева в своей работе " О пении" вспоминает, как К. С. Станиславский работал над постановкой тела актера для сцены, какие предъявлял требования: " нужно прислониться спиной к косяку двери, шкафа, стремиться расправить свой позвоночник вдоль косяка, расправить корпус, выпрямиться, плечи опустить, шея станет длиннее и прямее, живот втянется.

Дыхательный аппарат займет удобное положение, гортань расположится как бы на прямой оси. Голова певца должна стоять гордо. Шея должна выпрямиться, чтобы при движениях челюстью не нажимать на гортань. Очень полезно в пении представлять себе, что на голове держишь кувшин с водой (вырабатывается баланс шеи и мышц, держащих голову)".

У некоторых певцов есть привычка выходить на сцену со строгим, недовольным видом. Старайтесь избегать этого. Ничто не портит настроения так, как мрачное, неприветливое или высокомерное выражение лица артиста, вышедшего к слушателям.

(Из статьи: Е. М. Пекерская. " Вокальный букварь". )

Занятие 7-е. Темп и ритм

Звуки и скороговорки

Упражнение 1. Для отработки ритма, темпа и паузации (а значит и интонации) произнесите скороговорку, делая после каждого слова паузу со счётом «раз, два, три».

Кукушка /1—2—3/ кукушонку /1—2—3/ купила /1—2—3/ капюшон: /1—2—3/ Как /1—2—3/ в капюшоне /1—2—3/ он /1—2—3/ смешон.

Постарайтесь интонацией каждого слова оправдать паузу, которую вы держите. Для этого окрасьте каждое слово своим отношением и чувствами, смыслом, которые вкладываете в их произношение. После каждого слова вы как бы ставите восклицательный знак, показывая значительность события. Например:

[Вслух] [Про себя]

Кукушка! (Вот кто совершил это действие — и вы представляете, кому?!.. и да как она могла?.. или что-нибудь в этом роде. )

Кукушонку! (И представить не можете, что она сделала! )

Купила! (И что бы, вы думали, она купила? )

Капюшон!.. и т. д.

С такими же паузами-«считалками» произнесите известные вам скороговорки и стихотворные строки:

Не красна /// изба /// углами, /// а красна /// пирогами.

Вороне /// где-то /// Бог /// послал /// кусочек /// сыру…

Гордость /// до добра /// не доведёт.

Учись /// вежливости /// у /// невоспитанного.

Темп и ритм

Многие люди страдают «пулемётностью» речи. О них так и говорят: «строчит как из пулемёта». Слушатели не успевают следить за содержанием произносимой речи. Правда, бывает так, что говорящий специально увеличивает темп речи, чтобы слушающий не успевал осмыслить его речь: он (говорящий) якобы слишком взволнован, когда говорит о предмете своей речи. Так, в частности поступают, в рекламе: говорят столь взволнованно и псевдо увлечённо — не говорят, а «частят» так, что слушающему впору бросать все дела и бежать что-нибудь «покупать», куда-нибудь «ехать» или кому-нибудь «звонить».

Так поступают в новомодных радиопередачах молодые дикторы: им кажется, что темп речи показывает, как они особым образом умеют быстро и выразительно сопрягать слова, например, на одном дыхании выпаливают длиннющую фразу из множества предложений. Зато как только «выпулили», так начинаются заминки вроде «э-э-э-ммм», «м-да-а-а…», потому что измождённому дыханию требуется передышка.

Если хотите, чтобы вас понимали и слушали, вкладывайте ваши слова в разум слушателей осмысленно и не торопясь. Можете быть взволнованными, но позволяйте слушателям успевать обдумывать сказанное, а это возможно только в паузах, на которые делится поток речи.

Мы начали наши советы в 1-м занятии с того, что «пауза — великое проявление мастерства», поэтому учитесь «держать паузу». Как только вы научитесь ценить каждое произносимое вами слово, так сразу же у вас появятся богатые интонации, потому что паузу надо будет оправдывать. Поэтому темп речи необходимо сдерживать, размышляя над смыслом следующих после паузы слов, а затем энергично доносить этот смысл в речи-звучании.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...