Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Совет мастера. Занятие 5. Мелодика и интонация. Звуки [б] — [п] и скороговорки. Мелодика и интонация (звуковысотный диапазон голоса)




Совет мастера

Помните, что ваша интонация — это зеркало вашей эмоциональной жизни, движение вашей души; культура чувств и эмоциональных межличностных отношений неразрывно связана с культурой интонационного " оформления" высказывания. (Б. Н. Головин. Основы культуры речи. 1980. С. 206)

Занятие 5. Мелодика и интонация

Звуки [б] — [п] и скороговорки

Упражнение 1. Звуки [б] — [п]. «Пробка». Продолжим тренировку согласных звуков, отрабатывая звуки [б] — [п]. Проверим, насколько подготовлены губы к образованию взрывных звуков. Плотно сожмите губы, воздухом прорвите смычку, как будто выстреливаете пробку, зажатую губами: п—б—п—б—п—б(но без выдоха).

Упражнение 2. «Взрыв». Выстрелите «пробку» теперь уже активным выдохом. Не напрягайтесь, не стремитесь набрать много воздуха — дело решает не количество, а энергичность толчка и точная собранность выдоха на кончиках губ. Не допускайте в конце придыхания чего-либо вроде «пх» или «пппы». Тренируйте обе гласные в паре, сохраняя чёткую разницу в глухости-звонкости: п—б—п—б—п—б.

Упражнение 3. «Настольный теннис».

Тренируйте удар ракеткой по воображаемому шарику, отбивая его тыльной стороной:

пппы!.. пппэ!.. пппа!.. пппо!.. пппу!..

Упражнение 4. «Прокол».

Отрабатываем звуки [с] — [з]; [ш] — [ж]. Проверьте, нет ли прокола в надутом мяче, сжимая его возле уха. Так и есть… Слышен напряжённый ровный свист выходящего воздуха: сссссс!.. Имитируйте этот звук. Время от времени прижимайте мяч сильнее, тогда звук усиливается.

Упражнение 5. «Паровоз».

Паровоз медленно разводит пары: шшш…шшш…шшш…Вот он сдвинулся с места? Ш—шш—шшш… ш—шш—шшш…Пошёл скорее и скорее: шшш—шшш—шшш—ш… шшш—шшш—шшш—ш… Выдыхайте воздух энергичными толчками диафрагмы.

Упражнение 6. «Косарь».

Наточите бруском косу. Брусок скользит то с одной стороны косы, то с другой: ссс—ззз… ссс—ззз… ссс—ззз…

Коса наточена, теперь можно приниматься за косьбу. Взмах косы — и она косит траву: жжж… жжж… жжж…

Мелодика и интонация (звуковысотный диапазон голоса)

Звуковысотный диапазон служит основным средством интонационно-мелодической выразительности. Он показывает, насколько разнообразно звучит ваш голос, а значит, и насколько глубоко и интересно вы мыслите. Если однообразна и бедна мысль, голос тоже будет блеклым и однообразным. Монотонные голоса никому не нравятся, поэтому выступающего не будут слушать, если голос его не " звучит" в переливах музыкальной выразительности. Не зря говорят о " музыке речи" - и эта музыка может быть либо скучной, либо насыщенной гаммой переживаний, нашего активного отношения к тому, о чем мы говорим.

Существует, конечно, и комплекс упражнений для того, чтобы тренироваться в интонационном звучании. Вы слышите, как в музыке голос то поднимается вверх, то опускается вниз - и всякое богатое переживание окрашивается тем, что мы либо в удивлении, ужасе, умилении, радости " забираемся наверх", либо " опускаемся долу", заканчивая мысль и утверждая при этом нечто значительное и важное.

Человеческий голос способен меняться в очень большом диапазоне. Потренируемся на каком-нибудь " выразительном" тексте, который невозможно читать без эмоционального отношения к герою, а значит, и без богатой и выразительной интонации:

У Скворцова Гришки Жили-были Книжки - Грязные, Лохматые, Рваные, Горбатые, Без конца И без начал, Переплеты Как мочала, На листах Каракули. Книжки Горько Плакали!

Вы чувствуете, как нарастает звук к концу стихотворения? Повышайте его от строчки к строчке, создайте кульминацию в постепенном нарастании грустного повествования о судьбе " Гришкиных" книжек. А в конце, словно в спуске по ступенькам лестницы, поставьте три точки:

Книжки

горько

плакали!

Работа над текстами

" Барабек ". Вы, конечно, помните детскую дразнилку про обжору - прекрасный перевод К. И. Чуковским английской народной песенки. Действительно, это фольклорное преувеличение может вселить " ужас":

Робин Бобин Барабек Скушал сорок человек. И корову, и быка, И кривого мясника, И телегу, и дугу, И метлу, и кочергу, Скушал церковь, скушал дом, И кузницу с кузнецом, А потом и говорит: " У меня живот болит! "

***

" Сальери ". Прекрасным материалом для тренировки голоса являются стихи, написанные пятистопным ямбом. Они позволяют на протяженной фразе вытренировывать длительное голосовое звучание. Когда читаете, представляйте то, о чем вы говорите. Вот Сальери, мучающийся тем, что, прилагая столько добросовестного труда, он не получает такого вдохновения и результатов творчества, каковы творения ветренного Моцарта:

Все говорят: не правды на земле.

Но правды нет - и выше. Для меня

Так это ясно, как простая гамма.

Родился я с любовию к искусству;

Ребёнком будучи, когда высоко

Звучал орган в старинной церкви нашей,

Я слушал и заслушивался - слезы

Невольные и сладкие текли.

Отверг я рано правздные забавы;

Науки, чуждые музыке, были

Постылы мне; упрямо и надменно

От них отрекся я и предался

Одной музыке...

Расставьте паузы, разделив текст на смысловые группы. Подчеркните главные слова. Объясните, почему вы сделали именно это деление, а не иное.

***

Считалки или что-то похожее... Замечательно использовать для работы над интонацией детские считалки. Они всегда выразительны, ритмичны, мелодичны. Это стихотворение Оскара тоже похоже на считалку:

Карл Иваныч с длинным носом

Приходил ко мне с вопросом:

" Как избавить этот нос,

Чтобы больше он не рос? "

- Вы купите папиросу,

Привяжите ее к носу,

А потом, потом, потом

Отрубите топором.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...