Совет мастера. Занятие 5. Мелодика и интонация. Звуки [б] — [п] и скороговорки. Мелодика и интонация (звуковысотный диапазон голоса)
Совет мастера Помните, что ваша интонация — это зеркало вашей эмоциональной жизни, движение вашей души; культура чувств и эмоциональных межличностных отношений неразрывно связана с культурой интонационного " оформления" высказывания. (Б. Н. Головин. Основы культуры речи. 1980. С. 206) Занятие 5. Мелодика и интонация Звуки [б] — [п] и скороговорки Упражнение 1. Звуки [б] — [п]. «Пробка». Продолжим тренировку согласных звуков, отрабатывая звуки [б] — [п]. Проверим, насколько подготовлены губы к образованию взрывных звуков. Плотно сожмите губы, воздухом прорвите смычку, как будто выстреливаете пробку, зажатую губами: п—б—п—б—п—б(но без выдоха). Упражнение 2. «Взрыв». Выстрелите «пробку» теперь уже активным выдохом. Не напрягайтесь, не стремитесь набрать много воздуха — дело решает не количество, а энергичность толчка и точная собранность выдоха на кончиках губ. Не допускайте в конце придыхания чего-либо вроде «пх» или «пппы». Тренируйте обе гласные в паре, сохраняя чёткую разницу в глухости-звонкости: п—б—п—б—п—б. Упражнение 3. «Настольный теннис». Тренируйте удар ракеткой по воображаемому шарику, отбивая его тыльной стороной: пппы!.. пппэ!.. пппа!.. пппо!.. пппу!.. Упражнение 4. «Прокол». Отрабатываем звуки [с] — [з]; [ш] — [ж]. Проверьте, нет ли прокола в надутом мяче, сжимая его возле уха. Так и есть… Слышен напряжённый ровный свист выходящего воздуха: сссссс!.. Имитируйте этот звук. Время от времени прижимайте мяч сильнее, тогда звук усиливается. Упражнение 5. «Паровоз». Паровоз медленно разводит пары: шшш…шшш…шшш…Вот он сдвинулся с места? Ш—шш—шшш… ш—шш—шшш…Пошёл скорее и скорее: шшш—шшш—шшш—ш… шшш—шшш—шшш—ш… Выдыхайте воздух энергичными толчками диафрагмы.
Упражнение 6. «Косарь». Наточите бруском косу. Брусок скользит то с одной стороны косы, то с другой: ссс—ззз… ссс—ззз… ссс—ззз… Коса наточена, теперь можно приниматься за косьбу. Взмах косы — и она косит траву: жжж… жжж… жжж… Мелодика и интонация (звуковысотный диапазон голоса) Звуковысотный диапазон служит основным средством интонационно-мелодической выразительности. Он показывает, насколько разнообразно звучит ваш голос, а значит, и насколько глубоко и интересно вы мыслите. Если однообразна и бедна мысль, голос тоже будет блеклым и однообразным. Монотонные голоса никому не нравятся, поэтому выступающего не будут слушать, если голос его не " звучит" в переливах музыкальной выразительности. Не зря говорят о " музыке речи" - и эта музыка может быть либо скучной, либо насыщенной гаммой переживаний, нашего активного отношения к тому, о чем мы говорим. Существует, конечно, и комплекс упражнений для того, чтобы тренироваться в интонационном звучании. Вы слышите, как в музыке голос то поднимается вверх, то опускается вниз - и всякое богатое переживание окрашивается тем, что мы либо в удивлении, ужасе, умилении, радости " забираемся наверх", либо " опускаемся долу", заканчивая мысль и утверждая при этом нечто значительное и важное. Человеческий голос способен меняться в очень большом диапазоне. Потренируемся на каком-нибудь " выразительном" тексте, который невозможно читать без эмоционального отношения к герою, а значит, и без богатой и выразительной интонации:
Вы чувствуете, как нарастает звук к концу стихотворения? Повышайте его от строчки к строчке, создайте кульминацию в постепенном нарастании грустного повествования о судьбе " Гришкиных" книжек. А в конце, словно в спуске по ступенькам лестницы, поставьте три точки:
Книжки горько плакали! Работа над текстами " Барабек ". Вы, конечно, помните детскую дразнилку про обжору - прекрасный перевод К. И. Чуковским английской народной песенки. Действительно, это фольклорное преувеличение может вселить " ужас":
*** " Сальери ". Прекрасным материалом для тренировки голоса являются стихи, написанные пятистопным ямбом. Они позволяют на протяженной фразе вытренировывать длительное голосовое звучание. Когда читаете, представляйте то, о чем вы говорите. Вот Сальери, мучающийся тем, что, прилагая столько добросовестного труда, он не получает такого вдохновения и результатов творчества, каковы творения ветренного Моцарта: Все говорят: не правды на земле. Но правды нет - и выше. Для меня Так это ясно, как простая гамма. Родился я с любовию к искусству; Ребёнком будучи, когда высоко Звучал орган в старинной церкви нашей, Я слушал и заслушивался - слезы Невольные и сладкие текли. Отверг я рано правздные забавы; Науки, чуждые музыке, были Постылы мне; упрямо и надменно От них отрекся я и предался Одной музыке... Расставьте паузы, разделив текст на смысловые группы. Подчеркните главные слова. Объясните, почему вы сделали именно это деление, а не иное. *** Считалки или что-то похожее... Замечательно использовать для работы над интонацией детские считалки. Они всегда выразительны, ритмичны, мелодичны. Это стихотворение Оскара тоже похоже на считалку: Карл Иваныч с длинным носом Приходил ко мне с вопросом: " Как избавить этот нос, Чтобы больше он не рос? " - Вы купите папиросу, Привяжите ее к носу, А потом, потом, потом Отрубите топором.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|