Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 4. Диапазон голоса. Звуки и скороговорки. У Сени и Сани в сетях сом с усами. . Работа над текстами




Занятие 4. Диапазон голоса

Звуки и скороговорки

Упражнение 1. Звуки [с] и [ш]. Вы можете выполнять тренировку ясного и чёткого произношения звуков [с] и [ш] разными способами: 1) повторять одну скороговорку по несколько раз, убыстряя темп и не забывая о чётком произношении каждого звука; 2) читать все скороговорки подряд, следя за выразительностью и осмысленностью произношения.

[С]

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

В семеро саней по семеро в сани уселися сами.

Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках: санки — скок, Сеньку — с ног, Саньку — в бок, Соньку — в лоб, все — в сугроб!

[Ш]

Шила в мешке не утаишь.

Шли три старушки, нашли три полушки, купили три ватрушки.

Проживешь подольше — узнаешь побольше.

Встанешь пораньше — шагнешь подальше.

Тише едешь — дальше будешь.

Выше лба уши не растут.

Сам не знаешь, где найдёшь, где потеряешь.

Совет: не забывайте о том, что чтение скороговорок должно быть прежде всего осмысленным. Мы тренируем не «скорость» и быстроту произношения, а способность ясной и чёткой передачи мысли в текстах, осложнённых одинаковыми звуками. Поэтому произнести правильно сложную скороговорку вроде «Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.. » можно лишь в том случае, если вы видите внутренним взором и Сеньку, и Саньку, и Соньку, и санки, которые летят с горы.

При этом можно придумывать и разные мнемонические приёмы для того, чтобы запомнить трудную скороговорку. Например, последовательность имён запоминается в порядке гласных Е – А – О, а «удары» после падения распределяются «снизу вверх» (их можно сопроводить жестом): «…С Е ньку — с ног, С А ньку — в бок, С О ньку — в лоб, все — в сугроб! »

Помнить необходимо и о том, что смысл речи воспринимается в паузы, которые являются как бы трамплином для прыжка через трудно произносимые словосочетания с одинаковыми звуками.

Диапазон голоса

Существуют динамический и звуковысотный диапазоны голоса.

Если динамика есть сила, то понятно, что динамический диапазон голоса характеризует способность человека усиливать звуки голоса. Звуковысотный диапазон показывает, насколько выразительно ваш голос может двигаться по лесенке «высот» и «низов» голоса. Оба типа диапазона голоса характеризуют привлекательность голоса, умение человека владеть им с целью выражения мыслей и чувств.

Чтобы развить динамику голоса, необходимо активизировать дыхание, а затем умело использовать резонаторы — акустическую систему, способную усиливать звук. Такой природной системой в нашем теле являются верхняя система резонаторов (полости, расположенные над связками: глотка, лицевые пазухи, купол твёрдого нёба, черепная коробка) и нижняя система резонаторов(грудная полость, расположенная под связками). Комплекс звуков, характеризующий степень высоты голоса, называется регистром.

Грудной (нижний) регистр голоса наиболее богат дополнительными тонами (обертонами), придающими голосу тембральную окраску. От грудного регистра зависят сила и выразительность звука. Этому регистру свойственны низкие тона. Головной (верхний) регистр придаёт звуку звонкость, полётность. Для него характерны звуки высоких тонов.

В упражнениях необходимо следить за четкой работой дыхания, хорошим посылом звука. Вот несколько упражнений, помогающих выработать правильное голосоведение и резонацию.

Упражнение 1. " Колокола". Имитируйте голосом звучание большого колокола: бом-м-м!.. бом-м-м!.. бом-м-м!.. Короткий удар гласной " о" на удобной для вас низкой ноте и долгое звучание на звуке " м".

А теперь зазвонили маленькие колокола, образуя веселый перезвон: бим-бим-биммм... бим-бим-биммм... Звук должен возникать на кончиках губ на удобной для вас высокой ноте.

Объедините звучание всех ваших " колоколов" в среднем тоне: баммм... баммм... баммм...

Упражнение 3. " Барабанщик ". Прочитайте тексты стихотворений ритмично, скандированно, имитируя барабанный бой:

Левой, правой, Левой, правой, На парад идет отряд. На парад идет отряд. Барабанщик очень рад: Барабанит, барабанит полтора часа подряд!
Пара барабанов, Пара барабанов, Пара барабанов Била бурю! Пара барабанов, Пара барабанов, Пара барабанов Била бой!

При произнесении старайтесь не напрягать гортань. Необходимо активно дышать и думать о смысле текста - тогда приходит естественная выразительность чтения.

Работа над текстами

«Прошу вас: не надо съезжать по перилам…» Читая стихотворение о «крокодилах», стерегущих тех, кто «съезжает по перилам», старайтесь донести до слушателей весь его трагико-драматический пафос и смысл. Сверхзадача стихотворения должна подсказать движение и развитие от низких, спокойных тонов к всё более взволнованным и высоким, а после достижения кульминации необходимо поставить выразительную точку. Разделите стихотворение на такты - и тогда организуется верное дыхание и возникает естественная выразительность чтения.

Прошу вас: не надо съезжать по перилам —

Вы можете в зубы попасть крокодилам,

Они притаились на каждой площадке,

И всех, кто съезжает, хватают за пятки

И тащат на дно африканского Нила —

Прошу вас: не надо съезжать по перилам!

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...