Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дыхание. Работа над текстами. Совет мастера. Занятие 3. Голос. Звуки и скороговорки




Дыхание

" Ум - властелин чувств, а дыхание - властелин ума"

Аристотель

Основа речи, ее правильного и красивого звучания - дыхание. У волнующегося человека дыхание прерывается, сбивается, а вместе с дыханием сбиваются и мысли. Дыхание необходимо тренировать, ибо каждая фраза должна укладываться в определенный ритм дыхания.

Предлагаем ряд упражнений для развития дыхания. Советуем выполнять их не только в аудитории (классе), но и самостоятельно, дома. Успех будет зависеть от степени вашего упорства и старания:

" Лесенка ". Вы поднимаетесь по лестнице и считаете ступеньки: " Раз - ступенька, два - ступенька, три - ступенька и т. д. " Кто больше и дольше? Старайтесь увеличивать продолжительность одного дыхательного цикла, включающего как можно больше «ступенек». Тренируйтесь каждый день - и вы будете подниматься все выше и выше.

" Старт! " По часам с секундной стрелкой ведите отсчет времени по секундам, словно даёте команду к запуску ракеты: " Десять! Девять! Восемь! Семь! Шесть! Пять! Четыре! Три! Два! Пуск! " Отсчет ведите громко и энергично, без добора воздуха.

Постепенно увеличивайте начальную цифру, стараясь довести ее до 15 или 20. Следите за тем, чтобы каждая ударная гласная получала одинаковую порцию воздуха, а команда «ПУСК! » звучала на полном и свободном, не затрудненном выдохе.

Работа над текстами

Конечно, главное в занятиях техникой речи – сама речь, работа над текстами, реальное звучание оратора. Если вы будете регулярно читать вслух тексты, размышлять над ними, заниматься их разбором, а главное, полюбите то, что вы читаете, то ваша душа непременно выразится в том, как вы делаете. Чтение и работа над текстами – основное в тренировке выразительного чтения.

" Полтава". Прочитайте вслух отрывок из поэмы А. С. Пушкина " Полтава", наблюдая за тем, чтобы паузы для добора дыхания не разрывали течения мысли. К последней строке в описаниях картины боя достигается предельная кульминационная точка (голос поднимается верх), а затем ставится столь же максимальная контрастная точка опусканием голоса вниз:

Швед, русский - колет, рубит, режет,

Бой барабанный, клики, скрежет, /

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

" Скакалка ". Это стихотворение должно читаться так же искренне и увлечённо, как его автор прыгает с верёвочкой… Для правильного интонационного звучания неплохо как бы подкручивать верёвочку двумя руками – тогда руки словно подсказывают рисунок интонации, с которой произносятся строки стихотворения. Поскольку скакальщица увлечена своим делом, ей некогда и переводить дыхание – доведите чтение стиха до того, чтобы пауза-добор дыхания делалась только однажды, в середине стихотворения. Читайте сразу без подглядывания в текст – ритм и сами собой напрашивающиеся рифмы стиха помогут вам быстро выучить его наизусть.

Со скакалкой я скачу, Научиться я хочу Так владеть дыханьем, чтобы Звук держать оно могло бы, Глубоко, ритмично было И меня не подводило. Я скачу без передышки И не чувствую одышки. Голос звучен, льется ровно И не прыгаю я словно. Раз - два! Раз - два! Раз - два! Раз! Можно прыгать целый час!..

 

 

Совет мастера

По характеру речевого звучания, по физическому стилю речи мы судим о темпераменте говорящего, о его характере, мироощущении, о его настроении, наконец, о его искренности. Бодрость и вялость, энергия и инертность, решительность и робость, заинтересованность и безразличие - все эти психические моменты, сопровождающие устную речь, как бы аккомпанирующие ее содержание, находят верное отражение в звуковом потоке.

Актер, декламатор, оратор, учитель, лектор - всякий, кто хочет воздействовать звучащей речью, - [... ]должен научиться преднамеренно вызывать звучанием своей речи определенную эмоциональную и волевую реакцию.

/Бернштейн С. Н. Языковая сторона радиолекции. /

Занятие 3. Голос

Звуки и скороговорки

Упражнение 1. Повторяя задания уроков 1 и 2, дополните их скороговорками со звуком [р]. Произнесите скороговорку, представляя «внутренним взором» то, о чём говорите.

На дворе трава, / на траве — дрова, / не руби дрова на траве двора.

Античные учёные полагали, что звук [р] выражает движение, поэтому произносите его раскатисто и с удовольствием, конечно, не забывая делать паузы в конце каждого такта.

Упражнение 2. «Про покупки». Произнесите диалог сначала медленно, затем увеличивайте темп, всё настойчивее требуя друг от друга «рассказа про покупки». Попробуйте прочитать этот текст в диалоге, меняясь ролями требующего и отвечающего.

— Расскажите про покупки!

— Про какие про покупки?

— Про покупки,

Про покупки,

Про покупочки свои!

Упражнение 3. «Карл у Клары…, а Клара у Карла…» Две эти забавные скороговорки должны читаться ясно, без торопливости, с чёткими акцентами на то, кто, кому и что «сотворил» и кто, кому и как «отплатил». Интонационные акценты расставлены на словах с новой информацией:

Карл у Клары украл кораллы, / а Клара у Карла / украла кларнет.

Карл у Клары украл расческу, / а Клара испортила / Карлу прическу.

Упражнение 4. Прочитайте все наши выученные скороговорки (см. задания к 1 или 2 занятиям), постепенно увеличивая громкость звучания до торжественной растянутости гласных звуков и уменьшая до энергичного шёпота. Следите за правильным положением тела: спина прямая, плечи расправлены, подбородок не опускается и не поднимается.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...