Совет мастера. Занятие 6-е. Дикция Звуки и скороговорки. (З.В.Савкова. Искусство оратора. Спб., 2004) . Работа над текстами
Совет мастера Для передачи своих невидимых чувствований мы пользуемся голосовыми интонациями. (К. С. Станиславский) Монотонное произнесение, убивающее красоту и отчасти смысл, составляет несчастье не только для аудитории, но и для самого говорящего; оно не только неприятно для слушателей, но и вредно для оратора. (А. Говоров) «От сердца к сердцу нити проложить. И как живой с живыми говорить» — таково требование к ораторскому искусству. Ведь «источник красноречия — в сердце» (Дж. Милль). «Чтоб собеседник нашу мысль постиг - Нужней нам сердце, нежели язык» — гласит народная мудрость. Речевая интонация и есть та живая, пульсирующая нить передачи сложных человеческих чувств, которую нельзя обрывать. Нужно постоянно обогащать речевую выразительность. Именно голос, дикция, мелодика речи, логика звучащего слова, диапазон, сила звука, темпо-ритм речи, тембрирование, логические и психологические паузы, различный характер произнесения звуков — все, что входит в понятие «интонирование речи», играет первостепенную роль в речевом действии. Из всех перечисленных составных интонации самого пристального внимания требует мелодика речи. Если языковое выражение мысли должно быть понятным, то голосовое - ярким и точным. Значит, необходимо развивать природную способность голоса к модуляции, звуковысотным изменениям тона. (З. В. Савкова. Искусство оратора. Спб., 2004) Занятие 6-е. Дикция Звуки и скороговорки Упражнение 1. Продолжим пополнять копилку наших скороговорок. Они могут произноситься на самые разные звуки, и само разнообразие будет способствовать формированию ваших умений. Перед скороговорками вспомним нашу последовательность гласных звуков, к которым присоединяются отрабатываемые согласные. Звонкие / глухие звуки могут соединяться в парах.
Произношение скороговорок можно тренировать разными способами: 1) повторять одну скороговорку по несколько раз, убыстряя темп, но не забывая о чётком произношении каждого звука; 2) читать все скороговорки подряд, следя за выразительностью и осмысленностью произношения. [т - т'] ты - тэ - та - то - ту, ти - те - тя - тё - тю У кого что болит, тот про то и говорит. В тихом омуте черти водятся. [н -н'] ны - нэ - на - но - ну, ни - не - ня - нё - ню Весна красна цветами, а осень снопами. [п- б] пы - бы, пэ - бэ, па - ба, по-бо, пу - бу Я про сапоги, а ты про пироги. Все бобры добры для своих бобрят. [в - ф] вы - фы, вэ - фэ, ва - фа, во - фо, ву - фу Водовоз вёз воду из водопровода. У Феофана Феофаныча три сына Феофаныча. [с - з] сы - сы, сэ - зэ, са - за, со - зо, су - зу Зарезал дедушка козу и сделал из неё азу. Дикция Дикция (от лат. dico, dixi, dicere«я говорю», «я сказал», «говорить») — ясное и чёткое произношение звуков речи, соответствующее орфоэпической норме. Всякое обращение к слушателям требует, чтобы речь была понятна и не вызывала затруднений в её восприятии. К сожалению, очень часто мысль говорящего искажается тем, что выражена нечленораздельно, звуки «съедаются», а рот «не открывается». Слушать такую речь (будь это докладчик-политик, ведущий молодёжного радиоканала или школьник у доски) становится неудобно, неприятно, невозможно. Каковы способы и приёмы выработки хорошей дикции? Постоянная работа над произношением, тренировка чёткого выявления каждого звука в создании естественной красоты звучания. Отработка правильной дикции начинается с мышечной тренировки — артикуляционной гимнастики, которая позволяет научиться управлять мышцами губ и языка. Затем переходим к формированию навыков произношения отдельных гласных и согласных звуков.
Работа над текстами «Я тоже имел честь сказать вам русским языком…» Проанализируйте стиль диалога-спора из водевиля А. П. Чехова «Медведь». Насколько корректно ведут себя его участники? Как выражается их неприятие друг друга в стиле речи? Какие уловки используют участники диалога? Разыграйте диалог. Отставной офицер Григорий Степанович Смирнов просит Попову, «вдовушку с ямочками на щеках», вернуть ему деньги, которые взял в долг её покойный супруг. Поскольку она отказывается вернуть ему деньги в данный момент, Смирнов, рассерженный отсутствием денег у всех должников, кричит своему кучеру в окно: чтобы тот «распрягал» — мы, мол, здесь остаёмся. На крик входит Попова.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|