Голос. Работа над текстами. Совет мастера
Голос Хорошо поставленный голос позволяет достичь многого: передать мельчайшие оттенки смысла, почувствовать и пережить всю гамму эмоций. Несомненно, что именно по звучанию голоса речь может быть приятной или неприятной, привлекающей внимание или наоборот, отталкивающей. Существует множество легенд о голосах, завораживающих своим звучанием: миф о сладкозвучном пении Орфея, миф о русалках, голосом приманивавших проплывавших моряков). По характеру голосового звучания мы определяем, какой перед нами человек: умный? добрый? проницательный? понимающий? или наоборот — глупый, себялюбивый, никчёмный и т. д. Можно ли развить голос, сделать его звучным, красивым, привлекающим внимание? Видимо, да. Что же делает голос красивым и привлекательным? 1) Прежде всего, гибкость и подвижность, широкий звуковой диапазон, позволяющий передать мысль во всей полноте через разнообразие оттенков интонационно-мелодического рисунка речи. Ведь во время произнесения речи наш голос «гуляет» вверх и вниз - и плох тот оратор, чей голос монотонен и однообразен. 2) Особую красоту каждого голоса составляет его тембр — своеобразная окраска, обертоны, придающие звукам эмоциональные оттенки. Тембр может быть приятным и неприятным, мягким и жёстким, именно по тембру голосу дают различные эпитеты: светлый / тёмный, блестящий / тусклый, звонкий / глухой, тяжёлый / лёгкий, тёплый / холодный, дрожащий, крикливый, бархатный, металлическийи т. д. 3) Голос должен обладать достаточной силой звука — желательно быть услышанным в любой части аудитории. Сила звука иначе называется громкостью. В то же время хороший оратор или чтец — не тот, кто кричит, а тот, кто умеет привлечь к слушанию речи. Слишком громкий голос неприятен слушателям, только энергия и заинтересованность говорящего, содержание и стиль его речи позволяют «приманить» слушателя и удерживать его внимание.
4) Необходимо научиться распределять голосовую энергию. Должен быть точный посыл звука, то есть способность достичь голосом любой точки аудитории. 5) Существует понятие выносливости голоса, то есть способности выдерживать большие голосовые нагрузки. Голосовая тренировка должна сделать ваш голос неутомляемым. Существующие профессиональные болезни голоса происходят от неправильного использования голосового аппарата, отсутствия тренировки, навыков техники речи. Работа над текстами «Карл Пятый…» Для развития голоса и дыхания полезнее всего работать с конкретными «любимыми» текстами, где имеются разнообразные по объёму речевые отрезки. Возьмём классический текст о русском языке и прочитаем его заинтересованно — так, будто вы и есть тот самый учёный, который призывает к изучению «великолепного, живого, твёрдого и нежного, богатого и сильного в изображениях» языка. Карл Пятый, римский император, говаривал, что испанским языком с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелями, италиянским — с женским полом говорить прилично. Но есть ли бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нём великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того, богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков. (М. В. Ломоносов. «Российская грамматика», 1755 г. ) «Наш дивный, могучий, поющий язык... » Прочитайте текст философа Ивана Александровича Ильина о русском языке. Предварительно разделите текст на такты, отметив паузы и подчеркнув главные слова. Почувствуйте в наиболее развёрнутых предложениях этого текста интонационное нарастание, кульминацию и «падение» голоса в конце предложений.
И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нем - вся она, наша Россия. В нем все дары ее: и ширь неограниченных возможностей; и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и нежность; и простота, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота. Все доступно нашему языку. Он сам покорен всему мировому и надмирному и потому властен все выразить, изобразить и передать. (И. А. Ильин. «О России», 1947)
Совет мастера Счастлив, кому природа даровала гибкой, чистой, лиющийся и звонкий голос. Древние столько уважали сие дарование, что изобрели особенную науку делать его приятным. Частое упражнение, напряжение груди и вкус в музыке, могут дополнить или скрыть недостатки природы. (М. М. Сперанский) *** Из приведённых ниже афоризмов можно вывести вполне определенные советы. Сформулируйте их. Голос — это второе лицо. (Жерар Боэ) Не приближайся к женщине с крикливым голосом. (Поучения Ахикара) Чем выше голос, тем ниже интеллект. (Эрнест Ньюмен) Мужчины всегда будут восхищаться женщиной, чей голос подшит бархатом. (Брендан Френсис) Ее голос настолько красив, что даже не понимаешь, что она говорит. (Стелла Патрик Кемпбелл) На свете нет зрелища прекраснее, чем лицо любимой, и нет музыки слаще, чем звук любимого голоса. (Жан Лабрюйер)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|