Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Логическое ударение. Работа над текстами. «Когда вы стоите на моем пути…». «Зодчие». Занятие 10. Тембр и тембрирование. Вопросительный? Восклицательный!




Логическое ударение

Логическое ударение выделяет во фразе «главное» слово, которое несёт на себе основную смысловую нагрузку, ту новую информацию, ради которой обычно и произносится текст. Проиллюстрируем на различных текстах, как это может выглядеть и звучать.

Упражнение 1. В сущности, логическое ударение (акцент) может быть поставлено на любом слове во фразе, и в зависимости от расставленных акцентов меняется смысл сказанного. Лягушка-путешественница из одноимённого рассказа В. М. Гаршина могла бы произнести свою парадоксальную фразу, по крайней мере, пятью способами:

Какая сегодня прекрасная мокрая погода!

Какая сегодня прекрасная мокрая погода!

Какая сегодня прекрасная мокрая погода!

Какая сегодня прекрасная мокрая погода!

Какая сегодня прекрасная мокрая погода!

Упражнение 2. И всё-таки «правильное» ударение — одно!.. Получая готовый текст, мы обычно задумываемся, где же ставить логическое ударение, какое из слов является главным. Возьмём начало монолога Сальери и поищем, где же «главное слово» в первой строке:

Все говорят: нет правды на земле.

Но правды нет — и выше…

Построим наше рассуждение следующим образом:

· если главное слово все, то смысл фразы таков: « Все говорят: нет правды на земле», а ты один считаешь, что это не так…

· если главное слово говорят, то смысл фразы - другой: «Все говорят: нет правды на земле», а мы не только говорим, мы ещё и напишем большими буквами и вывесим эту фразу как лозунг…

· если смысл главное слово нет, то смысл фразытаков: «Все говорят: нет правды на земле», а я говорю, что она есть …Но это ли хочет сказать Сальери?

и т. д.

Таким образом, ищите, какой же смысл хотел вложить в данные строки герой Пушкина. И вы его найдёте!

Упражнение 3. В предложении могут быть одно главное и несколько второстепенных или третьестепенных ударений.

Дочь, / Екатерина Ивановна, / молодая девушка, / играла на рояле. (А. П. Чехов. «Ионыч». )

В этом предложении четыре такта, в каждом из них есть свое ударное слово; главный же речевой такт — четвёртый, где главное ударное слово рояле получает наиболее сильное ударение. Прочитайте правильно это предложение и попробуйте найти собственные примеры.

Работа над текстами

«Когда вы стоите на моем пути…»

Прочитайте стихотворение Александра Блока, расставляя главные и второстепенные ударения:

Когда вы стоите на моем пути, Такая живая, такая красивая, Но такая измученная, Говорите всё о печальном, Думаете о смерти, Никого не любите И презираете свою красоту - Что же? Разве я обижу вас?

О, нет! Ведь я не насильник, Не обманщик и не гордец, Хотя много знаю, Слишком много думаю с детства И слишком занят собой. Ведь я - сочинитель, Человек, называющий всё по имени, Отнимающий аромат у живого цветка. Сколько ни говорите о печальном, Сколько ни размышляйте о концах и началах, Всё же, я смею думать, Что вам только пятнадцать лет. И потому я хотел бы, Чтобы вы влюбились в простого человека, Который любит землю и небо Больше, чем рифмованные и нерифмованные Речи о земле и о небе. Право, я буду рад за вас, Так как - только влюбленный Имеет право на звание человека. 6 февраля 1908

«Зодчие»

Для отработки навыков правильного выбора главных слов во фразе, как и тренировки дыхания удобно брать нерифмованные стихи с многочисленными стопами. Таково стихотворение Дмитрия Кедрина «Зодчие», стилизующее медленный речитатив старинных сказаний.

Как побил государь

Золотую Орду под Казанью,

Указал на подворье своё

Приходить мастерам.

И велел благодетель, —

Гласит летописца сказанье, —

В память оной победы

Да выстроят каменный храм!

 

Занятие 10. Тембр и тембрирование. Вопросительный? Восклицательный!

Звуки и скороговорки

Упражнение 1. «Одним махом…» Проговорите все наши изученные скороговорки «одним махом», подряд! Это хорошее упражнение для постановки дыхания и тренировки дикции. Произносите скороговорки заинтересованно, хорошо артикулируя и убыстряя темп только в том случае, если вы уже научились правильно произносить целую скороговорку.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Сам алый сахарный, а кафтан — зелёный, бархатный.

На горе Арарат растёт крупный виноград.

От топота копыт пыль по полю летит.

У кого что болит, тот про то и говорит.

Гордость до добра не доведёт.

Все бобры добры для своих бобрят.

На дворе трава, на траве — дрова, не руби дрова на траве двора.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

В семеро саней по семеро в сани уселися сами.

Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках: санки — скок, Сеньку — с ног, Саньку — в бок, Соньку — в лоб, все — в сугроб!

Шила в мешке не утаишь.

Шли три старушки, нашли три полушки, купили три ватрушки.

Встанешь пораньше — шагнёшь подальше.

Тише едешь — дальше будешь.

Сам не знаешь, где найдёшь, где потеряешь.

Зарезал дедушка козу и сделал из неё азу.

Водовоз вёз воду из водопровода.

Тембр и тембрирование

Тембром - это особая голосовая окраска, имеющаяся в каждом достаточно развитом голосе. Мы обычно безошибочно узнаём голоса по телефону именно по особо звучащей окраске, которую можно назвать или характером, или стилем, или манерой, но именно интонационно-голосовые краски сразу вызывают у нас в душе определенную реакцию, связанную с говорящим человеком.

Обратим внимание на то, что детские голоса не обладают таким тембральным своеобразием (их и можно характеризовать детским тембром), но с возрастом человек приобретает такой индивидуально-голосовой стиль, то есть происходит формирование индивидуально-тембральных характеристик голоса. Определить, каковы тембральные характеристики каждого своеобразного голоса, непросто, свидетельством чему являются эпитеты и метафоры, которыми описывается тембральное звучание. Так, говорят о голосе бархатном, звенящем, мягком / твердом, журчащем, нежном – ср. характеристики голоса, которые приводит Т. В. Матвеева: «бархатный, грустный, детский, жесткий, звонкий, крикливый, медный, мрачный, нежный, полный, пустой, светлый, серебряный, тусклый, тяжелый, холодный, шутливый, ясный и др. » Многие из приводимых характеристик, обычно в художественной литературе, на которую также ссылается Т. В. Матвеева, относятся к общей характеристике голоса, а многие имеют традицию описания в русской филологической классике, где говорится о «светлословии, ясногласии, красногласовании, сладкогласии, козлогласии» и т. д. Яркие отрицательные характеристики голоса содержатся уже в «Риторике» Михаила Усачева 1699 г.: «егда имеет кто язык заикливый, сиповатый, борботливый, гугнивый, шепетливый, хроповатый, горкавый и прочее языковредие, … сей не может быть между речеточцами (ораторами)».

Возможно ли обучение и развитие тембра голоса, если он является «даром естества»? Хотя основной тон голоса, несомненно, сохраняется, всякий человек вправе надеяться, что голос его может развиться – и происходит это не столько вследствие тренировки, сколько вследствие накопления жизненного опыта, переживаний, внутренней активной работы (внутренних диалогов, внутренней речи), которая бывает отражена во всём образе говорящего и находит непременное выражение в его голосе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...