Айболит. Тема 3. Сказки. Тема 4. Автобиография. Тема 5. Басня. И.А.Крылов. Ворона и лисица. Тема 6. Прозаический отрывок
⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 Айболит В этом стихотворении идеально отрабатывается интонация вопросительного предложения с вопросительным словом. Конечно, она обычно не представляет сложности даже для большинства иностранных студентов, но энергия этого диалога позволяет организовать при работе над ним активное общение с яркой действенной задачей У меня зазвонил телефон.
Больше ему не съесть. Он у меня еще маленький. *** Стихотворение С. Я. Маршака «Одна дана нам голова» целесообразно читать с жестами, как бы опережая жестом рождение слова – тогда жест иллюстрирует интонацию, которая в объяснении автора должна быть выразительной, иллюстрирующей каждый раз новую «часть тела». Стихотворение идеально для отработки наиболее трудного типа интонации русской речи – максимального поднятия голоса вверх, а затем (также в целях убеждения! ) максимального опускания вниз. Одна дана нам голова, А глаза – два, И уха – два, И два виска, И две щеки, И две ноги, И две руки. Зато один и нос и рот. А будь у нас наоборот: Одна рука, одна нога, зато два рта, два языка, Мы только бы и знали, Что ели да болтали. Самуил Маршак *** Стихотворение «Мама приходит с работы» Ирины Токмаковой замечательно своими ироническими вопросами, которые умная мама задаёт сыну, ругая его не прямо, а в образной форме. Вопросы без вопросительного слова идеальны для отработки самой трудной и выразительной интонации русской речи, когда голос максимально поднимается вверх – и это должно быть сделано только на «главном» слове, являющемся логическим центром высказывания.
Мама приходит с работы. Мама снимает боты. Мама проходит в дом. Мама глядит кругом.
Просто приходил Сережка. Поиграли мы немножко.
Я напрасно волновалась.
Тема 3. Сказки А. Общее чтение и анализ. «Репка» как образец разных типов интонации. «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Б. Конкурс «Сочини сказку». Репка Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку тянуть. Тянет-потянет - вытянуть не может. Позвал дед бабку. Бабка - за дедку, дедка - за репку: тянут-потянут - вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. Внучка - за бабку, бабка - за дедку, дедка - за репку: тянут-потянут - вытянуть не могут. Позвала внучка жучку. Жучка - за внучку, внучка - за бабку, бабка - за дедку, дедка - за репку: тянут-потянут - вытянуть не могут. Позвала жучка кошку. Кошка - за жучку, жучка - за внучку, внучка - за бабку, бабка - за дедку, дедка - за репку: тянут-потянут - вытянуть не могут. Позвала кошка мышку. Мышка - за кошку, кошка - за жучку, жучка - за внучку, внучка - за бабку, бабка - за дедку, дедка - за репку: тянут-потянут - вытянули репку. Тема 4. Автобиография А. Общий анализ в аудитории отрывков из «Воспоминаний» В. В. Вересаева или другого автора. Б. Собственный рассказ «Из детства». Конкурс лучших воспоминаний. Оценивается искусство составления рассказа и мастерство рассказывания. Тема 5. Басня А. Общий анализ и чтение: «Ворона и лисица» И. А. Крылова. Слушание и разбор чтения басен И. А. Крылова мастерами-чтецами (см. записи). Б. Самостоятельный выбор и чтение басни в аудитории. Объяснение причин выбора, основной идеи, характера прочтения. И. А. Крылов. Ворона и лисица
Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. Вороне где-то бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать-было совсем уж собралась, Да позадумалась, а сыр во рту держала. На ту беду Лиса близехонько бежала; Вдруг сырный дух Лису остановил: Лисица видит сыр, — Лисицу сыр пленил. Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит, И говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие перушки! какой носок! И верно ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица, При красоте такой, и петь ты мастерица, Ведь ты б у нас была царь-птица! » Вещуньина с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло, — И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во все воронье горло: Сыр выпал — с ним была плутовка такова. Тема 6. Прозаический отрывок А. Общий анализ и чтение «И какой же русский не любит быстрой езды? » Б. Самостоятельный выбор и чтение прозаического отрывка в аудитории. Тема 7. «Стихотворение». А. Общий анализ циклов стихов. Модель, предложенная преподавателем: Георгий Иванов, Арсений Тарковский, Наталья Крандиевская-Толстая. Б. Отбор и прочтение любимого стихотворения или цикла стихов. Обоснование выбора и трактовка характера прочтения. Семинар 8. Тема «Драматический отрывок». А. Чтение и разбор образцовых текстов диалогов: Гоголь. Ревизор (диалог Хлестакова и Марьи Антоновны); А. Н. Островский. Свои люди – сочтёмся (диалог Подхалюзина и Олимпиады Самсоновны); А. Тарковский. «Зеркало (диалоги героев: телефонный диалог в начале фильма; диалог героя с Натальей). Б. Выбор собственных диалогов и их разыгрывание в аудитории либо парами, либо в монологическом прочтении. Семинар 9. Тема «Пространный монолог». А. Разбор и чтение образцовых текстов-монологов: Цицерон, Кирилл Туровский, Феофан Прокопович, М. В. Ломоносов, В. И. Ленин, Шекспир (Гамлет, Юлий Цезарь, Катарина из «Укрощения строптивой»), Борис Годунов, Сальери, Катерина из «Грозы» А. Н. Островского. Б. Самостоятельный поиск и прочтение «женских» монологов (из мировой и русской литературы, впрочем, возможно нахождение нехудожественных монологов).
Семинар 10. Тема «Я говорю НЕ по-русски». А. Тренировка образцового произношения на иностранном языке (по интересам студента). Модели: (на английском языке) Авраам Линкольн. Гетесборгская речь. Мартин Лютер Кинг. Я мечтаю. (на французском) Де-Голль. Обращение к французскому народу. (на немецком языке) Интенсивный курс. Стихи Шиллера, Гёте. Семинар 11. Тема «Научный доклад». А. Возможен просмотр некоторых научных выступлений на конференциях. Б. Выступление с собственным текстом доклада на защите курсовой работы. *** Стихотворение А. С. Пушкина «Если жизнь тебя обманет» - несмотря на свою краткость – обладает большой гаммой смыслов, эмоций и отсюда различными интонационными ходами. Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись. В день уныния смирись; День веселья, верь настанет. Сердце в будущем живет. Настоящее уныло; Все мгновенно, все пройдет - Что пройдет, то будет мило. А. С. Пушкин
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|