Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5. Инструментарий проведения аудита персонала.




5. Инструментарий проведения аудита персонала.

 

Каждый инструмент исследования обеспечивает частичное понимание действий управления персоналом фирмы.

интервью;

анкетные опросы и обзоры;

анализ официальных документов;

внешняя информация;

эксперименты в области управления персоналом.

Интервью. В аудите персонала интервью - наиболее применимый инструмент сбора информации, применяемый для получения информации для анализа рабочего процесса, выяснения суждений работников по определенным вопросам. В ходе беседы каждый последующий факт дополняет или опровергает предыдущие, раскрывает побочные факты и неожиданные взаимосвязи, влияния или ограничения. В области управления персоналом получаемые комментарии позволяют аудиторам определить сферы, требующие оптимизации,

Разновидность интервью -- такой полезный источник информации как «выходное» интервью. Интервью с увольняющимися работниками проводятся, чтобы изучить их представления об организации. Анализ данных такого интервью позволяет выявлять и осуществлять меры по предотвращению текучести, которые могут носить как априорный характер

Анализ отчетов. Не все проблемы можно увидеть из обзоров отношений. Иногда проблемы могут быть вскрыты только после изучения отчетов фирмы. Изучение отчетов помогает определить соответствие деятельности в области управления персоналом требованиям законодательства и положениям кадровой политики организации, а также выявить проблемные области.

Аудиторская команда может раскрыть модель недовольства. Недовольства могут порождаться рабочими местами, менеджерами, представителями профсоюза, возрастными группами или неточностями контракта. Если модель обнаружена, специалисты в области управления персоналом уточняют основные причины и предпринимают корректирующее действие

Изучение системы вознаграждений.

Соответствует ли уровень заработной платы условиям рынка труда?

Понятен ли работникам принцип дополнительных выплат и льгот?

Права человека.

Соответствует ли управление фирмой требованиям законодательства?

Имеется ли план корректирующих действий в случае несоответствия требованиям законодательства?

Изучение кадровой политики и программ.

Достигает ли каждая программа заявленных целей?

Следуют ли программам и кадровой политике специалисты службы управления персоналом и линейные руководители?

Аудиторы оценивают согласованность программ в области управления персоналом друг с другом и их интегрированность в общефирменное управление, а также их выполнение.

Уровень конфликтности.

Сократилось ли число конфликтных ситуаций, благодаря обучению, премированию или другим социальным программам?

Аудиторы также могут заказать необходимую информацию внешним консультантам или, что весьма распространено за рубежом, научно-исследовательскому отделу вуза.

Эксперименты в области управления персоналом. Это инструмент, доступный службам управления персоналом и аудиторским командам. Идеальный проект исследования -- «полевой» эксперимент, позволяющий службе управления персоналом сравнивать экспериментальную и контрольную группы в реальных условиях.

 

 

6. Аудиторское заключение: содержание и структура.

 

Основным нормативным документом для составления аудитор­ского заключения по результатам обязательного аудита является феде­ральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 6 «Аудиторское заключение о финансовой (бухгалтерской) отчетности». Это федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанав­ливает единые требования к форме и содержанию аудиторского за­ключения, которое составляется по итогам проведенного аудита фи­нансовой (бухгалтерской) отчетности. Большая часть этих требова­ний может быть использована для подготовки аудиторских заключе­ний по бухгалтерской информации, которая не является финансовой (бухгалтерской) отчетностью.

Аудиторское заключение является официальным документом о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета за­конодательству Российской Федерации.

В соответствии с федеральным стандартом заключение представ­ляет единый документ, который включает вводную и итоговую части и дает оценку достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Аудиторское заклю­чение состоит из трех частей:

1) вводной,

2) аналитической

3) итоговой.

 

Вводная и аналитическая части носят конфиденциальный харак­тер, а итоговая часть носит публичный характер, в ней дается оценка аудиторской фирмы соответствия во всех существенных ас­пектах бухгалтерской отчетности нормативным актам, регулирую­щим бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

Что касается аналитической части (отчета аудитора), то она также составляется аудитором и представляется заказчику. Основа­нием для этого служат российские правила (стандарты): № 22 «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника», № 27 «Прочая инфор­мация в документах, содержащих проаудированную бухгалтерскую отчетность» и др.

Аналитическая часть должна включать:

· название данной части;

· кому адресована аналитическая часть;

· наименование экономического субъекта;

· объект аудита;

· общие результаты проверки состояния внут­реннего контроля у экономического субъекта;

· общие результаты проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности;

· общие ре­зультаты проверки соблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций.

Результаты проверки системы внутреннего контроля у экономи­ческого субъекта включают:

· ответственность администрации эконо­мического субъекта за организацию и состояние внутреннего кон­троля;

· цель и характер рассмотрения состояния внутреннего кон­троля при проведении аудита;

· общую оценку соответствия системы внутреннего контроля масштабам и характеру деятельности эконо­мического субъекта;

· описание выявленных в ходе аудита сущест­венных несоответствий системы внутреннего контроля масштабам и характеру деятельности экономического субъекта.

Результаты проверки соблюдения экономическим субъектом законо­дательства при совершении финансово-хозяйственных операций от­ражают:

· цель и характер рассмотрения соответствия ряда совершенных экономическим субъектом финансово-хозяйственных операций законо­дательству и нормативным актам;

· соответствие во всех суще­ственных отношениях совершенных экономическим субъектом финансо­во-хозяйственных операций законодательству;

· выяв­ленные в ходе аудита существенные несоответствия в совершенных эко­номическим субъектом финансово-хозяйственных операциях законода­тельству;

· ответственность исполнительного органа экономического субъекта за несоблюдение законодательства Российской Федерации при совершении финансово-хозяйственных операций.

В аудиторском заключении должно содержаться:

1) наименование аудируемой организации;

2) наименование адресата;

3) следующие сведения об аудиторской организации (аудиторе):

- организационно-правовая форма и наименование, для индивиду­ального аудитора – фамилия, имя, отчество и указание на осуществ­ление им своей деятельности без образования юридического лица;

- место нахождения;

- номер и дата свидетельства о государственной регистрации;

- номер, дата предоставления лицензии на осуществле­ние аудиторской деятельности и наименование органа, предоставив­шего лицензию, а также срок действия лицензии;

- членство в аккре­дитованном профессиональном аудиторском объединении;

следующие сведения об аудируемом лице:

- организационно-правовая форма и наименование;

- место нахождения;

- номер и дата свидетельства о государственной регистрации;

- сведения о лицензи­ях на осуществляемые виды деятельности;

5) вводная часть;

6) часть, описывающая объем аудита;

7) часть, содержащая мнение аудитора;

8) дата аудиторского заключения;

9) подпись аудитора.

Аудиторское заключение должно быть подписано руководителем аудитора или уполномоченным руководителем лицом и лицом, про­водившим аудит (лицом, возглавлявшим проверку), с указанием но­мера и срока действия его квалификационного аттестата. Эти подпи­си должны быть скреплены печатью. В случае если аудит осуществ­лялся индивидуальным аудитором, который самостоятельно проводил аудиторскую проверку, аудиторское заключение может быть подписано только этим аудитором.

К аудиторскому заключению прилагается финансовая (бухгал­терская) отчетность, в отношении которой выражается мнение и которая датирована, подписана и скреплена печатью аудируемого лица в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации относительно подготовки такой отчетности. Аудитор­ское заключение и указанная отчетность должны быть сброшюро­ваны в единый пакет, листы пронумерованы, прошнурованы, опе­чатаны печатью аудитора с указанием общего количества листов в пакете.

 

 

7. Аудит использования рабочего времени.

 

Аудит использования рабочего времени начинается с анализа планового объема рабочего времени, исчисляемого методом вычитания из числа дней в году праздничных, отпускных дней и потерь рабочего времени из расчета среднего числа часов работы одного среднесписочного рабочего за год, месяц. Он заканчивается соотнесением планового объема рабочего времени с фактическим, реальным фондом рабочего времени, величина которого зависит от численности работников, продолжительности рабочего периода в днях, продолжительности рабочего дня, количества отработанных человеко-часов. Сравнение плановых (расчетных, базисных) показателей с фактическими обнаруживает потери рабочего времени в абсолютных единицах и в процентах.

 

Задачами аудита рабочего времени являются:

 

· Определение общей структуры затрат рабочего времени;

 

· Выявление причин простоев и перерывов в работе, в том числе организационно-технических и по вине работников;

 

· Разработка предложений по оптимизации трудового процесса и улучшению использования рабочего времени.

 

По оценке эффективности использования рабочего времени проводят следующие мероприятия:

 

1. Изучают должностные инструкции, а также, документы, регламентирующие работу сотрудников подразделений;

 

2. Актуализируют функционал сотрудников подразделений;

 

3. Выявляют в деятельности сотрудников функциональные роли и возможности их сочетания;

 

4. Выявляют основные источники потерь рабочего времени и возможности для оптимизации трудовых процессов с помощью моментных наблюдений;

 

5. Проводят исследования структуры рабочего времени с помощью фотографии рабочего времени.

 

Применяемые методы:

 

· Наблюдение

 

· Фотография рабочего времени (сплошная и выборочная)

 

· Метод моментных наблюдений

 

· Анализ документов

 

· Экспертное интервью

 

Что дает аудиторская проверка рабочего времени:

· дает возможность спланировать и реализовать мероприятия, по повышению эффективности работы подразделения;

 

· организовать эффективное взаимодействие между подразделениями компании.

 

Руководителю:

 

· позволяет обнаружить и устранить источники потерь рабочего времени сотрудников, а также выявить резервы повышения производительности труда;

 

· дает аргументы для проведения работ по разработке норм численности персонала подразделений;

 

· позволяет оптимизировать трудовые процессы.

 

Сотрудникам:

 

· позволяет оптимизировать трудовые процессы и снизить напряженность труда, при этом повысив его эффективность;

 

· обеспечивает прозрачность и определенность требований к результатам труда.

 

 

8. Внутренний и внешний аудит персонала организации.

Внутренний аудит — это вид независимой оценки работы компании или ее составляющих. Результаты внутреннего аудита помогают руководству увидеть эффективность работы менеджмента по определенным показателям. Также позволяют проверить достоверность финансовой отчетности, качество и соблюдение порядка ведения бухучета, сохранность активов, недоработки по документообороту, соблюдение буквы закона при выполнении операций и любую другую деятельность департаментов или функционирование системы компании по заказу руководства. Внутренний аудит проводят сами сотрудники предприятия. В это подразделение должны входить специалисты, не имеющие отношения к бухучету или любому другому проверяемому направлению. Иначе это противоречит принципу незаинтересованности. Интересно, что принцип независимости для отдела внутреннего аудита носит внешний характер, поскольку проверяющие все же находятся в подчинении у руководства компании. Департамент внутреннего аудита может существовать в компании отдельной единицей на постоянной основе или работать в формате комиссии. Приоритеты работы этого отдела определяет руководство компании.

Преимущества внутреннего аудита состоят в том, что его проводят сотрудники компании, которые погружены в ее процессы и хорошо ориентируются в них. Они заинтересованы в обнаружении ошибок и недоработок, а их заключения могут влиять на управленческие решения и процессы в компании для улучшения результатов.

Недостатки внутреннего аудита заключаются в том, что сотрудники фирмы работают на определенном участке и не могут дать объективную оценку при проверке. Чаще всего проведение внутреннего аудита связано с передачей материальной ответственности, поиском схем мошенничества, обнаружением или предотвращением хищений, повышением эффективности работы определенного участка компании. Услугами службы внутреннего аудита пользуются открытые акционерные общества с филиалами и структурными подразделениями, холдинги с несколькими юридическими лицами, региональные компании, а также фирмы, ведущие отчетность по МСФО.

 

Внешний аудит — это независимая оценка работы компании. Ее проводят специалисты аудиторской фирмы. Специалистов, которые проводят внешний аудит в компании, не должны связывать никакие родственные связи с руководством проверяемой компании, должности в ней или другие обязательства, кроме указанных в договоре на проверку. Его проводят по требованию собственников и акционеров компании, а также согласно законам.

Внешний аудит проводят: для проверки достоверности данных в финансовых отчетах или, чтобы доказать их недостоверность чтобы проконтролировать следование требованиям законодательства по ведению учета и подготовке отчетности для определения участков оптимизации и более эффективного использования ресурсов компании для более узких целей, которые определяет заказчик (корректировка ведения бухучета, оптимизация баз налогообложения, анализ финансовой или хозяйственной деятельности, консультации по управленческим вопросам и пр. ) Процесс проведения внешнего аудита тщательно планируется, его ход и участки работы прописывают в договоре с компанией-клиентом. Сам коллектив уведомляют о грядущей проверке и знакомят с ее целью. Конечным результатом работы внешнего аудита выступает аудиторское заключение в письменной форме. Оно содержит полные данные об аудиторе, сроке проверки, ее объекте и результатах. Эти данные могут использоваться для управленческих решений в дальнейшем.

Преимущества внешнего аудита заключаются в том, что специалисты, которые его выполняют, независимы от руководства компании и работают в интересах заказчика. Они предоставляют оценку состояния компании, дают “взгляд со стороны” и могут также, кроме проверки документов, провести опрос сотрудников, анкетирование, проверить рабочие процессы на местах. Недостатки внешнего аудита кроются в трактовке обнаруженных ошибок и несоответствий в документах и отчетах.

 

9. Анализ формирования и расходования фонда оплаты платы.

 

Заработная плата относится к первой категории краткосрочных вознаграждений, которые представляют различные формы выплат работникам в обмен на оказанные ими услуги. Наряду с ней в эту группу включаются: взносы на социальное обеспечение; ежегодный оплачиваемый отпуск и пособие по болезни; участие в прибыли и премии, выплачиваемые в течение двенадцати месяцев; вознаграждения в неденежной форме в виде медицинского обслуживания, обеспечения жильем и автотранспортом, бесплатных или дотируемых товаров или услуг.

 

Анализ использования фонда заработной платы основан на расчете абсолютных и относительных отклонений фактической его величины от плановой или данных прошлых лет с учетом корректировки на уровень инфляции. Отклонения рассчитываются по категориям работников, производственным подразделениям и предприятию в целом. Это позволяет выяснить причины необоснованных различий в заработках рабочих, занятых на разных по важности и условиям труда участках производства.

 

Для объективности причин перерасхода средств по заработной плате необходимо плановый фонд оплаты труды скорректировать на фактический объем производства. При этом необходимо учитывать, что корректируется только переменная часть фонда зарплаты, которая имеет прямую связь с объемом производства.

 

Относительное отклонение фонда заработной платы рассчитывается как разность между его фактически начисленной и скорректированной плановой величиной.

 

Можно выделить несколько факторных моделей анализа фонда заработной платы.

 

Двухфакторная мультипликативная модель:

 

ФЗП = КР х ГЗП,

 

где КР – среднегодовая численность работников; ГЗП – средний уровень заработка одного работника за год.

 

Данная модель проста и не отражает причины изменения уровня заработной платы персонала. Ее использование будет целесообразным при анализе фонда заработной платы управленческого персонала и служащих, но она недостаточна для изучения оплаты труда работников, занятых в основном производстве, где в зависимости от специфики труда могут применять повременную и (или) сдельную системы заработной платы.

 

При повременной оплате среднегодовая зарплата зависит от количества отработанных дней в среднем одним работником за год (Д), средней продолжительности рабочего дня (П) и среднечасового заработка (ЧЗП):

 

ФЗПп= КР х Д х П х ЧЗП.

 

Сдельная оплата труда зависит от объема производства товаров (оказанных услуг, работ) (ВПi), их структуры (УДi) и расценок за единицу работ (СРi):

 

где i – вид товара (работ, услуг).

 

Получить достоверные результаты и на их основе определить степень и направления воздействия факторов позволит применение интегрального или логарифмического метода, поскольку они не основаны на элиминировании факторов (изолированном их влиянии).

 

Например, алгоритм расчета повременного фонда заработной платы логарифмическим методом:

 

а) за счет изменения количества работников:

б) за счет изменения количества отработанных дней одним работником:

в) за счет изменения продолжительности рабочего дня:

д)за счет изменения средней часовой оплаты труда

 

Анализ затрат на оплату труда в целом по организации не ограничивается вышеизложенным, а включает изучение причин изменения оплаты отпусков, за сверхурочную работу, стаж работы, штрафные санкции, выплаты премий и других видов доплат, в том числе за счет средств, выделяемых из чистой прибыли предприятия.

Размер заработной платы обязательно необходимо сопоставить с уровнем производительности труда. Темпы роста производительности труда должны опережать темпы роста его оплаты, так как при таких условиях создаются возможности для расширенного воспроизводства и роста доходности.

 

Обобщающими показателями использования фонда заработной платы могут служить:

Расчетное значение показывает, сколько приходится на оплату труда персонала из одного рубля выручки, а следовательно, какой резерв остается для других видов затрат и будет ли обеспечена прибыль.

 

В числителе должна быть прибыль до налогообложения, а не чистая прибыль, поскольку налог на прибыль – это часть дохода, полученная от выполненных работ персоналом предприятия, за которую заплатили заработную плату.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...