Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

12. Аудит увольнений, текучести персонала и абсентеизма. Анализ коэффициентов оборачиваемости и текучести кадров.




12. Аудит увольнений, текучести персонала и абсентеизма. Анализ коэффициентов оборачиваемости и текучести кадров.

 

Цель аудита увольнений — оценка устойчивости кадрового состава организации.

Уровень устойчивости коллектива складывается из:

  • числа постоянных работников, образующих основу коллектива;
  • численности работников, которые в результате проведенных мероприятий удовлетворили свои притязания к трудовой деятельности;
  • неустойчивой части коллектива.

Основные направления и комплексные задачи проверки:

1) контроль обеспечения положений законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при увольнении работников по инициативе работодателя;

2) контроль регулирования трудовых отношений при увольнении с работы по инициативе работников или по соглашению сторон;

3) оценка эффективности управления развитием персонала организации (обучение, политика стимулирования, закрепления персонала и создания условий для инициативного и качественного труда).

Текучесть кадров - это перемещение рабочей силы, обусловленное неудовлетворенностью работника рабочим местом или неудовлетворенностью организации конкретным работником

Абсентеизм понимают как отсутствие сотрудника на рабочем месте. Но отсутствие на рабочем месте — это единичный факт, а абсентеизм — это, скорее, тенденция, т. е. стремление персонала как можно чаще отсутствовать на рабочем месте. Причем такое отсутствие может быть явным — когда сотрудник вообще не выходит на работу, а может быть неявным — когда формально сотрудник находится на рабочем месте, но свои обязанности не выполняет.

 

Рассчитать коэффициент абсентеизма можно по следующей формуле:

 

(ВО/ВР)*100%

ВО — время отсутствия на работе

ВР — общее рабочее время, в течение которого работник должен находиться на рабочем месте в рассматриваемом периоде

 

При расчете учитывайте все дни фактического отсутствия сотрудника на работе, в том числе и по уважительным причинами (больничный, отпуск за свой счет).

 

Для аудитора важно определить точные причины возникновения текучести. Один из методов состоит в том, чтобы проинтервьюировать работников непосредственно перед тем, как они покинут предприятие, с тем, чтобы попытаться определить, почему они хотят его покинуть («выходное интервью»).

Другие методы включают телефонные или личные интервью спустя несколько недель после расчета. С текучестью и абсентеизмом тесно связаны и такие формы оценок, как недовольство и жалобы, высказанные каким-либо образом.

Текучесть кадров можно рассчитать по формуле:

F= ЧУв /ЧС

F1=СЧУ * 100 /СЧ

Где: F-текучесть кадров для планового периода,

F1- среднего,

ЧУв- число увольнений в плановый период,

ЧС- среднее число сотрудников в плановый период,

CЧУ- среднегодовая численность уволенных,

СЧ- среднегодовая численность

Коэффициент оборота по приему сотрудников = (количество принятых работников за анализируемый период (месяц, квартал, год) / среднее количество сотрудников по списку в анализируемом периоде) * 100%. В формуле коэффициента оборота по приему сотрудников число принятых сотрудников рассчитывается на основе количества оформленных в рассматриваемом периоде приказов о приеме.

 

 

13. Аудит вознаграждений.

Цель аудита вознаграждений – соблюдение интересов работников и кадровой политики организации в вопросах вознаграждений.

Вознаграждение состоит из двух частей: прямые выплаты в денежной форме и косвенные выплаты в форме социальных льгот.

Денежное вознаграждение также состоит из двух частей: постоянной (базовый оклад и надбавки, и доплаты) и переменной (премии за промежуточные и конечные результаты). Базовая зарплата остается постоянной в течение достаточно продолжительного промежутка времени и впрямую не зависит от текущих результатов работы сотрудника.

Премии (бонусы или побудительные выплаты) обычно связаны с дополнительным вознаграждением за результативность труда работника. К ним относятся комиссионные выплаты, премии за выполнение плана, участие в прибылях и т. д. — все то, что применяется для учета результативности работы сотрудников, связывая уровень денежного вознаграждения с общей эффективностью работы компании, подразделения или самого работника.

Соотношение постоянной и переменной частей денежного вознаграждения может быть разным и определяется зависимостью получаемого результата от трудовых усилий самого работника.

В качестве вознаграждений рассматриваются единовременные поощрительные выплаты:

а) вознаграждения по итогам работы за год;

б) вознаграждения за выслугу лет (стаж работы);

в) единовременные (разовые) премии независимо от источников их выплат;

г) стоимость бесплатно выдаваемых работникам акций;

д) стоимость выдаваемых в качестве поощрений подарков.

Основные комплексные задачи проверки:

1) соблюдение положений законодательства о труде:

а) соответствие общей направленности политики управления стимулированием труда на предприятии (в организации) требованиям законодательства;

6) правомерность порядка принятия управленческих решений о вознаграждениях персонала;

в) соответствие процесса расчета и выдачи вознаграждений требованиям законодательства и соответствующим внутренним документам предприятия.

г) дискриминация при принятии решений о поощрении и выплате вознаграждений (по полу, возрасту, национальному признаку, принципу «своих» и т. п. );

2) учет и контроль начисления и выплаты вознаграждений:

а) правильность оформления первичных документов при начислении и выплате вознаграждений (имеются ли в документах ошибки, факты включения в документы подставных лиц, выдачи вознаграждений в конвертах, нарушение сроков выплаты и др. );

б) правильность учета источников премии (и выплат) за основные показатели деятельности и вознаграждений за конечный результат деятельности предприятия, организации, фирмы;

в) правильность исчисления средней заработной платы;

3) оценка эффективности стимулирующей роли единовременных поощрительных выплат:

а) экономическая обоснованность показателей и критериев вознаграждений и других единовременных поощрительных выплат;

б) оценка ожиданий работников и работодателя (администрации) от выплат вознаграждений и других видов материального и морального поощрения

4) оценка состояния внутреннего контроля:

а) структура внутреннего контроля;

б) технология организации контроля действующего механизма поощрений;

в) меры работодателя (администрации) по устранению выявленных нарушений.

Таким образом, работа аудитора предусматривает два основных направления:

а) контроль за соблюдением трудового законодательства;

б) контроль эффективности вознаграждений, поощрительных выплат в целом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...