12. Аудит увольнений, текучести персонала и абсентеизма. Анализ коэффициентов оборачиваемости и текучести кадров.
12. Аудит увольнений, текучести персонала и абсентеизма. Анализ коэффициентов оборачиваемости и текучести кадров.
Цель аудита увольнений — оценка устойчивости кадрового состава организации. Уровень устойчивости коллектива складывается из:
Основные направления и комплексные задачи проверки: 1) контроль обеспечения положений законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при увольнении работников по инициативе работодателя; 2) контроль регулирования трудовых отношений при увольнении с работы по инициативе работников или по соглашению сторон; 3) оценка эффективности управления развитием персонала организации (обучение, политика стимулирования, закрепления персонала и создания условий для инициативного и качественного труда). Текучесть кадров - это перемещение рабочей силы, обусловленное неудовлетворенностью работника рабочим местом или неудовлетворенностью организации конкретным работником Абсентеизм понимают как отсутствие сотрудника на рабочем месте. Но отсутствие на рабочем месте — это единичный факт, а абсентеизм — это, скорее, тенденция, т. е. стремление персонала как можно чаще отсутствовать на рабочем месте. Причем такое отсутствие может быть явным — когда сотрудник вообще не выходит на работу, а может быть неявным — когда формально сотрудник находится на рабочем месте, но свои обязанности не выполняет.
Рассчитать коэффициент абсентеизма можно по следующей формуле:
(ВО/ВР)*100% ВО — время отсутствия на работе ВР — общее рабочее время, в течение которого работник должен находиться на рабочем месте в рассматриваемом периоде
При расчете учитывайте все дни фактического отсутствия сотрудника на работе, в том числе и по уважительным причинами (больничный, отпуск за свой счет).
Для аудитора важно определить точные причины возникновения текучести. Один из методов состоит в том, чтобы проинтервьюировать работников непосредственно перед тем, как они покинут предприятие, с тем, чтобы попытаться определить, почему они хотят его покинуть («выходное интервью»). Другие методы включают телефонные или личные интервью спустя несколько недель после расчета. С текучестью и абсентеизмом тесно связаны и такие формы оценок, как недовольство и жалобы, высказанные каким-либо образом. Текучесть кадров можно рассчитать по формуле: F= ЧУв /ЧС F1=СЧУ * 100 /СЧ Где: F-текучесть кадров для планового периода, F1- среднего, ЧУв- число увольнений в плановый период, ЧС- среднее число сотрудников в плановый период, CЧУ- среднегодовая численность уволенных, СЧ- среднегодовая численность Коэффициент оборота по приему сотрудников = (количество принятых работников за анализируемый период (месяц, квартал, год) / среднее количество сотрудников по списку в анализируемом периоде) * 100%. В формуле коэффициента оборота по приему сотрудников число принятых сотрудников рассчитывается на основе количества оформленных в рассматриваемом периоде приказов о приеме.
13. Аудит вознаграждений. Цель аудита вознаграждений – соблюдение интересов работников и кадровой политики организации в вопросах вознаграждений. Вознаграждение состоит из двух частей: прямые выплаты в денежной форме и косвенные выплаты в форме социальных льгот.
Денежное вознаграждение также состоит из двух частей: постоянной (базовый оклад и надбавки, и доплаты) и переменной (премии за промежуточные и конечные результаты). Базовая зарплата остается постоянной в течение достаточно продолжительного промежутка времени и впрямую не зависит от текущих результатов работы сотрудника. Премии (бонусы или побудительные выплаты) обычно связаны с дополнительным вознаграждением за результативность труда работника. К ним относятся комиссионные выплаты, премии за выполнение плана, участие в прибылях и т. д. — все то, что применяется для учета результативности работы сотрудников, связывая уровень денежного вознаграждения с общей эффективностью работы компании, подразделения или самого работника. Соотношение постоянной и переменной частей денежного вознаграждения может быть разным и определяется зависимостью получаемого результата от трудовых усилий самого работника. В качестве вознаграждений рассматриваются единовременные поощрительные выплаты: а) вознаграждения по итогам работы за год; б) вознаграждения за выслугу лет (стаж работы); в) единовременные (разовые) премии независимо от источников их выплат; г) стоимость бесплатно выдаваемых работникам акций; д) стоимость выдаваемых в качестве поощрений подарков. Основные комплексные задачи проверки: 1) соблюдение положений законодательства о труде: а) соответствие общей направленности политики управления стимулированием труда на предприятии (в организации) требованиям законодательства; 6) правомерность порядка принятия управленческих решений о вознаграждениях персонала; в) соответствие процесса расчета и выдачи вознаграждений требованиям законодательства и соответствующим внутренним документам предприятия. г) дискриминация при принятии решений о поощрении и выплате вознаграждений (по полу, возрасту, национальному признаку, принципу «своих» и т. п. ); 2) учет и контроль начисления и выплаты вознаграждений: а) правильность оформления первичных документов при начислении и выплате вознаграждений (имеются ли в документах ошибки, факты включения в документы подставных лиц, выдачи вознаграждений в конвертах, нарушение сроков выплаты и др. );
б) правильность учета источников премии (и выплат) за основные показатели деятельности и вознаграждений за конечный результат деятельности предприятия, организации, фирмы; в) правильность исчисления средней заработной платы; 3) оценка эффективности стимулирующей роли единовременных поощрительных выплат: а) экономическая обоснованность показателей и критериев вознаграждений и других единовременных поощрительных выплат; б) оценка ожиданий работников и работодателя (администрации) от выплат вознаграждений и других видов материального и морального поощрения 4) оценка состояния внутреннего контроля: а) структура внутреннего контроля; б) технология организации контроля действующего механизма поощрений; в) меры работодателя (администрации) по устранению выявленных нарушений. Таким образом, работа аудитора предусматривает два основных направления: а) контроль за соблюдением трудового законодательства; б) контроль эффективности вознаграждений, поощрительных выплат в целом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|