15. Аудит работы служб управления персоналом.
Цель данного аудита — оценка издержек и выгод, связанных с программами кадровой деятельности в соотнесении с итогами деятельности организации в прошлом, с итогами других организаций и с целями организации. Оценка деятельности кадровых служб — это систематический, четко формализованный процесс, направленный на измерение издержек и выгод, связанных с программами кадровой деятельности и для соотнесения их результатов с итогами деятельности предприятия в прошлом, с итогами других предприятий и с целями предприятия. Результаты оценки служат итоговыми индикаторами, фокусирующими внимание на основных проблемах работы с персоналом: качество выполненной работы, удовлетворенность работников, исполнительская и трудовая дисциплина, текучесть кадров. При проведении аудита нужно учитывать: 1. Тип кадровой службы (прогрессивный, адаптивный, переходный, традиционный). Тот или иной тип говорит об уровне организационного развития службы, составе ее основных функций и степени их реализации, а также определяет отношение руководства к деятельности по управлению персоналом в организации. 2. Уровень эффективности управленческой деятельности службы, под которой мы понимаем выполнение функций общего управленческого характера, а именно: планирования, организации, координации и контроля работы по управлению персоналом. От того, как организовано выполнение данных функций, зависит результат управленческой деятельности. 3. Качество проектирования внутренней структуры службы, степень ее централизации. 4. Уровень квалификации специалистов, работающих в службе управления персоналом. Установить тип кадровой службы можно с помощью показателей:
1. Уровень централизации управления персоналом. Количество самостоятельных подразделений, выполняющих отдельные функции управления персоналом (уровень изолированности и разрозненности). Например, в крупных компаниях в управлении персоналом участвуют такие структурные подразделения, как отдел труда и заработной платы, отдел охраны труда и техники безопасности, учебные центры, отделы социального развития и др. 2. Наличие стратегии и политики управления персоналом, которое оценивается в данном случае с точки зрения формального закрепления и доведения до всех руководителей и работников организации. Например, в организациях малого бизнеса политика и стратегия управления персоналом редко бывают описаны и закреплены в специальных документах, но и руководители, и работники знают об основных целях фирмы в отношении ее персонала и согласны с ними. 3. Количество выполняемых функций управления персоналом. Например, чем больше специальных функций включено в сферу деятельности специалистов по управлению персоналом, тем сложнее системные взаимосвязи, тем больше объем выполняемых работ, выше квалификация специалистов и выше статус службы. 4. Отношение к службе управления персоналом высшего руководства и работников организации. Оценка деятельности службы высшим руководством целесообразна по следующим критериям: Оценку деятельности службы работниками организации можно провести, используя следующие критерии: - количество обращений в службу работников; - быстрота выполнения запросов, адресуемых службе работниками организации; - качество консультаций по вопросам карьерного и профессионального роста и др.; 5. Статус и место службы в организационной структуре: - уровень иерархии, занимаемый службой управления персоналом в организации; - статус подразделения (лица), которому подчиняется служба;
- объем фактической власти и полномочий; Второе направление аудита службы управления персоналом - оценка уровня реализации функций планирования, организации, координации и контроля работы по управлению персоналом. Сгруппировать критерии и показатели оценки целесообразно по указанным функциям: 1. Уровень организации планирования работы по управлению персоналом, который может быть оценен с помощью следующих показателей: - наличие концепции и планов по управлению персоналом, степень их увязки с общефирменными планами развития; - закрепление обязанностей по планированию кадровых мероприятий за отдельными сотрудниками; 2. Уровень организации работы службы управления персоналом можно оценить с помощью следующих показателей: - наличие и качество должностных инструкций специалистов службы; - уровень развития материально-технической базы службы управления персоналом; - уровень организации труда, технической вооруженности труда сотрудников службы; 3. Уровень координации действий внутри службы управления персоналом можно оценить с помощью показателей: - уровень разделения обязанностей и ответственности за выполнение работы между специалистами службы; - уровень согласования совместных действий специалистов службы, высших и линейных руководителей. 4. Уровень организации контроля работы службы по управлению персоналом: - наличие положения об организации контроля деятельности службы управления персоналом, определяющего сроки, исполнителей, сферы контроля; - виды контроля, используемые службой управления персоналом (предварительный, текущий, заключительный); - наличие графиков контрольных мероприятий;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|