Финансовый менеджмент как система управления финансами организаций
Сложность и динамичность внешней и внутренней среды тре-буют гибкости и адаптивности от современных хозяйствующих субъектов, в связи с чем управление финансами становится всё более сложным и ответственным аспектом деятельности управленческого персонала.
В странах с рыночной экономикой сформировалась специализи-рованная область знаний и специальная система управления, полу-чившая название «финансовый менеджмент», в рамках которой выделились самостоятельные проблемные области знаний – финан-совый анализ, инвестиционный анализ, риск-менеджмент, антикри-зисное управление и др.
Для понимания сущности категории «финансовый менеджмент» в табл. 1.1 рассмотрена трактовка её содержания разными авторами.
Продолжение табл. 1.1
Продолжение табл. 1.1
Обобщение информации, представленной в табл. 1.1, позволяет сделать вывод о том, что авторы придерживаются различных точек зрения в трактовке категории «финансовый менеджмент». Преиму-щественно с позиции функционального подхода, опираясь на функ-ции финансов, рассматривают финансовый менеджмент Л.Г. Злотни-кова, Л.В. Колядов, П.Ф. Тарасенко, Н.А. Старкова. С позиций ресурсного подхода финансовый менеджмент трактуют Ю.А. Арутю-нов, А.Ф. Андреев, С.Г. Лопатина, М.В. Макавеев, Н.Н. Победонос-цева, В.В. Быковский, Н.В. Мартынова, Л.В. Минько, В.Л. Пархо-менко, Е.В. Быковская, А.Н. Гаврилова, Е.Ф. Сысоева, А.И. Бараба-нов, Г.Г. Чигарев, С.А. Сироткин. Придерживается процессного
подхода Н.Ф. Самсонов. Функциональный, ресурсный и процессный подходы одновременно реализованы в определениях И.М. Карасё-вой, М.А. Ревякиной, Ю.П. Анискина, Г.Н. Роновой, В.Е. Леонтьева, В.В. Бочарова, Н.П. Радковской. Инновационная направленность от-ражена в определении А.М. Ковалёвой. В своих определениях авто-ры рассматривают финансовый менеджмент как науку, вид профес-сиональной деятельности, управленческий процесс, а также систему управления, подчёркивают его целевую направленность, стратегиче-ский, тактический и инновационный аспекты.
С позиций системного подхода определение финансового ме-неджмента представлено в Большой экономической энциклопедии: «Менеджмент финансовый – система управления финансовыми ре-сурсами, сочетающая в себе финансовую политику, методы, инст-рументы, а также людей, принимающих управленческие решения и выполняющих эти решения на практике для достижения постав-ленных целей, обеспечения финансовой стабильности и роста»1.
Как и любая сложная система, финансовый менеджмент вклю-чает в себя взаимосвязанные подсистемы, при этом являясь подсис-темой более сложной системы – общей системы управления органи-зацией. В системе финансового менеджмента выделяют управляющую подсистему или субъект управления,которая включает в себя персо-нал финансового управления (финансовых менеджеров), организо-ванный в определённую структуру (финансовую дирекцию и её под-разделения), использующий финансовые методы и инструменты, фи-нансовую информацию, программные и технические средства, правовое, организационное, методическое и нормативное обеспече-ние финансового управления. При этом главным субъектом управле-ния является собственник (собственники) организации.
Функциями субъекта финансового управления являются органи-
зация, анализ, планирование, мотивация и контроль. Организация предполагает структурирование финансовой службы, определение 1 Большая экономическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2008. С. 364.
полномочий соответствующих подразделений, выделение центров финансового учёта и контроля. Функция анализа предполагает перио-дическую оценку финансового состояния организации, эффективности отдельных операций, бизнес-процессов, а также хозяйственно-финан-совой деятельности в целом. В процессе анализа выявляются про-блемные области, оцениваются имеющиеся альтернативы, готовится информационная база для принятия управленческих решений. Плани-рование заключается в постановке целей и определении путей их дос-тижения с учётом ограниченности и доступности ресурсов. В процессе планирования определяются приоритеты и цели развития организа-ции, соответствующие им направления наиболее эффективного использования ресурсов и капитала, способов привлечения дополни-тельного финансирования. С помощью мотивации приводятся в дей-ствие различные факторы, влияющие на поведение людей и учиты-вающие их потребности. Эффективная реализация этой функции спо-собствует повышению профессионального уровня персонала, росту его деловой активности, достижению целевых финансовых показате-лей, нормативов и плановых заданий, что, несомненно, оказывает не-посредственное влияние на результаты хозяйственно-финансовой дея-тельности организации в целом. Сущность контроля заключается в своевременном выявлении отклонений реальных показателей про-цессов от их плановых параметров, в установлении причин этих от-клонений и в оперативном реагировании на их возникновение. Реали-зация этой функции финансового менеджмента связана с созданием системы внутреннего контроля и аудита, определением состава кон-тролируемых показателей, разработкой регламентов и т.д.
Управляющая подсистема оказывает управляющее воздействие на управляемую подсистему финансового менеджмента, получая от неё информацию в виде обратной связи о результатах и последствиях реализации управленческих решений. Управляемая подсистема или объект управления включает в себя активы организации,её финан-совые ресурсы и капитал, финансовые отношения с контрагентами, финансовые риски, денежные потоки и кругооборот капитала. Функ-ции объекта управления обусловлены воспроизводственной,распре-
делительной и контрольной функциями финансов и реализуются че-рез управление активами, капиталом, инвестициями, денежным по-током и финансовыми рисками организации.
Финансовые ресурсы представляют собой совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которые находятся в распоряжении хозяйствующего субъекта 1.
Финансовые ресурсы организации подразделяются на следую-щие группы: • внутренние,включающие в себя нераспределённую прибыль,амортизационные отчисления, высвобожденные ресурсы (например, в результате ускорения оборачиваемости капитала);
• внешние,объединяющие средства инвесторов-совладельцев,инвесторов-кредиторов и средства контрагентов организации; • собственные, включающие в себя уставный капитал,добавоч-ный капитал, резервный и иные фонды, нераспределённую прибыль; • заёмные, включающие в себя займы,кредиты,кредиторскуюзадолженность. Заёмные финансовые ресурсы используются организацией на принципах срочности, платности, возвратности, собственные – на принципе платности.
Предметом финансового менеджмента является финансовая система организации в целом и возникающие в ней денежные пото-ки, отражающие движение капитала. С этой точки зрения финан-
совый менеджмент представляет собой специфическую область управленческой деятельности, связанную с целенаправленной орга-низацией денежных потоков компании, формированием капитала, денежных доходов и фондов, необходимых для достижения страте-гических целей её развития. Основными методами финансового управления в рыночныхусловиях являются2:
1 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономиче-ский словарь. М.: ИНФРА-М, 2006. С. 441.
2 Большая экономическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2008. С. 364.
• прогнозирование и планирование;
• финансирование и кредитование;
• дисконтирование;
• страхование;
• лизинг;
• факторинг;
• залог;
• финансовое стимулирование;
• применение санкций.
Основными принципами финансового менеджмента как сис-
темы управления выступают:
1) интегрированность с общей системой управления компанией
(с производственным и инвестиционным менеджментом, управлени-ем персоналом, маркетингом, логистикой и т.д.); 2) стратегический характер управления (разработка перспек-
тивных финансовых планов, определяющих будущий финансовый потенциал организации); 3) комплексный характер формирования управленческих реше-
ний (учёт производственных,рыночных факторов,уровня риска,обеспечение взаимосвязи стратегических, тактических и оператив-ных решений);
4) плановость, системность, гибкость управления (использова-
ние бюджетирования, контроллинга, новых программных продуктов, учёт динамизма внешней и внутренней среды, этапов жизненного цикла отрасли, предприятий, продукции);
5) учёт и оценка возможных альтернатив при разработкеуправленческих решений (с позиций доходности, периода окупаемо-сти затрат, уровня риска и т.д.).
Соблюдение изложенных выше принципов позволяет обеспе-чить гибкость управления, высокую адаптивность к динамичным условиям внешней и внутренней среды, непротиворечивость в при-нятии решений, позволяет формировать необходимый ресурсный по-тенциал, наращивать собственный капитал и обеспечивать стабиль-
ное конкурентоспособное развитие организации в стратегической перспективе.
Содержание и принципы финансового менеджмента определяют его цель и задачи. Необходимо отметить, что представления эконо-мистов и финансовых менеджеров о главной цели финансового управления организацией постоянно менялись по мере развития эко-номической науки и хозяйственной практики. Для выработки страте-гии финансового управления были выработаны следующие основные
целевые модели.
1. Модель максимизации прибыли была сформулирована в 1938 г.
французским экономистом А. Курно. Согласно этой модели макси-мизация прибыли обеспечивается путём достижения равенства пока-зателей предельного дохода и предельных издержек фирмы. Однако далеко не всегда полученная высокая прибыль направляется на раз-витие организации, она может быть полностью израсходована на це-ли текущего потребления решением общего собрания акционеров, что в будущем может привести к сокращению финансовых ресурсов и потере темпов роста. Кроме того, высокая прибыль, как правило, достигается при высоком уровне финансового риска, что в свою оче-редь может оттолкнуть акционеров и привести к снижению рыноч-ной стоимости акций. Таким образом, в современных рыночных ус-ловиях краткосрочная максимизация прибыли может выступать как одна из важнейших задач хозяйственной деятельности, но не как главная цель функционирования организации. 2. Модель минимизации транзакционных издержек базируется на теории неоинституционализма. При этом под «транзакционными издержками» понимают затраты по обслуживанию сделок на рын-ке. Снижение транзакционных издержек обеспечивает рост финансо-вого результата деятельности компании, повышает её инвестицион-ную привлекательность. Однако критерий минимизации транзакци-онных издержек организации не обеспечивает комплексной экономии её ресурсов (так как из поля зрения выпадают трансформа-ционные издержки), а также вызывает рост затрат на выполнение учётных функций. Помимо этого, любая экономия затрат не может
носить характер глобальной цели функционирования организации, так как она не учитывает её развитие и конечные экономические ин-тересы основных групп участников хозяйственного процесса. В свя-зи с этим модель минимизации транзакционных издержек также не может выступать в качестве главной цели функционирования ор-ганизации.
3. Модель максимизации объёма продаж наилучшим образом отражает результаты деловой активности организации в рыночной среде, интегрирует в своем составе максимизацию прибыли в долго-срочной перспективе, подразумевает не только активизацию марке-тинговых усилий, но и постоянные изменения в технологии произ-водства и реализации продукции, обеспечивая научно-техническое развитие. Вместе с тем модель имеет ряд существенных недостатков, так как не учитывает факторов рыночной среды, определяющих по-требительский выбор товаров и услуг, в результате чего инноваци-онные разработки далеко не всегда являются эффективными, а также не предусматривают экономии ресурсов. Следовательно, модель мак-симизации объёма продаж также может выступать как одна из важ-нейших задач хозяйственной деятельности, но не может рассматри-ваться в качестве главной цели функционирования организации. 4. Модель максимизации темпов роста фирмы предусматривает рост операционной прибыли и основные пропорции её распределе-ния (т.е. содержит элементы дивидендной политики), отражает важ-нейшие структурные параметры финансового состояния организа-ции. Однако модель может функционировать лишь в условиях ус-тойчивости спроса на продукцию фирмы, так как она фиксирует в качестве основной предпосылки фактически достигнутый уровень прибыли, не оценивая степень его достаточности для решения задач перспективного периода. В результате чего модель также может рас-сматриваться лишь в качестве одной из важнейших задач, но не ос-новной цели функционирования фирмы. 5. Модель обеспечения конкурентных преимуществ отражает результаты деятельности практически всех основных служб органи-зации, так как конкурентные преимущества могут быть достигнуты
за счёт разработки нового продукта, повышения качества товаров и услуг, эффективного маркетинга, оптимальной ценовой политики, снижения издержек и т.д. Конкурентные преимущества обеспечива-ют формирование избыточной доходности (прибыльности), что соз-даёт предпосылки для развития организации в перспективе. Однако конкурентное преимущество характеризует относительное положе-ние организации в рамках конкретной отрасли, в то время как значи-тельная часть фирм являются многоотраслевыми. Помимо этого, конкурентное преимущество фирма может поддерживать лишь в от-носительно коротком периоде времени. Таким образом, обеспечение конкурентных преимуществ может рассматриваться как задача ос-новных функциональных систем управления, но не как главная цель функционирования организации.
6. Модель максимизации добавленной стоимости была разрабо-
тана японскими экономистами. Преимуществом данного целевого критерия является то, что он позволяет обеспечивать максимизацию
потребности в развитии основных средств и нематериальных акти-вов инновационного характера. Целевой критерий добавленной стоимости носит долгосрочный характер, т.е. легко моделируется в стратегической перспективе. Вместе с тем рассматриваемая целевая модель имеет существенный недостаток: она вступает в конфликт с экономическими интересами конечного покупателя продукции, в связи с чем модель не получила широкого распространения в мире. 7. Модель максимизации рыночной стоимости компании в тече-
ние последних десятилетий получила самое широкое распростране-ние в странах с развитой рыночной экономикой. Модель базируется на идее достижения социального и экономического процветания об-щества через частную собственность. Она определяет собственников в качестве главных субъектов в системе экономических интересов. Согласно модели повышение достатка владельцев фирмы достигает-ся как в результате роста текущих дивидендных выплат, так и в ре-зультате повышения рыночной цены их собственности. В итоге лю-
бое финансовое решение, обеспечивающее в перспективе рост стои-мости акций, является экономически целесообразным. На практике реализация критерия максимизации рыночной стоимости не всегда очевидна в силу ряда причин. В частности, не все компании имеют однозначно понимаемую финансовыми аналитиками рыноч-ную стоимость (если акции компании не котируются на бирже, то достаточно сложно точно определить её рыночную стоимость). Мо-дель трудна для реализации в российских условиях в связи с недос-таточным развитием фондового рынка.
Тем не менее мониторинг рыночной стоимости служит одним из наиболее эффективных средств контроля инвесторов за действия-ми менеджеров. При этом показатель рыночной стоимости организа-ции обладает бóльшим потенциалом роста в сравнении с другими целевыми показателями (кроме роста доходов и снижения издержек, возрастание рыночной стоимости может обеспечиваться ростом имиджа, организационной культурой, использованием эффекта си-нергизма). Помимо этого, если размеры прибыли или экономии из-держек имеют свои пределы в каждой фирме, то пределы роста её рыночной стоимости являются достаточно условными. В данной мо-дели гармонизированы текущие и перспективные цели развития пу-тём приведения рыночной стоимости организации на любом из эта-пов её развития к единой стоимостной оценке на основе дисконтиро-вания. Модель учитывает риски и неопределённость, охватывает все основные направления финансовой деятельности – инвестирование, финансирование, управление активами и денежными потоками, что и позволяет оценить качество всего спектра принимаемых финансо-вых решений (рис. 1.1) и эффективность использования капитала.
Таким образом, рассмотрение содержания и особенностей от-дельных моделей целевой функции организации показывает, что наиболее приемлемой из них в условиях развитого рынка является модель максимизации рыночной стоимости предприятия. Поэтому основная цель современного финансового менеджмента – это мак-симизация текущего и перспективного благосостояния собственни-ков организации путём максимизации её рыночной стоимости.
Рис. 1.1. Комплекс управленческих решений финансового менеджмента1
1 Сост. с использованием: Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент: учеб. / М.: Эксмо, 2010. С. 30.
Для реализации основной цели финансовый менеджмент решает следующие задачи:
1) обеспечение сбалансированности движения материальных и де-нежных потоков, ликвидности и платёжеспособности организации; 2) достижение финансовой устойчивости и независимости;
3) обеспечение внутренними и внешними долго- и краткосроч-ными источниками финансирования всех видов деятельности орга-низации, определение оптимальной структуры источников, миними-зирующей финансовые издержки и повышающей рентабельность собственного капитала;
4) эффективное использование финансовых ресурсов;
5) обеспечение получения максимального денежного дохода
и прибыли при приемлемом уровне финансового риска;
6) обеспечение возможностей быстрого реинвестирования капи-тала при изменении внешних и внутренних условий осуществления хозяйственной деятельности.
В практической деятельности весь комплекс управленческих решений в области финансового менеджмента можно разделить на три основные группы: операционные, инвестиционные и финансовые решения (см. рис. 1.1).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|