Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Концепции и модели, определяющие цель и основные параметры финансовой деятельности организации




 

1. Концепция приоритета экономических интересов собствен-

 

ников. Впервые её выдвинул американский экономист Герберт Сай-мон. Он сформулировал целевую концепцию экономического пове-дения, заключающуюся в необходимости приоритетного удовлет-ворения интересов собственников. В прикладном значении она формулируется как «максимизация рыночной стоимости предпри-ятия».

 

2. Теория портфеля. Автором теории является Гарри Марковиц. Теория утверждает, что для минимизации риска инвесторам следует объединять рисковые активы в портфель, уровень риска по каждому отдельному виду активов следует измерять не изолированно от ос-тальных активов, а с точки зрения его влияния на общий уровень риска диверсифицированного портфеля инвестиций. Г. Марковиц

 

в своих публикациях в 1952–1959 гг. раскрыл методологию принятия решений в области инвестирования в финансовые активы и предста-вил соответствующий научный инструментарий. Впоследствии тео-ретические положения Г. Марковица были развиты его учеником Уильямом Шарпом, который в 1963 г. предложил упрощённый и бо-лее практичный вариант математического аппарата, который позво-лял эффективно управлять крупными портфелями, включающими

в себя десятки и сотни финансовых активов. В дальнейшем эта тео-рия получила широкое развитие и была по достоинству оценена

в научном мире. В 1990 г. Г. Марковиц совместно с М. Миллером и У. Шарпом был награждён Нобелевской премией за работы по тео-рии финансовой экономики1.

 

 

1 Ковалёв В.В. Введение в финансовый менеджмент: учеб. М.: Финансы и ста-

тистика, 2001. С. 36.


 


3. Концепция цены (стоимости) капитала. Концепция выдвину-

 

та Джоном Вильямсоном в 1938 г. и получила дальнейшее развитие в 50-х гг. в работах Д. Дюрана. Она заключается в том, что обслужи-вание того или иного источника финансирования обходится для фирмы неодинаково (получение банковского кредита сопровождает-ся необходимостью уплаты процентов, выпуск акций – выплатой ди-видендов и т.д.). Следовательно, цена капитала показывает мини-мальный уровень дохода, необходимый для покрытия затрат по под-держанию каждого источника, предотвращающий убыточность

 

и снижение стоимости компании. Количественная оценка цены капи-тала имеет ключевое значение в анализе инвестиционных проектов

 

и выборе альтернативных вариантов финансирования деятельности организации.

4. Концепция структуры капитала. Согласно концепции, вы-

 

двинутой Франко Модильяни и Мертоном Миллером в 1958 г., в ус-ловиях идеального рынка капитала (с нулевым налогообложением) стоимость любой компании определяется исключительно её буду-щими доходами (как результатом решений по инвестиционным про-ектам) и не зависит от структуры капитала. Если финансирование деятельности фирмы более выгодно за счёт заёмного капитала (вме-сто собственных источников средств), то держатели акций компании со смешанной структурой капитала предпочтут продать часть её ак-ций и приобрести акции эмитента, не пользующегося заёмным капи-талом. Дефицит средств у такой компании восполняют за счёт заём-ного капитала. Одновременные операции с ценными бумагами кор-пораций с относительно высоким и относительно низким удельным весом заёмного капитала приведут в конечном итоге к выравнива-нию стоимости всех фирм одного класса с одинаковым доходом.

В 1963 г. Ф. Модильяни и М. Миллер усовершенствовали свою теорию, ввели в первоначальную модель фактор налогообложения корпораций. Уплата процентов по кредитам из прибыли до уплаты налогов уменьшает размер налогооблагаемой базы и величину этих налогов. Таким образом, часть налогов перекладывается с корпора-ции на её кредиторов, а финансово независимой фирме приходится


 


самой нести всё бремя налогов. Таким образом, при увеличении доли заёмного капитала увеличивается доля чистого дохода фирмы, остающаяся в распоряжении акционеров, и растёт рыночная цена акций.

 

Позднее различными исследователями было установлено, что с определённого момента (когда достигнута оптимальная структура капитала) при увеличении доли заёмного капитала стоимость фирмы начинает снижаться, так как экономия на налогах перекрывается рос-том затрат по обслуживанию долга (процентных платежей кредито-рам). Модифицированная теория полагает, что наличие определён-ной доли заёмного капитала идет на пользу фирме, чрезмерное ис-пользование заёмного капитала приносит фирме вред, для каждой фирмы существует своя оптимальная доля заёмного капитала.

5. Теория дивидендов Модильяни–Миллера. Теория, доказываю-

 

щая, что политика выплаты дивидендов не влияет на стоимость фир-мы, была предложена авторами в 1961–1963 гг. Суть теории в том, что каждый доллар, выплаченный сегодня в виде дивидендов, уменьшает нераспределённую прибыль, которая могла бы быть ин-вестирована в новые активы, и данное уменьшение должно быть компенсировано за счёт эмиссии акций. Новым акционерам необхо-димо будет выплачивать дивиденды, и эти выплаты снижают теку-щую стоимость ожидаемых дивидендов для предыдущих акционеров на величину, равную сумме дивидендов, полученных в текущем го-ду. Таким образом, каждый доллар полученных дивидендов лишает акционеров будущих дивидендов на эквивалентную величину. По-этому акционерам будет безразлично: получить дивиденд на сумму 1 долл. сегодня или получить дивиденд в будущем, текущая стои-мость которого составляет 1 долл. Следовательно, политика выплаты дивидендов не влияет на цену акций.

 

6. Модель финансового обеспечения устойчивого роста пред-

 

приятия. Модель была предложена Джеймсом Ван Хорном в1988г.и Робертом Хиггинсом в 1997 г. Модель устойчивого роста исходит из предположения, что использование предприятием имеющихся средств (активов) должно совпадать с устоявшимся соотношением


 


кредиторской задолженности и собственных средств как источников капитала. При планировании роста показатели, входящие в это соот-ношение, изменяются пропорционально. При условии оптимальности компания не идёт по пути увеличения внешнего финансирования, а ориентируется на использование прибыли, что характеризуется ог-раничениями коэффициента, определяющего соотношение заёмных и собственных средств. Определяя величину этих ограничений, фи-нансовые менеджеры исходят из задачи формирования рациональной структуры источников средств организации, основанной на положи-тельной величине эффекта финансового рычага. При этом задача определения данной рациональной структуры объединяется с разум-ной дивидендной политикой. Использование модели возможно в ком-паниях, удовлетворённых достигнутыми темпами развития и уверен-ных в стабильном воздействии внешней экономической среды.

 

7. Концепция альтернативных издержек. В качестве альтерна-

 

тивных издержек рассматриваются затраты упущенных возможно-стей. Принятие любого решения финансового характера почти всегда связано с отказом от альтернативного варианта. Обычно решение принимается финансовым менеджером в результате сравнения аль-тернативных затрат, выраженных в виде абсолютных или относи-тельных показателей. Концепция играет важную роль в оценке вари-антов возможного инвестирования капитала, использования произ-водственных мощностей, выбора типа кредитной политики и т.д.

 

8. Система сбалансированных показателей. Система предложе-

 

на Дэвидом Нортоном и Робертом Капланом в 1990 г. В отличие от традиционных методов стратегического управления, сбалансирован-ная система показателей использует не только финансовые, но и не-финансовые показатели деятельности организации, отражая четыре важнейших аспекта (стратегические перспективы): финансы; клиен-ты; бизнес-процессы; обучение и развитие. Такой подход даёт воз-можность анализировать стратегические и тактические процессы управления, устанавливать причинно-следственные связи между стратегическими целями организации и обеспечивать её сбалансиро-ванное развитие.


 


В процессе практического использования сбалансированная система показателей превратилась в широкую управленческую сис-тему. Поэтому многие руководители видят в ней структуру всего процесса оперативного управления, который позволяет переводить перспективные планы и стратегии в форму конкретных показателей, обеспечивать реализацию стратегии на более низких уровнях обще-фирменной иерархии, налаживать обратную связь для проверки ги-потез и инициирования процессов обучения.

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов.