Методы управления численностью персонала и нормирования труда
При формировании системы управления численностью работников используются стандартные методы экспертного консультирования: установочные и экспертные интервью, анализ документов, сбор данных, формализованное описание процедур, построение схем и моделирование бизнес-процессов (с использованием ориентировочных методов, агрегат - метода, корреляционно-регрессивного анализа, производственных функций, методов на основе системы массового обслуживания и коэффициентов эластичности, функционального анализа, методов, учитывающих финансовое состояние компании и других). Как правило, перечисленные выше методы применяются в следующей последовательности: · В первую очередь проводятся установочные интервью с руководителями Компании. В ходе них уточняются границы бизнеса (продукты/услуги); лица и подразделения, ответственные за бизнес-процессы и ключевые функции, текущие стратегические цели, а также документы, доступные для анализа. Результатом установочных интервью является план-график проведения мероприятий по оказанию консультационной услуги, а также данные о стратегических целях и важнейших проблемах компании. · Как правило, на втором этапе формирования системы управления численностью персонала проводится анализ документов. Основным источником информации являются распорядительные, нормативные и организационные документы предприятия: приказы, распоряжения, положения о подразделениях, должностные инструкции, производственные и административные инструкции, организационные структуры управления, используемые нормативы по труду, положения по оплате труда, планы, отчеты о реализации и т. п. Результатом анализа документации является первичная информация о процедурах бизнес-процессов, состоянии управления персоналом и конкретизация выявленных проблем.
· В том случае, когда на предприятии нет эффективной системы документационного обеспечения управления (ДОУ) перед анализом документации проводятся установочные интервью с руководителями подразделений и специалистами, в ходе которых уточняется перечень имеющихся документов, границы бизнес-процессов и, ответственные лица, составляющие их процедуры. · После анализа документов проводятся экспертные интервью с руководителями подразделений и специалистами, в ходе которых уточняются содержание процедур, последовательность их реализации, точки контроля (промежуточные и конечные результаты процедур), стандарты выполнения, критерии оценки качества, функциональные и информационные взаимодействия. Результатом экспертных интервью и выполняемых расчетов являются модели, описывающие численность персонала, положения и рекомендации по направлениям оптимизации численности работников. · На следующем шаге производится анализ моделей, положений, рекомендаций и оценка их экономической эффективности. Потребности в изменении системы управления численностью работников могут носить принципиальный и непринципиальный характер. Принципиальные изменения рекомендуются в тех случаях, когда в системе управления численностью персонала отсутствуют целые процедуры или характер их выполнения явно недостаточен для эффективного управления компанией. Непринципиальные изменения заключаются в оптимизации отдельных процедур управления.
36. Специфика кадрового консалтинга по отдельным подсистемам управления персоналом: стимулирования и оплаты труда. Формируется эффективная система стимулирования, в основе которой лежит соблюдение баланса интересов менеджмента и рядовых сотрудников. При создании или оптимизации системы стимулирования учитываются конкретные особенности Компании, различные категории сотрудников, а также проводится настройка соотношения различных методов компенсации труда - постоянной и переменной частей оплаты, индивидуального и группового вознаграждения, материального и нематериального поощрения. Разрабатываются критерии и процедуры оценки результативности работы.
37. Специфика кадрового консалтинга по отдельным подсистемам управления персоналом: подбора и адаптации персонала. В настоящее время подбор и адаптация персонала ставятся во главу угла кадровой политики любой компании. Проводя грамотную работу по подбору сотрудников и их быстрой адаптации в новой компании, можно в разы повысить эффективность работы предприятия. К сожалению, многие кадровые специалисты, даже имеющие огромный опыт работы, не видят различий в процессах подбора и отбора персонала. Тем не менее, это разные, хоть и во многом схожие понятия. Подбор подразумевает поиск и прием на работу специалистов. В то время как отбор – это часть процесса найма, выделение кандидатов на вакантную должность среди всех соискателей, а также работа с действующими сотрудниками: увольнение или изменение должности тех, чья деятельность не удовлетворяет потребности организации [1]. Соответственно, методы подбора и отбора персонала во многом различны и зависят от целей найма и особенностей вакантной должности. На практике существует несколько подходов к процессу поиска кандидатов:
Все существующие способы поиска новых сотрудников можно объединить в несколько групп, подразумевающих разные основания классификации. Приведем основные методы подбора персонала и их характеристику:
Как показывает практика, большинство кадровых специалистов придерживается классических методов подбора персонала в организации. Как правило, алгоритм найма представляет собой следующую последовательность действий: поиск кандидатов > предварительные собеседования > анкетирование > интервью > тестирование, ролевые игры, профессиональные испытания > проверка рекомендаций и послужного списка.
Что касается методов подбора и оценки персонала, к наиболее популярным можно отнести тесты на профпригодность (позволяют установить уровень знаний, владение терминологией, понимание производственных процессов, определить соответствие кандидата требованиям должности); оценку способностей (позволяет проанализировать общий уровень развития, особенности памяти, внимания и интеллекта); личностные тесты (помогут оценить неинтеллектуальные проявления личности: волю, эмоции, мотивацию, дают возможность прогнозировать поведение в разных ситуациях и специфику межличностных отношений). Но растущая конкуренция на рынке труда требует от работодателей проявления креатива в процессе поиска новых сотрудников. HR-специалисты постоянно изобретают новые способы, которые, при всей своей нестандартности, позволяют заинтересовать специалистов открытой вакансией и отобрать лучших профессионалов среди них. Среди современных методов подбора персонала можно выделить следующие:
Выбор лучшего метода подбора персонала – крайне непростая задача. К сожалению, не существует универсальной методики, позволяющей работодателю раз за разом находить лучших специалистов на любые должности.
Закончив процесс подбора кадров, руководитель переходит к немаловажному этапу – к процессу адаптации персонала в организации. Адаптация персонала – это процесс приспособления профессиональных качеств новых сотрудников к требованиям конкретной организации. Процесс адаптации персонала предприятия является продолжением процесса подбора новых сотрудников [5]. При отсутствии в компании четко выстроенной и налаженной системы подбора и адаптации персонала, как правило, наибольшее число сотрудников увольняется в период испытательного срока. Налаженная система подбора персонала позволяет быстрее найти нужного специалиста и лучше узнать способности нового сотрудника, при необходимости подтянуть его профессиональный уровень. Это взаимовыгодный процесс и для работника и для компании. Нанятый сотрудник должен в сжатые сроки включиться в непривычную систему взаимоотношений, усвоить новые нормы общения и поведения, влиться в корпоративную культуру компании. Чтобы специалист мог как можно скорее преодолеть производственные и межличностные проблемы и перейти к стабильной работе, необходима хорошо организованная система адаптации персонала. На практике положение по подбору и адаптации персонала включает в себя ряд действий и мероприятий руководителя, нового сотрудника и специально закрепленного наставника (при его наличии), а также сотрудников кадрового отдела, целью которых является ускорение процесса знакомства новичка с компанией и активное включение его в коллектив. Особое значение в системе адаптации персонала имеет практика кураторства, введения в профессию посредством наставника. В качестве наставника, как правило, выступает успешный специалист того же профиля либо непосредственный руководитель новичка. Чтобы новый работник смог быстро освоиться в компании, работникам HR-отдела стоит использовать самые действенные способы адаптации персонала. Должный уровень вовлеченности персонала в работу гарантирует высокую производительность труда, потому быстрая адаптация и вовлечение новичков в работу является неотъемлемой частью кадровой политики любого успешного предприятия. Постоянное ускорение бизнес-процессов и меняющиеся условия работы не позволяют современным компаниям тратить большое количество времени на адаптацию и обучение новых сотрудников, поэтому такие организации вынуждены искать работников с уже имеющимся опытом работы на аналогичных должностях. Принято считать, что человек с опытом самостоятельно адаптируется к условиям новой работы, а это значит, что компания сможет сэкономить на программе адаптации и быстрее вовлечет нового работника в трудовую деятельность. Давайте рассмотрим, какие методы адаптации персонала эффективны в настоящее время. Среди наиболее актуальных методик адаптации новых работников можно отметить:
Основной ошибкой любой программы адаптации является невнимание к новичку со стороны наставника и работников отдела кадровой политики. Пустив адаптацию персонала на самотек, компания рискует своей прибылью – неэффективное выполнение рабочих обязанностей, ошибки в работе новых специалистов (возникающие из-за незнания специфики деятельности, принятой в компании) становятся причиной роста издержек и способствуют возникновению морально-психологического напряжения. Наставник (если таковой имеется) должен четко отслеживать успехи ученика и отчитываться в отдел кадровой политики. Менеджеры отдела кадров также должны проявлять внимание к новичку – проводить беседы, мотивировать на дальнейшую адаптацию, решать проблемы, которые могут возникать в ходе адаптационных мероприятий. Создание и применение системы адаптации – сложный и длительный процесс, требующий от HR менеджеров терпения и определенного опыта. Комплексный подход и тщательная подготовка помогут успешно адаптировать новых работников, повысить производительность их труда и как результат – улучшить положение компании на рынке. Итак, обобщим инновационный подход к решению вопроса подбора и адаптации персонала и выделим основные принципы данных ключевых моментов. Менеджер по подбору и адаптации персонала для успешной работы должен учитывать ряд основополагающих принципов. Основные принципы подбора сотрудников: принцип плановости, принцип активного подбора, принцип альтернативности. В свою очередь, принципы адаптации персонала в любой компании должны включать ряд основных положений: непрерывность, прогрессивность, перспективность, комплексность, оперативность, экономичность, гибкость. Таким образом, мы видим, что подбор и адаптация персонала – это ключевые составляющие управления кадрами. Применяя инновационные методы данных направлений, мы оптимизируем то, что имеет приоритетное значение в любой организации, а именно – процесс управления человеческими ресурсами.
38. Специфика кадрового консалтинга по отдельным подсистемам управления персоналом: оценки персонала.
Сегодняшние условия обязывают руководителей компаний задумываться над вопросом: В чем заключается успешность компании? Все больше руководителей понимают, что главным фактором успешности является человеческий ресурс, а не влияние внешних факторов или наличие финансового капитала и его вливания в компанию. В связи с этим и возникает потребность в проведении объективной и комплексной оценки персонала. При организации и проведении своими силами многие сталкиваются с субъективным мнением, которое приводит к отрицательному результату и де мотивации персонала. Это связано с тем, что оценка проводиться традиционными способами и при условии уже сложившегося мнения о сотрудниках компании, что мешает оценить сотрудника объективно. У каждой компании свои бизнес цели! Кто-то работает ради прибыли, кто-то преследует свою миссию, кто-то хочет войти в историю или завоевать монополию на рынке своего основного вида деятельности. Но все хотят стабильности и процветания и это нормально! Поэтому для достижения своих целей компании необходим квалифицированный персонал, без которого не будет роста прибыли, динамики развития, эффективной работы, не говоря уже о достижении миссии. Вот поэтому сотрудники компании являются ценностью компании, как клиенты и сама компания. Сотрудникам компании необходимо уделять пристальное внимание изучая структуру, мотивацию, мотивы поведения и т. п. Это все дает руководителям возможность принимать верные стратегические и тактические решения, для улучшения работы сотрудников и компании в целом. «Кто владеет информацией — владеет миром, кто управляет информацией — управляет миром» Услуга по консалтингу оценки персонала преследует цель — создать единый стандарт оценки операций сотрудников в бизнес процессах компании, четкое определение требований к оценке квалификации сотрудников компании, выявить сильные и слабые стороны, потенциал и вектор развития сотрудников компании. ПРЕИМУЩЕСТВА КОНСАЛТИНГА ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА. Преимущества консалтинга оценки персонала — это предоставление детальной картины, определяющий уровень квалификации сотрудников, определение мотивации, рамки и планку для роста и узкие и проблемные места в работе. Основываясь на них руководители компании смогут легко повысить эффективность отдельно взятого сотрудника и компании в целом. ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ КОНСАЛТИНГА ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА ЯВЛЯЮТСЯ: 1. Формирование кадрового резерва; Для каждой компании мы подбираем индивидуальную систему оценки персонала, с учетом всех особенностей и специфики деятельности компании. АЛГОРИТМ РАБОТЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КОНСАЛТИНГА ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА: 1. Определение инструментов, критериев, шкалы, методик, для проведения оценки; Итогом будет понимание дальнейшего движения в направлении обучения персонала и создания обучающих программ. РЕЗУЛЬТАТОМ БУДЕТ: 1. Прописанные профили квалификаций под каждую должность и ее параметры результативности, согласно потребностям бизнес целей компании.
39. Специфика кадрового консалтинга по отдельным подсистемам управления персоналом: обучения персонала.
На практике консультанты используют разнообразные методы. Наиболее эффективными являются четыре способа кадрового консалтинга: Cпособ № 1. Коучинг — экспертное обучение работников с целью совершенствовать профессиональные, деловые и личностные качества. Тренер не дает типовых инструкций по выполнению заданий, его цель — поставить обучаемого в условия, чтобы он сам нашел эффективные пути решения проблемы. Выгоды от использования коучинга в управлении персоналом Как использовать коучинг в HR-е Cпособ № 2. Нейролингвистическое программирование — технология воздействия на сотрудника через моделирование ощущений, переживаний, настроений. Выполнить данный вид консалтинга получится только у дипломированного специалиста. Cпособ № 3. Моделирование структуры бизнес-процессов — актуальный способ при перестройке системы управления или внедрении других изменениях. Консультант разрабатывает модель преобразований, оптимизирует саму систему работы с персоналом, формулирует потенциально новые требования к нему. Cпособ № 4. Метод социальных исследований — понятный и простой в исполнении способ систематизировать работу. Консультант беседует, проводит опросы, устраивает анкетирование работников компании с целью определения принципов, которыми они руководствуются при выполнении задач. Он оценивает уровень мотивации, готовностью изменить стиль работы. Этапы кадрового консалтинга Можно выделить этапы кадрового консалтинга, которые применяют в организациях разного типа и назначения. Чем опытнее аналитик, тем быстрее удается перейти от одного этапа к другому, разработать правильную стратегию систематизации работы служб и всего персонала организации. Читайте по теме в электронном журнале Обзор изменений трудового законодательства 2020 года. Этапы кадрового консалтинга Особенности Аналитический Этап начинается с определения темы, задач hr-консультирования. Консультант анализирует всю предысторию событий, устанавливает, что привело организацию к необходимости обратиться за консультацией. Он собирает дополнительную информацию о процессах, диагностирует ситуацию, определяет эффективную программу консультирования. Программирующий Цель этапа — активизировать сотрудников на достижение желаемых результатов. Для этого создают три среды: развивающую. Формирует искусственные процессы, направленные на обучение персонала. поддерживающую. Необходима для успешного протекания процессов. закрепляющую. Помогает перейти от смоделированного процесса в саморегулируемый. Современные методы кадрового консалтинга позволяют: экономить время руководства и ключевых работников на подбор персонала; повышать производительность труда; оптимизировать издержки и затраты на ФОТ; оценивать систему управления кадровыми ресурсами; поддерживать здоровый психологический климат в рабочем коллективе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|