41. Анализ международных стандартов (МСА, ISO, TQM) для системы аудита персонала
Международный стандарт аудита (МСА) представляет собой справочник, в котором приведены общепринятые нормы проведения аудита. Международный стандарт аудита был создан для гармонизации стандартов аудита на международном уровне. Основными целями его создания были следующие: расширить круг пользователей финансовой отчетности, облегчить сопоставление финансовых показателей деятельности компаний разных стран, дать возможность оценить компетентность и профессионализм аудиторских фирм. Разработкой положений МСА занимается достаточно большое число организаций. Среди основных: Международная федерация бухгалтеров (МФБ), созданная в 1977 г. и Комитет по международной аудиторской практике (КМАП), Международный центр реформы системы бухгалтерского учета (МЦРСБУ). МСА используется при разработке любого вида отчетности, не только лишь финансовой. Помимо Сборника стандартов аудита при его проведении широко используются соответствующие руководства, представленные в форме пояснительного и иного материала. При этом проведении отчетности по МСА не исключает выполнения аудита по другим стандартам, принятым в каждом конкретном государстве. МСА содержат: основные принципы; необходимые процедуры; рекомендации по применению принципов и процедур. Обеспечено единство структуры стандартов; МСА включают в себя: введение, где отражаются цель стандарта и задачи, стоящие перед аудитором, а также даются определения важнейших используемых терминов; разделы, излагающие суть стандарта; приложения (для некоторых стандартов). Аудит финансовой отчетности - это процесс, в ходе которого аудитору предоставляется возможность выразить мнение в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность, по всем ли существенным аспектам, в соответствии ли с установленными основами финансовой отчетности. Отчетность должна составляться в соответствии с:
Международными стандартами финансовой отчетности; национальными стандартами финансовой отчетности; другими нормативными актами, указанными в отчетности. При осуществлении профессиональной деятельности аудитор должен руководствоваться общими этическими принципами, изложенными в «Кодексе этики профессиональных бухгалтеров», принятом МФБ. Этих принципов семь (в скобках приводится их толкование согласно Кодексу этики профессиональных бухгалтеров МФБ). Независимость (аудитор должен быть свободен от какой-либо заинтересованности в делах клиента, которая может быть признана несовместимой с принципами честности, объективности и независимости). Честность (в Кодексе профессиональной этики этот принцип упоминается вместе с порядочностью и подразумевает справедливое ведение дел, откровенность и правдивость). Объективность (обязательство быть справедливым, интеллектуально честным, не иметь конфликтов интересов, избегать влияния других лиц, мешающих непредвзятости аудитора). Профессиональная компетентность и надлежащая добросовестность (аудитор должен предоставлять услуги с должной тщательностью, компетентностью и старательностью, поддерживать профессиональные знания и навыки на требуемом уровне, не должен вводить в заблуждение клиента относительно опыта или экспертных знаний, которыми он в действительности не обладает). Конфиденциальность (обязательство аудиторов обеспечивать конфиденциальность информации, полученной в ходе предоставления профессиональных услуг). Профессиональное поведение (аудитор должен заботиться о поддержании хорошей репутации профессии).
Следование техническим стандартам (предоставление профессиональных услуг в соответствии с применимыми стандартами, например, МСА, внутренними стандартами профессиональных аудиторских объединений и другими нормативными документами). Наиболее часто востребованные главы Сборника носят следующие названия: МСА 200 " Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита". МС 320 " Существенность при планировании и проведении аудита". МСА 450 " Оценка искажений, выявленных в ходе аудита". МСА 260 " Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление". МСА 240 " Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности". МСА 210 " Согласование условий аудиторских заданий". МСА 800 " Особенности аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с концепцией специального назначения". МСА 220 " Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности". МСА 500 " Аудиторские доказательства Стандарты ISO (International Organization for Standardization – Международной организации по стандартизации) серии 9000 применяются при создании и совершенствовании систем менеджмента качества любых предприятий, независимо от масштабов и сфер их деятельности, организационно-правовых форм собственности, характера выпускаемой продукции и рода оказываемых услуг. Сертификация систем качества как форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов ISO серии 9000 (а конкретно требованиям стандарта ISO 9001[1]) носит двухуровневый характер. Сертификацией систем менеджмента качества отдельных предприятий занимаются специально сформированные аудиторские организации – органы по сертификации, которые, в свою очередь, аккредитуются, согласно мировой практике, национальными аккредитационными обществами. Но такой типовой подход не исключает существования независимых систем аккредитации. Соответствие системы менеджмента качества предприятия стандарту ISO 9001 свидетельствует о способности предприятия поддерживать стабильность качества и улучшать результативность своей работы. С точки зрения внутрифирменных оценок сертификат соответствия требованиям стандарта ISO 9001 рассматривается как минимальный уровень качества, дающий возможность вхождения в рынок. С точки зрения внешних оценок сертификат соответствия требованиям стандарта ISO 9001 является независимым подтверждением третьей (внешней) стороной достижения требований стандарта.
Основной целью стандартов серии ISO 9000 является обеспечение стабильного функционирования документированной системы менеджмента качества предприятия, его способности удовлетворять требования всех заинтересованных сторон: собственников, сотрудников, потребителей, поставщиков и всего общества. В целом стандарты серии ISO 9000 (в отечественной практике – стандарты-аналоги ГОСТ Р ИСО 9000) направлены на формирование на предприятиях систем менеджмента качества, базирующихся на реализации процессного подхода, в целях постоянного улучшения, корректирующих и предупреждающих воздействий, контролируемых с использованием процедур внутреннего аудита. Серия стандартов в диапазоне номеров 9000 – 11000 была определена Международной организацией по стандартизации для стандартов по системам управления качеством. Стандарты этой серии определяют требования именно к системе управления, а не к продукции или услугам, предоставляемым организациями и предприятиями. В состав серии входят: стандарты непосредственно представляющие требования; стандарты, представляющие справочную информацию и руководящие указания; стандарты обеспечивающие (разъясняющие) частные вопросы систем менеджмента качества. Изначально, в состав серии 9000 входило несколько стандартов, представляющих системы менеджмента качества. Это модели системы качества по ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003 (версии стандартов 1987 – 1994 годов). В дальнейшем, в серии осталась только одна модель системы качества ИСО 9001 (начиная с версии 2000 г. ). Кроме того, в последнее время появились стандарты, относящиеся к системам управления качеством, но имеющие номера, выходящие за пределы серии. Более подробную информацию об этом можно посмотреть в разделе Развитие ISO 9000 и Структура серии 9000.
Из всей серии стандартов наиболее часто применяются стандарты ИСО 9000: 2015 (ранее ИСО 9000: 2005), ИСО 9001: 2015 (ранее ИСО 9001: 2008), ИСО 9004: 2018 (ранее ИСО 9004: 2009). Первый из указанных представляет собой стандарт на терминологию систем качества, второй - содержит требования к системе качества, третий – является стандартом, представляющим руководящие указания по достижению устойчивого развития организации. Термин TQM (Total quality management) или всеобщий менеджмент качества появился в 60-е годы для обозначения японского подхода к управлению компаниями. Этот подход предполагал непрерывное улучшение качества в различных сферах деятельности – производстве, закупках, сбыте, организации работы и пр. В современном понимании TQM рассматривают как философию управления организацией. TQM не является ни системой, ни инструментом, ни процессом управления. Всеобщий менеджмент качества включает в себя различные теоретические принципы и практические методы, инструменты количественного и качественного анализа данных, элементы экономической теории и анализа процессов, которые направлены на одну цель – непрерывное улучшение качества. TQM можно определить как подход к управлению организацией, сфокусированный на качестве. Качество достигается за счет вовлечения всего персонала в деятельность по совершенствованию работы. Целью повышения качества является удовлетворение потребителей и получение выгоды всеми заинтересованными сторонами (работники, владельцы, смежники, поставщики) и обществом в целом. На основе философии TQM многие организации строят свои системы качества, которые получили название - системы качества TQM. Тем не менее, следует различать философию TQM и системы качества, построенные на ее основе. Принципы TQM Философия всеобщего менеддмента качества базируется на нескольких основных принципах. Их понимание и реализация на практике позволяет организациям делать «правильные» вещи «правильно» с первого раза. ориентация на потребителя - фундаментальным принципом TQM является то, что именно потребитель устанавливает уровень качества. Не имеет значения какие действия организация предпринимает для улучшения качества – обучает персонал, встраивает управление качеством в процессы, совершенствует программные и аппаратные средства или приобретает новые средства контроля и измерений – только потребитель определяет, приведут ли затраченные средства и усилия к успеху.
вовлечение персонала – принцип TQM обеспечивает постоянную совместную работу всех сотрудников организации по достижению целей. Вовлечение персонала может быть достигнуто только после того, как у сотрудников пропадет страх потерять рабочее место, когда появится доверие к изменениям и будут даны полномочия их осуществлять, а руководство создаст необходимое для этого окружение. процессный подход – TQM рассматривает любую деятельность организации как процесс. Процесс это набор действий, которые преобразуют объекты от поставщиков (входы) в некоторые результаты (выходы) и передают эти результаты потребителям. И поставщики, и потребители могут быть как внешними, так и внутренними по отношению к организации. Набор действий процесса должен быть точно определен и все действия должны быть взаимосвязаны. Исполнение процесса необходимо постоянно контролировать, чтобы была возможность обнаружить отступления от установленного порядка. единство системы – организация может состоять из различных специализированных подразделений, которые имеют вертикальную иерархию подчиненности. Эти подразделения связаны процессами, которые обеспечивают горизонтальное взаимодействие. Внутри каждого из подразделений могут выполняться свои процессы. Они являются частью общих процессов организации. Таким образом, процессы отдельных подразделений интегрируются в более крупные процессы всей организации, что и позволяет ей достигать стратегических целей. Каждая организация имеет свою собственную, уникальную культуру работы. Для того, чтобы достигнуть высоких результатов в производимых продуктах или предоставляемых услугах необходимо воспитывать в организации культуру качества во всех подразделениях одновременно. стратегический и систематический подход – один из наиболее значимых принципов TQM. Постоянное улучшение качества должно стать частью стратегического плана организации. Для достижения поставленных целей по улучшению качества необходимо проводить систематическую и непрерывную работу. непрерывное улучшение – этот принцип является опорой TQM. Непрерывное улучшение позволяет организации применять и аналитические, и творческие методы для поиска путей повышения своей конкурентоспособности и эффективности. принятие решений на основе фактов – для того, чтобы понимать, как работает организация, необходимы данные результатов измерений работы. Чтобы проводить улучшения необходимо постоянно собирать и анализировать данные о работе. Только на основе фактических данных можно принимать правильные управленческие решения. коммуникации – во время изменений эффективные коммуникации играют огромную роль в поддержании морального духа и мотивации сотрудников всех уровней управления. Необходимо, чтобы коммуникации по вопросам происходящих изменений стали ежедневными действиями, такими же, как обычные процессы. В несколько измененном виде эти элементы вошли в состав принципов системы менеджмента качества, представленных в стандартах ISO серии 9000. Стратегия применения TQM Для разработки системы управления качеством на основе философии TQM могут применяться несколько стратегий. Организация может выбирать наиболее подходящую стратегию исходя из сложившихся условий ее работы: стратегия поэлементного внедрения TQM. Применение этой стратегии подразумевает использование различных инструментов менеджмента качества для улучшения ключевых бизнес-процессов и работы подразделений. Эта стратегия наиболее часто применяется организациями, когда они внедряют философию TQM по мере изучения отдельных ее частей. Примерами внедрения таких инструментов являются использование круга качества, статистическое управление процессами, методы Тагути (6 сигм), развертывание функций качества («домик качества»). стратегия применения теории TQM. Эта стратегия базируется на внедрении в практику положений TQM, разработанных такими специалистами и гуру менеджмента качества как - Деминг, Кросби, Джуран и др. Организация изучает теории и принципы разработанные этими специалистами, чтобы определить какие недостатки в сравнении с этими теориями существуют в практике работы. После этого выполняются действия по устранению этих недостатков. Примером внедрения TQM на основе этой стратегии может являться применение «14 пунктов Деминга» и модели «7 смертельных болезней» или «триад качества» Джурана. стратегия применения модели для сравнения (бенчмаркинг). В этом варианте команда специалистов организации или отдельные сотрудники посещают другую организацию, которая занимает лидирующую роль в реализации TQM и изучает их процессы и факторы успешного внедрения. На основе полученной информации менеджмент организации разрабатывает модель управления, адаптированную к своим условиям работы. стратегия применения критериев премий по качеству. Для разработки системы качества на основе TQM применяются критерии различных премий по качеству. Эти критерии используют чтобы определить области для улучшения в своей работе. Примерами могут являться критерии Премии Деминга, Европейской награды за качество (EFQM) и аналогичные.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|