Методика проведения занятий физическими упражнениями
Занятие должно состоять из вводной, основной и заключительной частей. В вводной части осуществляется подготовка к упражнениям, которые решают лечебные задачи в основной части. С этой целью применяются простейшие гимнастические и прикладные упражнения. Могут использоваться движения бытового самообслуживания: откидывание одеяла, снимание нательной рубахи, надевание костюма для занятий и пр. При групповых занятиях включаются ходьба и перестроения, с тем чтобы соответствующим образом разместить занимающихся. В вводной части можно использовать тонизирующее влияние условных раздражителей: строго определенного времени проведения занятий (рефлекс на время), проветривания палаты перед занятием, выяснения у больного его самочувствия, ознакомления с показателями температурного листа, выполнения некоторых объективных обследований (подсчет пульса, определение кровяного давления, осмотр повязки) и т. п. Воздействие условных раздражителей используется только тогда, когда этому не препятствуют клинические данные (тяжелое общее состояние, опасность учащения пульса, повышения кровяного давления или возникновение парадоксальных реакций и т.п.). Если формирование условных рефлексов нежелательно, занятия проводятся в то время, когда больной не утомлен предшествующим врачебным осмотром, лечебными манипуляциями и т.д.; помещение проветривается не непосредственно перед занятием; данные о состоянии больного берутся у лечащего врача или дежурной сестры; объективные обследования проводятся в самом необходимом объеме (например, определение пульса у больного в раннем послеоперационном периоде). Когда при, проведении мероприятий по охранительному торможению растормаживание в целях подготовки к проведению занятий нежелательно, в вводной части используются хорошо знакомые элементарные упражнения, характерные стойкими автоматизмами, простейшие дыхательные упражнения и движения конечностей (например, при применении снотворных и обезболивающих средств после резекции желудка).
Если нужно создать положительный эмоциональный фон для занятий, можно использовать игровые упражнения. Вводная часть занимает от 10 до 20% времени, отводимого на все занятие. В основной части занятия решаются ведущие задачи лечебного использования физических упражнений. Подбор, последовательность и особенности проведения упражнений должны обеспечить наилучший лечебный результат. Например, основными задачами занятия с больным, перенесшим операцию на желудке и находящимся на постельном режиме, будут: общетонизирующее воздействие, нормализация нарушенной функции дыхания и активизация перистальтики кишечника. В основной части используются элементарные гимнастические упражнения, вовлекающие в работу мышцы пояса верхних конечностей, спины и нижних конечностей, дыхательные упражнения, упражнения для мышц брюшного пресса с малой нагрузкой. Последовательность проведения этих упражнений устанавливается с учетом наиболее эффективного совместного влияния их. Основная часть занимает от 60 до 80% всего времени, отводимого на занятие. В заключительной части должно обеспечиваться закрепление последействия упражнений, примененных в основной части. Например, при необходимости продлить умеренное усиление всех вегетативных функций организма используются простейшие гимнастические упражнения с несколько меньшей нагрузкой, чем в основной части; при необходимости продлить стимулирующее воздействие упражнений основной части на перистальтику кишечника в заключительной части гимнастические упражнения сочетают с углубленным диафрагмальным дыханием и т.д.
Если желательна более быстрая нормализация значительно повышенных вегетативных функций, используется медленная, спокойная ходьба в сочетании с ритмичным углубленным дыханием, упражнения, вовлекающие в работу мышцы туловища и ног, выполняемые в медленном, спокойном темпе, упражнения, улучшающие кровообращение дистальных отделов конечностей (особенно рационально в условиях постельного режима) и т.д. Такой подбор упражнений может понадобиться, например, для больного, перенесшего операцию на сердце, или с разрешающимся воспалением легкого. При выраженном утомлении вовлеченных в патологический процесс групп мышц в заключительной части занятия используются упражнения в расслаблении, упражнения для мышц, симметрично расположенных относительно утомленных, упражнения для мышц ног при утомлении мышц пояса верхних конечностей и т.п. Все упражнения выполняются в медленном или среднем темпе. Если необходимо снизить значительно повысившееся в ходе занятий эмоциональное возбуждение, применяются простейшие упражнения «на внимание», упражнения с необычной координацией движений и т. п., мобилизующие вторую сигнальную систему и тормозные процессы. Заключительная часть занятия может быть ограничена выполнением 2-3 упражнений, может быть достаточно длительной, занимая до 20% всего времени, - например, при использовании подвижных игр. При проведении занятий физическими упражнениями необходимо регулировать колебания вегетативных функций, или кривую физиологической нагрузки. Для характеристики физиологической нагрузки используются результаты наблюдений за пульсом. Изменениям частоты пульса в известной мере адекватны сдвиги в дыхательной системе и в обмене веществ. Характер колебаний кривой физиологической нагрузки должен соответствовать задачам занятия и клиническим данным (рис. 20). Например, при проведении занятия с больным, недавно перенесшим операцию на сердце, подъем пульса не должен превышать 15-20% по отношению к исходным данным покоя. Наибольший подъем пульса желателен в середине занятия или в конце второй трети его. В отдельных случаях целесообразно перемещение пика подъема ближе к началу или к концу основной части занятия (например, при необходимости адаптировать больного к быстрым повышениям нагрузки или совершенствовать у него процесс реституции после нагрузки).
Существенное значение имеет плотность нагрузки, которая определяется временем фактического выполнения упражнений, исчисляемым в процентах ко времени, затраченному на занятие в целом. Плотность нагрузки связана с оптимальностью перерывов между отдельными упражнениями. В занятиях лечебной физической культурой используется малая (15-20%) или средняя (30-40%) плотность. Высокая плотность нагрузки допускается при необходимости значительно повысить энерготраты и восстановить общую выносливость и тренированность (например, в санаторно-курортных условиях). Регулируются также суммарные энерготраты. Величина их определяется задачами занятий и клиническими данными. Например, «сумма» физиологической нагрузки в первые дни занятий у больного с инфарктом миокарда должна быть минимальной. Если необходимо восстановить адаптацию к бытовым, производственным и спортивным нагрузкам у выздоравливающего, «сумма» физиологической нагрузки должна быть значительной. Существенна кривая изменений эмоционального тонуса. Желательно, чтобы подъемы ее соответствовали подъемам физиологической нагрузки. При осторожной дозировке нагрузки допустим лишь небольшой подъем эмоциональной кривой в вводной части, который следует поддерживать на протяжении всего занятия. По специальным показаниям в отдельных частях занятий кривая эмоциональной нагрузки может быть выше кривой физиологической нагрузки (например, за счет игрового метода проведения упражнений). Эмоциональная кривая может характеризоваться многочисленными подъемами и спадами, если стоит задача бороться с чрезмерной эмоциональной лабильностью больного. В практике лечебного применения физических упражнений отдифференцировались занятия лечебной гимнастикой, гигиенической гимнастикой, лечебной ходьбой, спортивными упражнениями и др. Каждое из них обладает своими особенностями.
Занятие лечебной гимнастикой проводится с соблюдением всех трех частей основной схемы (вводной, основной и заключительной). Используются гимнастические упражнения и (в меньшей мере) прикладно-спортивные. Занятия могут проводиться с отдельными больными или с группой больных, имеющих однородные заболевания. Минимальная длительность – 12-15 минут, максимальная (при групповых занятиях) – 45-60 минут. Если в занятии решается одна основная задача и небольшое число вспомогательных лечебных задач, вводная и заключительная части могут быть укороченными. Разновидностью сокращенного занятия является самостоятельно выполняемое больным задание. В задании решается одна-две лечебные задачи. В основную часть включается заранее разученный несложный комплекс специально подобранных упражнений, в том числе прикладные и бытовые движения. Упражнения могут быть локально действующими. Вводная и заключительная части в задании мало выражены. Проведение заданий требует полноценного предшествующего усвоения упражнений, сознательного отношения больного, периодического контроля со стороны медицинского персонала. Общая длительность задания – 10-15 минут. Занятие гигиенической гимнастикой - разновидность занятий с преимущественным использованием общеоздоровительных упражнений. Все его части укорочены. Длительность занятия – 15-20 минут. Занятие лечебной ходьбой проводится по общей схеме занятий. В отдельных случаях ходьба сочетается с гимнастическими упражнениями (движениями рук, реже туловища и ног, дыхательными упражнениями). Основная часть в зависимости от лечебных задач и клинических данных может состоять из различных вариантов ходьбы с разгрузкой (на «ходилках», с костылями, с палками); упражнений, направленных на восстановление нормального механизма походки или формирование наиболее полноценных компенсаций нарушенной ходьбы; дозированной ходьбы с целью восстановления адаптации к ходьбе или с целью лечебного воздействия преимущественно на сердечно-сосудистую систему, на обмен веществ и т.д. Дозировка нагрузки осуществляется за счет изменения степени опорной разгрузки, числа шагов в минуту, длины шагов, проходимого расстояния. Вариантом лечебной ходьбы с дозировкой являются прогулки. Они используются для закрепления лечебного эффекта, достигнутого в занятиях лечебной гимнастикой или лечебной ходьбой, и в целях быстрейшего восстановления общей адаптации больных к производственно-бытовым условиям. Занятия спортивными упражнениями или спортивными играми (гребля, плавание, езда на велосипеде, ходьба на лыжах, катание на коньках, игра в волейбол, теннис и др.) проводятся по типовой схеме. Основная часть занятия решает ведущие для данного больного задачи лечебного применения физических упражнений. Продолжительность занятий может доходить до 90 минут и более.
Разновидностями занятия спортивными упражнениями являются спортивные развлечения и тренировки. Спортивное развлечение - эпизодически применяемая форма занятий (преимущественно в санаторно-курортной обстановке). Оно в основном обеспечивает тонизирующее влияние и восстановление адаптации к мышечным нагрузкам. В нем не выражен ни элемент изучения техники упражнения, ни элемент систематической тренировки. Спортивным развлечением являются, например, катание на финских санях, игры ё воде с кратковременными проплывами и т.п. Отдельные части занятия при этом мало выражены. Дозировка осуществляется за счет интенсивности нагрузки и продолжительности занятия. Спортивные тренировки проводятся с больными, занимавшимися тем или иным видом спорта, при ликвидации остаточных нарушений отдельных функций для закрепления сформированных постоянных компенсаций и для восстановления общей тренированности. Тренировки проводятся преимущественно в санаторно-курортных условиях по типовой схеме занятий и могут завершаться соревнованиями. В санаторно-курортных условиях могут использоваться с лечебной целью также пешеходные, лыжные, водные и другие кратковременные туристские походы. ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТ ЛЕЧЕБНОГО ВЛИЯНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЯ
Планирование лечебного влияния физических упражнений. Эффективное использование физических упражнений с лечебной целью требует продуманного плана их проведения, подчиненного динамике заболевания. Для остро развившихся заболеваний в соответствии с основными закономерностями их течения в плане выделяется три периода. Первый перио д соответствует фазе мобилизации организмом физиологических мер борьбы с болезнью и формирования временных компенсаций. Основные задачи в этом периоде - стимуляция физиологических механизмов борьбы с болезнью, содействие формированию наиболее полноценных временных компенсаций, профилактика осложнений. Второй период имеет место в фазе обратного развития изменений, вызванных болезнью, и формирования постоянных компенсаций при необратимости этих изменений. Основными задачами лечебного использования физических упражнений становятся содействие быстрейшей ликвидации патологических нарушений различных функций, морфологических изменений в тканях и (в показанных случаях) формирование постоянных компенсаций. Третий период соответствует фазе выздоровления и реабилитации. Основные задачи в этом периоде - содействие ликвидации остаточных функциональных и морфологических нарушений, вызванных болезнью, и восстановлению адаптации к привычным производственно-бытовым нагрузкам и условиям; при необратимых нарушениях - закрепление сформированных постоянных компенсаций. Для заболеваний с хроническим течением, а также при позднем назначении лечебной физической культуры в случаях стойких остаточных нарушений после острых заболеваний предусматриваются вводный, или ориентировочный, основной и заключительный периоды занятий. В вводном периоде на основании реакций больного на различные варианты проведения занятий физическими упражнениями уточняются задачи и методика последующего их применения. В основном периоде занятия проводятся систематически, в соответствии с установленными в вводном периоде задачами и методикой. В зависимости от клинических данных акцентируется использование механизмов трофического действия, формирования постоянных компенсаций или нормализации функций на фоне тонизирующего влияния упражнений. В заключительном периоде подбор и методика упражнений зависят от результатов, достигнутых в основном периоде. При нормализации функций обеспечивается реабилитация к привычным производственно-бытовым мышечным нагрузкам и условиям внешней среды. При формировании стойких компенсаций осуществляется их закрепление и адаптация к бытовым и производственным нагрузкам и условиям при использовании компенсаций. Планирование применения упражнений на тот или иной период практически осуществляется следующим образом: - подобранные для решения лечебных задач физические упражнения распределяются в порядке их возрастающей сложности, с соблюдением требований перехода от простого к сложному, от легкого к трудному и с учетом предполагаемого хода развития болезни; уточняется примерная их дозировка: число повторений, преодолеваемое расстояние при ходьбе, длительность применения (за одно занятие) и т.п.; - определяются разновидности занятий (лечебная гимнастика, гигиеническая гимнастика и др.), порядок их проведения (ежедневно, 2-3 раза в день, через день и т.д.), расположение в режиме, дня, сочетание с другими лечебными средствами и методами (до и после них и каких именно, с перерывом длительностью в то или иное количество минут и т, д.); - составляются примерные планы занятий по каждой из намеченных разновидностей, где предусматривается оптимальное чередование упражнений, примерная продолжительность занятия и т.п. Запланированная последовательность выполнения упражнений и примерные занятия являются схемой. В зависимости от состояния больного и реакций его на упражнения варьируется нагрузка, исключаются или дополняются отдельные упражнения. При ухудшении состояния больного от более сложных упражнений переходят к более простым. В каждом новом периоде планирование осуществляют основываясь на динамике развития болезни и данных влияния лечебного применения физических упражнений в предшествующем периоде. Следует подчеркнуть, что прочность формирования и закрепления приобретаемых условных рефлексов имеет решающее значение для успешного лечебного применения физических упражнений как с целью нормализации функций, так и с целью формирования компенсаций. Необходимо также помнить, что вегетативные компоненты двигательного навыка формируются и закрепляются значительно медленнее, чем нервно-мышечные, и поэтому требуют более длительного систематического применения физических упражнений. Учет лечебного влияния физических упражнений. Основная задача учета лечебного влияния физических упражнений - выявление изменений в состоянии больного и в протекании патологических процессов с целью правильного планирования и своевременной корректировки подбора и методики упражнений. Методы учета зависят от заболевания и используемых средств лечебной физической культуры. Они должны давать возможность определять влияние физических упражнений в процессе их выполнения, после выполнения и в результате их длительного применения. При использовании механизмов тонизирующего влияния, например, на больного, находящегося на постельном режиме, учитываются оживление мимики, усиление звучности голоса, констатируемое больным облегчение дыхания, изменения объективных показателей деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. При использовании упражнений, мобилизующих вспомогательные механизмы кровообращения у больного с инфарктом миокарда, их влияние может учитываться по изменениям окраски кожи и слизистых (как показателей уменьшения или нарастания кислородного голодания), по числу дыханий и изменению характера дыхания (углубление и урежение дыхания - благоприятный признак), по числу сердечных сокращений и характеру пульса (более редкий пульс, улучшение его наполнения, исчезновение аритмии - следствие благоприятного влияния). Учет ближайшего последействия лечебного применения физических упражнений может проводиться путем наблюдения за выраженностью и стойкостью изменений в общем состоянии, степенью и длительностью изменений в деятельности сердечно-сосудистой системы, за появлением одышки, потливости и т.п., уменьшением или увеличением жалоб, в том числе на боли различной локализации, силы и длительности и т.д. Учет отдаленного последействия занятий проводится путем опроса, наблюдений и обследования. Отдаленное последействие может проявляться, например, в форме: - общительного или угнетенно безразличного состояния больного, перенесшего полостную операцию; - различной степени вспучивания живота и состояния отхождения газов у такого же больного; - сохранения достигнутого в ходе занятий увеличения подвижности в плечевом суставе после операции на грудной клетке. Для учета влияния физических упражнений могут быть использованы и функционально-диагностические методы (полученные при этом данные оцениваются на основе сопоставления результатов в начале и в конце периода наблюдения). У больного с инфарктом миокарда таким методом будет, например, исследование электрокардиограммы до занятий, в процессе занятий и непосредственно после занятий лечебной гимнастикой. У больного, перенесшего сотрясение мозга, это ортостатическая проба. Нормализация пробы в сочетании с исчезновением головокружения и тошноты, уменьшением выраженности головных болей дает достаточно данных для выявления положительного влияния занятий и внесения соответствующих дополнений в их методику.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|