Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вызовы современной цивилизации и антропология права




Современная цивилизация ставит перед антропологией права множество проблем: от «виртуальных» способов бытия, обусловленных всепроникающей информатизацией, до проблем генной инженерии. Мы коснемся следующих:

1. Личностные (соматические) права человека.

2. Возможность человека распоряжаться своим телом с позиции антропологии права.

3. Европейский опыт решения проблемы эвтаназии.

4. Антропологический взгляд на нетрадиционные способы зачатия.

 

В последнее время на фоне почти ежедневно публикуемых прессой статей о проводимых с разных странах опытах по клонирования, изменению генного кода, замене человеческих органов и тому подобному обострился интерес к проблемам манипуляций с телесной субстанцией человека. Проблема личностных прав может быть решена только с помощью антропологии права.

Личностные («соматические») права индивида не поддаются традиционной классификации. Они не входят в круг естественных прав человека, так как они определяются современным правом. Эти права не вписываются в комплекс позитивных прав – экономических, политических, культурных, хотя в них присутствует каждый из аспектов позитивных прав. Природа «соматических» прав крайне своеобразна: здесь человек не только претендует на радикальное изменение первородно-телесной инстанции, но также выдвигает определенные претензии к обществу.

Среди современных правопритязаний личности можно выделить и обособить группу таких, которые основываются на фундаментальной мировоззренческой уверенности в «праве» человека самостоятельно распоряжаться своим телом: осуществлять его «модернизацию», «реставрацию» и даже «фундаментальную реконструкцию», изменять функциональные возможности организма и расширять их технико-агрегатными либо медикаментозными средствами. Сюда же можно отнести права на смерть, изменение пола, гомосексуальные контакты, трансплантацию органов, употребление наркотиков или психотропных средств, право на искусственное репродуцирование, стерелизацию, аборт и на клонирование, а затем – и на виртуальное моделирование, в смысле полноправного утверждения (дублирования) себя в неметрической форме объективного существования. Права эти, имеющие сугубо личностный характер, предлагается определить как «соматические» (от греч. Сома – тело), являющихся разновидностью личных прав.

Таким образом, проблема генетики человека и биомедицинской этики вырастает в правовую проблему. Международное право и внутреннее законодательство в области биомедицинских исследований в целом развивается медленно и, надо признать, не поспевает за быстрым прогрессом науки. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) выпустила декларацию, имеющую рекомендательную силу, под названием «Всеобщая декларация 1998г. о человеческом геноме и правах человека». Декларация провозглашает, что «никакие научные исследования не отменяют уважение к правам человека, фундаментальным свободам и человеческому достоинству личности». Декларация затрагивает все вопросы биомедицинских исследований. Однако она почти не повлияла на национальное законодательство и политику в этой области.

За рубежом уже делаются первые шаги по законодательному регулированию исследований с эмбрионом. В ряде либеральных стран, таких как Франция, Германия, Норвегия, исследования на эмбрионах с незначительными оговорками запрещены. В Германии выращивание человеческого эмбриона вне организма человека для иных целей, нежели беременность, не только запрещено, но карается наказанием в виде трех лет лишения свободы. В других странах (Дания, Венгрия, Испания, Великобритания) допускаются определенные тесты, например, для определения жизнеспособности эмбриона в первые 14 дней после оплодотворения. В Швеции ткани, полученные от абортированного плода, могут быть использованы для медицинских целей, но обязательно с согласия женщины, носившей плод.

С проблемами статуса эмбриона связаны две другие проблемы – генная инженерия (расшифровка генов человека и манипуляции с ними) и клонирование человека. Открытия в области геном человека предоставляют гигантские возможности как медицине, так и фармацевтике и сулят в будущем огромные прибыли, в то время как не существует практически никакой международно-правовой регламентации реализации этих открытий кроме Конвенции Овьедо 1997г., в которой пока не участвуют не только ведущие европейские страны, но и США, Япония, Китай, не входящие в Совет Европы, но и США, Япония, Китай, не входящие в Совет Европы.

Клонирование – это изъятие клетки у животных или человеческих эмбрионов на самой ранней стадии развития для создания отдельных органов или целого организма. Специалисты утверждают, что это позволит создать эффективные лекарства против таких пока неизлечимых заболеваний, как болезни Альцгеймера и Паркинсона. В России вводится запрет на клонирование, но отсутствие закона о клонировании может быть истолковано некоторыми учеными как фактическое разрешение на проведение опытов по воспроизведению «двойников».

2. В современной медицине широко используется трансплантация органов и тканей: изъятие трансплантантов из тела живого человека или трупа и пересадка их в лечебных целях другому человеку. Помимо согласия живого донора на трансплантацию, существуют проблемы принуждения к изъятию органов или тканей человека для трансплантации, ответственности за нарушение правил проведения такой операции, наконец, за причинение вреда здоровью. Вопросом этики и права остается вскрытие и использование трупов для трансплантации. Наконец, требуют урегулирования взаимоотношения донора и реципиента.

Российский закон «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (1992г.) допускает изъятие органов (тканей) у донора только в случае, если его здоровью не будет причинен «значительный ущерб». Само изъятие органов (тканей) у живого донора допускается только при выражении донором согласия в письменной форме и заключении консинсилиума врачей-специалистов о возможности такого изъятия. Однако стопроцентной гарантии о том, что здоровью человека не будет нанесен ущерб, не даст никто. Остается открытым вопрос о возмещении этого ущерба. Одним из вариантов могло бы стать страхование донора специальным страховым полисом.

Трудно оценить добровольность донорства, ведь помимо сострадания реципиенту и стремления помочь ему нередко возникают ситуации, когда здоровый человек, испытывающий материальные трудности, готов продать свой орган. Обычно такая «сделка» совершается нелегально.

К другим проблемам трансплантации относятся констатация момента физиологической смерти, субъектность и основания распоряжения органами умершего. Одно дело – существование прижизненного волеизъявления донора, другое дело – изъятие органов у погибшего в катастрофе, а ведь срок жизнедеятельности тканей и органов умершего идет на часы, на драгоценные минуты. Интересную «модель согласия» в зависимости от обстоятельств предложили немецкие специалисты и претворили ее в закон о трансплантации органов 1997г.: родственники информируются о возможности трансплантации, им дается время на размышления, и если в течение установленного времени несогласие не будет выражено, то трансплантация возможна.

Морально-этическая подготовка общественного мнения потребовалась и по щекотливой проблеме смены пола – транссексуализма. За последние годы она активно вошла в круг проблем, обсуждаемых публично. Но законодатели многих стран упорно отказываются реагировать на то, что уже получило название «транссексуальный синдром».

Феномен транссексуализма происходит, по мнению специалистов, не из «сексуальных извращений», а давно известного еще древней мифологии антагонизма между сознанием и телесностью человека, продиктованного желанием жить по установкам другого пола. Если в восточных обществах, в Африке, Северной Америке цивилизации интегрировании таких людей, даже придавали им сакральный статус, в обществах с иудейско-христианской традицией до недавнего времени такие люди просто отторгались.

Сотрудничество современных медиков, антропологов и юристов в этой области дало первые результаты. За кандидатами в транссексуалы признается право на половую идентичность, независимость от причин возникновения желания поменять пол (генетических, гормональных, анатомических или психосоциальных). Поскольку смена пола сопряжена с хирургическим вмешательством, это вмешательство должно регламентироваться. В Швеции на это требуется административное решение медицинских органов (закон 21 апреля 1972г. «Об определении пола в некоторых случаях»), в Италии – решение суда второй инстанции после проведения «психосексуальной экспертизы» (закон 14 апреля 1982г.).

Последний закон о правовом статусе транссексуалов принят в бастионе католицизма – Испании в октябре 2000г. Согласно закону, «половая идентичность не может оставаться уделом произвольного решения судебного органа, в компетенцию которого не входит вынесение суждения по этому вопросу». Отныне за транссексуалом признается право «адаптировать свою анатомию к половой идентичности, которую индивид ощущается и которой живет, а также корректировать административное обозначение своего пола».

3. Еще одна из самых трудных личностных проблем – эвтаназия. Эвтаназия (от лат. хорошая, блаженная смерть) – это относительно безболезненная смерть, когда применение обезболивающих средств облегчает умирание при неизлечимых и мучительных болезнях. Понятие эвтаназии в последнее время применяется и к прекращению существования новорожденных с явными физическими аномалиями. Различают пассивную эвтаназию (уход за больными в виде паллиативного лечения, не приводящего к выздоровлению) и активную эвтаназию (безболезненное умерщвление больного по его просьбе и с согласия родственников).

По проблеме эвтаназии общественное мнение расколото на два непримиримых лагеря. Одна напоминают о введенной в действие Гитлером программе «Эвтаназия» по умерщвлению умственно отсталых, психически больных парализованных (а затем и просто неарийцев) в газовых камерах или о серийном «убийце-гуманисте» Джеке Геворкяне из Калифорнии, другие – о мучительной смерти родных и близких, умолявших прекратить их страдания.

Разработка процедурно-юридических вопросов, касающихся эвтаназии, уже ведется российскими юристами. С другой стороны, новая формулировка клятвы врача, внесенная 20 декабря 1999г. в текст Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, содержит прямой запрет «никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии». Задача современного законодателя состоит в том, чтобы учитывать изменения представлений о гуманизме: если раньше гуманизмом считаелось поддержание жизни человека любой ценой, даже ценой его страданий, то сейчас, видимо, имеет право на существование и понятие о гуманизме как об облегчении страданий неизлечимо больного по его просьбе: вопрос в расширении пределов свободы выбора человека, особенно если он атеист.

Современная правовая доктрина прекращает правоспособность граждан моментом смерти. «Нет человека – нет проблемы». Срочная и бессрочная охрана гражданским законодательством ряда имущественных и неимущественных прав граждан после их смерти, таких. Как исполнение завещательной воли умершего, охрана авторских прав и т.п., должна распространяться и на права, обеспечивающие индивидуализацию личности (право на честь, достоинство, деловую репутацию), ее автономию (право на неприкосновенность частной жизни) – еще одно перспективное направление исследований и гражданского права. При этом представляется, что проблема посмертных прав личности должна решаться совместными усилиями юристов, философов, медиков.

4. Новые способы зачатия носят не столь уж второстепенный характер, как принято думать. На первый взгляд, они кажутся однозначно вспомогательными, прежде всего потому, что индивиды и супружеские пары не прибегают к ним лишь в том случае, если традиционные усилия не дают желаемого результата, а, во-вторых, потому что они в любом случае никогда не стали бы нормой. Отметим прежде всего, что эти способы зачатия, как и все остальные, подчинены всеобщему императиву воспроизводства человеческого рода, даже если некоторые из них не предполагают физическую близость. С другой стороны, не обращаясь к милым сердцу этнолога отдаленным цивилизациям, отметим, что наша западная цивилизация весьма давно знакома с понятием «отдачи внаем чрева»: тому есть немало примеров в Древнем Риме, когда мужчины отдавали своих жен в наем супружеским парам, где жена была бесплодна. При этом можно проследить наличие сходной для всех обществ тенденции отдавать первенство мужчине: так, именно на женщину, как правило, падало подозрение в бесплодии.

Все современные вспомогательные способы зачатия являются новейшими лишь в строго материальном смысле. Сталкиваясь с теми же проблемами бесплодия, традиционные общества издавна умели их решать, используя фикции, делая ставку на абстрактное за неимение возможности изменить конкретное. Искусственные пути различны, но все они ведут к вечности, потому что открывают нечто такое, что способно победить смерть, - а именно возможность обладания потомством. В то же время ошибочно думать, что современные вспомогательные способы зачатия совсем не являются новыми. С одной стороны, традиционные общества манипулируют родственными отношениями, современные – биологическими данными. С другой стороны, современные способы суть порождение технократической и потребительской цивилизации, которая, похоже, само человеческое тело делает предметом спроса и предложения. Наконец, современные способы разъединяют понятия сексуальности и зачатия.


Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...