Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; курсовые работы и проекты, контрольные, рекомендации по использованию литературыи ЭВМ и др.
Ме-
то-
ды
Тема: «Юридическая антропология как альтернатива формально-юридическому подходу к вопросам права»:
- современное состояние юридической науки и значение антропологического знания;
- право как проблема человека;
- роль антропологического знания в оценке правовых теорий;
- структура современного антропологического знания
- взаимосвязь юридической антропологии с другими науками;
- методологические подходы к теории государства права и юридической антропологии к исследованию правовой деятельности человека.
Рекомендации по использованию литературы:
1. Бачинин В.А. Антропосоциологические проблемы права: методология и эмпирия// Правоведение. 2001. №3. С.27-39.
2. Бочаров В.В. Антропология права: Антропологические и юридические аспекты// Человек и право. М.,1999.
3. Каган М.С. О структуре современного антропологического знания//Очерки социальной антропологии. СПБ., 1995. С.30-40.
4. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: Современные трактовки и новые подходы. М.,1999.
5. Ковлер А.И. Антропология права. М., 2002.
6.Пучков О.А. Антропологическое постижение права. Екатеринбург, 1999.
7. Рулан Н. Юридическая антропология. М.,1999, 2000.
Э
ПБ
И
МШ
Тема: «Правовые культуры вне Запада: альтернативные представления о праве»:
- проблема разнообразия правовых систем;
- Индия и относительная значимость права;
- Китай и обесценивание права;
- японская культура и право;
- правовой плюрализм: относительность роли государства.
Рекомендации по использованию литературы:
Крашенинникова Н.А. Индусское право: История и современность. М.,1982.
Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2001.
Ранние формы социальной стратификации: генезис, историческая динамика, потестарно-политическая функция. М., 1993.
Розин В.М. Генезис права: методологический и культурологический анализ. М., 2003.
Рулан Н. Юридическая антропология. М.,1999, 2000.
Синицына И.Е. В мире обычая. М.,1997.
Рулан Н. Историческое введение в право. Учебное пособие для вузов. М.,2005
Тема: «За пределами правовых норм»:
- представления о праве: определение понятия и анализ сложившихся представлений в различных национальных традициях;
- практические действия: законодательные опросы общественного мнения;
- практические действия и официальное право.
Рекомендации по использованию литературы:
1. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. Пер. с англ. М.,1998.
2. Рулан Н. Историческое введение в право. Учебное пособие для вузов. М.,2005.
3. Лебедев С.Я. Традиции, обычаи и преступность. Теория, методология, опыт криминологического анализа. М., 1995.
4. Мосс М. Социальные функции священного. СПб.,2000.
5. Представления о собственности в российском обществе XV-XVIIIвв. М., 1998.
Э
ПБ
И
МШ
Тема: «Международно-правовое измерение правового бытия человека»:
- международные стандарты прав человека и проблема международной правосубъектности индивида;
- международное гуманитарное право;
- международная система защиты прав человека.
Рекомендации по использованию литературы:
1. Величко А.М. Государственно-правовые идеалы России и Запада: соотношение правовых культур. СПб., 2000.
Даниленко Г.М. Обычай в современном международном праве. М.,1988.
Дробышевский С.А. Научная мысль в поисках наилучшей политико-правовой системы. – Красноярск,2000.
Ковлер А.И. Антропология права. М., 2002.
Права человека: Итоги века, тенденции, перспективы// Отв. ред. Е.А.Лукашева. М.,2002.
Э
ПБ
Д
И
ПГ
Тема: «Понятие репродуктивных прав и правовое обеспечение репродуктивной свободы»
- правовое регулирование отношений по поводу контрацепции и планирования семьи;
- права эмбриона;
- гендерная экспертиза законодательства: теория, методика, значение;
- социальная практика и правовая регламентация репродуктивного поведения.
Рекомендации по использованию литературы:
Баллаева Е.А. Гендерная экспертиза законодательства РФ. М., 1998. 135с.
Ковлер А.И. Антропология права. М., 2002.
Драма российского закона. Сб. статей. М., 1996.
Цыбулевская О.И. Нравственные основания современного российского права. Саратов, 2004.
Д
Э
ПБ
И
ПГ
1-9
Практическая работа: «Юридико-антропологический опрос общественного мнения»:
- составление опросного листа;
- подборка 25-30 респондентов (по возрасту, по общности профессиональных интересов, по полу и т.п.);
- проведение опроса;
- подведение итогов и определение значения опроса для будущей профессиональной деятельности.
М
П
Д
Э
ПБ
И
МПН
1-9
Подготовка студентами реферативных работпо следующим проблемам:
1. Юридико-антропологическое понимание человека как биосоциального существа и самодеятельного универсума
2. Право в человеческом измерении
3. Брачный договор как элемент обычного права русских крестьян
4. Взаимодействие традиционных норм и государственного права в России
5. Человек в системе архаичного права
6. Юридико-антропологические знания: зарождение, эволюция, специфика
7. Мифы, обряды и ритуалы как нормативные регуляторы архаического общества
8. Ранние формы социальной стратификации: генезис, историческая динамика и функции
9. Структура нормативной системы в древних обществах
10. Общинная модель публичной власти и место человека в ней
11. Особенности правового статуса личности по обычному праву
12. Правовой обычай как источник права основных правовых систем современности
13. Гендерные особенности в обычном праве
14. Человек в социальной организации догосударственного общества
15. Статус собственности в обычном праве
16. Наказания и санкции в традиционном обществе
17. Правовой статус человека в традиционном обществе
18. Антропологические проблемы современного права
19. Этнокультуральные особенности права в Африке
20. Особенности правопонимания в Китае
21. Система прав и обязанностей в традиционном японском обществе
22. Мусульманско-правовая доктрина
23. Классификация преступлений и санкции в мусульманском праве
24. Соционормативная традиционная культура Индии
25. Суррогатное материнство как антропологическая проблема права
26. Современные проблемы антропологии права
27. Развитие альтернативных (не судебных) методов разрешения конфликтов
28. Культурное многообразие мира и права человека
29. Роль общественности и неправительственных организаций в создании правового государства
30. Права человека после смерти: обычно-правовая и государственная регуляция
31. Роль антропологов в создании нового законодательства
32. Договорные и принудительные способы урегулирования конфликтов в современном обществе
33. Проблемы осуществления правовой реформы в России и задачи юридической антропологии.
М
П
Д
Э
ПБ
И
ПГ
2.4. Инновационные способы и методы, используемые в образовательном процессе. Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центов, предприятий и организаций и др.).
№
Наименование основных
методов
Краткое описание и примеры использования в
Темах и разделах, место проведения
1.
Использование информационных ресурсов и баз данных
Информационная система Гарант – мастер используется при изучении следующих тем: «Альтернативные формы правосудия: теория, история и практика»,«Медиация как метод внесудебного разрешения споров», «Юридико-антропологические проблемы современной цивилизации».
2.
Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий
Специальная подборка правовых документов и учебных материалов для студентов юридических, финансовых и экономических специальностей «Консультант Плюс: высшая школа». Документы федерального и регионального законодательства, судебная практика, комментарии законодательства, учебники и труды классиков российской юриспруденции, содержащиеся в данной справочной правовой системе, могут быть использованы при подготовке рефератов к спецкурсу, а также
3.
Ориентация содержания на лучшие отечественные аналоги образовательных программ
Данный спецкурс ориентирован на спецкурс «Антропология права» Академического правового университета при Институте государства и права РАН (автор А.Ковлер).
4.
Применение предпринимательских идей в содержании курса
Данный спецкурс рассчитан на расширение профессиональных интересов будущих юристов. В итоге изучения данной дисциплины студенты составят представление о работе юриста-антрополога, медиатора, посредника, третейского судьи, эксперт по гуманитарной экспертизе законодательства.
5.
Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук
Проблемно - ориентированный междисциплинарный подход используется при изучении следующих тем: «Антропология правового конфликта» (например, проблемы преступности рассматриваются на стыке с криминологией, теория наказания и преступления – в сравнении с общей частью уголовного права); «Альтернативные формы правосудия: теория, история и практика» (например, процедура рассмотрения споров «посредничество-арбитраж» изучается с использованием методологии дисциплины «арбитражный процесс»), проблематика раздела «Международно-правовое бытие человека» предполагает использование знаний по международному праву.
6.
Применение активных методов обучения, на основе опыта и др.
На основе, накопленного в традиционных обществах по разрешению правовых конфликтов, студенты сопоставят восстановительную и карательную модели правосудия. В результате проведения юридико-антропологического опроса студенты приобретут навыки профессионального общения с потенциальными клиентами, составят представление об уровне правовой культуры и правовой образованности населения, выявят актуальные проблемы современной юридической действительности.
7.
Использование методов, основанных на изучении практики
На основе данных современной судебной практики студенты изучают эволюцию института вменяемости, аффекта в российском праве. Анализ опросов общественного мнения о действующем законодательстве позволит соотнести реальные представления россиян о праве и нормы действующих законов, а также определить место права в системе ценностей россиян.
8.
Использование проектно-организационных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач
Проектно-организационные технологии обучения в команде в рамках спецкурса «Юридическая антропология» используются при проведении юридико – антропологического анализа законов. Группа студентов проводит экспертизу действующего закона (например, Уголовного кодекса), разрабатывает методику, проблематику и задачи анализа, составляет форму и содержание экспертного заключения.